Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукового состава слова и структуры предложения.
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.
Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв, в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова, к аграмматизмам (нарушение связей управления и согласования в предложениях) и искажению понимания прочитанного.
В случаях несформированности процессов чтения и письма (в ходе обучения) говорят об алексии и аграфии.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
Разработана Р.Е. Левиной на основе психолингвистических критериев – нарушения языковых средств общения и нарушения и применения средств общения в процессе речевой коммуникации – дефекты речи делятся на две группы.
Схема 5. Психолого-педагогическая классификация
I. НАРУШЕНИЕ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ
Фонетическое нарушение
Нарушение звукопроизношения и просодии (силы и высоты голоса, темпа, ритма, плавности интонации). Этот дефект проявляется в невнятности речи. Речь теряет свою четкость и выразительность.
Фонематическое недоразвитие.
Страдает звукоразличение. Звуки произносятся верно. Но проявляются трудности в различении звуков воспринимаемой речи.
Фонетико-фонематическое недоразвитие. Страдает не только звукопроизношение, но и звукоразличение. Ребенок неправильно произносит звуки и не воспринимает их на слух.
Параллельно с нарушением письма наблюдается нарушение процесса чтения.
|
Общее недоразвитие речи – тяжелое речевое расстройство у детей с первично сохранным физическим слухом и интеллектом, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, а именно: звукопроизношения, фонематического слуха, лексико – грамматического строя. Страдают все структурные компоненты речи.
· фонематический
· фонетический
· лексический
· грамматический.
Недоразвитие речи может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой фразовой речи. В зависимости от степени сформированности речевых средств, ОНР подразделяется на три уровня.
II. НАРУШЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ
В эту группу входит заикание или комбинированный дефект – заикание осложненное ОНР.
В классификации отражается последовательная опора на принцип системного подхода, на основе которого учитывается соотношение речевой деятельности с другими сторонами психики ребенка, развитие которых тесно связано с речью.
Практические задания:
1. Назовите авторов клинико-педагогической классификации_____
_________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Назовите автора психолого-педагогической классификации_____
__________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какие речевые патологии входят в группу нарушений фонационного высказывания?_______________________________________________
_________________________________________________________________
4. Какие речевые патологии входят в группу нарушений голосообразования?______________________________________________________
|
________________________________________________________________
5. Какие речевые патологии входят в группу нарушений темпо-ритмической организации высказывания?_____________________________
_______________________________________________________________
6. Какие речевые патологии входят в группу нарушений внутренней речи?___________________________________________________________
________________________________________________________________
7. Какие речевые патологии входят в группу нарушений письменной речи?________________________________________________________
__________________________________________________________________
ТЕМА 11. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ
ПОМОЩИ В РОССИИ
Логопедическая помощь детскому населению в России осуществляется в системе дошкольного и школьного образования и здравоохранения.
В дошкольном образовании логопедическая помощь детскому населению предлагается в учреждениях и группах для детей с нарушениями речи в ДОУ комбинированного и компенсирующего вида, а также в дошкольных логопедических пунктах.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ