Константин СТОЛЯРЧУК, «МК»




Персона

 

Юрий БЛИНОВ: «Не люблю дилетантов…»

 

Вдумчивый, глубокий, тонкий, обаятельный. Эти человеческие качества прямо переносятся на стиль игры доктора музыкальных искусств, лауреата международных конкурсов Юрия Блинова. Добавьте к этому завидную виртуозность, исповедальность, полную самоотдачу. А также неконъюнктурность в выборе репертуара. Талантливого белорусского пианиста в последние годы больше слушали за рубежом, чем у нас. Но и здесь, среди минчан, есть масса поклонников его таланта. Недавно Блинов давал «Концерт-фантазию» в Большом зале Белгосфилармонии. Накануне концерта с артистом встретился корреспондент «МК». Разговор зашел о музыке, о профессии пианиста, о публике и многом другом

*- Юрий, вы помните, когда впервые сели за рояль?

- Где-то на четвертом году жизни я стал играть терции. А когда исполнилось шесть лет, родители подарили мне большое черное пианино белорусской марки. Оно было суровым.

*- Почему?

- Мне так казалось: я маленький, а оно -- большое…

*- Воспринимаете ли музыку в цвете?

- Да, бывает. Очень часто возникают зрительные ассоциации - какие-то образы, события, моменты -- когда играю определенное место в том или ином произведении. Музыка -- это законсервированная память. В ней, можно сказать, зашифрованы мгновения жизни самого композитора, которые дали толчок к написанию. И задача музыкального исполнителя в этом смысле схожа с задачей дешифровальщика. Надо раскрыть код, записанный автором в нотах, и интерпретировать его по-своему - через призму восприятия человека, живущего в наше время.

*- Представьте себе, что рядом с нами -- русские классики. С кем из них вы бы познакомились? Скажем, чтоб пригласить на свой концерт…

- Рахманинов, думаю, не обрадуется, если я вдруг стану у него что-то спрашивать. Приглашать Сергея Васильевича -- тоже было бы рискованно. Зато Скрябина приглашу запросто. Но он все равно не пришел бы, так как ходил только на свои концерты. Глазунов согласился бы сесть за стол с водкой и закуской. А вместе с Чайковским как с дирижером я бы исполнил один из концертов. Но только не его, а скорее, Шопена или Листа. Хотя Листа Петр Ильич не любил, все же это не мешало ему во многих случаях - вольно или невольно - заимствовать темы у венгерского композитора.

*- Например?

- Самый известный факт касается «Долины Обермана» из фортепианного цикла Листа «Годы странствий». Чайковский – быть может, неосознанно, но точь-в-точь, причем в той же тональности -- использовал эту мелодию в своей опере «Евгений Онегин»: «Что день грядущий мне готовит…»

Ну а с кем больше всего хотелось бы пообщаться, так это с Прокофьевым. На каком-то жизненном этапе он стал для меня самым близким автором. Так остается до сих пор. Общение с его музыкой, надеюсь, продолжится.

*- Насколько велик ваш репертуар?

- Охватываю практически все музыкальные эпохи. Если сесть и сыграть подряд то, что есть у меня «в пальцах», то понадобится несколько суток.

*- А кто более всего интересен для вас из ныне живущих пианистов?

- Творчество Григория Соколова. Он родом из Ленинграда, в 16 лет выиграл конкурс имени Чайковского, однако многие этот факт в свое время не восприняли. Соколову понадобилось два десятка лет, чтоб доказать, что он - выдающийся артист.

*- И убедить в своих прекрасных способностях?

- Способности - не то слово. Они имеют значение в детстве, в юности. А когда ты уже зрелый артист - оценивается твое мастерство и то, что ты -- благодаря ему -- можешь выразить. То есть насколько объемен твой дух…

*- С этим теперь сложно?

- К сожалению, да. В мире есть сотни пианистов высочайшего уровня мастерства, которые за долгие годы выступлений не допустили ни одной фальшивой ноты. Однако слушать большинство из них более 15 минут невозможно: эта игра не наполнена личными мыслями и переживаниями, просто отрабатывается концерт.

*- А конкуренция между исполнителями вашего ранга есть?

- Заочная. Конкуренция существует всегда и во всем. Она сказывается на том, что сейчас все больше так называемых исполнительских машин. Давать 150 -- 200 концертов в сезон - это, на мой взгляд, дикость. Но таковы условия рынка. Или ты их принимаешь, или оказываешься за бортом. Не случайно делается упор на технику, на пиар…

- Однажды в миланском театре «Ла Скала» главный дирижер Рикардо Мути прорабатывал с талантливейшей Марией Гулегиной - она была когда-то солисткой нашего оперного театра - партию вердиевской леди Макбет. На какое-то его замечание певица отреагировала: «Но ведь я не машина». «Нет, машина!» - воскликнул маэстро. Теперь я понимаю, почему…

- В такой системе, когда зависишь от контрактов, продюсеров, менеджеров, есть свои плюсы и свои минусы. Мне пришлось за несколько лет пребывания в США испытать все это на себе. Но теперь я, что называется, свободный агент. Нравится делать то, что сам захочу…

*- Вы записали не один сольный диск, а также сами сочиняете музыку. Что это за произведения?

- Сонаты, различные циклы, камерная, вокальная музыка. Фортепианных концертов пока не писал.

*- Какие качества особенно не нравятся в людях?

- Из нравственных не принимаю способность предавать. Из деловых – непрофессионализм. Дилетантизм страшен в любой сфере. К сожалению, есть много людей, которые умеют делать вид, то есть казаться, а не быть. В чем, кстати, большое несчастье и нашей профессии. Любой настоящий профессионал знает, чего стоит этот профессионализм - какого труда, скольких бессонных ночей. Для дилетанта же все легко и просто.

Один белорусский исполнитель сочинил каденцию к рапсодии Листа - довольно грубую, которая никак с произведением не стыкуется. Но вот на афишах концертов этого артиста уже пишется двойное авторство той самой рапсодии. А публика не понимает, насколько все это неприлично…

*- Чем отличается западная публика от нашей на концертах классики? Мне кажется, что в Минске давно научились ходить на исполнителя, не только на программу…

- В США, например, очень много людей, которые ходят на такие концерты «для статуса», как бы подтверждая свою принадлежность к определенному слою общества. А еще там меньше, чем у нас, дистанция между артистом и залом. Играют номера на «бис». С публикой напрямую общаются со сцены, и такая интерактивность во время выступления, взаимодействие с аудиторией - приветствуется. Артистам-мужчинам цветы дарят редко, к тому же не на сцене, как у нас, а преподносят позже, после концерта. Дарят чаще всего шампанское и конфеты. Если какому-то богатому человеку очень понравится выступление, то он может пригласить артиста в ресторан за свой счет...

*- Что легче подготовить - выступление сольное или с оркестром?

- Сыграть концерт с оркестром гораздо легче, чем дать «сольный». Первое - это событие более парадное, что ли, светское. А второе - явление сосредоточенно-интимное, хотя и публичное.

*- В один из последних филармонических сезонов вы сыграли для минчан все сонаты Скрябина. Что думаете подарить нашим слушателям еще?

- В следующем году очень хотел бы сыграть если не всего, то почти всего Шопена.

*- Вы человек верующий?

- Да. К этому шел долго. Считаю, что настоящий музыкант не может быть нерелигиозным, неверующим. Если ты утвердился в этой профессии, в этом звании, то уже сами они обращают тебя к вере.

*- А как относитесь ко всяким талисманам, оберегам? Известно, в частности, что Паваротти без гвоздя в кармане на сцену не выходил…

- Булавку острием вниз во внутреннем кармане фрака я прикрепляю всегда. Так делают многие музыканты. Считается, что нельзя перед концертом мыть голову – смоешь все вдохновение. Некоторые не смотрят во время выступления в зрительный зал, чтоб не найти там знакомые лица…

*- Бывали курьезные случаи в вашей сценической жизни?

- Поздней осенью во время отчетного концерта в Белорусской академии музыки перепутал отделения: думал, буду выступать во втором. Оказалось – в первом. Быстро переодеваюсь. Вылетаю на сцену. Завершаю игру. Кланяюсь и вижу: на мне - не туфли, а зимние сапоги…

Как-то в Техасском христианском университете помогал одному московскому пианисту, который сдавал экзамен. Я аккомпанировал - играл вторым роялем партию оркестра в концерте Чайковского. Шла видеозапись. И вдруг обнаружилось, что москвич забыл текст, то есть не знает, как играть. Он застопорился два раза. А на третий я стал ему быстро диктовать ноты: соль-ля-си-до-ре… Самый же интересный случай произошел в Могилеве, где меня приняли за ревизора… Долгая история.

*- Как по Гоголю…

- Этот случай я собираюсь подробно описать в своей книге.

*- Желаю вам не только расширить круг слушателей, но и найти своего читателя.

Константин СТОЛЯРЧУК, «МК»

Фото автора

Юрий Блинов окончил Республиканский музыкальный лицей, Белорусскую академию музыки, Техасский христианский университет. Также получил артистический диплом в престижной Высшей школе музыки Истмена в США, с отличием защитив степень доктора музыкальных искусств. Первый громкий успех на долю артиста выпал, когда ему было 17 лет: тогда Юрий Блинов был удостоен первой премии на I Международном конкурсе пианистов имени С. С. Прокофьева в городе на Неве.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: