ПРОГРАММА
Наименование дисциплины:
История русской литературы ХХ века
Рекомендуется для направления подготовки по специальности:
021400 журналистика.
Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР.
1. Цель курса – помочь студентам лучше понимать значение, закономерности, ценности духовной жизни, классическое наследие. Задачи курса связаны с изучением особенностей российской словесности XX века – основных течений, тематики, проблематики – в эстетическом и культурно-историческом аспекте, с освоением критических, биографических, других материалов. Внимание уделяется рассмотрению наиболее значительных художественных сочинений в прозе, поэзии, драматургии в ретроспективном и перспективном плане. Предполагается выход в историю зарубежной, прежде всего, западноевропейской, культуры. До итоговой проверки знаний студенты проходят ряд тестовых мероприятий, пишут одну промежуточную контрольную работу.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Профессиональный цикл (Б3), базовая часть, модуль №3 «Преподавание филологических дисциплин». Курс входит в общий курс истории российской изящной словесности. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные в средней общеобразовательной школе, а также в результате изучения гуманитарных дисциплин. В ходе освоения предшествующих дисциплин филологического цикла у студента были сформированы следующие основные умения и компетенции, необходимые для изучения данной дисциплины.
Общекультурные компетенции:
· владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
|
· владение нормами русского литературного языка (ОК-2);
· стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);
· владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
· способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);
· владение навыками использования иностранного языка в устной и письменной форме (ОК-13) – для иностранных студентов.
Общепрофессиональные компетенции:
· способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области истории литературы, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития отечественной литературы (ПК-1);
· владение базовыми навыками сбора и анализа литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);
· свободное владение русским языком в его литературной форме (ПК-3) – для иностранных студентов;
· владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на русском языке (ПК-4) – для иностранных студентов;
· способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания: история русской литературы от древней до современной включительно – с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6);
· владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7).
|
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины «История русской литературы ХХ века» направлен на формирование и закрепление следующих компетенций:
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ | |
ОК-1 | владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей её достижения |
ОК-2 | владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке |
ОК-3 | готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе |
ОК-6 | стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства |
ОК-7 | умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних |
ОК-8 | осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности |
ОК-9 | умение использовать основные положения и методы литературоведения в профессиональной деятельности, способность анализировать социально значимые проблемы и процессы |
ОК-11 | владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией |
ОК-12 | способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях |
ОК-13 | владение навыками использования русского языка в устной и письменной форме в сфере профессиональной коммуникации (для иностранных студентов) |
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ | |
ПК-1 | способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории литературы, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития зарубежной литературы |
ПК-2 | владение базовыми навыками сбора и анализа литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий |
ПК-3 | свободное владение русским языком в его литературной форме (ПК-3) – для иностранных студентов |
ПК-4 | владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на русском языке (ПК-4) – для иностранных студентов |
ПК-5 | способность применять полученные знания в области теории и истории основного литературы, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (диплом бакалавра) |
ПК-6 | способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания: история отечественной литературы от древней до современной включительно – с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов |
ПК-7 | владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем |
ПК-8 | владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального представления материалов собственных исследований |
ПК-11 | готовность к распространению и популяризации филологических знаний в воспитательной работе с учащимися – для студентов специализации «филология» |
ПК-12 | владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов |
ПК-13 | владение навыками перевода различных типов текстов с иностранных языков на иностранные языки, аннотирование и реферирование документов, научных трудов и художественных произведений |
ПК-14 | владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах - для студентов специализации «филология» |
4. Объем и виды учебной работы:
|
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 2 ч в неделю.
Вид учебной работы | Всего часов | Семестр |
Аудиторные занятия | III | |
Лекции | III | |
Практические | ||
Самостоятельная работа | ||
Подготовка к семинарам | ||
Подготовка к аттестации | III | |
Эссе, творческие работы | III | |
Аттестация (в письменной и устной форме) | III | |
Всего часов | ||
Общая трудоемкость: |
Содержание дисциплины по разделам (темам):
№ | Наименование раздела | Содержание раздела | Виды занятий |
Неделя 1. Введение в курс. Культурное сознание на рубеже веков (философия, религия, наука). Теория и практика русского символизма | Русское искусство в порубежную эпоху. Эпоха в оценке современников. Кризис классической философии. Новые имена в науке наук. Экзистенциалистские тенденции. Споры о прогрессе и регрессе. Философия заката. Обсуждение вопросов религии. Научные открытия и дискуссии о рационализме. Поэзия накануне явления нового искусства. Первые манифесты и первые опыты русского символизма. Преодоление декаданса, эволюция, В.Соловьев в русском символизме. Три «главных элемента» нового искусства. Дискуссии о целях нового искусства. Теория «знака-посредника». Двуплановость символистского текста. Младосимволисты. Теория жизнетворчества. Творчество как теургия. Поэтическая практика поэтов-символистов (Д.Мережковский, В.Брюсов, Ф.Сологуб, К.Бальмонт, А.Блок, А.Белый и др.). Своеобразие символистской тематики, проблематики. | Лекция. | |
Неделя 2.Постсимволизм. Теория и практика акмеизма | «Цех поэтов». Рождение нового направления. Теория поэзии «прекрасной ясности» в декларациях и статьях. «Реабилитация» живого мира в поэтической практике. Акмеизм как «тоска по культуре». Слово в теории акмеизма. Поэтическая практика поэтов-акмеистов (Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам и др.). Своеобразие акмеистической тематики, проблематики. | Лекция. | |
Неделя 3. Футуризм в русском искусстве и литературе | Модернизм и авангард. Рождение футуризма, начало авангарда. Опыт новаторов-живописцев в «освобождении» формы, «заумного» творчества. «Канон сдвинутой конструкции» - принцип нарушения ожидания. Отличительные особенности русского футуризма. Урбанизм. «Уличная» психология. Эпатаж. Индивидуальные поиски нового поэтического языка. Общее и отличное в манифестах кубофутуристов, эгофутуристов, «Мезонина поэзии», «Центрифуги». Новые решения давних вопросов и тем. Поэтическая практика поэтов-футуристов (В.Маяковский, В.Хлебников, В.Каменский, И.Северянин, Б.Пастернак и др.). Своеобразие футуристической тематики, проблематики. | Лекция. | |
Неделя 4. Творчество Д.Мережковского, Ф.Сологуба, В.Брюсова, А.Белого | Явление модернистской (символистской) прозы. Своеобразие эстетической позиции. Творческие судьбы, искания символистов-прозаиков. Тематика, проблематика поэтическое своеобразие основных произведений. Место в истории изящной словесности. | Лекция. | |
Неделя 5. Творчество М.Горького, А.Куприна. Литературный кружок «Среда» | Своеобразие горьковской биографии. Формирование эстетических взглядов, диалог с классикой. Тематика, проблематика, поэтика. Место в истории изящной словесности. Творческая эволюция А.Куприна. Своеобразие авторской позиции. Образ рассказчика. Любовь как «закон красоты». Тема «естественного человека». Полемика с классикой и современниками. Психологизм. Мастерство сюжетостроения, детали. Гуманизм творчества. | Лекция. | |
Неделя 6. Творчество Л.Андреева | Литературный дебют, поиск своего места в словесности, эволюция. Философичность. Экспрессионизм. Внимание человеку «в его духовной сущности». Отношение к традиции. Полемика с современниками. Идея «другой жизни». Поиска «человека в человеке». Метания между «двумя безднами». К «апофеозу беспочвенности». Театр Л.Андреева. | Лекция. | |
Неделя 7. Творчество И.Бунина | Дебют в поэзии и прозе, поиск своего места в словесности, эволюция. Формирование социальной позиции и философских взглядов. Полемика с классиками и современниками. Обращение к прошлому. Тема России. Тема судьбы европейской цивилизации. Традиции и новаторство в поэзии. Природа как «закон красоты» в художественном мире поэта и прозаика. Мировое признание. Нобелевская премия. | Лекция. | |
Неделя 8. | Внутрисеместровая письменная контрольная работа. | ||
Неделя 9-10. Литература 20-х – начала 30-х годов. Тема гражданской войны. И.Бабель. А.Фадеев. М.Шолохов | Общественная и культурная ситуация. Судьбы литературы и литераторов в революционную и в новую, советскую, эпоху. Идеологизация искусства. Литературные группировки 20–х годов: Левый фронт искусств, пролеткульт, конструктивисты, крестьянские поэты, «Перевал», РАПП, обериуты. Проблемы, продолжение традиций классики в литературе русского зарубежья. | Лекция. | |
Неделя 11. Формирование и развитие жанра антиутопии. Е.Замятин. А.Платонов, В.Аксенов | Источники и определение жанра антиутопии. Творчество Е.Замятина. Роман «Мы», место в европейской литературе. Изображение Единого Государства. Главный герой, символика, своеобразие конфликта, проблема энергии и энтропии. Метафора А.Платонова. Антиутопия в творчестве В.Набокова. Тема свободы творчества. Авантюрно-социальный роман В.Аксенова «Остров Крым». | Лекция. | |
Неделя 12. Литература 30-х годов. М.Булгаков, В.Набоков | Общественная и культурная ситуация. Первый съезд, образование Союза советских писателей (1934). Творчество М.Булгакова. Своеобразие, философичность булгаковской сатиры, повесть «Собачье сердце». Социально-философский роман «Мастер и Маргарита». Источники, история текста. Вопросы нравственности, этики, проблема добра и зла в романе. Литературные взгляды, новаторство творчества В.Набокова. Роман «Машенька» в контексте художественных произведений о судьбах русской эмиграции. | Лекция. | |
Неделя 13-14. Литературная ситуация 40-х - 90-х годов. Эволюция проблематики в литературе о войне. В.Быков. Антитоталитарная литература: А.Солженицын. В.Шаламов. Нравственно-философская проблематика творчества Ч.Айтматова | Судьба литературы – судьбы литераторов. Теория «бесконфликтности». Публицистика. Феномен «оттепели». Первые попытки переосмысления советской действительности. Попытки создания литературных альманахов. «Поэтический бум». Человек на войне в литературе военных, послевоенных и последующих десятилетий. Споры вокруг произведений о Великой отечественной войне. Новое в отображении прошлого и настоящего. Конфликт поколений, мировоззрений. Своеобразие и многообразие «антитоталитарной» литературы. «Лагерная проза» А.Солженицына, В Шаламова. Изображение человека в нечеловеческих условиях. | Лекция. | |
Неделя 15. «Деревенская проза». В.Распутин. В.Белов. | Деревенская проза: традиций классики, лиризм, философия «неопочвенничества». Переосмысление конфликтов 20-30-х годов. Обращение к судьбе отдельного человека, интереса к его внутреннему миру. «Владимирские проселки» В.Солоухина, Лирическая новеллистика Ю.Нагибина и Ю.Казакова. Народ в изображении В.Шукшина, В.Астафьева. Нравственно-этические искания В.Распутина в повестях 70-х годов. Реализм В.Белова. Тема «малой родины», судьбы деревни. | Лекция. | |
Неделя 16. «Городская проза». Ю.Трифонов. В.Маканин | Грани «городской прозы» 70-х и последующих годов. Эволюция творчества Ю.Трифонова к «Московским повестям». Конфликт в повести «Обмен». История, характеры, судьбы главных героев в повестях «Другая жизнь», «Дом на набережной». Творчество, проблематика, своеобразие изображения современности и современника в рассказах и повестях В.Маканина. Текст, подтекст, миф в повести «Там, где сходилось небо с холмами…». | Лекция. | |
Неделя 17. Проблематика сатирической прозы. В.Войнович. Ф.Искандер | Творчество В.Войновича. Жанровое своеобразие романа о Чонкине. Приемы и методы сатиры, философско-анекдотические начала. Смысл финала. Полемика вокруг романа. Творчество Ф.Искандера, эволюция от юмора к сатире. Трагическое и комическое в социально-философской сказке «Кролики и удавы». | Лекция. | |
Неделя 18. | Коллоквиум по прочитанному материалу и конспектам. Итоговая письменная контрольная работа. |
5. Предлагаемые темы курсовых – дипломных работ:
Студенческое творчество Серебряного века в журнале "Вешние воды".
Религиозная тематика в поэзии "серебряного века".
Тема дьявола в литературе “серебряного века”.
Образ автора и образ лирического героя в поэзии В.Соловьева.
Поэзия природы в лирике начала ХХ в.
Подпольный человек в русской литературе начала XX в.
Романтико-реалистическая двуплановость ранних рассказов М.Горького.
Художественное воплощение зла в творчестве Л.Андреева.
Символическое и символистское в прозе И.Бунина начала ХХ в.
Диалектика временного и вечного в поэзии И.Бунина.
Мотив одиночества в прозе Л.Андреева.
Тема прошлого у И.Бунина и А.Ремизова.
Проблема идеала в творчестве А.Куприна.
Женские образы в рассказах А.Куприна.
Позиция раннего В.Маяковского в диалоге с классикой.
Позиция и поза лирического героя Н.Гумилева.
Любовь в лирике А.Ахматовой и М.Цветаевой.
Злободневное и вечное в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Общее и отличное в литературе о гражданской войне 30-х годов.
Своеобразие жанра антиутопий у А.Платонова.
Документальное и художественное в малой прозе А.Солженицына.
Концепция человека в рассказах В.Шаламова.
Тема прошлого в повестях Ю.Трифонова.
Своеобразие отображения войны в прозе писателей-фронтовиков.
Лирическое и эпическое в «деревенской прозе».
Драматический дискурс в сатирическом романе В.Войновича о Чонкине.
Текст и подтекст межжурнальных полемик в России во 2-й половине ХХ в.