Психологический комментарий




Случай 13


Отрывок из сеанса семейной психотерапии

Встреча с обоими супругами только нача- лась. Психотерапевт пытался обсудить с семьей одну из ее проблем. В разговор включилась только супруга. Муж упорно от- малчивается.

Я (Вальтер Кемплер, обращается прямо к мужу). Где вы?

Муж. Я не знаю... Я просто о чем-то думал... Я. Это приводит меня в бешенство. Вы олух. Вот слово, которое должно было бы вас хоть немного оживить. Проклятие... Ни- чего удивительного, что у вас проблемы

в семье. (Потом, остыв достаточно, что- бы начать говорить «я» вместо «вы»). Я ведь хочу, чтобы вы слышали. Я хочу, чтобы вы участвовали, чтобы вы призна- ли, что мы все присутствуем здесь. Са- мое большее, чего бы я хотел от вас, — это чтобы вы осознали, что происходит нечто значительное. Или уж, на худой ко- нец, прямо скажите, что вам не нравится то, что мы занимаемся пустяками, но только не покидайте нас.

Муж (нерешительно). Раньше я чувствовал что-то вроде ревности (пауза) или оби- ды (пауза). Я не знаю.

Я (все еще сердито). Вы никогда не знаете. Это ваш стандартный ответ. А вот теперь я не знаю. Я не знаю, какого черта мне делать с вами, чтобы до вас как-то до- стучаться.

Муж. Виноват (пауза). Я всегда говорю, что я виноват. Я думаю, что я и правда вино- ват. Я ревновал (пауза). Я был зол, пото- му что ревновал.

Комментарий. Он пытался быть со мной, и я хотел попробовать еще. Я решил, что надо бы попробовать прояснить и уси- лить его слова.

Я. Я всей душой хочу быть с вами обоими, но не знаю, как это сделать.

Комментарий. Меня переполняла го- речь, когда я все это говорил. И в то же вре- мя я знал, что я у цели и что мне уже не при- дется злиться на него. Подтверждением были его слезы, когда он всхлипнул, пыта- ясь сказать что-то...


Я. Вы не обязаны говорить. Но я очень хочу, чтобы вы говорили с нами сейчас.

Муж. Я не могу. Это слишком печально...

Я. Это?

Муж. То, что...

Я. Ну тогда скажите так: «Я расстроен пото- му, что очень хочу быть с вами сейчас, но я не могу, потому что не знаю, как это сделать... (Прошло несколько минут.) Знаете, я вдруг понял, что и мне нелегко говорить о своих сильных желаниях. Мне легче говорить с вами о разных вещах, чем рассказать о своем желании быть ближе к вам. Я понял, что еще не говорил о себе и все, что я могу, — это вот так — нерешительно — говорить о вас.

Комментарий. Слезы навернулись мне на глаза, я чувствовал, что улыбаюсь сквозь слезы. Он (муж) смотрел на меня тоже сквозь слезы.

Я. Это лучше, чем дискутировать или зря говорить о том и о сем. Хотя, конечно, это невеселое занятие. Но я чувствую себя ближе к вам, потому что мы оба ис- пытываем одно и то же.

Муж. Мне легче справиться с этим чувст- вом, когда я мчусь на машине...

Комментарий. К этому моменту я, ка- жется, закончил разбираться с собой и был свободен, чтобы снова обратиться к нему. Я вновь предложил ему то же самое, что и сначала, хоть и в измененной форме.

Я. Я очень хотел быть близок к вам, но не знал, как это сделать, а теперь я наконец знаю.

Он начал плакать сильнее, закивал и от- вернулся. Его жена мягко дотронулась до него: «Знаешь, это напоминает мне вре- мя...» Я прервал ее: «Оставьте его в покое... Вы сможете поговорить с ним после». Я хо- тел, чтобы он остался здесь, со своими чув- ствами, а не уходил куда-то...

В этот момент я мысленно оставил их и посетил моего отца. Я летел в прошлое через сцены из своей истории, как малень- кая колибри. Я ясно вспомнил тот единст- венный раз, когда мой отец ласково потре- пал мои волосы. Мне стало мучительно яс- но, как мне все это время не хватало этого его прикосновения, не хватало теплого раз-


 

 

 


(ÎÊÎÍ×ÀÍÈÅ)

говора с ним. Ведь он никогда не говорил, что любит меня или даже что я нравлюсь ему. Помню, как я был удивлен, случайно услы- шав, как в разговоре с одним из моих дру- зей он с восхищением отозвался обо мне... Я вернулся назад на нашу встречу, опять увидел обоих супругов. Они смотре- ли на меня. Я поделился своими мыслями. Тогда муж рассказал ясно, отчетливо, сквозь светлые слезы о своей тоске, вспомнил, как отец учил его водить маши-


 

ну, и это были единственные минуты близо- сти его с отцом. Чтобы усилить его пережи- вание, я предложил ему представить себе своего отца. Он не мог. Он только плакал.

«Вы скажите ему, — предложил я, — как вы хотели быть ближе к нему и что вы не знали, как это сделать».

После очень длинной паузы он сказал:

«Я часто был так расстроен и зол на него, но я только сейчас понял, что и он не умел... ».


 

 

ñòâåííûå ÷óâñòâà. Ðàçãîâîð, çàôèêñèðîâàííûé â îòðûâêå, íèêàê íåëüçÿ íàçâàòü ïîñëåäîâàòåëüíûì, ëîãè÷íûì è âñåãäà ïîíÿòíûì. Ýòî åñòåñòâåííî, êîãäà ëþäè ïåðåæèâàþò è ïûòàþòñÿ âûðàçèòü ñâîè ÷óâñòâà. Ýòî êàñàåòñÿ è ïñèõîòåðàïåâòà. Ó íåãî íåò çàðàíåå ïðîäóìàííîãî ïëàíà, ñòðàòåãèè è òàêòèêè áåñåäû. Âñå, ÷åãî îí õî÷åò äîáèòüñÿ îò ñåìüè (ïî êðàéíåé ìåðå â ýòîé ÷àñòè ðàçãîâîðà), — ýòî èñêðåí- íîñòü è ñïîíòàííîñòü â ïðîÿâëåíèè ÷óâñòâ, ïîýòîìó îí âûðàæàåò ðàäîñòü, îãîð÷å- íèå èëè îáèäó èìåííî òîãäà, êîãäà äåéñòâèòåëüíî ïåðåæèâàåò ýòè ÷óâñòâà.

Îïðîñíèêè è ñèñòåìû ñàìîèññëåäîâàíèÿ äëÿ ÷ëåíîâ ñåìüè. Îòâå÷àÿ íà âî- ïðîñû î ñâîåé ñåìüå, ÷ëåíû ñåìüè íåðåäêî ñòàëêèâàþòñÿ ñ íåîáõîäèìîñòüþ âñïî- ìíèòü, îñîçíàòü ñâîþ ñåìåéíóþ æèçíü. ×åì áîëüøå âîïðîñîâ, íà êîòîðûå îíè îò- âå÷àþò, òåì ÿð÷å è êîíêðåòíåå èõ ïðåäñòàâëåíèå î ñâîåé ñåìüå. È äàëåå — ÷åì îíî êîíêðåòíåå, òåì áîëüøå âîçìîæíîñòåé ñîïîñòàâèòü åãî ñ òåì, ÷òî îíè âèäÿò.

Íàèáîëåå èíòåðåñíûé îïûò ïðèìåíåíèÿ òàêèõ îïðîñíèêîâ íàêîïëåí èññëåäî- âàòåëÿìè áèõåâèîðèñòñêîãî íàïðàâëåíèÿ. ×àùå âñåãî ýòî ñâÿçàíî ñ ïåðåãîâîðàìè ñóïðóãîâ î ñåìåéíîì ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîì êîíòðàêòå. Äåëî â òîì, ÷òî êîíòðàêò ñòàâèò êàæäîãî èç ñóïðóãîâ ïåðåä íåîáõîäèìîñòüþ î÷åíü òî÷íî ïðåäñòàâèòü ñåáå,

÷åãî íà ñàìîì äåëå îí õî÷åò îò äðóãîãî, ÷òî åìó ìåøàåò â ïîâåäåíèè äðóãîãî, êà- êèå ïîñòóïêè åìó âûãîäíåå âñåãî ñîâåðøàòü â îòâåò íà æåëàòåëüíîå äëÿ íåãî ïî âåäåíèå. Îêàçûâàåòñÿ, ÷òî äëÿ òîãî, ÷òîáû îòâåòèòü íà âñå ýòè âîïðîñû, ïðèõî- äèòñÿ âñåðüåç çàäóìàòüñÿ. Ïî âûðàæåíèþ îäíîãî èç íàøèõ ïàöèåíòîâ, ñóïðóã âäðóã îêàçûâàåòñÿ «çíàêîìûì íåçíàêîìöåì». Ðàçðàáàòûâàÿ êîíòðàêò, ñóïðóãè íåðåäêî «çàíîâî îòêðûâàþò» ñâîþ ñåìüþ è ñåáÿ. Ñóòü ïðîöåäóð, ñïåöèàëüíî ïðåäíàçíà÷åííûõ äëÿ òîãî, ÷òîáû ïîäãîòîâèòü ñóïðóãîâ ê ïåðåãîâîðàì î êîíòðàê- òå, — ïîáóäèòü êàæäîãî èñêðåííå îòâåòèòü ñàìîìó ñåáå íà ðÿä âîïðîñîâ.

Ïîèñê îòâåòîâ ïîìîãàåò óâèäåòü è îïèñàòü ïîâåäåíèå äðóãèõ ÷ëåíîâ ñåìüè è ìîòèâû, ñòîÿùèå çà íèì. Òàêîâà ïðîãðàììà äëÿ ðîäèòåëåé, ðàçðàáîòàííàÿ Ïå- òåðñîíîì (Peterson, 1971).

 ïå÷àòè ìíîãîêðàòíî ñîîáùàëîñü îá óñïåøíîì ïðèìåíåíèè ìåòîäèêè ñåìåé- íîãî êîíòðàêòà. Íàì ïðåäñòàâëÿåòñÿ, ÷òî åå óñïåõ â çíà÷èòåëüíîé ìåðå ñâÿçàí ñ òåì, ÷òî â õîäå ðàçðàáîòêè ñåìåéíîãî êîíòðàêòà ïðîèñõîäèò óòî÷íåíèå, êîíêðå- òèçàöèÿ ïðåäñòàâëåíèé ÷ëåíîâ ñåìüè î ïîòðåáíîñòÿõ, öåëÿõ è ïðèîðèòåòàõ äðóã äðóãà. Âñå âîïðîñû, êîòîðûå ÷ëåíû ñåìüè äîëæíû çàäàòü ñåáå â ñîîòâåòñòâèè ñ ìåòîäèêîé ïîäãîòîâêè ê çàêëþ÷åíèþ êîíòðàêòà, íå ÿâëÿþòñÿ äëÿ íèõ ÷åì-òî íî-


 

âûì. Òå æå ñàìûå âîïðîñû îíè ÷àñòî çàäàþò ñåáå â ïîâñåäíåâíîé æèçíè ñåìüè, íî íà õîäó, ìåëüêîì, àâòîìàòè÷åñêè, áåç äîëæíîãî âíèìàíèÿ.  õîäå æå ïîäãîòîâêè ñåìåéíîãî êîíòðàêòà, â ñèëó ñàìîé çíà÷èìîñòè ýòîãî ñîáûòèÿ, âñå ïðèâû÷íîå äåàâ- òîìàòèçèðóåòñÿ, ïðèâëåêàåò ê ñåáå ïðèñòàëüíîå âíèìàíèå, è êàæäûé îáíàðóæè- âàåò, ÷òî ïëîõî ïðåäñòàâëÿë ñåáå èñòèííûå öåëè è æåëàíèÿ äðóãèõ ÷ëåíîâ ñåìüè. Óïðàæíåíèÿ è çàäàíèÿ íà ïðåîäîëåíèå áàðüåðîâ àêòèâèçàöèè. «Êîâàðñòâî» áàðüåðîâ àêòèâèçàöèè â òîì, ÷òî ñàì èíäèâèä íå îñîçíàåò èõ. Ìû âèäåëè, êàê óäèâëÿëèñü ïàöèåíòû, êîãäà êòî-òî ïîìîãàë èì ïðåîäîëåòü áàðüåð è îáíàðóæèâà- ëîñü óïóùåííîå èìè ïðåäñòàâëåíèå èëè ñîîáðàæåíèå (ñì. ñëó÷àè 9–10). Èíäè- âèä íå ïîäîçðåâàåò î ñóùåñòâîâàíèè êàêèõ-òî åùå ñåìåéíûõ ñèòóàöèé, ðàññìîò- ðåíèå êîòîðûõ ïîáóäèëî áû åãî èíà÷å âçãëÿíóòü íà ïðîáëåìó, ñàìîìó æå åìó îíà

ïðîñòî ïðåäñòàâëÿåòñÿ íåðàçðåøèìîé.

Íàìè èñïîëüçîâàëàñü ìåòîäèêà «Íåðàçðåøèìûõ ïðîáëåì», êîòîðàÿ êàê ðàç è çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ïåðåä ïàöèåíòîì ñòàâèòñÿ çàäà÷à, íåðàçðåøèìàÿ èìåííî â ñèëó èìåþùèõñÿ ó íåãî áàðüåðîâ: îáðèñîâûâàåòñÿ ïðîáëåìíàÿ ñèòóàöèÿ, ïîõî- æàÿ íà òó, ñ êîòîðîé ñòîëêíóëñÿ îí ñàì, íî ïðîèñøåäøàÿ ñ äðóãèìè ëþäüìè (îáû÷íî èõ ÷èñëî ðàâíÿåòñÿ 20), è ñîîáùàåòñÿ, ÷òî âñå îíè íàøëè êàêèå-òî ðåøå- íèÿ, ïðè ýòîì âñå — ðàçíûå. Ïàöèåíòó ïðåäëàãàåòñÿ óãàäàòü ýòè ðåøåíèÿ, âûäâè- ãàÿ ñàìûå íåîæèäàííûå âåðñèè (ïî àíàëîãèè ñ ìåòîäîì «ìîçãîâîãî øòóðìà»). Ïñèõîòåðàïåâò îäîáðÿåò êàæäóþ èç íèõ, ñòàðàÿñü êàê ìîæíî ÿð÷å ïðåäñòàâèòü ñèòóàöèþ, êîòîðàÿ ëåæèò â îñíîâå âåðñèè, ïóñòü äàæå íåóâåðåííî ïðåäëîæåííîé ïàöèåíòîì, è ïîìî÷ü åìó óâèäåòü åå è ïîâåðèòü, ÷òî îíà áîëåå âåðîÿòíà è ðåàëüíà,

÷åì åìó ïîêàçàëîñü â ïåðâûé ìîìåíò. Íàïðèìåð, ïàöèåíòó ñ äåôèöèòîì âëèÿíèÿ íà æåíó îáðèñîâàëè ñåìåéíûå ïàðû, â êîòîðûõ æåíà óïðÿìî «ïîñòóïàëà òàê, êàê ñàìà ðåøèëà», à ìóæó íóæíî áûëî óáåäèòü åå ñäåëàòü íå÷òî, ÷åãî îíà î÷åíü íå ëþ- áèëà (îáû÷íî ýòî áûë âèçèò ê íåëþáèìîìó ðîäñòâåííèêó, íåëþáèìûé âèä äîñóãà è ò. ä.), áûëî ðàññêàçàíî î ìóæüÿõ, êîòîðûå âîïðåêè âñåì îæèäàíèÿì âñå-òàêè ñó- ìåëè ïåðåëîìèòü óïðÿìñòâî ñâîèõ æåí, è ïðåäëàãàëîñü óãàäàòü, êàêîé ñïîñîá êà- æäûé èç íèõ íàøåë. Ïðè ýòîì âðà÷ îòðèöàë ñâÿçü çàäà÷è ñ åãî (ïàöèåíòà) ñëó÷à- åì, ãîâîðèë î òîì, ÷òî ýòî «çàäà÷à íà çíàíèå æèçíè», ïîä÷åðêèâàë, ÷òî â ðåàëüíîé æèçíè âñòðå÷àþòñÿ ñàìûå íåîæèäàííûå ñëó÷àè. Ïî ìåðå òîãî êàê ïàöèåíò íà÷è- íàë ïðåäëàãàòü êàêèå-òî âåðñèè, ïñèõîòåðàïåâò íàõîäèë ñïîñîá ïîääåðæàòü êàæ- äóþ èç íèõ, ïîäòâåðäèòü, ÷òî «è òàêîå âñòðå÷àåòñÿ, è äàæå äîñòàòî÷íî ÷àñòî». Îïûò ïîêàçûâàåò, ÷òî îñîáåííî ïðîäóêòèâåí ãðóïïîâîé âàðèàíò äàííîé ìåòî- äèêè.  ýòîì ñëó÷àå ìåòîäèêà åùå áëèæå ê «ìîçãîâîìó øòóðìó». Âñå ÷ëåíû ãðóï- ïû ïî î÷åðåäè âûäâèãàþò ñâîè âåðñèè, ïñèõîòåðàïåâò æå ïðèëàãàåò âñå óñèëèÿ,

÷òîáû èõ ïîääåðæàòü. Âåñüìà ïîó÷èòåëüíûì îêàçûâàåòñÿ çàâåðøàþùåå îáñóæ- äåíèå, ðàíæèðîâàíèå âûäâèíóòûõ âåðñèé ïðåäëîæåíèé. Îáû÷íî ïðîÿâëÿþòñÿ âåñüìà ðåçêèå ðàçëè÷èÿ ìåæäó ÷ëåíàìè ãðóïïû â îöåíêå âåðñèé. Òî, ÷òî îäíèì ïðåäñòàâëÿåòñÿ ìàëîâåðîÿòíûì è ìàëîýôôåêòèâíûì, äðóãèå ðàññìàòðèâàþò êàê âïîëíå âåðîÿòíîå è ïîëåçíîå. Ñïîíòàííî âîçíèêàþùàÿ â ýòèõ ñëó÷àÿõ äèñêóññèÿ ñòàíîâèòñÿ óïðàæíåíèåì íà êîíêðåòèçàöèþ: ñòðåìÿñü óáåäèòü äðóãèõ ÷ëåíîâ ãðóïïû, ÷òî «òàê áûâàåò, ïðè÷åì ÷àùå, ÷åì âû äóìàåòå», ñòàðàÿñü êàê ìîæíî ÿð÷å ïîêàçàòü îêðóæàþùèì, êàê èìåííî ýòî áûâàåò, óáåæäàþùèé ïðèáåãàåò ê êîíêðå- òèçàöèè.

Äðóãàÿ âåñüìà ïîëåçíàÿ ìåòîäèêà — ýòî «àññîöèàòèâíûå óïðàæíåíèÿ íà êîí- êðåòèçàöèþ». Â èõ îñíîâå — ôîðìèðîâàíèå ïðåäñòàâëåíèÿ èíäèâèäà î êàêîé-òî


 

ðàíåå «ïóñòîé» (íåïðåäñòàâëÿåìîé èëè ñõåìàòè÷íî ïðåäñòàâëÿåìîé) ñôåðå åãî æèçíè ïóòåì ñòèìóëèðîâàíèÿ «öåïî÷êè àññîöèàöèé».

Ïðàêòèêà ïîêàçàëà, ÷òî ýòà ìåòîäèêà î÷åíü âàæíà è ýôôåêòèâíà äëÿ ïîäãîòîâ- êè ñàìîãî ïñèõîòåðàïåâòà ê ðàáîòå ñ ñåìåéíûìè ïðåäñòàâëåíèÿìè. Çíà÷åíèå åå â òîì, ÷òî îíà ïîìîãàåò åìó ïî÷óâñòâîâàòü ïðîöåññ àêòèâèçàöèè, íàó÷èòüñÿ ðàç- ëè÷àòü âèäû ñåìåéíûõ ïðåäñòàâëåíèé ïðè ðàáîòå ñ ñåìüåé.

 

 
 

Óïðàæíåíèÿ äëÿ ïñèõîòåðàïåâòà

Öåëü: ïîìî÷ü ïñèõîòåðàïåâòó ïî÷óâñòâîâàòü, ÷òî òàêîå àêòèâèçèðîâàííîå ïðåä- ñòàâëåíèå, îùóòèòü ðàçíèöó ìåæäó ðàçëè÷íûìè ñòåïåíÿìè àêòèâèçàöèè, îçíàêî- ìèòüñÿ ñ ÿâëåíèÿìè, âîçíèêàþùèìè â õîäå ïðîöåññà àêòèâèçàöèè («ïñåâäîïðåä- ñòàâëåíèÿ», «ñòåðåîòèïíûå ïðåäñòàâëåíèÿ»).

Êàæäîå óïðàæíåíèå ñîñòîèò èç òðåõ ÷àñòåé.

1. Ôèêñàöèÿ «ïóñòîãî ïðåäñòàâëåíèÿ», íàáëþäåíèå çà åãî ïñèõîëîãè÷åñêèìè ïðèçíàêàìè.

2. Çàïîëíåíèå åãî ñ ïîìîùüþ ñòèìóëèðóåìîé öåïè àññîöèàöèé.

3. Íàáëþäåíèå çà àêòèâèçèðîâàííûì ïðåäñòàâëåíèåì è åãî ïñèõîëîãè÷å- ñêèìè è ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêèìè ñâîéñòâàìè.

Îïûò ïîêàçàë, ÷òî, âûïîëíÿÿ ýòè óïðàæíåíèÿ, ïñèõîòåðàïåâòó ëó÷øå ïðèäåð- æèâàòüñÿ îïðåäåëåííîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè: à) íà÷èíàòü ñ óïðàæíåíèé «èíäèâè- äóàëüíîãî» (íåñåìåéíîãî) õàðàêòåðà è ëèøü ïîñëå ýòîãî ïåðåõîäèòü ê «ñåìåéíûì ñöåíàì» è á) íà÷èíàòü ñ òåõ ñöåí («ïðåäñòàâëåíèé»), íåçíàíèå êîòîðûõ è íåñïî- ñîáíîñòü èõ àêòèâèçèðîâàòü ëåã÷å îñîçíàòü. Íàïðèìåð, ëþäè ñêîðåå îñîçíàþò è ïðèçíàþòñÿ â òîì, ÷òî ñìóòíî ïðåäñòàâëÿþò ñåáå ñâîå ðàííåå äåòñòâî, ÷åì â òîì,

 
 

÷òî íå ïðåäñòàâëÿþò ñåáå, êàê â äåéñòâèòåëüíîñòè ïðîèñõîäèò ñåìåéíàÿ ññîðà.

Óïðàæíåíèå 1. Ðàííåå äåòñòâî

1. Âîñïîìèíàíèÿ î äåòñòâå. Ïîïûòàéòåñü îòâåòèòü íà âîïðîñ: ñ êàêîãî âîçðàñòà âû ñåáÿ ïîìíèòå, ê êàêîìó âîçðàñòó îòíîñèòñÿ âàøå ñàìîå ïåðâîå âîñïîìè- íàíèå? Ñäåëàéòå ïîïûòêó (ñêîðåå âñåãî, îíà áóäåò íåóäà÷íîé) âñïîìíèòü, êàêîé âàì ïðåäñòàâëÿëàñü îêðóæàþùàÿ æèçíü è âçðîñëûå â ýòî âðåìÿ, ïðè ýòîì íàáëþäàéòå çà äâóìÿ ìîìåíòàìè:

à) êàê ïîïûòêà âñïîìíèòü íàòûêàåòñÿ íà òåìíûå ïÿòíà — íà îòñóòñòâèå âîñïîìèíàíèé;

á) êàê âîçíèêàþò âñåâîçìîæíûå ïñåâäîâîñïîìèíàíèÿ: îòñóòñòâóþùèå âîñ- ïîìèíàíèÿ î òîì äàëåêîì âðåìåíè çàìåíÿþòñÿ ïîâåðõíîñòíûìè ñòåðåî- òèïíûìè ïðåäñòàâëåíèÿìè î ðàííåì äåòñòâå, âàøèìè äîìûñëàìè î òîì, êàê âñå ýòî ìîãëî áûòü, îòçâóêàìè ÷üèõ-òî ðàññêàçîâ è ò. ä. Áëàãîäàðÿ èì

÷åðåç êàêîå-òî âðåìÿ ó âàñ ïîÿâèòñÿ òî, ÷òî ìîæíî áûëî áû íàçâàòü

«ïñåâäîïðåäñòàâëåíèåì», — ñõåìàòèçèðîâàííîå, îòðàæàþùåå ðàñõîæèå ïîâåðõíîñòíûå ñòåðåîòèïû ïðåäñòàâëåíèå î âàøåì ðàííåì äåòñòâå. Ýòî ïñåâäîïðåäñòàâëåíèå ÿâëÿåòñÿ õîðîøèì àíàëîãîì âòîðîé ñòóïåíè ïðî- öåññà êîíêðåòèçàöèè ñåìåéíîãî ñöåíàðèÿ.

2. Àññîöèàòèâíûé ïðîöåññ. Ïîäãîòîâüòå ñòîïêó ÷èñòûõ êàðòî÷åê. Îáðàòèòåñü ê ñâîåìó ñàìîìó ïåðâîìó âîñïîìèíàíèþ. Çàïèøèòå åãî íà êàðòî÷êó. ×åðåç


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: