Содержание
1. Введение………………………………………………………………………3
2. Семейное чтение как термин в библиотековедении………………………4-5
2.1. Исторические корни происхождения семейного чтения……………..…6-7
2.2. Роль женщины в укреплении семьи посредством семейного чтения …...8
3. Заключение…………………………………………………………………….9
4. Список литературы……………………………………………………………10
Введение
В современном мире интеллектуальное и нравственное развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими информацией. Огромную роль в формировании личности играют средства массовой информации и книги. Нынешнее отношение к чтению сильно изменилось. Возникла сложная ситуация в сфере чтения: пропал интерес к литературе, снизилось качество чтения и качество речи.
Все мы знаем, что вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, а также образы.
Чтобы интерес к чтению не угас у ребенка, процесс чтения необходимо поддерживать. И в этом подрастающему поколению должна помочь в первую очередь семья.
Следовательно, цель работы состоит в определении важности семейного чтения как одного из аспектов воспитательной деятельности.
Основными задачами для решения поставленной цели являются:
1. Поиск информации об исторических корнях происхождения «семейного чтения»;
2. Раскрытие подробного значение термина «семейное чтение» как одного из составляющих модели чтения.
3. Определение роли «женщины» в укреплении семьи посредством семейного чтения.
|
Семейное чтение» как термин в библиотековедении
Понятие «чтение» не является монолитом, оно, безусловно, делится на различные виды, направления и модели, которые имеют цели, задачи и способы их разрешения. Роль и значение каждой из них очень велика в формировании читателя и его личности.
Существует две точки зрения на модели чтения:
1) общественная к ней относятся: гуманистическая, христианская, университетская, народная (массовая);
2) индивидуальная интеллектуальная, эмоциональная и творческая, в состав которых входят такие модели чтения как: деловая, нормативная, учебная, развлекательная, самообразовательная и, конечно, семейная.
Следует отметить, что каждая модель чтения проходила свой долгий путь формирования, развития и имеет глубокие исторические корни.
Так в статье «Значение семейного чтения в сохранении этнокультурной идентичности» (2018), Шастиной Елены Михайловны, доктора филологических наук, профессора, заведующей кафедрой немецкой филологии, Казанского федерального университета, Елабужского института, значение термина «Семейное чтение» определяется как систематическая, добровольная и целенаправленная совместная познавательно-коммуникативная и эмоционально-эстетическая деятельность членов семьи, стоящих на разных ступенях социализации, в которой преобразуются и используются произведения литературы для удовлетворения и развития разнообразных потребностей семьи, в том числе и этнических.
Также в статье психолога Акутина С. П. семейное чтение представляет собой «целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс совместного чтения детей и родителей с последующим обсуждением, анализом в любых формах (устных, письменных, игровых и др.). Семейное чтение - предполагает духовное общение членов семьи, возникновение и упрочение невидимой чудесной духовной связи между людьми, имеет неповторимый библиотерапевтический эффект».
|
Семейное чтение имеет следующие особенности:
1. В основе семейного чтения лежит практика «чтения вслух», в отличие от «чтения про себя»;
2. Модель «семейное чтение» предполагает совместное (но не коллективное) действие;
3. Модель «семейное чтение» тесно связано с понятием «личная, частная, семейная, домашняя библиотека» как библиотеки особого вида;
4. Модель «семейного чтения» тесно связана с появлением такого «нового читателя» как женщина, хотя и роль мужчины, отца, здесь весьма значительна;
5. В модели «семейное чтение», в отличие от других моделей, одновременно реализуются практически все важнейшие функции чтения (такие, как познавательная, воспитательная, развивающая, развлекательная, коммуникационная).
Исторические корни происхождения «семейного чтения»
Семейное чтение было распространено еще во времена античности. Так, по свидетельству Плутарха, Катон Цензорий (234-149 г. до н.э.) сочинил и написал большими буквами «Историю Рима», которую читал своему сыну. И в средние века, и в эпоху просвещения, и в Новое, и в Новейшее время мы можем найти множество примеров распространения семейного чтения в различных слоях общества в разных странах.
Согласно историческим источникам семейное чтение является давней русской традицией. В девятнадцатом веке принято было читать вслух. Авторы читали в салонах и литературных кружках только что написанные произведения, взрослые читали по вечерам собравшимся вокруг домочадцам романы с продолжением, возлюбленные наедине читали друг другу стихи или что-то романтическое, отвечавшее настроению; в кружках самообразования читали вслух книги по экономике, политике, философии; родители, гувернантки, школьные педагоги читали вслух детям.
|
Дети вообще существовали в то время и в таких семьях отдельно от родителей. Говорили родителям «Вы», приходили утром пожелать папеньке или маменьке «Доброго утра», а вечером – «Доброй ночи». Зачастую няня или гувернантка была такому ребенку ближе, чем собственная мама, и играла в его жизни большую роль. Поэтому и первые сказки ребёнок слышал от няни, и первые книжки читала ему не мама.
Общение с родителями начиналось позже, когда ребенок подрастал, поступал в гимназию или иное учебное заведение, приобретал статус взрослого. Тогда же он становился участником совместных чтений на взрослой половине. Чем-то такие чтения были сродни сегодняшнему смотрению телевизора по вечерам. Длинные романы с продолжением заменяли сериалы.
Неудивительно, что с появлением телевидения семейные чтения вслух, существовавшие еще в 1950-х годах во многих семьях, почти окончательно исчезли. Почему же сейчас, почти полвека спустя, возникла и укрепилась идея в необходимости возрождения семейного чтения?
Один из напрашивающихся ответов – дети стали меньше читать, а это один из способов приохотить ребенка к чтению. Но семейное чтение – это не чтение детям. Это традиционно взрослый досуг, к которому дети допускаются лишь по мере взросления.
Однако в наш суматошный век трудно выделить время для чтения вслух, да и само по себе это занятие непростое, требующее творческого подхода. И в этом начало разгадки секрета его привлекательности.