Критерии тяжести нервно-психических нагрузок




 

Наименование фактора Характеристика нагрузок
  легкая средняя тяжелая очень тяжелая
Напряженность внимания:        
число одновременных объектов наблюдения 0-5 6-10 11-25 Более 25
длительность сосредоточенного наблюдения (в % от общего времени работы) До 25 26-50 51 -75 Более 75
число движений в час До 360 361-720 721 -1080 Более 1080
Напряженность анализаторских функций:        
а) зрение (категории точности работы) Грубая Малоточная Точная Высокая и особо точная
б) слух:        
  Нет Есть Есть Есть
наличие помех Более 2,5 2,5 2,0 1,5
слышимость речи (расстояние, м)       30 и менее
разборчивость слов, %        
Эмоциональное напряжение Работа по заданной простой программе Работа по заданной программе с возможностью корректировки исполнителем Работа по сложной программе с необходимостью корректировки исполнителем То же, но при дефиците времени или при работе, сопряженной с личным риском или ответственностью за безопасность других людей

 


 

 

В происхождении несчастных случаев можно выделить две стороны: наличие травмоопасной ситуации и поведение в ее условиях Обе они тесно связаны с психической регуляцией поведения, дезорганизация которой по тем или иным причинам создает предпосылки несчастного случая.

Одной из причин несчастных случаев является временное снижение психофизиологических качеств человека. Такое снижение может происходить на фоне развивающегося утомления, которое возникает в результате длительной работы или под влиянием психофизиологических факторов производственной опасности. Об этом, в частности, свидетельствует график, приведенный на рис. 17[N19].3???, из которого следует, что наибольшее число несчастных случаев происходит перед обеденным перерывом и в конце рабочего дня.

 

 

   

 

 

Однако объяснять причины производственного травматизма только развитием утомления было бы неправильным. Как показывают исследования, производственный травматизм в значительной мере обусловлен психологическими причинами.

Кроме того, с целью ограничения вредного влияния психофизиологических факторов производственной опасности мощно рекомендовать проведение следующих мероприятий:

* установление рационального режима труда и отдыха операторов;

* организация отдыха операторов в процессе работы;

* соблюдение предельно допустимых норм деятельности оператора;

* установление переменной нагрузки (например, темпа предъявления информации, скорости движения конвейера, количества перерабатываемой информации и т. п.) в соответствии с динамикой работоспособности оператора;

* чередование различных рабочих операций или форм деятельности в течение рабочего дня;

* рациональное распределение функций между человеком и техническими устройствами;

* соответствие психофизиологических качеств оператора характеру и сложности выполняемых работ; это соответствие достигается путем профессионального отбора, учения и тренировок операторов.

Выполнение рассмотренных мероприятий позволяет ограничить величину нервно-психической нагрузки, которая может возникнуть в процессе труда Однако полностью оградить человека от нервно-психического напряжения они не могут. Поэтому большое значение имеет проведение мероприятий, способствующих снятию уже возникшего напряжения (эмоционально-волевая и физическая тренировка, воздействие на биологически активные точки человека, создание комнат психологической разгрузки на предприятиях и др.). Некоторые из этих мероприятий рассмотрены в следующих параграфах.

Под профилактикой неблагоприятных функциональных состояний понимается комплекс мероприятий, направленных на предупреждение развития или на ликвидацию (полную или частичную) уже возникших состояний.

В производственной ситуации любая оптимизационная работа, имеющая целью облегчение труда человека, может рассматриваться как профилактика неблагоприятных функциональных состояний.

Выделяются следующие направления такой работы:

- усовершенствование средств труда;

- рационализация рабочих мест;

- оптимизация режима труда и отдыха;

- использование чередования операций с нагрузкой на разные функциональные системы;

- нормализация факторов производственной среды;

- создание благоприятного социально-психологического климата.

 

 

А13.2. Оптимизация режима труда и отдыха

Высокая профессиональная подготовка операторов создает потенциальные возможности для качественной эксплуатации СЧМ. Однако для превращения этой возможности в действительность необходимо правильно организовать труд операторов. Важнейшей задачей организации труда является разработка рационального режима труда и отдыха. Рациональный режим труда и отдыха – чередование работы и перерывов, устанавливаемое на основе анализа работоспособности с целью обеспечения высокой производительности труда и сохранения здоровья работников.

В зависимости от конкретных условий работы операторов возможны три основных подхода к определению допустимой длительности рабочей смены.

При работе оператора в условиях действия профессиональных вредностей определяющим является время допустимого воздействия данной вредности.

В некоторых случаях характер трудового процесса не допускает смены людей до его окончания (например, экипажи самолетов в полете, водители междугороднего транспорта и т. п.). В этих случаях длительность смены определяется циклом рабочего процесса с последующим отдыхом персонала, рассчитанным на полную компенсацию утомления. В зависимости от конкретных условий функционирования СЧМ после окончания допустимой продолжительности непрерывного дежурства или должен планироваться обеденный перерыв, или (при непрерывном дежурстве) на дежурство должна заступать очередная смена операторов.

Третий подход основан на определении длительности рабочего дня исходя из общего трудового законодательства.

Одним из важных факторов, влияющих на процесс труда, являются перерывы в работе. Они необходимы для восстановления работоспособности и достижения равномерной производительности труда. Эти перерывы имеют также большое значение для нормализации психического и физиологического состояния человека. Перерывы в работе могут быть регламентированными и произвольными (специально не организованными).

Это направление эргономической работы должно опираться на анализ кривой работоспособности у данной категории пользователей [3]. Такой анализ позволяет выделить критические моменты, характеризующиеся значительным снижением производительности и ростом утомления. Время назначения перерыва должно приходиться на начальные периоды изменения состояния, т.е. предшествовать появлению выраженного сдвига на кривой работоспособности.

Нередко высказывается мнение, что благоприятный эффект коротких и частых пауз значительнее, чем в случае более продолжительных и редких. Действительно, для многих видов труда, особенно монотонных, наличие частых коротких перерывов для отдыха весьма желательно. Следует заметить, что не существует общего определения термина перерыв для разных видов выполняемой человеком деятельности. Перерыв можно интерпретировать и как время бездействия, и как особую фазу в выполнении задания, и как разрыв в работе, наконец, как особый период покоя. Некоторые авторы включают в перерывы и периоды бездействия, которые возникают на основе самой организации задания, например, время ожидания при работе за компьютером. Другие же причисляют такое бездействие к условиям, не облегчающим, а усложняющим деятельность. В большинстве деятельностей такое ожидание представляет организму определенный период покоя, однако не уменьшает общую нагрузку, которой подвержен пользователь. Это относится в первую очередь к тем периодам ожидания, которые влекут за собой психическую напряженность, т.к. их длительность трудно предсказуема, и они возникают в критические моменты функционирования системы "пользователь-компьютер".

Там, где предъявляются высокие требования к вниманию и точной координации движений, где велика нервно-психическая нагрузка, предпочтительнее короткие (5 – 10 мин), но частые перерывы. Если же работа связана с большими мышечными усилиями, предпочтительнее регламентированные перерывы большей длительности (до 20 мин.), но меньшей периодичности.

Если по каким-либо условиям возникает необходимость работы в условиях развивающегося утомления (проведение сверхурочных работ, отсутствие смены оператора при непрерывном дежурстве за пультом управления и т. п.), следует увеличивать как количество перерывов, так и их длительность. Однако в любом случае следует иметь в виду, что перерывы более 20 мин (не считая обеденного) нежелательны, так как они приводят к появлению дополнительных периодов врабатываемости.

При любых перерывах важное значение имеет способ их проведения. Наиболее предпочтительным в большинстве случаев является активный отдых, в процессе которого должны получать нагрузку мышцы и нервные центры, не работающие в процессе основной трудовой деятельности. Это способствует более активному отдыху уставших во время работы органов.

В отношении работы за дисплеем имеет смысл употреблять понятие перерыв только в случае паузы отдыха, завершающей период напряженности, возникшей на предыдущих отрезках работы. Характеристики этой напряженности и относительная величина физиологического и психического утомления изменяются в зависимости от особенностей предшествующего задания. Таким образом, время, в течение которого человек бездействует, но не в состоянии отрешиться от предыдущего задания, не может называться "перерывом". Это лишь пауза, чье значение для отдыха не определяется длительностью кажущегося бездействия.

Кроме перечисленных выше мероприятий, используют подход, называемый психопрофилактикой неблагоприятных функциональных состояний. В качестве методов психопрофилактики применяются:

1) психотерапия;

2) оптимизация питания;

3) фармакотерапия;

4) функциональная музыка;

5) аутогенная тренировка и гипноз;

6) массаж и самомассаж;

7) производственная гимнастика;

8) цветовое оформление помещений;

9) создание кабинетов психической разгрузки.

Для каждой конкретной производственной ситуации комплекс психопрофилактических мероприятий разрабатывается в результате значительной аналитической работы, предполагающей диагностику специфики конкретных неблагоприятных состояний и выбор наиболее эффективно действующих на них методов.

 

А13.3. Обучение охране труда и технике безопасности

Стандарты

1. ГОСТ 12.0.004-90. «Организация обучения безопасности труда. Общие положения».

Стандарт устанавливает порядок и виды обучения и проверки знаний по безопасности труда рабочих, служащих, руководителей и специалистов, а также учащихся, определяет требования к проведению обучения, инструктажа и проверки знаний. Содержит "Примерный перечень основных вопросов вводного инструктажа" (приложение 3).


Содержание

 

Раздел А. Факторы рабочей среды............................................................................................................. 1

А1. Классификация факторов рабочей среды................................................................................................ 1

А2. Освещенность....................................................................................................................................................... 4

Основные характеристики для оценки освещения.......................................................................................... 4

А3. Шум............................................................................................................................................................................ 5

А3.1. Звук...................................................................................................................................................................... 5

А3.2. Инфразвук......................................................................................................................................................... 9

А4. Вибрация.................................................................................................................................................................. 9

А5. Электромагнитные поля и излучения (неионизирующие)............................................................ 10

А5.1. Электромагнитные поля радиочастот................................................................................................. 10

А5.2. Постоянные магнитные поля.................................................................................................................... 11

А5.3. Электрические поля промышленной частоты.................................................................................... 11

А5.4. Воздействие линий электропередач....................................................................................................... 11

А5.5. Постоянные электрические поля............................................................................................................. 13

А5.6. Лазерное излучение...................................................................................................................................... 13

А5.7. Ультрафиолетовое излучение.................................................................................................................. 13

А6. Радиационная безопасность (ионизирующие излучения)............................................................ 14

А7. Механическое движение машин и механизмов............................................................................... 20

А8. Загрязненность воздуха................................................................................................................................ 20

А8.1. Механическое загрязнение.......................................................................................................................... 20

А8.2. Химическое загрязнение.............................................................................................................................. 21

А9. Профессиональные инфекции и биологические агенты................................................................ 21

А10. Микроклимат.................................................................................................................................................... 21

Системы обеспечения микроклимата................................................................................................................... 22

А11. Рабочее место с персональным компьютером................................................................................. 23

А12. Режимы труда и отдыха.............................................................................................................................. 28

А12.1. Параметры функционального состояния оператора..................................................................... 28

А12.2. Утомление.................................................................................................................................................... 30

А12.3. Монотония и психическое пресыщение............................................................................................... 31

А12.4. Напряжение................................................................................................................................................. 31

А12.5. Стрессогенная ситуация......................................................................................................................... 33

А13. Безопасные и безвредные условия труда........................................................................................... 34

А13.1. Инженерно-психологические аспекты охраны труда..................................................................... 34

А13.2. Оптимизация режима труда и отдыха.............................................................................................. 39

А13.3. Обучение охране труда и технике безопасности............................................................................. 41

 

 


**)Примечание. В реакции организма на облучение можно выделить четыре фазы. Длительность первых трех фаз не превышает единиц микросекунд, в течение которых происходят различные молекулярные изменения, В четвертой медленной фазе эти изменения переходят в функциональные и структурные нарушения в клетках, органах и организме в целом.

Первая, физическая фаза ионизации и возбуждения атомов длится 10-13 секунды. Во второй, химико-физической фазе, протекающей 10-10 секунды, образуются высокоактивные в химическом отношении радикалы, которые взаимодействуют с различными соединениями и дают начало вторичным более долгоживущим радикалам. В третьей, химической фазе, длящейся 10 -6 секунды, образовавшиеся радикалы вступают в реакции с органическими молекулами клеток, что приводит к изменению биологических свойств молекул.

В четвертой, биологической фазе химические изменения молекул преобразуются в клеточные изменения. Наиболее чувствительным к облучению является ядро клетки, а наибольшие последствия вызывает повреждение ДНК, содержащей наследственную информацию. В результате облучения в зависимости от величины поглощенной дозы клетка гибнет или становится неполноценной в функциональном отношении. Время протекания четвертой фазы очень различно и, при определенных условиях, может растянуться на годы или даже на всю жизнь.

 

* Селье Г. Стресс без дистресса.: М., 1979.

* Психологические проблемы космических полетов. М., 1979.

[N1]???

[N2]А2 уже было

[N3]Зачем это?

[N4]Есть еще такие ГОСТы. Можно вставить. Куда?

[N5]А все рис. не пронумерованы!

[N6]Табл. нумеровать?

[N7]Не нашла. См. вышепредложенные

[N8]Есть еще такие

[N9]А такого у тебя не было. Куда его?

[N10]Есть еще такой ГОСТ. Куда?

[N11]Не нашла

[N12]Есть еще такие. Надо?

[N13]Есть еще такие

[N14]Есть еще такие

[N15]Какую? Ниже?

[N16]Нашла такие. Нужны?

[N17]Это что?

[N18]Есть еще такие. Надо?

[N19]Какой номер рис?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: