Экономическая составляющая региональной политики Вьетнама.




Кафедра Тихоокеанской Азии

 

 

Исмаилова Айгюн Намиковна

 

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ВЬЕТНАМА

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

  Студент гр. Б5203_________________ (подпись)  
  Руководитель доцент _____________ И.Н.Золотухин  
   
  Регистрационный № ________ ___________ ___________________ подпись И.О.Фамилия «_____» ___________________ 20 г.     Оценка _________________________   ____________ ___________________ подпись И.О.Фамилия   «_____» ________________ 20 г.  

 

г. Владивосток

 

Введение.

XXI век ознаменован динамично растущим множеством международных и региональных организаций, в которые вовлечено огромное количество стран-партнёров. Они развиваются в рамках созданных региональных организаций, демонстрируя свои успехи в различных сферах существования государства. В настоящий момент Социалистическая Республика Вьетнам ведёт активную внешнеполитическую деятельность в рамках различных региональных организаций. Участие в таких региональных образованиях, как АСЕАН, даёт Вьетнаму большое количество возможностей для развития внешней политики, внешних торговых отношений, а также возможностей для укрепления и развития экономического положения страны в рамках Юго-Восточной Азии.

АСЕАН – Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии – региональная организация, охватывающая такие аспекты деятельности, как политика, экономика и культура стран-участниц, основанная в августе 1967 года, когда министрами пяти стран ЮВА была подписана Декларация АСЕАН. Позже к ним примкнули такие страны, как Вьетнам, Лаос, Мьянма и Камбоджа. Ассоциация ставит перед собой цель повысить уровень экономического роста, уровень культурного развития и социального прогресса в странах Юго-Восточной Азии.

Несомненно, данная региональная организация играет важную роль в функционировании каждой из стран, объединённых под флагом АСЕАН, однако целью данной курсовой работы является изучение политического и экономического аспектов деятельности Социалистической Республики Вьетнам в рамках этой и других организаций.

Вьетнам активно участвует в обсуждениях различных проблем внешней политики, вносит свой неоценимый вклад в деятельность других стран организации, поддерживая внешнюю экономику и политику в рамках регионального образования, что, разумеется, даёт определённые толчки к развитию других, менее развитых стран.

Таким образом, для того, чтобы достичь цели, поставленной для этой курсовой работы, необходимо решить ряд поставленных задач:

¾ Выделить определённые аспекты внешней политики и экономики, в которых Вьетнам наиболее заинтересован, решение каких проблем страна ставит для себя на первое место, в каких областях СРВ наименее активна);

¾ Использовать полученные при выполнении первой задачи критерии для исследования деятельности страны;

¾ Оценить деятельность Вьетнама в рамках региональных организаций.

Вопросами деятельности стран Юго-Восточной Азии в международных региональных организациях различного масштаба занимались крупные учёные нашего времени. К примеру, Е.В. Кобелёв – статья о внешнеполитической модели Социалистической республики Вьетнам после «Дой Мой», Г.М. Локшин, В.В. Сумский и т.д.

В ходе работы применялись следующие методы исследования: сравнительный метод, метод изучения документации, описательный метод.

Данная работа состоит из следующих частей: введение, две главы, заключение, список литературы и содержание.

 

 

1. Политическая составляющая региональной политики Вьетнама.

Изучение политической составляющей региональной политики СРВ от лица ЮВА и от лица страны непосредственно необходимо для составления необходимой для сравнения картины показателей страны. Целью данной части курсовой является выяснение конкретных ориентиров страны на международной арене. Изучение направлений политики, внешних проблем Вьетнама, которые правительство пытается решать путем принятия активного участия в деятельности конкретных региональных организаций (АСЕАН, АТЭС), поможет составить сравнительную характеристику относительно всего плана внешней политики Вьетнама. Из такой сравнительной характеристики можно будет выделить избранные страной главные направления действий, проблемы, которые волнуют правительство. Также общая картина позволит оценить эффективность принимаемых решений касаемо безопасности и стабильности страны, из чего станет возможным сделать соответствующий вывод касательно всех описанных вопросов.

 

1.1. Деятельность Вьетнама в региональных организациях

В этой части главы главной задачей является определение ориентиров политической деятельности СРВ в рамках выбранных региональных организаций (АСЕАН и АТЭС).

Вероятно, стоит начать с того, что с самого момента вступления СРВ в такую региональную организацию, как АСЕАН, Вьетнам также активно принимает участие во множестве других организаций – примером этому служит Организация Объединенных Наций, АТЭС, ВТО, ЮНЕСКО, ФАО, МОТ и многие другие. Политологи разных стран, ровно точно также, как и российские исследователи, отмечают поразительную активность Вьетнама на всех или большинстве площадок, что определённо характеризует страну положительно.

Также необходимо отметить, что, несмотря на некоторые сложности в отношениях страны и Соединённых Штатов в прошлом (военные действия в 1965 году), Вьетнаму удалось в объективно короткий срок превратить страну-противника в одного из главных инвесторов для предприятий и организаций, что характеризует политику СРВ как очень грамотную и выгодную для обеих сторон, а само вьетнамское правительство как очень грамотного и пунктуального партнёра.

В отношении АСЕАН у Вьетнама однозначная позиция – страна является одним из ведущих участников, что говорит об обширных намерениях СРВ к развитию данной площадки. У страны большие планы на расширение влияния в сфере экономики (напомним, что на Восточноазиатском Форуме АСЕАН в 2017 обсуждались соглашения ЕАЭС и АСЕАН о зонах свободной торговли, которые российские политики отмечали очень выгодными, и отзывались о них крайне положительно).

31 декабря 2015 года Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии получила статус Сообщества, что дало основание для развития и перехода к следующей ступени работы над внешней и внутри региональной политикой. На 2016 год страна выполнила уже более 140 из 290 установленных задач, что является практически половиной всех задач, озвученных в программе АСЕАН до 2025 года.

Правительство Вьетнама в рамках АСЕАН обозначает для себя несколько ветвей развития, задачи в рамках которых вот уже на протяжении трех лет успешно выполняются. В частности, АСЕАН разработала и согласилась принять генеральный план Connectivity Master 2025 [1]и Третью интеграционную инициативу АСЕАН, чтобы сократить разрыв в развитии между странами-членами. АСЕАН также укрепляет координационные механизмы, делится информацией для борьбы со стихийными бедствиями, реагирует на нетрадиционные проблемы безопасности, такие как изменение климата, эпидемии, терроризм.

Правительство Вьетнама выражает готовность к развитию вместе с самим Сообществом АСЕАН, тем самым подтверждает свой образ активного, динамичного государства-члена в рамках региональной организации. Министр иностранных дел Вьетнама Нгуен Куок Данг утверждает, что страна продолжит своё содействие, принося конкретную выгоду людям каждого государства-члена; активно внедрять и интегрировать планы видения в конкретные программы действий министерств, секторов и населенных пунктов по вопросам международной интеграции; для обеспечения адекватных инвестиций в ресурсы и дальнейшего содействия мероприятиям по повышению информированности сообщества АСЕАН с целью приближения их друг к другу и к людям, проживающим на территории стран-членов организации, а также к предприятиям, которые требуют поддержки и финансирования. Министр считает, что главной задачей внешней политики Вьетнама на данный момент является сохранение основных черт Ассоциации Стран Юго-Восточной Азии, что, по его мнению, является основным залогом успеха этой организации.

Что касается АТЭС и деятельности Вьетнама в рамках этой организации, здесь также отмечаются активные действия для поддержания безопасности региона в целом и стран-участниц в отдельности. Партнеры АТЭС, как внутренние, так и внешние, отмечают динамичность и важность прошедшего в 2017 году саммита. После принятия в 1994 году «Богорских целей» («Bogor Goals») [2] произошел ряд событий, связанных с политической и экономической сферами деятельности Вьетнама, и эксперты страны и АТЭС в частности прогнозируют понижение показателей торговли и инвестиций, что по сути является последствием попытки глобализации экономики в прошлом. Однако по сравнению с показателями экономики в период кризиса 2008-2009 гг. сейчас наблюдаются явные признаки активного экономического роста.

Вьетнам в рамках АТЭС ставит для себя в основном задачи по укреплению экономики, затрагивая при этом различные необходимые для этого сферы политической деятельности.

С 2006 года, когда успех Вьетнама на арене саммита АТЭС произошел в первый раз, Вьетнам усиленно готовился к введению новой политики, и это было позволено сделать благодаря высокому престижу страны на международной арене на саммите АТЭС в 2017 году.

Вьетнам представил новую тему «Создание новой мотивации для достижения общего будущего», которая была встречена положительно. На основе успеха сотрудничества стран АТЭС, Вьетнам предложил четыре приоритетных направления деятельности, которая будет лишь содействовать устойчивому росту экономики: продвижение глубоких экономических связей внутри региональной организации; повышение конкурентоспособности и креативности микро-, малых и средних предприятий в эпоху цифровых технологий; укрепление продовольственной безопасности; а также укрепление устойчивого сельского хозяйства, позволяя оному адаптироваться к особенностям изменения климата стран в зависимости от их географического расположения.

Фам Бинь Минь, заместитель Премьер-министра Иностранных дел, по совместительству председатель Национального комитета АТЭС 2017, называет итоги саммита некими «воротами» в новый этап укрепления международных отношений, курс на которые был установлен еще в 2016 году на ХII съезде Коммунистической партии Вьетнама. Министр уверен, что укрепление выгодных международных отношений, в частности и стратегического партнерства с некоторыми странами, такими как Российская Федерация, приведёт к взаимовыгодному сотрудничеству[3], которое на данный момент поддерживается двусторонними контрактами и договорами, заключенными на наиболее выгодных для обеих стран условиях.

На саммите первоочередной задачей была постановка верных тем, приоритетов и направлений сотрудничества. В итоге, АТЭС-2017 четко отражает стратегическое видение вьетнамской внешней политики. Прежде всего, видение мирного, стабильного и динамичного Азиатско-Тихоокеанского региона, которое по-прежнему является движущей силой регионального и глобального экономического роста.

Фам Бинь Минь утверждает, что деятельность АТЭС идет гладко, достигая поставленных целей, и объясняет этот успех единодушной поддержкой всех уровней. Благодаря новой и сильной стране после более чем 30-летнего следования политике преобразований «Doi Moi», [4] APEC Vietnam Year 2017 имел большой успех, а принятые на базе саммита решения вылились в ожидаемые положительные последствия.

 

1.2. Внешнеполитические проблемы Вьетнама, которые страна пытается решать при помощи региональных организаций.

Для Вьетнама как для морского государства существует целый ряд проблем, которые угрожают внешней безопасности, а вместе с ней и стабильности страны. Таким образом в пример подобных негативных факторов разрушения безопасности можно привести морской терроризм, именуемый пиратством, а также проблему территориальных споров (Парасельские острова и архипелаг Спратли), о которых и пойдет речь в этой части данной курсовой работы.

Южно-Китайское море является причиной многих территориальных споров. Наибольший интерес представляют Парасельские острова и архипелаг Спратли, которые сейчас являются объектами, на которые обращено огромное внимание Вьетнама и стран-соседей. Так, например, на Парасельские острова, которые имеют для всех претендующих стран ценность и военно-стратегическое значение. На эти территории претендует Китай, по сей день активно продолжающий освоение и заселение этих островов.

Архипелаг Спратли[5], включающий в себя около двухсот островов, ещё во времена Второй мировой войны были заняты Японией. Вскоре по ряду причин (основной из них явился Сан-Францисский мирный договор 1951 года) Япония была вынуждена отказаться от права владения этими территориями. Проблемы возникли сразу после «отречения» Японии – по договору не было указано не единого последующего владельца этими территориями. В связи с этим возник целый ряд конфликтов, которые продолжаются и по сей день.

В 2016 году Международным арбитражным судом в Гааге было решено, что Китай, всё это время претендующий на большую часть островов, не имеет исторического права на эти острова, призывая страну оставить попытки освоить оставшиеся Парасельские территории. Китай с таким постановлением не согласился и проигнорировал его, продолжив освоение запланированных территорий. В 2014 году президент США Барак Обама в своей речи перед выпускниками военной академии Вест-Пойнт[6], назвал такое положение схожим с положением на юге Украины, а также предостерёг, что ситуация рискует стать ещё хуже, и тогда получит название «вовремя не остановленной региональной агрессией», что в наше время уже произошло.

На эти территории на данный момент претендуют 6 стран: Китай, Вьетнам, Филиппины, Тайвань, Малайзия и Бруней. Еще в двадцатом веке Вьетнам считал Парасельские острова одним из наиболее выгодных военно-стратегических районов, т.к. архипелаг лежит на пересечении Индийского и Тихого океанов, что представляет собой важнейший восточный фланг для Азии, Европы и Африки. Таким образом тот, кто будет контролировать этот архипелаг – будет иметь ощутимое стратегическое преимущество по отношению ко всем странам-соседям.

Учитывая, что Китай на данный момент претендует на территории, составляющие около восьмидесяти процентов всех островов, это дает право досматривать практически все корабли в акватории Южно-Китайского моря, и это, опять же, только осложняет попытки стран поддержать стабильность и безопасность границ стран.

Вьетнам, в отличие от КНР, настроен менее воинственно. Страна старается урегулировать ситуацию, призвать страны-участницы АСЕАН к мирному решению вопросов, касающихся островов Спратли и Парасельских осттровов. Вьетнам предлагает взаимовыгодное сотрудничество на этих территориях, при этом не называя территории своими. Инициатива СРВ поможет, при положительном раскладе, создать на этих территориях некий «оплот мира», принципы управления которым будут соответствовать Декларации о Восточном море, принятой в АСЕАН 22 июля 1992 года и Декларации о поведении сторон на Восточном море (DOC), которая была подписана (в том числе и КНР) в 2002 году. Согласно DOC, стороны обязуются решать все территориальные и юрисдикционные вопросы мирным путём, не применяя военную силу и не угрожая ее применением, а также уважать свободу морского и воздушного пространства в соответствии с принципами международного права. АСЕАН и Китай торжественно обязались следовать DOC, а также создать Кодекс правил поведения в Восточном море (Code of Conduct), который является конечной представляемой высшей целью.

Создание этой цели и следование ей является конечной целью, которое возвысило АСЕАН и Китай как пример для всех остальных государств со схожими внешнеполитическими ситуациями. Однако конечная цель на настоящий момент не достигнута, несмотря на то, что обе стороны (АСЕАН и Китай) её поддерживают, существует ряд причин, которые сдерживают создание Кодекса вот уже на 10 лет, а вопрос, тем не менее, так и остается нерешенным.

Вторая проблема, которая угрожает стабильности и безопасности СРВ, так называемое морское пиратство, существует уже довольно продолжительное время и страна, естественно, старается урегулировать данный вопрос, привлекая внешние связи.

Пиратство, в настоящее время именуемое морским терроризмом, создавало ряд проблем и в прошлом, когда недовольные установленным строем крестьяне сбегали за территорию страны и совершали набеги на торговые суда, наживаясь на перепродаже украденного. Также они имели обыкновение блокировать и занимать порты, перекрывая к ним доступ для торговых посудин, лишая тем временем государство определённой части прибыли и осложняя торгово-экономические отношения между странами-союзницами.

В двадцать первом веке, когда вероятность террористического акта как на суше, так и на водном пространстве предельно высока, перед государствами всего мира стоит задача уменьшить процент опасности и по возможности сгладить последствия такого рода происшествий. Вьетнам и АСЕАН как региональная организация, в которой СРВ на настоящий момент наиболее активна, ставят эту задачу в ряд важнейших.

В январе 2018 года на девятом заседании вьетнамско-американского диалога по вопросам политики в Ханое[7] представители Вьетнама и США назвали основные ориентиры в развитии отношений двух стран, одним из которых явилась как раз необходимость укрепить территориальную безопасность стран. Вьетнам намерены сотрудничать с Соединенными Штатами Америки в дальнейшем, так как обе стороны видят в этом выгодные для развития и укрепления безопасности внешней политики. Также Вьетнам считает необходимым укрепление отношений с Европейским Союзом[8], члены которого в 2017 году встречались с премьер-министром АСЕАН Фам Бинь Минем. Министр иностранных дел Вьетнама приехал в Манилу с целью заключить ряд двусторонних договоров со странами ЕС.

Наряду с договорами о торговых и экономических отношениях, были также обговорены и подтверждены цели и роль АСЕАН на политической арене, а также проработаны шаги к обеспечению безопасности региона. Страны договорились о координации действий для решения традиционных и нетрадиционных вопросов безопасности, а также обсудили предполагаемые шаги в случае возникновения реальной угрозы террористического акта.

1.3. Насколько Вьетнам оценивает свое влияние на различные сферы деятельности в рамках региональных организаций.

Вьетнам в настоящее время избрал для себя тактику, ориентированную на регионализм, что, несомненно, дает особые привелегии. Министр иностранных дел Вьетнама Фам Бинь Минь является на данный момент премьер-министром АСЕАН, что также дает определенные основания считать избранную СРВ тактику успешной.

На международной арене Вьетнам проявляет себя как грамотный дипломат, который грамотно оперирует своими возможностями и пользуется преимуществами. Социалистическая Республика Вьетнам выступает исключительно за мирные решения существующих проблем (проблемы территориальных споров – Парасельские острова и острова архипелага Спратли страна предложила решать при помощи грамотного дипломатического хода – создания Декларации о поведении сторон на Восточном море, проблема нарушения безопасности путем нетрадиционных факторов нарушения стабильности решается путем заключения ряда двусторонних договоров с Соединенными Штатами Америки и Европейским Союзом от лица региональной организации АСЕАН, представителем которой выступал именно вьетнамский министр Иностранных дел).

СРВ выступает одним из ведущих дипломатов на политической арене несмотря на то, что в своей ориентации на регионализм избирает именно ориентиры, связанные с укреплением экономики, ведёт себя достойно и соответственно своему статусу ведущего в Юго-Восточной Азии политического партнера наряду с Сингапуром, Китаем и пр.

 

 

Экономическая составляющая региональной политики Вьетнама.

Список литературы

Морское пиратство в Юго-Восточной Азии: Региональное измерение проблемы [Статья] / авт. Золотухин Иван Николаевич. - Владивосток: [б.н.], 2016 г..

Пути решения островного спора в Южно-Китайском море [Статья] / авт. Хуан Ву Зыонг. - Владивосток: [б.н.], 2009-2012 г..

 

 

 


[1] https://asean.org/storage/2016/09/Master-Plan-on-ASEAN-Connectivity-20251.pdf

 

Генеральный план по подключению АСЕАН 2025. MPAC 2025, который преуспевает в генеральном плане ASEAN Connectivity 2010, фокусируется на пяти стратегических областях: устойчивая инфраструктура, цифровые инновации, бесшовная логистика, совершенствование нормативных требований и мобильность людей. MPAC 2025 был разработан в консультации с соответствующими секторальными органами АСЕАН и другими заинтересованными сторонами.

[2] https://www.apec.org/About-Us/About-APEC/Fact-Sheets/Bogor-Goals

 

Цели «Богор» - это набор целей для реализации свободной и открытой торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе, согласованный странами-членами в 1994 году в Богоре, Индонезия. Лидеры согласились принять долгосрочную цель свободной и открытой торговли и инвестиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Эта цель будет стремиться к дальнейшему сокращению барьеров в торговле и инвестициях и поощрению свободного потока товаров, услуг и капитала среди экономик АТЭС. Инициативы, которые подпадают под эти цели, включают усилия по улучшению времени и затрат на товары, людей, инвестиции и услуги для пересечения границ. Некоторые примеры включают упорядочение таможенных процедур и снижение тарифов, а также улучшение бизнес-климата в отдельных странах-членах.

[3] https://tass.ru/opinions/interviews/3935125

[4] «Дой Мой» — политика обновления Вьетнама, политические и экономические реформы, начавшиеся в 1979 году.

[5] https://www.e-reading.club/chapter.php/1021561/69/Torkunov_-_Sovremennye_mezhdunarodnye_otnosheniya.html

[6] «Если гражданская война в Сирии выплеснется за границы страны, возможности закаленных в боях экстремистов угрожать нам только увеличатся. Если не обуздывать региональную агрессию — будь то на юге Украины, в Южно-Китайском море или где бы то ни было, — это, в конечном итоге, заденет наших союзников и может потребовать вмешательства наших военных. Мы не имеем права закрывать глаза на происходящее за рубежом.»

https://inosmi.ru/world/20140531/220697692.html

[7] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4917137

[8] https://m.vovworld.vn/ru-RU/новости/вьетнам-активизирует-сотрудничество-с-другими-странами-и-ес-565771.vov



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: