Интересные факты «Секретного фарватера»




 

 

«Секретный фарватер» принес всесоюзную популярность исполнителю главной роли Анатолию Котеневу. Сейчас он - один из ведущих артистов Белоруссии, снялся в 60 фильмах и сериалах и даже избран вице-президентом Белорусской гильдии актёров кино.

Сам Котенев вспоминал, что консультант картины - адмирал, увидев его на съемках, спросил: "Ты, наверное, на флоте служил? У тебя походка, выправка флотские".

Между тем прежде актёр к флоту не имел никакого отношения. Он служил в артиллерии, к тому же большую часть службы провел на сцене, поскольку уже имел начальное театральное образование. Помогли занятия спортом, которые пригодились и во время съемок "Секретного фарватера", где Котеневу пришлось прыгать с парашютом, плавать под водой и долго держаться на плаву в открытом море. Правда, под водой по большей части плавал дублер, а другой - прыгал с парашютом, А вот в воде Котеневу пришлось провести целую съемочную смену.

- Нашли длинный пирс, уходящий в море, - рассказывал впоследствии актёр, - с него и снимали на фоне моря. Я там плаваю, изображаю что-то, а с пирса кричат: "Толя! Побарахтайся немножко! Сейчас мы камеру перезарядим!" И вижу, как помощник оператора неуклюже карабкается в гору, к автобусу с аппаратурой. А я плаваю. Вот тогда я понял, что, пока камера работает, актер и в огонь пойдет, и в воду... да на все пойдет! И пока я слышал громкий треск камеры "Конвас", я самоотверженно барахтался в воде.

Но однажды Котеневу захотелось лично прыгнуть с парашютом, хотя снимали общий план и его вполне мог заменить дублер. Однако артист уговорил режиссера дать ему возможность прыгнуть, заверив, что имеет опыт целых пяти прыжков. «Правда, - глядя честными глазами на постановщика, сказал актер, - документы об этом у меня остались дома».

Проблема заключалась в том, что во время войны использовались круглые парашюты, которых сорок лет спустя на складах уже не было. С огромным трудом нашли старый круглый парашют, тщательно его проверили и дали согласие на съемку. Прозвучала команда, включили камеру, и из самолета вылетел комочек. Он летел подозрительно долго и лишь почти у самой земли раскрылся парашют.
"Толя, что случилось?" - подбежал к артисту обеспокоенный режиссер.
"Ничего особенного, - "на голубом глазу" ответил тот, - я просто хотел вам показать, что такое затяжной прыжок".

Ларису Гузееву, исполнительницу главной женской роли представлять нет надобности. Тогда она была очень популярна после оглушительного успеха фильма «Жестокий романс». Ей было интересно сыграть роль в военной форме. Вот только некоторые зрители остались недовольными гибелью героини, и режиссер после выхода картины получил немало писем с гневным вопросом: "Почему вы убили такую красивую женщину?"

Улдис Думпис был немного известен советскому зрителю по эпизодической роли немецкого аса в известном фильме «Щит и меч».

В 4-й серии актёр Сергей Быстрицкий играет уже повзрослевшего Шурку Ластикова воспитанника Бориса Шубина, которого играет Анатолий Котенев. В реальности разница в возрасте между актёрами всего 5 лет. В сериале «Ундина» (2003—2006), они играют уже ровесников, причём врагов.

 

Некоторые эпизоды биографии книжного героя Шурки Ластикова (закрытие пробоины радиатора своим телом и медаль Ушакова среди наград) почерпнуты из реальной жизни выпускника Соловецкой школы юнг А. Ф. Ковалёва.

 

В фильме таинственным «Летучим голландцем» является U-127. На это указывает номер, выбитый на тарелке, из которой кормят Шубина на этой подводной лодке, и номер на согнутой вилке, обнаруженной в куче мусора на корабельном кладбище в Пиллау. Реальная U-127 под командованием капитан-лейтенанта Бруно Хансманна погибла ещё в 1941 году. Причём уцелеть она не могла даже чисто гипотетически. Потопившие её британские корабли видели огромное нефтяное пятно. Затем, в пузырях воздуха, на поверхность стали всплывать обломки, одежда, куски человеческих тел. Мо­ре пропиталось особым, характерным для гибнущей вражеской лодки смра­дом внутренних отсеков. Это свидетельствовало о безусловном её конце.

В фильме в роли U-127 «Летучего голландца» снималась советская дизель-электрическая подводная лодка проекта 613 С-376 Черноморского флота (кроме эпизода движения лодки под водой). В 1990-х её разобрали на металл.

 

 

В качестве советских торпедных катеров времён ВОВ снимались современные речные сторожевые артиллерийские бронекатера проекта 1204 «Шмель». С нескольких «Шмелей» демонтировали реактивную систему залпового огня БМ-14-17, установив на освободившееся место муляжи трубных торпедных аппаратов. После чего 73-тонные «Шмели» с успехом исполнили роли 20-тонных торпедных катеров «Комсомолец».

Один забавный эпизод случился во время съемок на Балтике. В сценарии было написано: "Флотилия входила в залив, вода кипела от взрывов". Чтобы снять эту сцену, пиротехники целый день на лодочке закладывали в заливе взрывпакеты. Но никто не подумал о последствиях взрывов. А они не заставили себя ждать. Ибо, как только закончилась съемка эпизода, на поверхность вспыли тысячи рыбьих трупов.

И, как на грех, откуда ни возьмись, появился инспектор рыбнадзора, который потребовал, чтобы съемочная группа заплатила штраф. Но в смете фильма такой статьи, естественно, не было. Пришлось провести с инспектором беседу на предмет того, что это за фильм. Кто в нем снимается и т. п. А моряки тем временем из оглушенной рыбы сварили прекрасную уху, от которой инспектор не смог отказаться...

 

В конце 2-й серии, в сцене освобождения английских военнопленных, англичане поют песню «It’s a Long Way to Tipperary» — ту же самую, которую поют моряки немецкой подводной лодки в фильме Петерсена «Das Boot».

 

 

Внимание санкт-петербуржцам! Штурм Пиллау (ныне Балтийск, Калининградская область) в 3-й серии на самом деле снят в городе Приморск Ленинградской области (бывшем финском Койвисто), имеющем рядом с гаванью характерную кирху.

 

В конце 4-й серии Шубин быстро конвоирует нарушителя по берегу к вёсельной лодке, при этом из укладки последнего выпадает кассета магнитной проволоки — одна из тех, что он забрал в сейфе подземной базы. Таким образом, советским властям попадают не все аудиозаписи.

 

Немецкий диверсант, прибывший на остров в 4-й серии, вооружён спортивным пистолетом Марголина, и ножом НР-2, производства СССР. Это чётко видно в кадрах фильма.

Самого диверсанта играл спецназовец Пётр Шерекин. Мастер спорта СССР по рукопашному бою, каскадёр. Первый командир Республиканского отряда спецназа МВД Украинской ССР. Первый абсолютный чемпион Украины по каратэ-до. Представитель тай-дзюцу на Украине от World Federation HOKU SHIN KO RYU BUDJUTSU. Пожизненный член в JU JUTSU INTERNATIONAL, член Академии черных поясов и Дома Самурая.

В процессе создания фильма предстояло снять несколько подводных сцен встречи двух героев. В кино существует неписаный закон: во время съемок опасных и ответственных эпизодов режиссёр-постановщик обязательно должен находиться на съемочной площадке. В данном случае такой площадкой было подводное царство, так что режиссеру фильма пришлось в ускоренном темпе пройти курс аквалангиста и даже сделать первое пробное погружение.

- Но, как только я погрузился, вода заполнила маску, - вспоминает режиссёр Костроменко. - Я вынырнул и говорю: "Ребята, что вы мне за маску дали, которая пропускает воду?" А мне отвечают: "Вадим Васильевич, маска не виновата, усы сбрить надо".

- Ну не могу я сбрить усы! - улыбаясь, продолжает режиссер и рассказывает, что, когда однажды в молодости он совершил эту процедуру, то чувствовал себя так, как будто находится без штанов.

Тупиковую ситуацию разрешил исполнитель главной роли Анатолий Котенев, который уговорил режиссера оставаться на берегу, поскольку эта подводная съемка технически была совсем несложной. Скрепя сердце постановщик согласился. Но на душе скребли кошки: ведь актерам предстояло сниматься без аквалангов: они должны были нырнуть в воду и быстро вынырнуть.

Однако прошло уже довольно много времени, а никто из моря не появлялся. Костроменко в ужасе метался на берегу, предполагая, что случилось самое страшное. А актеры между тем просто решили разыграть постановщика. Они быстро сняли эпизод, потом заплыли подальше от режиссерских глаз и преспокойно себе загорали.

- Сейчас, конечно, рассказывать об этом весело, но то, что я тогда высказал "шутникам", я вам повторить не могу, - улыбается Вадим Васильевич.

 

В конце первой серии в воздушном бою участвуют два самолёта Як-52, начало выпуска которых 1979 год.

 

Под не существовавшим в реальности тяжёлым крейсером «Фон дер Гольц» в фильме с большой долей вероятности подразумевается действовавший в реальности в то время на Балтике тяжелый крейсер «Лютцов».

 

У Шубина и других офицеров знак "Гвардия" утверждённый для сухопутных войск. На флоте был приказом №142 от 10 июня 1942 года учреждён знак "Гвардия" в виде прямоугольной (применявшуюся в русской армии и на флоте) пластины, обтянутой гвардейской (черно-оранжевой) лентой.

 

По поводу самой идеи создания фильма небольшую статью написал наш подводный эксперт Владимир Нагирняк. Привожу её без сокращений:

«Я как-то не обращал внимания на один факт. На сколько я понимаю, первым, кто поднял тему о возможном побеге Гитлера из Германии на подводной лодке в Южную Америку, был автор книги "Секретный фарватер" Леонид Платов. Кстати, книга эта вышла в 1965, как "Детская литература". Весьма сложно сказать, откуда автор взял идею бегства фюрера на подлодке в Южную Америку. Можно допустить, что он слышал о вышедших в Германии мемуарах Шаффера, а может и сам додумался создать такую цепь событий в сюжете предположить сложно. Но факт остается фактом - в СССР в 1965 году выходит художественное произведение, в котором говорится именно об этом.

Нет, нужно отдать должное Платову в его повести фюрере не сбежал, впрочем, он и не мог сбежать, времена были не те, но такое предположение оказалось камешком с горы, который рождает лавину. Тем более что в 1986 году выходит сериал, снятый по книге Платова, с одноименным названием с Анатолием Котеневым в главной роли. Отличный был фильм, но я полагаю, что именно ему мы и обязаны рождением всех легенд про бегство фюрера.

Я не хочу сказать, что он в этом виноват, но интерес к этой проблеме он определено создал и, когда стало можно говорить об этом открыто и появились какие-то контакты с западной литературой и прессой и в наш дом вошло чудо XX века - Интернет, тема о бегстве Гитлера стала активно муссироваться и легенды стали почковаться и плодиться.

Любопытно, что Платов в своем романе сам оставил "бомбу замедленного действия", "родив" на свет идею о так называемом "конвое фюрера". А для этого нужно то было всего лишь написать книгу о "Летучем голландце" фон Цвишена и в самом ее конце сказать следующее:

"Автор считает нужным напомнить особо придирчивым читателям, что книга эта — роман, и отнюдь не документальный.
Поэтому здесь, как и в любом романе, вымысел тесно переплетен с фактами. Автор рисовал "Летучего Голландца", вымышленную им подводную лодку "для секретных поручений", как некое обобщение той разносторонней, хитроумно замаскированной диверсионной деятельности. Которую вели и продолжают вести против мира враги его, организаторы войн.
В заключение автор выражает глубокую благодарность военным морякам и пограничникам, которые помогли ему советами во время работы над этим романом".

Вроде бы автор все объяснил - написанное вымысел, но оставил так сказать надежду страждущим мифов и легенд, сказав что "вымысел тесно переплетен с фактами". Ну, раз так, то да здравствует "конвой фюрера", Дениц построивший крепость и земной рай на краю земли для фюрера и прочее, прочее, прочее. В прочем стоит отметить, что муссирующие эту тему авторы явно не лишены практичности и идут проторенной дорогой господина Суворова-Резуна, а именно врут красиво и не утруждают себя, какими-либо доказательствами своих слов. В частности меня поразил некто Павел Павленко, который в своей книге о Бормане (Мартин Борман: «серый кардинал» Третьего рейха. — М.: Олимп; Смоленск: Русич, 1998.) написал следующее:

"Капиталы и людей, которых следовало вывезти с минимальным риском разоблачения, отправляли в Южную Америку или в Японию на подводных лодках. В месте назначения грузы и людей обычно уже ждали и встречали. К концу войны Германия еще обладала мощным подводным флотом, состоявшим приблизительно из двухсот субмарин, в числе которых было около тридцати подводных лодок нового типа. Последние проходили без дозаправки 31 500 миль со скоростью десять узлов в погруженном состоянии и могли принять на борт до 252 тонн груза. Известно, что с 1943 года эти субмарины совершали частые походы в Японию и Южную Америку. Согласно показаниям Отто Вермута, командира подводной лодки U-530, с 1943 года в Аргентину регулярно ходили субмарины с бортовыми номерами U-34, U-239, U-530, U-547, U-957, U-977 и U-1000. В последние месяцы войны в доках Швеции была спущена субмарина под номером U-313. Как выяснилось, она ушла от берегов развалившегося третьего рейха 9 мая 1945 года. Через полтора месяца она вошла в Рио-Негро, где незадолго до окончания войны немецкая колония закупила около ста гектаров земли вдоль побережья. Очевидно, на [454] этой лодке в Аргентину прибыли высокие чины фашистской Германии, ибо их встречали руководители ОДЕССА — бывший генерал фон Аллен и бывший штурмбанфюрер СС Швенд (последний стал казначеем нацистской подпольной организации в Южной Америке). После окончания второй мировой войны у побережья Южной Америки был замечен целый «косяк» субмарин — поодиночке, по две, а то и по три они появлялись близ немецких колоний. В районах всплытия подводных лодок несколько раз находили на берегу предметы аквалангистского снаряжения германского производства".

Очевидно, что фантазии автора книги про Бормана стоит только дивиться. Но этим отличается в основном прошлое десятилетие, когда интернета не было, свежих книг и переводов не было и проверить и сравнить эти "данные" было не с чем.

И так на повестке дня прекрасная страна Аргентина и не менее прекрасный материк Антарктида, куда, как считают сторонники конспирологических версий, эвакуировался Гитлер и целая куча партайгеноссе, что бы жить долго и счастливо или в джунглях Амазонки или среди пингвинов и Айсбергов. Первая явилась на свет после прихода туда лодок Шаффера и Вермута, появлению второй предшествовала экспедиция к Антарктиде в 1938 году и открытие земли "Новая Швабия" (с последующим оформлением немцами прав в местном БТИ). В целом прекрасная почва для взращивания различных конспирологических версий об эмиграции Гитлера и его камрадов в места весьма отдаленные и они растут (версии), как еще те сорняки. Но, как оказалось, первым, кто оставил средство против "сорняков", был сам Карл Дениц, который сделал это в 1939 году.

Запись в ЖБД командующего подводными силами Германии от 15 декабря 1939 года: "Граф Шпее" поврежден и зашел в Монтевидео после боя в южной Атлантике. Штаб ВМС запросил у командующего подводными силами о том, какую поддержку подлодки могут оказать броненосцу у устья Ла-Плата. Я заверил Штаб, что сделаю все что могу и я предприму все возможное, не смотря на большие трудности, которые придется испытать подлодкам в этой задании.

Две подлодки (44-я и 46-я) могут быть готовы ко времени, что бы достигнуть Ла-Плата в начале февраля (1940 -В.Н.). Операция будет зависима от вопроса их снабжения. Будем необходимо при выходе в море, на пути назад и во время операции (в море -В.Н). Штаб ВМС обещает снабжение на Канарских островах и у Ла-Плата от судна снабжения "Альтмарк". Это делает операцию возможной. Это также означает, что придется действовать в тропиках и то, что у подлодок нет никакого опыта походов в эти районы. Соответственно должны быть сделаны приготовления.

Особое внимание должно быть на нужный провиант, одежду и медицинские материалы, ввиду изменения климата, высокой температуры и жаркого солнца. Взрыватели торпед, аккумуляторные батареи и боеприпасы так же необходимо подготовить для использования там. Необходимые шаги уже делаются.


16 декабря 1939

Операции подлодок для оказания помощи "Графа Шпее" отменена. Очевидно политические соображения будут решать судьбу корабля быстрее".

Из записей командующего следует, что 15 декабря 1939 немецкие подводные лодки никогда операций в районах экватора и вод Южного полушария не производили и изначально к ним не готовились. Никаких планов на походы в южные воды Дениц и командование ВМС не имело.
Первая немецкая подводная лодка, пересекшая экватор, появилась там летом-осенью 1940 года. Это была U-65.

Вторая попытка пересечения немецкими лодками экватора произошла только год спустя, когда Дениц отправил группу подводных крейсеров IX серии в тот район. Но она закончилась неудачей, так как в ноябре-декабре 1941 лодки были срочно свернуть свои действия там, фактически и не начав, из-за вынужденной спасательной операции экипажей "Атлантиса" и "Питона". Все лодки были вынуждены в декабре 1941 вернуться на базы.

Третья попытка так же произошла спустя год. В конце августа 1942 Дениц отправляет группу подводных "Айсбер" к Кейптауну и отдельные лодки к побережью Бразилии. С этого момента, немецкие подлодки начинают пересекать экватор регулярно постепенно перенося жар подводной войны в самые дальние районы.

А весной 1943 подводная война Германией проиграна. Лодки загнаны под воду и немцы активно внедряют шнорхель, а это когда переход из Франции в Норвегию занимает 40 дней (те, кто не помнят, могут перечитать "Стальные гробы").

Соответственно вопрос - о какой Аргентине и (Боже упаси) Антарктиде может идти речь? О каких крепостях на краю света для фюрера они толкуют? Ретурн ту кастл Вольфенштайн. Я всегда был уверен, что любители нацисткой уфологии твердо считают, что весь свой подводный флот немцы построили с одной целью - везти Гитлера к пингвинам.

А сериал "Секретный фарватер" все равно смотреть интересно. Правда любопытно, был бы интерес к теме "конвоев фюрера" столь высоким, если бы его не сняли вообще.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: