Методические указания и рабочая тетрадь
Для выполнения лабораторных работ по дисциплине
«Конструкция и эксплуатационные свойства транспортных и транспортно-технологических
Машин и оборудования»
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мордовский государственный университет
Им. Н.П. Огарёва»
Методические указания и рабочая тетрадь
Для выполнения лабораторных работ по дисциплине
«Конструкция и эксплуатационные свойства транспортных и транспортно-технологических
Машин и оборудования»
Саранск
УДК
С о с т а в и т е л и: Иншаков А.П., Курбаков И.И., Кувшинов А.Н.
Р е ц е н з е н т ы - кафедра «Эксплуатация автомобильного транспорта» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» кандидат технических наук, доцент В. В. Лянденбурский; начальник Государственной инспекции Республики Мордовия по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники В. П. Дьячков
Методические указания и рабочая тетрадь для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Конструкция и эксплуатационные свойства транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования» / М-во образования и науки РФ, МГУ им. Н. П. Огарева; [сост.: А. П. Иншаков и др.]. – Саранск, 2015.- 26 с.
Методические указания и рабочая тетрадь предназначены для самостоятельной работы бакалавров по направлению подготовки «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» при выполнении цикла лабораторных работ по дисциплине «Конструкция и эксплуатационные свойства транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования». Пособие может быть также использовано студентами направления подготовки «Агроинженерия» при изучении дисциплины «Тракторы и автомобили».
© Иншаков А. П., Курбаков И. И., Кувшинов А.Н., составление 2015
Лабораторная работа №1
Классификация подвижного состава
Цели работы:
1) изучить назначение и классификацию транспортных и транспортно-технологических машин;
Оборудование: видеопроектор, презентационные материалы, плакаты.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
1. По плакатам и материалам лабораторной работы изучить назначение и классификацию транспортных и транспортно-технологических средств.
2. Записать конспект работы, использую список рекомендуемой литературы.
ОТЧЕТ
1. Автомобиль- это самоходное транспортное средство, предназначенное для______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
2. Как классифицируется автомобильный транспорт по назначению
___________________________
___________________________
___________________________
3. Для чего служат специальные автомобили? Приведите примеры специальных автомобилей __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Как подразделяются автомобили по типу шасси? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Как подразделяют автомобили по типу двигателя?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Расшифруйте марки отечественных автомобилей:
ВАЗ-2170___________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ГАЗ-3309____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАМАЗ 45143 В _____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
7. С помощью рекомендуемых источников необходимо заполнить таблицу «Классификация автомобилей».
Параметр | ВВид | Класс | |||||||||||||||||||
Литраж,л Индекс Длина, м Индекс Полная масса, т Индекс автомобиля: - С бортовой платформой - седельный тягач - самосвал - цистерна - фургон Специальный | Легковые автомобили | ||||||||||||||||||||
Автобусы | |||||||||||||||||||||
Грузовые автомобили | |||||||||||||||||||||
Лабораторная работа №2
Изучение конструкции и определение основных параметров сцепления автомобиля
Цели работы:
1) изучить назначение, классификацию муфт сцепления и определить требования, предъявляемые к ним;
2) освоить устройство, работу, регулировки, обслуживание муфт сцеплений.
Оборудование: разрезы двигателей СМД-60, КамАЗ-740, стенды с деталями муфт сцеплений и их приводов, детали, узлы, плакаты, макет трактора Т-150К.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
1. По плакатам и двигателям указанных марок транспортных и транспортно-технологических средств познакомиться с устройством муфт сцепления и их приводом.
2. Пользуясь плакатами и действующими макетами, освоить работу муфт сцеплений и их приводов.
3. Записать конспект работы, использую список рекомендуемой литературы.
ОТЧЕТ
1. Напишите назначение сцепления: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какая сила используется в работе фрикционного сцепления?
___________________________________________________________________________
3. Опишите устройство сцепления
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Дайте классификацию сцеплениям (в виде блок схемы)
5. Перечислите виды механизмов выключения сцепления ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какие механизмы включает в себя механический привод сцепления? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Какие основные элементы гидропривода вы знаете? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Опишите работу гидравлического привода сцепления_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Для чего служит пневматический усилитель привода сцепления? Где его устанавливают? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Проведите анализ конструктивных схем сцеплений, материалы запишите в таблицу
Фрикционные | Гидродинамические | Электромагнитные | |||
Достоинства | Недостатки | Достоинства | Недостатки | Достоинства | Недостатки |
Пример автомобиля с данной конструкцией муфты сцепления | |||||
Лабораторная работа №3
Изучение конструкции и определение основных параметров КПП и раздаточной коробки
Цели работы:
1) изучить назначение, общее устройство и принцип действия коробок перемены передач (КПП) с неподвижными осями валов и подвижными шестернями, а также раздаточных коробок;
2) усвоить основные операции по техническому обслуживанию коробок передач.
Оборудование: макеты тракторов МТЗ-80, Т-150К, ДТ-75М; автомобили УАЗ-3303, ГАЗ-3307; разрезы коробок передач и раздаточных коробок; литература, схемы и плакаты по коробкам передач и раздаточным коробкам.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
1. Пользуясь литературой, изучить назначение и классификацию коробок передач. Коробки передач с неподвижными осями валов и подвижными шестернями установлены на многих тракторах (ЛТЗ-55, МТЗ-80, ДТ-75М) и автомобилях (ГАЗ-3307, УАЗ-3303, ЗИЛ-4403 и др.).
2. Пользуясь схемами, плакатами и соответствующей литературой, изучите устройство и работу коробок передач автомобиля ЗИЛ-4403 и тракторов МТЗ-80, ДТ-75М и др.
3. Записать конспект работы, использую список рекомендуемой литературы.
ОТЧЕТ
1. «Трансмиссия автомобиля это… ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Расшифруйте колесные формулы автомобилей и приведите марки автомобилей.
4х2_________________________________________________________________
4х4_________________________________________________________________
6х4_________________________________________________________________
6х6_________________________________________________________________
3. Подпишите устройство трансмиссии автомобиля
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какой агрегат трансмиссии устанавливается дополнительно для выключения привода переднего моста? ___________________________________________________________________________
5. Напишите назначение коробки передач _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. На чем основано действие коробки передач? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Какое число называют передаточным? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Найдите передаточное число, если:
Z1 | ||||
Z2 | ||||
i |
9. Напишите устройство и опишите схему работы простейшей коробки передач
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Перечислите устройство механизма переключения КПП _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Какое устройство предотвращает одновременное включение двух передач? ___________________________________________________________________
12. Напишите назначение синхронизатора _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Для чего в коробке передач устанавливают делитель? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Напишите назначение раздаточной коробки __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Проведите анализ компоновочных схем трансмиссий, используя таблицу
Компоновочная схема трансмиссии | Пример реализации | Преимущества | Недостатки |
Классическая | |||
Переднеприводная | |||
Заднемоторная | |||
Многоприводная |
Лабораторная работа №4
Изучение конструкции и определение основных параметров главной передачи
Цели работы:
1) изучить назначение и конструкцию главной передачи, определить требования, предъявляемые к ним;
2) освоить устройство, кинематику, работу, регулировки, обслуживание ведущих мостов транспортно-технологических машин.
Оборудование: плакаты, макет главной передачи, макет трактора Т-150К, макет ведущего моста марок ГАЗ, ЗИЛ, МТЗ, ДТ-75.