Городского округа город Шарья




История одной иконы».

Огаркова Мария Романовна

Лет

МБДОУ «Детский сад №5»

Городского округа город Шарья

 

Меня зову Огаркова Мария. Мне 5 лет.

В каждом доме есть свои традиции, хранятся бережно семейные реликвии, передаются из уст в уста рассказы о дедах и прадедах. Такая реликвия есть и в нашей семье. Это старинная икона Казанской Божией матери.

В доме моей прабабушки Валентины Николаевны, как и во многих семьях, есть Красный угол. Меня всегда интересовали иконы, стоящие там и я задавала много вопросов своей прабабушке. На многие из них прабабушка могла дать мне ответы, а на некоторые она ответить затруднялась.

 

Прабабушка мне говорит: «Икона в доме - окно в Царствие Божие. Красный угол с иконами – это место, где начинается и заканчивается день православного христианина».

В Красном углу у нее много икон, есть там и старинные иконы, и совсем новые, некоторые из которых покупала моя мама.

Я прекрасно знаю, что все они ценны для моей прабабушки, но есть та, которую она ценит особенно. Это икона Казанской Божией Матери. Именно этой иконе я и хочу посвятить свой рассказ. Отличается эта икона от других икон Божией Матери тем, что на этой иконе Спаситель не сидит на руке Богородицы, а стоит слева от Нее. Правая рука Его поднята в благословении. Голова Божией Матери чуть склонена к Богомладенцу.

 

Эта икона очень старинная и уже давно в нашей семье переходит из поколения в поколение. Икона перешла к моей прабабушке от матери после благословления этой иконой на брак. Икона оформлена в киот и металлический оклад.

Киот- особый украшенный шкафчик или застекленная полка для икон.

Оклад или риза - накладное украшение на иконах, покрывающее всю иконную доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (обычно лика и рук — так называемого лично́го письма), для которых сделаны прорези. Бывали оклады металлические, шитые, украшенные эмалью, подчас с драгоценными камнями, цветными стёклами и накладными деталями. С обратной стороны порой обивались красным или малиновым бархатом.

Прабабушка не знает, когда точно появилась эта икона в нашей семье, ей известно лишь, что в 1879 году эта икона перешла ее прабабушке Александре от мамы, когда ту благословляли перед венчанием. А это значит, что в нашей семье она уже более 140 лет. Моей прабабушке эта икона перешла в 1960 году. За время, которое икона находится в нашей семье, она пережила все пять волн гонения на церковь и святыни.

 

 

Прабабушка рассказывает: «Конечно, не все эти волнения и гонения почувствовали в нашей деревне и в нашей семье. О многом даже и не знали в деревнях. Но когда прокатилась четвертая волна гонений на церковь (1937- 1938), это почувствовалось и в нашей деревне, и в нашей семье. Это были страшные годы террора, стремления уничтожить всех верующих. В то время сжигались церкви и все святыни, расстреливались люди, было много арестов. В то время, по словам моей прабабушки, крестьяне, что б хоть как-то сохранить святыни, прятали их на чердаках, в сараях, в хлеву. Библию прятали, разбирая на листы, чтоб сохранить, хоть часть ценнейших православных книг. Иконы же распиливали на несколько частей и так же, как книги, прятали эти части в разных местах».

Когда моя прабабушка была школьницей, им запрещалось носить нательные кресты.

За время нахождения этой иконы в нашей семье, были разные времена для членов нашей семьи. Были и очень сложные времена. Все члены моей семьи не раз обращались с молитвами и мольбой к иконе Казанской Божией Матери. И мольбы всегда были услышаны. Прабабушка рассказывает: «Когда я хоронила двух дочерей и внучка осталась сиротой на моих руках, на моих руках был теще парализованный муж, огород, целый двор скотины, я постоянно молилась перед этой иконой. Молилась днем и ночью, просила силы и смирения. Сейчас, спустя много лет, думаю, что только эти молитвы и помогли мне тогда жить и не опустить руки».

Моя прабабушка говорит: «Не живи, как хочется, а живи, как Бог велит». Эта икона всегда была заступницей и покровительницей нашей семьи.

Я часто рассматривала иконы в Красном углу моей прабабушки и видела, что эта икона Казанской Божией Матери старинная. Конечно, у прабабушки есть и другие старинные иконы, но эта всегда меня привлекала своей красотой.

Прабабушка и сейчас молиться утром и вечером перед иконами, держит пост и часто бывает в храме. Но к этой иконе она относится с большим трепетом и дни почитания Казанской иконы Пресвятой Богородицы (21 июля и 4 ноября) это особые дни в нашей семье.

 

Великой Божьей Матери иконе
С Спасителем младенцем на руках,
На пепелище посланной Матроне,
Дано спасать святую Русь в веках.

От польских ворогов оборонила
Пожарским с Мининым она Москву.
В те дни Россия волю сохранила,
Не дала русским людям впасть в тоску.

Целительницей и баб заступницей
Иконе быть Казанской суждено,
России от врагов хранительницей
В иконе Божьей силой рождено.

Не сберегла святая Русь икону,-
Из смуты в смуту стала попадать.
Не следующий Божьему Закону
Народ российский начал пропадать…

​Чтобы вернуть народам русским корни
И веру нашим людям обрести:
Вернулась к нам из Ватиканскойствотни,
Чтобы Россию снова окрестить.

Михаил Чикин

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: