Практические и/или семинарские занятия (очное отделение)




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

  УТВЕРЖДАЮ   Директор Института менеджмента и экономики:     _________ И.С. Саркисян (подпись) __________ (дата)

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Менеджмент»

Федерального компонента цикла ОПД ГОС ВПО второго поколения

по направлению «Экономика »

в группе 4411б, 4412б

_____________________________________________________________________________

(код и название направления, специальности, специализации)

 

Курс_____1____________

Семестр__2____________

Учебный план набора года с изменениями от года (очное отделение)

 

Распределение учебного времени

 

  Очная форма Заочная форма  
Лекции   ___________ часов
Лабораторные занятия   ___________ часов
Практические занятия   ___________ часов
Семинарские занятия   ___________ часов
Самостоятельная работа   ___________ часов
Всего по учебному плану   ___________ часов
Экзамен 2 семестр ________семестр__  
       

 

Документ: Дата разработки: 15.09.11 г.   Номер и дата регистрации в УМУ: №__________от_________________ №__________от_________________ №__________от_________________  

Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент»

 

Предисловие

1. Рабочая программа составлена на основе ГОС ВПО второго поколения

по направлению (специальности) «Экономика»,

(код и наименование)

утвержденного 25.04.2000 г. № 433 ГУМ/бак.

(дата и номер государственной регистрации)

 

 

ОДОБРЕНА на заседании обеспечивающей кафедры

«Менеджмента» протокол № от 19.09.11 г.

 

 

2. Разработчик

 

профессор, доктор педагогических наук     _________________   В.Б. Орлов  

 

3. Зав. обеспечивающей кафедрой

 

доцент, кандидат эконом. наук _________________ Л.С. Хромцова

 

4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с выпускающей кафедрой специальности; СООТВЕТСТВУЕТ ГОС ВПО второго поколения по направлению (специальности), действующему учебному плану.

 

Зав. выпускающей кафедрой направления (специальности)___________________________

(код и наименование направления/специальности)

_________________ (ученое звание, ученая степень) _________________ (подпись) _________________ (И. О. Фамилия)

 

Зав. выпускающей кафедрой направления (специальности)___________________________

(код и наименование направления/специальности)

_________________ (ученое звание, ученая степень) _________________ (подпись) _________________ (И. О. Фамилия)

 

 


 

 

Введение

Дисциплина «Менеджмент» входит в ряд обязательных учебных дисциплин, для студентов специальности «Экономика».Изучение программы предусматривает лекционный курс, практические занятия, сдачу экзамена.

 

Цели и задачи дисциплины:

Цель учебной дисциплины «Менеджмент» - обучение студентов навыкам организации и управления бизнесом; создание и определение общих управленческих ориентиров, решение управленческих задач в области совершенствования аппаратного и программного обеспечения управленческой деятельности.

 

 

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

 

- знание основных категорий менеджмента;

- знание современной законодательной и нормативной базы в области менеджмента;

- умение принимать и обосновывать управленческие решения в области теории и практики менеджмента;

- умение взаимодействовать с людьми, общаться в коллективе, поощрять стремление людей к творческому росту и помогать их развивать, разрешать конфликты;

- уметь взаимодействовать с лицами, представляющими различные культуры и разные интеллектуальные слои; вести переговоры для достижения приемлемых решений по профессиональным вопросам; трудиться в разнородной культурной среде;

- умение излагать, обсуждать и действенно отстаивать мнение в формальной и неформальной обстановке, в письменной и устной форме;

- умение находить, получать, систематизировать, письменно оформлять и использовать информацию из устных, печатных и электронных источников.

 

 


 

Содержание теоретического раздела дисциплины (очное отделение)

 

№ Темы Наименование темы, наименование вопросов, изучаемых на лекциях Количество часов, отводимых на лекции по теме. Лабораторные работы* Практические (семинарские) занятия** СРС***
  Раздел I. СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА, ЕГО МЕТОДОЛОГИЯ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ
   
1. Сущность менеджмента, его место в системе рыночных отношений Этимология и смысловые значения термина «менеджмент» Менеджмент и управление: общие и специфические характеристики этих понятий. Типы менеджмента. Характеристика тенденций развития менеджмента.          
2. Методологические основы менеджмента. Методология как основа научного познания. Теория адаптации. Комплексный подход к выбору инструментов управления. Системный подход к организации и управлению. Ситуационный подход. Процессный подход.        
Раздел II. ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА  
4. Характеристика функций менеджера Общая характеристика функций менеджера. Планирование как первичная функция менеджмента. Организация как первичная функция менеджмента. Мотивация как первичная функция менеджмента. Контроль как первичная функция менеджмента. Частные функции управления.        
Раздел III. ВЫРАБОТКА РЕШЕНИЯ. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
13. Выработка и принятие решения как основная проблема управления Сущность феномена «Решение». Запрограммированные и незапрограммированные решения. Характеристика подходов к принятию решений. Правила риска. Виды управленческих решений. Факторы, влияющие на принятие решений. Условия принятия решения. Модели принятия решений. Технология принятия решения.     №9  
Раздел IV. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫУПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
15. Инновационная деятельность в менеджменте и предпринимательстве Нововведения как объект инновационного менеджмента. Классификация инноваций. Основные этапы создания и реализации инновационного проекта. Способы преодоления сопротивления инновациям. Эффективность инновационного проекта. Определение рисков инновационного процесса. Методы уменьшения рисков инновационной деятельности. Сущность инновационности в предпринимательстве.       №11  
19. Управление качеством в предпринимательстве Качество: характеристика понятия Требования к качеству Алгоритм улучшения качества Разработка политики в области качества Качество документации о товаре как фактор завоевания рынка     №14  
Раздел V. ЛИДЕРСТВО. СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ  
21. Лидерство Общая характеристика лидерства. Подходы к лидерству. Концепции лидерского поведения. Типы лидеров. Требования к менеджеру как лидеру. Современные модели лидерства.     №15  
22. Руководитель как лидер и носитель власти Руководство: власть и личное влияние. Соотношение понятий «управление», «руководство», «лидерство». Классификации стилей управления. Авторский подход к классификации стилей управления.     №16  
Раздел VI. КОММУНИКАЦИИ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. РЕКЛАМА  
23. Коммуникационный процесс Сущность коммуникации и ее этапы Коммуникационная сеть организации Межуровневые коммуникации в организации Типы коммуникационных сетей Коммуникационные роли Коммуникационные стили Невербальные коммуникации в менеджменте Техника общения     №17  
Раздел VII. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА. ИМИДЖ, ЭТИКА
26. Корпоративная культура Сущность корпоративной культуры. Пути формирования и передачи корпоративной культуры.     №19  
28. Имидж организации Определение имиджа организации. Факторы, влияющие на формирование имиджа организации. Пути формирования имиджа организации. Механизм функционирования имиджа организации.     №21  
29. Этика и этикет в деятельности менеджера Краткий экскурс в историю этики и этикета. Этические нормы в деятельности организаций. Этика и культура в системе стратегического управления. Социальная ответственность бизнеса.     №22  

 

 
 
   
 
   
   
   
   
   
   
   
     

 

 

Практические и/или семинарские занятия (очное отделение)

№ занятия Наименование и краткое содержание Объем, час СРС***
1. Закономерности и принципы управления Характеристика познанных закономерностей управления. Характеристика принципов управления. Методы управления.    
2. Функция планирования в менеджменте Сущность и принципы планирования. Научные подходы к планированию. Организация работ по планированию. Стратегическое планирование. Среднесрочное и текущее планирование. Бизнес-планы организации, краткосрочные планы. Методы разработки планов.    
3. Организация работы в фирме Смысловые значения понятия «организация» в менеджменте. Организация как система. Внутренняя среда организации. Общая характеристика организации и ее переменных. Организация как структура. Организация как предприятие. Взаимодействие внутренней и внешней среды в бизнесе.    
4. Организационное развитие Сущность понятия «организационное развитие». Предпосылки и ценности организационного развития. Эффективность программы организационного развития. Жизненный цикл организации.    
5. Управление человеческими ресурсами как фактор организационного развития Управление человеческими ресурсами: сущность и содержание. Набор, подбор и отбор персонала. Концепция бюрократической организации М. Вебера. Развитие трудового коллектива.    
6. Управление конфликтами как фактор организационного развития Сущность конфликта Типы конфликта Причины конфликтов и методы их устранения Последствия конфликта Методы предотвращения и разрешения межфункциональных конфликтов и управления конфликтной ситуацией Стили поведения в конфликте    
7. Функция мотивации в менеджменте. Создание системы мотивации труда Сущность мотивации Краткий экскурс в историю Содержательные теории мотивации мотивирования труда Процессуальные теории мотивации Виды мотивации предпринимательской деятельности и управления в современной России Практические аспекты применения содержательных теорий мотивации    
8. Контроль как функция управления Сущность контроля Особенности контроля. Виды контроля. Этапы процесса контроля и его эффективность. Требования-критерии к системе управленческого контроля. Информационно- управляющие системы в контроле.    
9. Выработка и принятие решения как основная проблема управления Сущность феномена «Решение». Запрограммированные и незапрограммированные решения. Характеристика подходов к принятию решений. Правила риска. Виды управленческих решений. Факторы, влияющие на принятие решений. Условия принятия решения. Модели принятия решений. Технология принятия решения.    
10. Стратегический менеджмент Понятие, сущность и значение стратегического менеджмента. Становление стратегического менеджмента как самостоятельной исследовательской области и управленческой практики. Школы стратегического менеджмента. Цель и роль стратегического менеджмента. Стратегические альтернативы. Шаги определения стратегий. Выбор стратегии. Инструменты внедрения стратегий. Особенности внедрения глобальных стратегий. Выполнение стратегии.      
11. Инновационная деятельность в менеджменте и предпринимательстве Нововведения как объект инновационного менеджмента. Классификация инноваций. Основные этапы создания и реализации инновационного проекта. Способы преодоления сопротивления инновациям. Эффективность инновационного проекта. Определение рисков инновационного процесса. Методы уменьшения рисков инновационной деятельности. Сущность инновационности в предпринимательстве.      
12. Анализ и оценка предпринимательской деятельности Предмет экономического анализа. Методы, способы и приемы экономического анализа. Методы, способы и приемы экономического анализа. Анализ розничного товарооборота. Современные представления о сущности экономической эффективности коммерческой деятельности. Общие и специфические показатели оценки коммерческой деятельности.    
13. Финансовое и материально-техническое обеспечение предпринимательской деятельности Материально-техническая база торгового предприятия Источники финансирования Оценка эффективности привлечения кредитных ресурсов      
14. Управление качеством в предпринимательстве Качество: характеристика понятия Требования к качеству Алгоритм улучшения качества Разработка политики в области качества Качество документации о товаре как фактор завоевания рынка      
15. Лидерство Общая характеристика лидерства. Подходы к лидерству. Концепции лидерского поведения. Типы лидеров. Требования к менеджеру как лидеру. Современные модели лидерства.    
16. Руководитель как лидер и носитель власти Руководство: власть и личное влияние. Соотношение понятий «управление», «руководство», «лидерство» в свете последующего рассмотрения классификаций стилей деятельности менеджера. Классификации стилей управления. Основные подходы к классификации стилей лидерства. Авторский подход к классификации стилей управления. Сравнение эффективности стилей руководства.    
17. Коммуникационный процесс Сущность коммуникации и ее этапы Коммуникационная сеть организации Межуровневые коммуникации в организации Типы коммуникационных сетей Коммуникационные роли Коммуникационные стили Невербальные коммуникации в менеджменте Техника общения    
18. Реклама и менеджмент Сущность рекламы. Классификации рекламы. Рекламная деятельность. Рекламный менеджмент.      
19. Корпоративная культура Сущность корпоративной культуры. Пути формирования и передачи корпоративной культуры.    
20. Управление с помощью команд   Командный труд. Модель эффективности командного труда. Различные типы команд. Формальные команды. Самоуправляемые команды. Характеристики рабочих команд: размер, роли участников. Командные процессы. Стадии развития команд. Управление конфликтами в командах. Преимущества и недостатки командной организации труда.    
21. Имидж организации Определение имиджа организации. Факторы, влияющие на формирование имиджа организации. Пути формирования имиджа организации. Механизм функционирования имиджа организации.    
22. Этика и этикет в деятельности менеджера Краткий экскурс в историю этики и этикета. Этические нормы в деятельности организаций. Этика и культура в системе стратегического управления. Социальная ответственность бизнеса.    

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: