В каждом из этих сюжетов соблазнительная женщина занята игрой с Богом, или она ищет его - Диониса, бога опьянения и экстаза. Дионис - бог или исконный шаман, который пришел из Азии (186) и освободил греческий мир от моральных табу. Но в то же самое время он - Шива. Это было замечено еще Александром Великим, что во всей вероятности Шива и Дионис были одним и тем же богом, просто с различными культурными вариациями (сравни. Danielou 1992a). Тем же самым способом, которым Дионису поклонялись в Греции и Риме в форме фаллоса, уменьшенного до его человеческого аналога так, чтобы можно было пронести этот фаллос во главе процессий через ночные улицы городов, таким образом все шаманы признают их бога Шива в грибах, растущих в Гималаях. "Наши" шаманы все согласились, посмеиваясь, что совершенно очевидно: гриб - это член бога (chyau = shiva lingam); какие могут тут быть сомнения? Кроме того, с мухоморами вселенная завершает себя в процессе сотворения: когда гриб растет, яйцевидное плодоносное тело (йони) медленно становится зрелым грибом, лингамом.
186 "Диониса обычно извращают, называя "винным богом." Он не бог вина, а скорее он использует вино таким же образом, как алкоголь используется шаманами - не для опьянения себя, но для опьянения, которое приводит к знанию. Дионис принес виноградную лозу (винифера Vitis L.) из Азии в Грецию, и установил там культуру виноделия (Emboden 1977). Но виноградная лоза - растение, который первоначально пришло из Гималаев. Там его называют angur, dakh, или kismis, все эти названия указывают на длинную лингвистическую традицию и понимание этого растения. (Shrestha 1998 176).
Простыня из Катманду с дизайном, изображающим волшебный гриб (Psilocybe cubensis). "Священный гриб похож на член. Определенные грибы выглядят точно как лингам, именно поэтому мы называем их Лингамами Шивы". (MR) "Наш духовный зонтик - священный гриб!" (MS) "Грибы могут убить или вылечить. Поэтому они - важные подношения. Ничто не выпрыгивает из земли с такой скоростью, как гриб." (PR) "Гриб - это антенна." (MR) "Если мы жили во фрактальной вселенной, фактически всё могло бы быть возможным." (CR) |
Грибы являются священными для шаманов Непала. Они вырастают из земли быстрее чем любое живое существо. Их зонтики связаны с космическим зонтом Шивы. Гриб - шапка вселенной. Он - арка неба или зонтик небес. Конечно, зонтик - также буддистский символ удачи, chhata (Nep).
|
Гриб соединяет между собой три мира: мицелий развивается в нижнем мире, стебель соответствует серединному миру, шляпка - области верхнего мира. Кроме того, есть грибы, которые делают путешествие между мирами возможным - священные грибы для путешествия шаманов. Зонтик (корона), который может быть отмечен на некоторых ручках у phurba, - тот же космический гриб и вовсе не зонтик от дождя или солнца. "Этот зонт был смоделирован с крибной шляпки " (MR/PR).
"Зонтик шаманов," крест в пряже, который представляет собой космический гриб, арку неба, защитный зонт. |
Согласно традиции Kirati, гриб явился после удара молнии, которая была проявлением опьяненного сомой бога грома, Индры. Он швыряет свой топор грома, vajra dhunga (Nep. или Kir. ban theng lung, "камень грома и молнии") в землю, тем самым вызывает гром, молнию и дождь. Когда молния ударяет в землю, вырастает гриб (cf. Wasson 1986). "Без молнии, грибы духа не существовали бы" (MR/PR). Гриб не только мифологически соединяет три мира из-за его формы и особенности процесса роста, но также и из-за его космического происхождения: молния = небеса, дождевая вода = средний мир, земля = нижний мир.
|
"Зонтик шаманов," крест в пряже, который представляет собой космический гриб, арку неба, защитный зонт. |
"Значение грибов для нас, шаманов, в том что мы используем их как парашют. Этот духовный парашют в сто раз сильнее, чем материальный. Есть сотни разновидностей грибов, но мы используем только очень немногих как зонты. Мы путешествуем под их защитными шляпками," говорит Мьингмар Шерпа, грибной эксперт из Калинчока. Шаманские грибы - грибы для путешествий. В Непали и на других языках этого региона их называют matne chyau; в Шерпа они известны как duk shyamu, что переводится как "гриб, который позволит вам свободно прокатится."
Имеющий форму зонтика пересечение пряжи в культуре народностей Читтагонга в отдаленной Индии (Marma). Зонтик-крест пряжи называется thi, "зонтик", и непосредственно напоминает о космическом грибе шаманов Кирати, (after Kauffmann 1960) |
В определенных случаях, крест-пересечение из веревок может быть обнаружен на алтаре Кирати как "ловец демонов". В этом изображении "гриб зонтик" (chhatri chyau = мухомор) представлен как "космическая антенна." Антенна из пряжи, и с ней весь алтарь, связана с аркой небес, которая похожа как грибную шляпку. Алтарь - ось mundi, phurba, лестница в три мира. Крест из пряжи также служит для очищения дома духовно и защиoftn от кошмаров. Он также мандала на алтаре сознания. (Drawing: Saroj Rai) |
Грибной сезон в Непале проходит между июнем и сентябрем. Дикие грибы, растущие в лесу, обычно называют jungali chyau, "лесные грибы." Но есть также грибы, которые растут на экскрементах индийского буйвола. Это почти всегда разновидности семейства Psilocybe. Грибы, которые вырастают из старых буйволинных рогов, как говорят, особенно хороши. Грибы Psilocybe - хорошо известное шаманское снодобье (сравни. Liggenstorfer и 1996 Ratsch).
|
"Эти маленькие грибы могут использоваться как амрита, эликсир жизни. Для приготовления, они обжариваются с небольшим количеством соли. Через них шаманы получают бажественный экстаз. Чтобы достигнуть этого, они берут приблизительно горстку свежих грибов" (MR).