Классификация гласных звуков




Станиславская С.А, Шабанова Н.А., Соклова О.И., Федюнина С.М.

ВВЕДЕНИЕ В ЛИНГВИСТИКУ

Учебное пособие

ФОНЕТИКА

 

Фонетика (от греч. phōnētikos - «звуковой») - раздел языкознания, изучающий звуковые единицы языка, их акустические и артикуляционные свойства, законы, по которым они образуются, правила функционирования (например, правила сочетаемости звуков, распределения ударения в словах, чередования гласных и согласных и т.д.).

Звуковые единицы языка изучаются в различных аспектах:1) в функциональном, т.е. с точки зрения использования звуков языка в процессе общения; 2) в артикуляционном, с точки зрения физиологии образования звука; 3) в акустическом, т.е. с точки зрения физических свойств воспринимаемого звука.

Акустическая характеристика звука

Звук как акустическое явление представляет собой результат колебаний звучащего физического тела в среде, передающей эти колебания органам слуха. Он характеризуется: 1) соотношением тона, возникающего в результате ритмических колебаний, и шума, возникающего в результате неритмических колебаний; 2) высотой, которая зависит от частоты колебаний в единицу времени; 3) силой, которая зависит от амплитуды колебаний (чем больше амплитуда, тем громче звук); 4) тембром, который определяется соотношением основного тона и дополнительных тонов (обертонов).

Устройство речевого аппарата

В производстве звуков участвуют органы тела, которые в своей совокупности образуют речевой аппарат.В речевом аппарате выделяют: 1) дыхательный аппарат (легкие, диафрагма, бронхи, трахея), который создает необходимое для образования звуковых колебаний давление воздушной струи; 2) гортань, где происходят колебания голосовых связок и образуется тон звука; 3) полости рта и носа, где под влиянием колебаний голосовых связок происходят колебания воздушной массы и создаются дополнительные тоны; 4) органы произношения (язык, губы, нёбо, зубы, десны), которые моделируют звук.

Артикуляционная характеристика звука

Артикуляционно все звуки речи делятся на гласные и согласные, основные различия между которыми связаны со способом образования этих звуков.

При образовании гласных звуков струя воздуха свободно проходит носовую и ротовую полость, не встречая на своем пути препятствий. Гласные звуки состоят из чистого тона.

При образовании согласных звуков струя воздухапреодолевает то или иное препятствие. Преодоление препятствия всегда создает шум.

По соотношению тона и шума согласные звуки делятся на следующие типы:

- глухие согласные, состоящие из одного шума (русск. п, п`, ф, ф`, с, с` х, х`, ц, ч`, ш, ш`, т, т`, к, к`; англ. t, h; нем. h);

- звонкие согласные, состоящие из тона и шума, с преобладанием последнего (русск. б, б`, в, в`, г, г` ж, ж`, д, д`, з, з`; англ. d., нем. j);

- сонорные согласные, характеризующиеся преобладанием тона над шумом (русск. л, м, н, р, j; англ. n, l, ŋ; нем ŋ; франц. R, n`).

Классификация согласных звуков

Классификация согласных звуков включает в себя следующие признаки:

  1. Способ образования.

По способу образования согласные делятся на щелинные (фрикативные) (при произнесении которых органы речи образуют щель и шум возникает от трения струи воздуха об эту щель) и с мычные (когда органы речи образуют полную преграду – смычку, а струя воздуха преодолевает эту смычку, образуя шум). В зависимости от способа преодоления преграды смычные делятся на взрывные (смычка преодолевается взрывом), аффрикаты, или смычно-щелевые, (смычка мгновенно переходит в щель), носовые (воздух проходит через носовую полость), боковые (смычка не преодолевается, а струя воздуха проходит между языком и щеками) и дрожащие (смыкание сопровождается вибрацией кончика языка).

  1. Место образования.

По месту образования согласные делятся на губно-губные, губно-зубные, переднеязычные межзубные, переднеязычные зубные, переднеязычные альвеолярные, переднеязычные нёбные, среднеязычные, заднеязычные средненёбные, заднеязычные задненёбные, увулярные, глоточные и гортанные.

  1. Наличие/отсутствие палатализации.

Согласные звуки могут иметь дополнительную артикуляцию – палатализацию (смягчение согласного). В результате подъема средней части языка к твердому нёбу частично меняются артикуляционные и акустические характеристики согласного, повышается тональность звука, и звук становится мягким. Мягкие согласные примерно на полтона выше твердых.

 

Классификация гласных звуков

Классификация гласных звуков включает в себя следующие признаки:

1. Степень продвижения языка в ротовой полости вперед или назад (ряд).

Гласные, которые образуются без продвижения языка вперед или назад, называют гласными среднего ряда; движение языка вперед создает гласные переднего ряда, движение назад создает гласные заднего ряда.

2. Степень продвижения языка вверх или вниз (подъем).

Гласные, которые образуются без движения языка вверх, называются гласными нижнего подъема; гласные, образуемые движением языка вверх, называются гласными среднего и верхнего подъема.

3. Лабиализованность.

По работе губ гласные делятся на лабиализованные (огубленные), т.е. такие, в образовании которых участвуют губы, и нелабиализованные, произносимые без участия губ.

 

Подъём Ряд Передний Средний Задний
Верхний и (ы) у
Средний э   о
Нижний   а  
Отсутствие/наличие лабиализации ________________ Губные

 

Упражнения

1. Из данного текста выпишите следующие звуки: а) смычно-проходные согласные, б) смычно-взрывные звонкие согласные, в) смычно-щелевые палатальные согласные, г) щелинные твердые согласные.

Солнце легло спать и укрылось багряной золотой парчой, и длинные облака, красные и лиловые, сторожили его покой, протянувшись по небу. (А.П. Чехов.)

2. Определите согласный звук по следующим признакам:

а) смычно-боковой, сонорный, звонкий, зубной, мягкий;

б) щелевой, шумный, звонкий, нёбный;

в) щелевой, шумный, глухой, заднеязычный, твердый;

г) дрожащий, сонорный, звонкий, переднеязычный;

д) щелевой, шумный, звонкий, губно-зубной, мягкий.

3. Определите согласные звуки по указанным признакам и дополните характеристику звуков, указав опущенные признаки:

а) согласный, носовой, губной, твердый, …;

б) звонкий, боковой, мягкий, ….;

в) согласный, дрожащий, …;

д) взрывной, глухой, губно-губной….

4. Дайте полную характеристику всем согласным звукам в словах: а) стол, доска, быть, ров, год; б) жук, звон, мох, пыль, щука в) печь, шаги, день, воз; г) цепь, травка, вкус, число, звук.

5. Определите гласные звуки по следующим их признакам:

а) средний подъем, передний ряд, нелабиализованный;

б) нижний подъем, средний ряд, нелабиализованный;

в) средний подъем, задний ряд, лабиализованный.

6. Определите гласные звуки по указанным признакам и дополните характеристику звуков, указав опущенные при­знаки:

а) звук верхнего подъема, лабиализованный;

б) звук переднего ряда и среднего подъема;

в) звук верхнего подъема и переднего ряда;

г) звук нижнего подъема.

7. Дайте полную характеристику всем гласным звукам в словах: а) сон, путь, пыль б) пуд, пять, пар, пел; в) люди, травы, елки, мели.

8. Определите слово русского языка, в состав которого последовательно входят следующие звуки:

а) 1) согласный, звонкий, взрывной, зубной, твердый; 2) гласный верхнего подъема, среднего ряда, нелабиализованный; 3) согласный, сонорный, носовой, губной;

б) 1) гласный среднего подъема, заднего ряда, лабиализованный; 2)согласный, сонорный, носовой, зубной;

в) 1) согласный, фрикативный, среднеязычный; 2) гласный нижнего подъема, нелабиализованный;

г) 1) согласный, глухой, взрывной, зубной, мягкий; 2) согласный, сонорный, носовой, губно-губной, твердый; 3) гласный нижнего подъема, среднего ряда, нелабиализванный;

д) 1) согласный, глухой, фрикативный, зубной, твердый; 2) гласный верхнего подъема, заднего ряда, лабиализованный; 3) согласный, звонкий, взрывной, зубной, мягкий; 4) со-гласный, звонкий, фрикативный, среднеязычный; 5) гласный нижнего подъема, среднего ряда, нелабиализованный..

е) 1) согласный, глухой, взрывной, зубной, твердый; 2) согласный, глухой, взрывной, заднеязычный, твердый; 3) гласный, нижнего подъема, среднего ряда, нелабиализован­ный, 4) согласный, глухой, смычно-щелевой, нёбный, мягкий.

9. Дополните пропущенные признаки звуков и определите, какое слово состоит из них.

а) 1) согласный, губно-зубной, звонкий, твердый; 2) соглас­ный, зубной, носовой, твердый; 3) гласный верхнего подъема, лабиализованный; 4) согласный, глухой, зубной; 5) соглас­ный, сонорный, зубной, неносовой; 6) гласный верхнего подъ­ема, переднего ряда;

б) 1) согласный, дрожащий; 2) гласный нижнего подъе­ма; 3) согласный, заднеязычный;

в) 1) согласный, заднеязычный, мягкий, звонкий; 2) гла­сный верхнего подъема, ударный; 3) согласный, зубной, со­норный, неносовой, мягкий; 4) такой же, как второй, но без­ударный.

10. Найдите слово, состоящее последовательно из следующих звуков: 1) согласный, шумный, щелинный, зубной, глухой; 2) согласный, шумный, взрывной, зубной, глухой; 3) гласный верхнего подъема, заднего ряда, лабиализованный; 4) согласный, взрывной, заднеязычный, глухой.

11. Какие получаются слова, если звуки, из которых они состоят, произнести в обратном порядке: ель, лен, куль, толь, ноль, лед, лоб, ток.

12. Из приведенных текстов выпишите все согласные и распределите их на группы: а) по месту образования, б) по способу образования, в) по соотношению тона и шума (при работе с иностранным текстом пользуйтесь транскрипцией):

Нем. Es ist schön, still irgendwo zu sitzen, zum Beispiel in dem Wirtsgarten gegenüber unter den Kastanien, nahe der Kegelbahn. Die Blätter fallen auf den Tisch und auf die Erde, wenige nur, die ersten. Ich habe ein Glas Bier vor mir stehen, das Trinken hat man beim Militär gelernt Das Glas ist halb geleert, ich habe also noch einige gute, kühle Schlucke vor mir, und auBerdem kann ich ein zweites und ein drittes bestellen, wenn ich will. (E. M. Remarque)

Англ. A warm wind came with daylight and he could hear the snow melting in the trees and the heavy sound of its falling. It was a late spring morning. He knew with the first breath he drew that the snow had been only a freak storm in the mountains and it would be gone by noon. Then he heard a horse coming, the hoofs balled with the wet snow thumping dully as the horseman trotted. He heard the noise of a carbine scabbard slapping loosely and the creak of leather. (E. Hemingway)

Франц. Naud franchit la passerelle et traversa la quai en roulant sa seconde cigarette. Quand son frére Robert, presque aussi grand et efflanqué que lui, émergea a son tour d'une écoutille, il put voir, dans le bar éclairé, Jules accoudé au comptoir et le patron qui versait un trait d'alcool dans son café. (G. Simenon)

13. Определите, какие звуки различают следующие пары слова; с помощью каких признаков эти звуки противопоставлены друг другу.

Нем. Schar - scharr; in - inn; kein - dein; lieben - leben; Tone - Tonne; Hauch - Bauch.

Англ. Then - ten; thing - thin; bat - bad; sit - seat; wheel -veal; right - night.

Франц. maitre - mettre; cage - cache; chair - mére; chose -cause; toi - moi; son - sans.

14. Определите все звуки в следующих словах. При анализе пользуйтесь транскрипцией:

Нем. a) Vortrag, Töchter, Himmel, Brief, Pause; 6) Apfel, links, singen, machen, reich; в) heute, sprechen, Buch, jetzt, Löwe; г) singe, Nacht, nicht, Pferd, Tee, Zunge, gehen, Achtung.

Англ. a) city, cap, big, page, stick; 6) time, face, jam, fetch, ship; в) wide, cycle, these, read, far; г) knife, thing, yes, jump, leave, weather, poor, climb, chief.

Франц. beaucoup, rien, gagner, matin, loi, garcon, conseil, jour.

15. Определите слова, состоящие последовательно из следующих звуков (пользуйтесь транскрипцией).

Нем. а) 1) Переднеязычно-альвеолярный, смычно-взрывной, звон­кий согласный; 2) краткий, широкий, неогубленный гласный среднего ряда, нижнего подъема; 3) переднеязычно-зубной, ще­левой, глухой согласный.

б) 1) Переднеязычно-альвеолярный, смычно-взрывной, звон­кий согласный; 2) краткий, широкий, неогубленный гласный среднего ряда, нижнего подъема; 3) двугубный, смычно-про­ходной, носовой сонант; 4) двугубно-зубной, смычно-щелевой, глухой согласный.

в) 1) Заднеязычный, смычно-взрывной, глухой согласный; 2) переднеязычно-альвеолярный, смычно-проходной, боковой, сонорный согласный; 3) дифтонг, первым элементом которого является ши­рокий гласный, а вторым — узкий гласный переднего ряда; 4) переднеязычно-альвеолярный, носовой, смычно-проходной, сонорный согласный.

г) 1) Переднеязычно-альвеолярный, аффриката, глухой согласный; 2) лабиализованный гласный заднего ряда, верхнего подъема; 3) сонорный, заднеязычный, смычно-носовой согласный; 4) гласный среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный, краткий.

Англ. а) 1) Согласный, глухой, взрывной, альвеолярный; 2) гла­сный, переднего ряда, среднего подъема, краткий, ненапряжен­ный, нелабиализованный; 3) согласный, переднеязычно-аль­веолярный, смычный, носовой, сонорный.

б) 1) Согласный, звонкий, смычно-взрывной, губно-губной; 2) гласный, переднего ряда, нижнего подъема, ненапряжен­ный, нелабиализованный; 3) согласный, звонкий, смычно-взрывной, альвеолярный.

в) 1) Переднеязычный, заднеальвеолярный, щелевой, со­норный согласный; 2) гласный, переднего ряда, верхнего подъ­ема, долгий, напряженный, нелабиализованный; 3) согласный, звонкий, смычно-взрывной, переднеязычно-альвеолярный.

г) 1) Глухой, губно-зубной, щелевой согласный; 2) диф­тонг, начинающийся открытым гласным звуком нижнего подъема с переходом к гласному переднего ряда, но верхнего подъема (оба элемента дифтонга являются нелабиализованными): 3) та­кой же звук, как и первый, но звонкий.

Франц. а) 1) Губно-губной, взрывной, звонкий согласный; 2) нелабиализованный, носовой гласный заднего ряда, среднего подъема.

б) 1) Заднеязычный, взрывной, звонкий согласный; 2) долгий, неносовой гласный переднего ряда, открытый; 3) сонорный, увулярный, дрожащий, звонкий согласный.

в) 1) Сонорный, губно-губной, носовой согласный; 2) нелабиализ ованный, краткий гласный переднего ряда, нижнего подъема; 3) сонорный, переднеязычно-зубной, смычно-боковой согласный.

г) 1) Нелабиализованный, неносовой гласный переднего ряда, среднего подъема (узкой разновидности); 2) переднеязычный, зубной, взрывной, глухой согласный; 3) лабиализованный, неносовой гласный переднего ряда, верхнего подъема; 4) переднеязычно-зубной, взрывной, звонкий согласный.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: