НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ




Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукового состава слова и структуры предложения.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв, в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова, к аграмматизмам (нарушение связей управления и согласования в предложениях) и искажению понимания прочитанного.

В случаях несформированности процессов чтения и письма (в ходе обучения) говорят об алексии и аграфии.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

Разработана Р.Е. Левиной на основе психолингвистических критериев – нарушения языковых средств общения и нарушения и применения средств общения в процессе речевой коммуникации – дефекты речи делятся на две группы.

 

Схема 5. Психолого-педагогическая классификация

I. НАРУШЕНИЕ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ

Фонетическое нарушение

Нарушение звукопроизношения и просодии (силы и высоты голоса, темпа, ритма, плавности интонации). Этот дефект проявляется в невнятности речи. Речь теряет свою четкость и выразительность.

Фонематическое недоразвитие.

Страдает звукоразличение. Звуки произносятся верно. Но проявляются трудности в различении звуков воспринимаемой речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие. Страдает не только звукопроизношение, но и звукоразличение. Ребенок неправильно произносит звуки и не воспринимает их на слух.

Параллельно с нарушением письма наблюдается нарушение процесса чтения.

Общее недоразвитие речи – тяжелое речевое расстройство у детей с первично сохранным физическим слухом и интеллектом, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, а именно: звукопроизношения, фонематического слуха, лексико – грамматического строя. Страдают все структурные компоненты речи.

· фонематический

· фонетический

· лексический

· грамматический.

Недоразвитие речи может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой фразовой речи. В зависимости от степени сформированности речевых средств, ОНР подразделяется на три уровня.

II. НАРУШЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ

В эту группу входит заикание или комбинированный дефект – заикание осложненное ОНР.

В классификации отражается последовательная опора на принцип системного подхода, на основе которого учитывается соотношение речевой деятельности с другими сторонами психики ребенка, развитие которых тесно связано с речью.

Практические задания:

1. Назовите авторов клинико-педагогической классификации_____

_________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Назовите автора психолого-педагогической классификации_____

__________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие речевые патологии входят в группу нарушений фонационного высказывания?_______________________________________________

_________________________________________________________________

4. Какие речевые патологии входят в группу нарушений голосообразования?______________________________________________________

________________________________________________________________

5. Какие речевые патологии входят в группу нарушений темпо-ритмической организации высказывания?_____________________________

_______________________________________________________________

6. Какие речевые патологии входят в группу нарушений внутренней речи?___________________________________________________________

________________________________________________________________

7. Какие речевые патологии входят в группу нарушений письменной речи?________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

ТЕМА 11. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ

ПОМОЩИ В РОССИИ

Логопедическая помощь детскому населению в России осуществляется в системе дошкольного и школьного образования и здравоохранения.

В дошкольном образовании логопедическая помощь детскому населению предлагается в учреждениях и группах для детей с нарушениями речи в ДОУ комбинированного и компенсирующего вида, а также в дошкольных логопедических пунктах.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: