Вариант 1.
1. Дайте определение терминам:
а) формальное обучение - …
б) метод обучения - …
в) мотив - …
2. Сравните индивидуальное и групповое обучение (преимущества и недостатки).
3. Перечислите и охарактеризуйте сферы обучения:
а)
б)
в)
4. Назовите условия эффективности обучения:
а)
б)
в)
г)
Письменный контроль знаний по теме «Обучение в сестринском деле»
Вариант 2.
1. Дайте определение терминам:
а) мотивация - …
б) умение - …
в) терапевтическое обучение - …
2. Заполните примерную схему обучения.
1) | 2) | 3) | 4) | 5) |
3. Назовите факторы, влияющие на обучение:
а)
б)
в)
4. Перечислите личностные качества сестры, влияющие на процесс
обучения: …
Письменный контроль знаний по теме «Обучение в сестринском деле»
Вариант 3.
1. Дайте определение терминам:
а) обучение в сестринском деле - …
б) навык - …
в) приём обучения - …
2. Укажите причины обязательной постановки целей в обучении:
а)
б)
3. Назовите задачи обучения в сестринском деле:
а)
б)
4. Дайте классификацию мотивов (с примерами):
а)
б)
в)
г)
Эталон ответов на письменный контроль по теме «Обучение в сестринском деле»
Вариант 1.
1.
а. Формальное обучение - целенаправленное обучение медсестрой навыкам, приемам выполнения привычных (повседневных) действий, например: умывания, одевания, приема пищи и т.п.
б. Метод обучения – способ взаимодействия обучающего и обучаемых.
в. Мотив – побудительный эффект, стимулирует отношение пациента к обучению, с целью сохранения, укрепления и восстановления своего здоровья.
2. Групповое обучение | Индивидуальное обучение |
Преимущества: - Создаёт определённую атмосферу, помогающую воспринять болезнь в нужном свете, уменьшает чувство одиночества. - Пациенты имеют возможность обменяться опытом, увидеть положительную динамику в течении заболевания на примере других людей. - Возникает положительное соперничество. Недостатки: - При отсутствии опыта у медсестры может быть полностью исключён индивидуальный подход. - Недопустимо обучение интимным процедурам. | Преимущества: Позволяет - лучше узнать пациента: его сильные и слабые стороны, установить более доверительные отношения; - установить контакт с робкими и стеснительными пациентами; - уделить больше внимания конкретному пациенту. Недостатки: - Требует достаточного времени у медсестры, финансовых возможностей ЛПУ, а иногда и пациента. |
3. Сферы обучения – области, в которых происходит процесс обучения:
- в познавательной сфере – человек узнает и понимает новые факты, анализирует информацию, отличает главную (приоритетную) от информации второстепенной;
- в эмоциональной – реагирует на новую информацию как вербально, так и невербально, изменяет свое поведение, выражая это чувствами и мыслями;
- в психомоторной – обучается новым действиям благодаря умственной и мышечной деятельности; уверенно их выполняет; способен изменить двигательную реакцию в необычной ситуации.
4. Обучение эффективно при следующих условиях:
- наличие четкой цели и мотивации к получению знаний;
- доброжелательное отношение сестры к обучающимся;
- создание ассоциативной связи между новой информацией и прошлым опытом и знаниями;
- обязательная практическая отработка полученных знаний.
Вариант 2.
1.
а. Мотивация – это осознанное стремление пациента обучаться и выполнять необходимые действия.
б. Умение – действие под контролем сознания.
в. По определению ВОЗ, терапевтическое обучение больных – это комплекс важных действий, призванных помочь больному управлять своим лечением, предотвращать или отсрочивать развитие возможных осложнений.
2. Примерная схема обучения:
1) Расскажите, что необходимо изучить.
2) Попросите все повторить.
3) Покажите все, что необходимо.
4) Попросите продемонстрировать, помогая при этом пациенту – выполните, по возможности, вместе.
5) Пусть пациент все продемонстрирует сам от начала до конца.
3. Факторы, влияющие на обучение:
- Желание и готовность к обучению.
- Способность к обучению.
- Окружающая обстановка (наличие удобной аудитории, свежий воздух, оптимальная температура в помещении, вентиляция, мебель, освещение и т.д.) и количество обучающихся (группой, малой группой, индивидуальное).
4. Личностные качества сестры, влияющие на процесс обучения:
- отзывчивость и сердечность;
- способность понять проблемы пациента;
- высокий профессионализм, грамотная речь;
- умение контролировать себя, не поддаваться эмоциям;
- умение настроить себя на задушевность, конфиденциальность;
- умение выбрать оптимальный метод воздействия на пациента;
- умение мотивировать обучение, используя жизненные ценности.
- способность к организации учебного процесса.
Вариант 3.
1.
а. Обучение в сестринском деле – это процесс целенаправленной деятельности медицинской сестры и пациента, обеспечивающий усвоение знаний и формирование навыков у пациента.
б. Навык - частично автоматизированное действие без непосредственного контроля сознания
в. Прием – это совокупность действий, направленных на достижение желаемого результата в обучении.
2. Постановка целей обязательна по двум причинам:
- дает направление в деятельности медицинской сестры и пациента в процессе обучения;
- используется для определения результатов обучения.
3.Задачи обучения в сестринском деле:
- пропаганда здорового образа жизни, позволяющая сохранить и укрепить здоровье (или коррекция существующего образа жизни);
- подготовка пациента к максимальной адаптации в болезни.
4. Мотив - побудительный эффект. Мотивы делят на группы:
- личностные (жизнь, здоровье, семья);
- социальные (общество, работа, карьера);
- познавательные (связанные с самой учебной деятельностью, т.е. познавательный интерес);
- творческие (связанные с возможностью развития индивида как личности).
Приложение 4.
ТЕСТ-КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Вариант 1.
1. Наука, изучающая процессы воспитания и обучения
А. психология Б. дидактика В. педагогика Г. этика
2. Наименьшей способностью воспроизведения обладает способ передачи информации
А. словесный
Б. письменное чтение
В. визуальный и устный
Г. требующий активного участия пациента
3. Человек узнает и понимает новые факты, анализирует информацию, отличает главную (приоритетную) от информации второстепенной в сфере
А. психомоторной Б. эмоциональной В. познавательной Г. сенсорной
4. Целенаправленное обучение медсестрой пациентов навыкам, приемам выполнения привычных (повседневных) действий называется
А. формальное Б. неформальное В. терапевтическое Г. индивидуальное
5. Обязательное условие эффективности обучения
А. просмотр видеофильма
Б. индивидуальная беседа с пациентом
В. практическая отработка навыков
Г. запись необходимой информации
6. Человек реагирует на новую информацию как вербально, так и невербально, изменяет свое поведение, выражая это чувствами и мыслями в сфере
А. познавательной
Б. эмоциональной
В. психомоторной
Г. сенсорной
7. При постановке целей в познавательной сфере обучения следует использовать глаголы
А. определяющие навыки и умения Б. отражающие мыслительную деятельность
В. отражающие ощущения, реакции и оценку пациентом тех или иных явлений
Г. по усмотрению медицинской сестры
8. Семья относится к группе мотивов
А. личностных Б. социальных В. познавательных Г. творческих
9. К практическому методу обучения относится
А. демонстрация слайдов
Б. изложение материала в виде беседы
Г. набор дозы инсулина в шприц
Д. разбор конкретной ситуации
10. К активному методу обучения относится
А. демонстрация слайдов
Б. изложение материала в виде беседы
Г. набор дозы инсулина в шприц
Д. разбор конкретной ситуации
Вариант 2.
1. Обучение при выполнении медсестрой других обязанностей называется
А. формальное Б. неформальное В. терапевтическое Г. индивидуальное
2. К активным методам обучения относятся все, кроме
А. дискуссия Б. рассказ В. ролевая игра Г. тренинг на фантоме
3. При постановке целей в психомоторной сфере обучения следует использовать глаголы
А. определяющие навыки и умения
Б. отражающие мыслительную деятельность
В. отражающие ощущения, реакции и оценку пациентом тех или иных явлений
Г. по усмотрению медицинской сестры
4. Способность и готовность пациента к обучению не зависят от
А. состояния сознания
Б. состояния здоровья
В. умственных способностей
Г. имеющихся у человека знаний и умений
5. Лекция относится к методам обучения
А. активным Б. словесным В. наглядным Г. практическим
6. Самооценка обучения, совпадающая с мнением медицинской сестры
А. адекватная Б. стабильная В. нестабильная Г. неадекватная
7. Работа относится к группе мотивов
А. личностных Б. социальных В. познавательных Г. творческих
8. Наибольшей способностью воспроизведения обладает способ передачи информации
А. словесный
Б. письменное чтение
В. визуальный и устный
Г. требующий активного участия пациента
9. К словесному методу обучения относится
А. демонстрация слайдов
Б. изложение материала в виде беседы
Г. набор дозы инсулина в шприц
Д. разбор конкретной ситуации
10. К наглядному методу обучения относится
А. демонстрация слайдов
Б. изложение материала в виде беседы
Г. набор дозы инсулина в шприц
Д. разбор конкретной ситуации
ЭТАЛОН ОТВЕТОВ НА ТЕСТ-КОНТРОЛЬ.
№ вопроса | Вариант 1. | Вариант 2. | Критерии оценки: |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | В А В А В Б Б А Г Д | Б Б А Г А А Б Г Б А | 10 правильных ответов – «5» 9 – «4» 8 – «3» Менее 8 – «2» |
Приложение 5.
ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА В ОБУЧЕНИИ
Задача 1.
Пациент, Иван Петрович, по профессии инженер по сельхозтехнике, находится на стационарном лечении в кардиологическом отделении. Врачебный диагноз: гипертоническая болезнь II ст. При опросе медсестра выяснила, что пациент периодически страдает сильными головными болями. Артериальное давление повышается до очень высоких цифр. В результате лечения АД быстро снижается, и пациент сразу выписывается, ссылаясь на очень большую занятость и необходимость всегда быть на рабочем месте. Рекомендации врача принимать лекарства для поддержания необходимого уровня артериального давления не выполняет. При последней госпитализации АД 200/120 мм рт. Ст., Р = 100 уд. В мин. Пациенту был рекомендован постельный режим, назначены гипотензивные средства, после чего артериальное давление быстро снизилось, исчезли головные боли, пациент почувствовал себя хорошо, повеселел, выглядит лучше, стал задавать медсестре много вопросов, и медсестра заметила, что Иван Петрович следит, как измеряется артериальное давление ему и всем соседям по палате, рассматривает тонометр… Оказалось, что он и его родственники не умеют измерять артериальное давление.
Этап – сбор информации.
Возраст – 45 лет.
Образование – высшее.
Врачебный диагноз – гипертоническая болезнь 2 ст.
Самочувствие – удовлетворительные, пациент способен анализировать и запоминать информацию.
Уровень знаний: минимальный (пациент имеет минимальные представления о своей болезни, не придерживается рекомендаций врача, не умеет пользоваться тонометром и контролировать свое артериальное давление, не знает о возможных осложнениях гипертонической болезни).
Мотивация: желание пациента работать – необходимость сохранения здоровья.
Вывод: пациент способен научиться технике измерения АД.
й этап – определение проблем.
Проблемы пациента:
- не имеет информации о своем заболевании и возможных осложнениях;
- не знает о свойствах гипотензивных средств;
- не умеет пользоваться тонометром и контролировать свое артериальное давление.
3-й этап – планирование.
Краткосрочная цель: Иван Петрович понимает, почему ему следует принимать назначенные врачом гипотензивные препараты и контролировать свое артериальное давление (познавательная сфера).
Долгосрочная цель: Иван Петрович будет уметь самостоятельно измерять свое артериальное давление и правильно оценивать его к моменту выписки из стационара (психомоторная сфера).
Методы обучения: беседа, рассказ, демонстрация, практическая отработка навыков.
План:
1) Провести беседу с пациентом с целью убедить его в необходимости уметь измерять АД самостоятельно.
2) Рассказать пациенту о различных видах аппаратов для измерения АД и их устройстве. Дать совет по приобретению аппарата для измерения АД, исходя из финансовых возможностей.
3) Рассказать о технике проведения измерения АД и продемонстрировать ее, предложить все записать (см. алгоритм).
4) Предложить пациенту самому все рассказать.
5) Попросить пациента продемонстрировать технику измерения АД самому себе.
6) Вместе с пациентом ежедневно 2 раза в день будет измерять АД, отвечая при этом на все возникающие вопросы. Результаты записывать в дневнике наблюдения.
7) Предложить пациенту через 10 дней продемонстрировать самостоятельно измерение АД, оценить результаты.
Й этап – реализация.
Медсестра реализует выше составленный план, согласованный с пациентом.
Время: свободное от лечебных процедур.
Место: пост медсестры.
Обучение индивидуальное.