Авангард, авангардизм – общее название направлений в искусстве ХХ столетия.
Аванложа — места в зрительном зале, помещение перед входом в ложу.
Авансцена — передняя часть сцены (между занавесом и рампой).
Акт — законченная часть драматического произведения или театрального представления; то же, что и действие.
Актёр – играющий роль; воплощающий персонаж в драматических, оперных, балетных представлениях.
Актёрское искусство - искусство создания сценических образов (ролей) в театральных и других зрелищных представлениях; вид исполнительского творчества.
Амплуа – условное разделение ролей и актёров на своеобразные характерные группы личности актёра. В частности, различают комические, трагические амплуа.
Амфитеатр – места для зрителей, поднимающиеся от сцены полукругом.
Ангажемент – приглашение актёра на определённый срок для участия в спектаклях и концертах.
Анонс — объявление о предстоящих гастролях, спектаклях, концертах.
Антрепренёр — владелец, содержатель, арендатор частного театра.
Антреприза — частный театр.
Аншлаг — объявление о том, что все билеты (на спектакль, представление) проданы.
Антракт – промежуток времени между действиями, в течение которого игра прерывается, а публика ожжет покидать зал.
Ансамбль – художественная стройность и согласованность исполнения.
Апофеоз – заключительная, торжественная массовая сцена спектакля.
Арлекин - 1). Персонаж из северного (венецианского) квартета масок комедии дель арте.
2). Верхняя часть переднего сценического занавеса, скрывающего конструкцию сцены. Название произошло от ситуации, когда Арлекин появлялся на сцене, драпируясь в складках переднего занавеса.
Арьерсцена — наиболее удаленная от зрительного зала часть сцены.
|
Ателлана - вид народных импровизированных сценок в Др. Риме в 3 в. до н. э. Действующие лица А. — постоянные типы-маски: Буккон, Доссен, Макк, Папп и др.
Балаган — театральное представление комического характера, показываемое на ярмарках и народных гуляньях (в России с XVIII в.).
Балкон — места в зрительном зале, расположенные амфитеатром в различных ярусах.
Барокко – стиль в искусстве; существовал в конце ХVI – середине ХVIII в.
Бельэтаж — первый ярус балконов над партером и амфитеатром в зрительном или концертном зале.
Бенефис – спектакль, сбор с которого полностью или частично поступает в пользу одного или нескольких актёров – «бенефициантов».
Бенуар — театральные ложи на уровне сцены или несколько ниже по обеим сторонам партера.
Бурлеск — преувеличенно комическое изображение на сцене.
Бутафория – изделия, заменяющие на сцене настоящие предметы.
Буффон - актер, исполняющий шутовские, комические роли. Разрабатывает не индивидуальный, но типический характер, персонаж-маску с преувеличенно яркими, форсированными комедийными реакциями, пластикой, речевой характеристикой.
Варьете – форма развлекательного зрелища, в котором чередуются разные номера; возникла во Франции в конце ХVIII в.
Водевиль — вид комедии положении с песнями-куплетами и танцами. Возник во Франции; с начала XIX в. получил общеевропейское распространение. Лучшим произведениям присущи задорное веселье, злободневное отображение действительности.
Восприятие – отношение зрителя к спектаклю и его активность; способ использования им, полученной от сцены информации для её понимания и анализа.
|
Внестилевое мышление – понятие, определяющее тип зрелища, в котором объединены разные формы и стили; возникло в 50-х – середине 80-х гг. ХIХ в.
Вымысел – то, что существует сначала только в воображении автора, а затем уже в воображении зрителя.
Галёрка, раёк – места в театре, находящиеся на верхних ярусах зрительного зала.
Гастроли — выступление актеров на выезде в других театрах.
Герой — главное действующее лицо в спектакле.
Генеральная репетиция — последняя перед спектаклем, концертом.
Грим – способ изменения внешности актёра, а также особые краски и кремы, применяемые в театре.
Действие – последовательность сценических событий, происходящих главным образом в зависимости от поведения персонажей.
Действие словесное – существует во внутреннем мире персонажа, в его развитии, в его решениях, в его речи.
Декламация — четкое выразительное чтение вслух.
Декорация — художественное оформление места действия на театральной сцене, создающее зрительный образ спектакля.
Диалог драматический – обмен словами между действующими лицами.
Дивертисмент — музыкальное или драматическое представление из ряда отдельных номеров, обычно даваемое в дополнение к спектаклю.
Драматург — автор драматических произведений.
Драматургия — 1) драматическое искусство, теория построения драматических произведений; 2) совокупность таких произведений; 3) сюжетно-композиционная основа отдельного театрального произведения.
|
Драма – род литературного произведения в диалогической форме, предназначенного для сценического воплощения.
Драма судьбы – разновидность мелодрамы в немецком и австрийском театре начала ХIХ
Документальная драма – течение в театральном искусстве; возникло в 60-х гг. ХХ в. Авторы отказывались от вымысла и опирались лишь на документальные свидетельства.
Жест – телодвижение, сопровождающее речь или заменяющее её. Как правило, волевое и контролируемое актёром, зависимое от произносимого текста или совершенно автономное.
Злодей — амплуа актера, играющего отрицательных героев.
Импровизация – форма исполнительского искусства, в которой произведение создаётся в момент представления.
Интермедия — небольшая пьеса, исполняемая между актами драматического или оперного спектакля; вставная сцена.
Кабуки — один из видов классического театра в Японии. Включает музыку, танцы, драму, сложился в XVII в. С 1652 г. в таких труппах выступают только мужчины.
Картина — часть акта в драме.
Карнавал - в католических странах Европы, весенний народный праздник, сопровождаемый ряженьем, уличными шествиями, театрализованными играми.
Клака — специальная группа людей, нанимаемых для создания искусственного успеха или провала спектакля, актера.
Классицизм – стиль в искусстве; сложился во Франции в ХVII в.
Колосники — верхняя (невидимая зрителю) часть сцены для установки блоков, сценических механизмов и подвески элементов декораций.
Комедия — вид драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического. Как и трагедия, родилась в Древней Греции из обрядов, сопровождавших шествия в честь бога Диониса.
Комик — амплуа актера, исполняющего комедийные роли.
Костюм театральный - элемент оформления спектакля – одежда, обувь, головные уборы, украшения и др. предметы, которые используют актёры для характеристики сценических образов.
Комедия – жанр драматургии.
Комедия дель арте, комедия масок – форма импровизационного театра; возникла в Италии на рубеже ХV и ХVI вв.
Конфликт – столкновение антагонистических сил драмы. В конфликте противостоят друг другу персонажи, взгляды на мир или различные позиции в определённой ситуации.
Котурны – сандалии с толстыми подошвами, которые делали фигуру выше, а движения – значительнее; использовались в театре Древней Греции.
Кулисно-арочная – система декораций; сложилась в театре барокко (конец ХVI – середина ХVIII в.)
Кулисы – декорационные конструкции, перекрывающие сцену по бокам.
Лирик — амплуа актера, играющего лирические персонажи.
Лицедей — название актера в Древней Руси.
Ложа — группа мест в зрительном зале (вокруг партера и на ярусах), отделенная перегородками или барьерами.
Марионетка — театральная кукла, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей.
Массовка – группа актёров (свыше 15 человек).
Мелодрама — пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией. Возникла в конце XVII в. во Франции, в России — в 20-е гг. XIX в.
Мизансцена – расположение актёров на сценической площадке в каждый момент спектакля.
Мим – актёр, который играет без слов, при помощи пластики (движений тела) и мимики (выражения лица).
Мимика — один из важных элементов искусства актера, выразительное движение мышц лица.
Мимы – короткие сценки, чаще всего комического содержания, сочетавшие импровизированный диалог, пение, танцы в античном театре.
Мистерия – вид религиозного театра; достиг расцвета в ХIV – ХVI вв.
Монодрама – произведение для сцены, написанное для одного актёра.
Монолог — речь актера, обращенная к слушателям или самому себе.
Монодрама — драматическое произведение, исполняемое одним актером.
Моралите — жанр западно-европейского театра XV—XVI вв., назидательная аллегорическая драма, персонажи которой олицетворяли различные добродетели и пороки.
Мюзикл – тип сценического зрелища, в котором соединены формы эстрадного искусства, драматического театра, балета и оперы, бытового танца; сложился в конце ХIХ в США.
Мюзик-холл — вид эстрадного театра, соединяющий эстрадные, цирковые, танцевальные и музыкальные жанры. Первые мюзик-холлы возникли в Великобритании в середине ХIХ
Народный театр — 1) театр, бытующий в народе, органически связанный с устным народным творчеством; 2) профессиональный театр второй половины XIX в., деятельность которого была адресована широкому зрителю; 3) непрофессиональный любительский театр (в России появился в середине XIX в.).
Но — один из видов традиционного японского театра. Включает музыку, танец, драму. Характерные черты: условность декораций, главные персонажи — в масках, костюм лишен бытовой конкретности. Падуги – горизонтально вытянутые полосы ткани, подвешенные на штанге в верхней части сцены. Скрывают от зрителя механизмы и осветительные приборы над игровой площадкой.
Паллиата – древнеримская комедия, написанная как подражание греческим образцам.
Пантомима – вид театральных представлений, игра без слов.
Партер — плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, обычно ниже уровня сцены.
Пародия — 1) жанр в театре, на эстраде, сознательная имитация в сатирических, иронических и юмористических целях индивидуальной манеры, стиля, стереотипов речи и поведения; 2) искаженное подобие чего-либо.
Пастораль — опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением пастушеской жизни.
Пекинская музыкальная драма (пекинская опера) – вид театра, возникший в ХVIII в. в столице Китая Пекине.
Перевоплощение – способность актёра достичь почти полного слияния с жизнью воображаемого сценического лица. В отличие от имитации, которая предполагает только внешнее подражание – походке, жестам, интонациям голоса и т.п., перевоплощение предполагает внутреннее подражание, «вживание» в роль.
Петрушка — главный персонаж русских народных кукольных представлений; известен с первой половины XVII в.
Подмостки — синоним слова «сцена».
Постановка — творческий процесс создания спектакля; то же, что и спектакль.
Премьер — актер, занимающий ведущее положение в труппе, играющий главные роли.
Премьера — первый публичный показ нового спектакля.
Примадонна — актриса, исполняющая главные роли.
Простак — амплуа актера, исполняющего простодушного человека.
Пьеса – текст, написанный для сцены.
Рампа — осветительная аппаратура на полу сцены по ее переднему краю, скрытая от публики бортом.
Ревю — эстрадное или театральное представление, состоящее из нескольких номеров, объединенных одной темой.
Режиссёр — постановщик спектаклей, на основе собственного замысла создает новую сценическую реальность, объединяя работу актеров, художника, композитора.
Резонер - сценическое амплуа; актер, исполняющий роли рассудочных людей, склонных к назидательным рассуждениям.
Реквизит — предметы, используемые в театральных постановках.
Репетиция — основная форма подготовки театрального представления.
Репертуар — совокупность произведений, исполняемых в театре.
Реплика — краткое высказывание, произносимое одним актером в ответ на слова другого.
Роль - два определения термина:
1. Художественный образ, созданный писателем в пьесе или сценарии.
2. Воплощение актером того или иного персонажа.
Скена — помещение для переодевания и выхода актеров театра в Древней Греции.
Соти — комедийно-сатирический жанр французского театра XV—XVII вв., разновидность фарса.
Софит — часть осветительной аппаратуры в театре, светильники рассеянного света, освещающие сцену спереди и сверху.
Спектакль — театральное представление. Создается на основе драматического или музыкально-сценического произведения в соответствии с замыслом режиссера совместными усилиями актеров, художника и др.
Станиславского система - учение о сценическом действии, разработанное русским актером и режиссером К.С.Станиславским и призванное придать драматическому воплощению реализм и психологическую достоверность.
Статист — актер массовки, исполняющий роль без слов.
Субретка — роль находчивой служанки.
Суфлёр — работник театра, следящий за ходом репетиций и спектакля по тексту пьесы и в случае необходимости подсказывающий актерам слова роли.
Сценография - вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве.
Театр — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.
Театр кукол — вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актерами-кукловодами.
Театр миниатюр — вид театра, в котором ставятся произведения так называемых малых форм (одноактные пьесы, пародии, сценки, скетчи).
Театр теней — вид театрального зрелища, основанный на использовании плоских кукол, которые находятся между источником света и экраном или накладываются на него.
Травести — амплуа актрисы, исполняющей роли подростков.
Трагик - амплуа актера, исполняющего трагедийные роли.
Трагедия (в переводе с греческого — «песнь козлов») — вид драмы, проникнутый пафосом трагического. Основу трагедии составляют острые общественные конфликты, коренные проблемы бытия, столкновения личности с судьбой и обществом. Трагическая коллизия обычно разрешается гибелью героя.
Трагикомедия — драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В основе ее лежит ощущение относительности существующих критериев жизни; одно и то же явление драматург видит и в комическом, и в трагическом освещении, характерна для XX в.
Труппа — актерский состав театра.
Трюм — помещение под сценой.
Фат — амплуа актера, играющего эффектных, самовлюбленных и ограниченных людей (преимущественно молодых).
Фигурант — актер, играющий роль без слов; то же, что и статист.
Финал — завершающая часть спектакля.
Фарс — 1) вид средневекового западно-европейского народного театра бытового комедий но-сатирического характера, существовавший в XIV—XVI вв. 2) в театре XIX—XX вв. комедия-водевиль легкого содержания с чисто внешними комическими приемами.
Феерия — жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в XVII вв.
Этуаль — актриса развлекательного жанра.
Этюд — в современной театральной педагогике упражнение для развития и совершенствования актерской техники.
Ярус — один из средних или верхних этажей в зрительном зале.