История развития нотариата.




Реферат

По дисциплине «Правоохранительные органы и судоустройство на территории Кировской области»

На тему: «Нотариат: понятие, история»

 

Выполнила: Гончарова Анастасия

ЮРб-1901-01-00

Преподаватель: Ложкина Татьяна Евгеньевна.

 

 

История развития нотариата.

Исторически момент зарождения института нотариата и начало становления нотариальной деятельности в качестве профессиональной деятельности по оказанию юридической помощи относится к далекому прошлому.

С развитием экономики и формированием правовой основы гражданского оборота государство принимает на себя обязанность по защите устанавливаемых им нормативных правил всей своей принудительной силой, создается судебная система, государственный аппарат достигает такой степени развития, что позволяет наряду с системой судебных органов обеспечить существование специальных лиц, обязанностью которых являлась письменная фиксация заключаемых сделок и хранение их экземпляров.

Примеры зарождения деятельности правового характера по содействию в решении юридических вопросов, послужившей прообразом нотариата, ученые находят уже в древнееврейском государстве. Там основой появления института нотариата явилось наличие развитой системы товарно- денежных отношений, а необходимой предпосылкой — наличие письменности. Книги и государственные письменные акты упоминаются как явления обыденные примерно к середине II тыс. до н.э.

В период республики в Древнем Риме с появлением лиц, на постоянной основе занимающихся составлением различных документов, действия по оказанию юридической помощи постепенно структурируются в профессиональную деятельность, приобретающую публичный характер. Собственно, с этого момента, строго говоря, и ведет отсчет история института нотариата. Тогда функции нотариусов исполняли писцы. В их обязанности входило не только составление разного рода посланий и прошений, но и удостоверение различных сделок. Было две категории писцов: состоящие на государственной службе (sciibae) и на содержании частных лиц (exceptoresetnotarii).

Первые избирались магистратом пожизненно из римских граждан, не лишенных при этом гражданской чести. Они изготавливали публичные документы, вели общественные счета, делали выписки и выдавали копии с этих документов, а также готовили декреты и распоряжения магистрата и хранили их. В преторских судебных процессах писцы состояли на государственной службе и от него получали жалованье, вели судебный журнал, в который вносили для памяти судьи все наиболее важные особенности дела.

Вторыми были, как правило, вольноотпущенные, работающие по найму, и рабы. Они исполняли писарские функции по усмотрению своего хозяина, но эти документы не имели официального характера.

Однако существовала и третья, особая категория лиц, занятых оформлением правовых документов и материалов, — табеллионы (tabellionns). Они были свободными людьми, не состоявшими на службе государства и у частных лиц, представляя своеобразную независимую корпорацию. Табеллионы занимались составлением для всех желающих юридических актов и судебных бумаг за вознаграждение и под контролем государства. Табеллионы оказывали юридическую помощь посредством составления соглашений и договоров для любого обратившегося к ним лица. Оформленные табеллионами документы официально обладали повышенной доказательственной силой, спор о подлинности которых не допускался. Табеллионы регистрировали составляемые ими документы в судебных органах, внося их в судебный протокол с целью придания документам значение публичного акта и, по мнению Н. Ляпидевского, обезопасить акт от утраты. Стать табеллионом мог только свободный римский гражданин, имеющий соответствующие правовые знания, что в сочетании с важностью их деятельности предопределяло высокое общественное положение табеллионов - Цицерон именовал их «почетным сословием».

В дальнейшем табеллионы и нотарии сформировали основу института, который, получив в Италии широкое распространение и новое имя «нотариат», вместе с римским правом был акцептирован и ассимилирован новыми европейскими народами.

Относительно точного времени возникновения института отечественного нотариата в правовой науке не сложилась единая точка зрения. Так, мнение о том, что нотариат в России зародился в XV—XVI вв. и при его развитии «многое было заимствовано из зарубежного нотариата, так как к моменту его возникновения в России нотариусы уже были известны в других странах», представляется не вполне корректной.

Совершенно справедливо, что нотариат как орган досудебной юрисдикции зарождается в государственно-организованном обществе с появлением соответствующих категорий дел, требующих такого рассмотрения. Естественно, что и в России институт нотариата появился вследствие развития гражданского оборота, нуждаемости экономики в юридическом признании и закреплении субъективных прав, необходимости защиты частной собственности. Практика свидетельствует, что исторически нотариат является составной частью правовой системы любой страны, где присутствуют условия товарного оборота.

Необходимо иметь в виду, что государственность в целом и ее отдельные институты имеют глубоко объективные основы, коренящиеся в истоках народного быта и его общественной организации, а следовательно, становление института нотариата происходило с учетом государственных, правовых, исторических, социальных и иных особенностей Российского государства.

Первые дошедшие до нас упоминания о нотариальной деятельности как специализированном направлении в политической системе тогдашнего российского общества относятся к XVI в. Однако несомненно, что элементы нотариальной деятельности, свидетельствующие о зарождении института нотариата в России, появились гораздо раньше.

В России, как и в Европе, прослеживается четкая связь института нотариата с церковью, которая была напрямую заинтересована в его существовании, так как являлась участником гражданского оборота и осуществляла юрисдикционную деятельность по ряду направлений. Церковь способствовала развитию нотариата, компетенция которого уже к VII в. переходит рамки «церковных» дел.

Исторически к компетенции Русской православной церкви относились семейные и наследственные дела, рассматриваемые особыми лицами — владычными, тысяцкими и наместниками. Кроме того, при самом епископе находились священники и дьяконы, намофилаксы и хартофилаксы как хранители книг, грамот и делопроизводства. В таком виде зарождается на Руси нотариальное производство, во многом тесно связанное с церковными уставами, как, впрочем, и вся тогдашняя жизнь[9]. Православие как организованный религиозный институт закрепился в России в конце первого тысячелетия.

Памятники русского права — Новгородская и Псковская судные грамоты — говорят о хранении различного рода договоров и иных документов в православных храмах. Однако документальные записи упоминались и раньше. Так, договор князя Олега (912 г.) и договор князя Игоря (945 г.) с греками содержат вполне определенные сведения о письменном совершении юридических сделок. К X в., времени правления князя Владимира Святого, относятся упоминания о ворах и денежном откупе за убийство. Эти первые правовые законы Руси стали предвестниками будущего российского нотариата.

С именем Иоанна III Васильевича связано важное событие в истории государства вообще и нотариата как правового института в частности.

Письменное совершение юридических сделок было установлено Судебником, который князь утвердил высочайшим указом в 1497 г.

Земский собор 7 февраля 1613 г. нарек царем Михаила Федоровича. Время правления первого Романова характеризуется активным участием органов правительственной власти в совершении частноправовых актов и подготовке документов, что оказало определенное влияние на постепенно развивающийся институт российского нотариата. Согласно указу Михаила Федоровича 1635 г. все договоры займа, поклажи и ссуды должны были совершаться непременно письменно под страхом их полной недействительности. Акты покупки дворов в Москве записывались в Земском приказе.

При нем активизировалась и деятельность площадных подьячих, а также думных дьяков в Разрядном и Посольском приказах. Подобно табеллионам, которые в Древнем Риме составляли юридические акты и судебные бумаги, площадные подьячие, а позднее и дьяки на Руси занимались аналогичным промыслом, заложив тем самым основы профессии нотариуса в нашей стране. Свидетельства об этом особом классе людей (писчиков, площадных писчиков, площадных дьячков, подьячих с площади, площадных подьячих), составлявших своего рода корпорацию профессиональных писцов, специализирующихся в совершении сделок, относятся к XVI в. Подьячие объединялись в свободные артели, цель которых состояла в поддержке людей этой профессии, оказании взаимной помощи и защите от возможных нападок. В Москве письменные акты писались на Ивановской площади, что дало основание историкам считать ее «главной нотариальной организацией Московского государства». Помимо этого, в Москве существовали другие «большие и мелкие площади», имевшие различную компетенцию.

Кандидаты в подьячие Ивановской площади принимались по указу государя при участии площадной организации.

По мнению исследователей, эти площадные подьячие и есть зародыш того органа публичной деятельности, который впоследствии вылился в форму нотариата. Площадные подьячие получали плату с лиц, обращавшихся к их услугам, называвшуюся «писчее» или «могарыч».

В царствование Алексея Михайловича был составлен кодекс законов Российского государства — Соборное Уложение, принятое Земским собором. Издание Соборного Уложения 1649 г. стало значимым событием в становлении и развитии российского нотариата. Оно упорядочило и систематизировало действующие до его появления отдельные отрывочные указы, создало ту базу, на которой впоследствии основывался твердый порядок укрепления прав на имущество, принятый в Своде законов в 1832 г. и сохранивший свою силу до принятия в 1866 г. нотариального положения. В соответствии с Соборным Уложением стороны были обязаны совершать сделки только через площадных подьячих с составлением справки к последующей регистрации в Поместном приказе. После этого крепости предъявлялись в Печатный приказ, где к ним прикладывалась государственная печать. Соборным Уложением не было создано специального органа нотариальной деятельности, однако различалось значение актов и крепостей домашних и совершенных у площадных подьячих, а приказы являлись хранилищами не только документов, но и сведений о владении недвижимой собственностью. На дому разрешалось совершать только определенные акты — о займе денег или хлеба, сговорные свадебные записи, духовные завещания, остальные крепости должны были писаться площадными подьячими.

Главнейшим преобразованием, имевшим решительное влияние на дальнейшее историческое развитие нотариального дела в России, следует считать установление строгого надзора за площадными подьячими и зависимости их от органов правительственной власти.

В дальнейшем, в эпоху императора Петра I, внимание законодателя было обращено на порядок совершения актов. Принимаемые в то время законодательные акты, по мнению К. Неволина, преследовали две цели: во-первых, установление правительственных органов, которые ведали бы совершением всех актов, устраняли устаревший институт площадных подьячих; во-вторых, обогащение посредством введения гербовой бумаги и установления довольно значительных пошлин, взимаемых с актов, при записи их в книги.

В этот период так и не был создан единый орган для совершения и регистрации гражданско-правовых актов. Заведование всеми делами по совершению актов вначале было передано окружной палате, затем в 1699 г. — Московской ратуше.

С учреждением губерний эти вопросы были переданы губернаторам, а при создании Юстиц-коллегии при ней было учреждено специальное должностное лицо но контролю за этой деятельностью.

По замечанию исследователей, «подьячие приказов, будучи обременены разными другими государственными делами, по которым требовалось скорейшее исполнение, не имели времени писать крепости для частных лиц, либо умышленно волочили дела, дабы вынудить от них деньги». Именно поэтому уже в 1701 г. совершение актов вновь сосредоточивается в одном месте — на Ивановской площади, и крепостные дела возвращаются в ведение площадных подьячих.

Оказание юридической помощи посредством совершения нотариальных действий в России в XVIII в. несколько раз передавались в ведение различных учреждений: гражданских, уездных судов, крепостных отделений, экспедиций гражданских судов. При Екатерине II вместе с упразднением в 1775 г. Юстиц-коллегии совершение крепостных актов было передано Палате гражданского суда, представляющей собой соединенные Департамент-юстиции и Вотчинной коллегии. С 1781 г. утверждаются маклеры и нотариусы исключительно для торговых сделок и разного рода посредничеств. Однако вскоре данное положение было отменено Александром I.

Сведения о публичных нотариусах, которые записывали протесты в неплатеже векселей и отсрочки в платеже, содержатся в Вексельном уставе 1729 г. Позднее учреждаются маклеры и нотариусы исключительно для торговых сделок. По Торговому уставу образовательный и нравственный цензы для нотариусов и маклеров были более чем скромными: они должны быть «вообще люди добрые, опытные и во всех торгах и вексельных переводах искусные и не должны быть безграмотны».

Постепенно организация и деятельность нотариата в странах Европы и в России все более совершенствовались. Прежде всего законодательно закреплялись строгие требования к лицам, претендующим на должность нотариуса, касающиеся гражданства, возраста, стажа профессиональной работы или специального образования, нравственных качеств претендента. По-разному решался вопрос о возможности совмещения должности нотариуса с какой-либо другой оплачиваемой деятельностью: например, в Германии одно лицо могло выполнять судебные, адвокатские и нотариальные функции, в Австрии же нотариус не мог пребывать ни на какой платной государственной службе, а также заниматься другой деятельностью.

Совершенствовалось и регулирование системы обязанностей нотариусов, к которым относились прежде всего обязанность внести залог в обеспечение своих должностных действий, что давало право обратившегося к нотариусу лица на возмещение вреда, причиненного нотариальным действием; а также обязанность проживать в месте, назначенном ему правительством. Нотариат в странах Европы действовал под контролем государства и прежде всего судов. Законодательство об ответственности нотариусов за причиненные убытки было довольно развито. Рядом контрольных полномочий в отношении нотариата обладали и органы юстиции. Так, в Германии надзор за всеми нотариусами осуществляли министр юстиции и председатели судов (председатели судов — в отношении нотариусов своего округа).

По своему положению нотариусы являлись государственными служащими. Например, французские нотариусы рассматривались как органы публичной деятельности, учрежденные для совершения различного рода актов. В Германии нотариус по закону являлся государственным служащим, однако от казны не получал ни жалованья, ни пенсии. В Австрии нотариусы в соответствии с Законом 1871 г., который, по оценке Л. Б. Мандельштмана, имел такую целостность и внутреннюю гармонию всех отдельных его положений, что мог бы послужить образцом для любого культурного государства, как и в Германии, числились на государственной службе, состояли в ведомстве судов и под их наблюдением.

С течением времени европейские нотариусы объединяются в независимые от государственных органов профессиональные корпорации, имеющие широкие полномочия в отношении своих членов и высокий общественный авторитет.

В компетенцию нотариусов входило свидетельствование всех актов и договоров, которым частные лица должны были или желали придать характер юридической достоверности; совершение различного рода актов; выдача разного рода свидетельств; совершение публичных продаж (Франция), иных юридических действий, влекущих правовые последствия ввиде фиксации прав и обязанностей.

В эпоху великих реформ 1860-х гг. XIX столетия, охвативших все отрасли общественной и государственной жизни России, было преобразовано и нотариальное дело. Вместе с новыми судебными уставами императора Александра II было выработано и Положение о нотариальной части, в основу которого положены три нотариальных законодательства Западной Европы: французское 1813 г., австрийское 1845 г. и баварское 1861 г. Результатом этой законодательной деятельности стали два проекта 1863 и 1866 гг. Первый из них, наиболее приближенный к жизни, не прошел через Государственный совет. Второй проект Положения был утвержден 14 апреля 1866 г. Временное положение получило силу закона и вошло в состав судебных уставов. Оно содержало 217 статей, 41 из которых была посвящена устройству нотариальной части. Изначально Положение было введено и должности нотариусов были учреждены не на всей территории империи, поэтому в первое время нотариальной деятельностью занимались по-прежнему мировые судьи, уездные суды, полиция.

Вместе с введением в действие Положения о нотариальной части все прежние учреждения крепостных дел, должности чиновников крепостных дел (крепостных надсмотрщиков, секретарей и писцов), а также «публичных нотариусов» ликвидировались. Обязанности по совершению и засвидетельствованию актов стали исполнять младшие и старшие нотариусы или заменяющие их должностные лица.

Отделив по образцу Запада нотариальную часть отсудебной, законодатель создал самостоятельный нотариальный институт с обширным и независимым кругом действий.

Положение было в целом прогрессивным нормативным актом, поскольку учреждало стройную систему нотариальных органов и определяло их компетенцию. Однако Положение вносило и некоторую неопределенность в правовой статус нотариусов. С одной стороны, нотариусы были признаны состоящими на государственной службе, однако без права производства в чины и получения пенсии (ст. 17), а с другой — свободными профессионалами, осуществляющими свою деятельность на коммерческой основе (ст. 208). С. Барановский писал, что нотариусы — фактически «пасынки Фемиды», поскольку действовавшее нотариальное положение выделяло их из общей градации чинов министерства юстиции и лишало тем самым всех прав и прерогатив, которыми пользовались остальные чины судебного ведомства. В связи с тем что нотариусы не были включены в общую «судебную семью», они в отличие от судей не имели права обращаться за разъяснениями сомнений в применении закона в те окружные суды, при которых состояли, а должны были на свой страх и риск решать сомнительные правовые вопросы.

Рассматривая нормы Положения и анализируя практику их применения, М. Попович выступал за то, чтобы «нотариус не стоял каким-то отщепенцем от своей юридической семьи сослуживцев, чтобы он хотя бы пользовался частью тех прав, какие он заслуживает по-своему положению как должностное лицо и как общественный деятель».

Требования к кандидатам на должность нотариуса были более чем скромные (ст. 5): состояние в русском подданстве, достижение совершеннолетия, неопороченность судом или общественным приговором, полнейшая свобода от занятий на государственной или общественной службе. Условие о достижении совершеннолетия признавалось многими учеными и нотариусами недостаточным и предлагалось разрешить занятие этой должности при условии достижения кандидатом возраста 25 лет. В Положении отсутствовало в качестве обязательного и требование о наличии специального образования у кандидата на должность нотариуса, что вызывало вполне справедливые, на наш взгляд, упреки, поскольку нотариусу «приходится всегда быть в курсе дела и дополнять свои познания не только чисто нотариальной специальностью, но и другими отраслями законоведения», а одна практика без юридического образования не заменит юридической логики, обобщений и анализа.

За установление образовательного ценза для занятия должности нотариуса высказывался А. Иваницкий, который считал, что задача нотариуса заключается в толковом, ясном и определенном изложении акта или сделки, решении вопросов квалификации сделок, проверки их на соответствие требованиям закона. «Все эти вопросы, требующие и особо специальных знаний и опыта, должны разрешаться нотариусом в большинстве случаев почти моментально...», вряд ли с этим может справиться «всякое мало знающее лицо».

Нравственные требования, установленные Положением о нотариальной части для занятия должности нотариуса, также признавались многими современниками недостаточными: предлагалось дополнить их требованием о беспорочном поведении вообще и пользовании всеми гражданскими правами.

Существенным недостатком, по мнению Л. Б. Мандельштмана, являлось отсутствие советов нотариусов, помощников нотариусов и определения стажа, необходимого для занятия должности нотариуса. Введение корпоративных начал, по замечанию С. К. Кузнецова, было вызвано целью объединения нотариальной практики и охраны чести и достоинства нотариата как государственного учреждения. Недостатком Положения о нотариальной части являлось и правило о том, что «нотариусы взимают плату в свою пользу по добровольному с обратившимся к ним лицам соглашению» (ст. 208), что превращало нотариуса в иолучиновника, нолукоммерческого деятеля. При этом добровольное соглашение между нотариусом и сторонами объявлялось «основным и главным принципом при определении размера вознаграждения нотариусов за их действия». Такое положение вещей противоречило принципам вознаграждения нотариусов, закрепленным в других государствах Европы. Л. Б. Мандельштман подчеркивал, что «тяжело и обидно для общественного деятеля, отправляющего не те или иные частные, а публично-правовые функции, начинать не с самого дела, а с торговли».

Положением было предусмотрено внесение нотариусом имущественного залога в качестве гарантии возмещения имущественного ущерба, причиненного по его вине обратившимся к нему лицам.

В 1871 г. Министерство юстиции предложило председателям окружных судов собрать у местных нотариусов замечания по существующей в стране нотариальной практике и высказать свои предложения. Однако только спустя 20 лет при Министерстве была создана комиссия с целью выработки предварительного проекта новой редакции Положения. Объяснительная записка к проекту была составлена в 1904 г. Но предреволюционный период в России начала XX в. характеризовался продолжающимся дефицитом бюджета, что затрудняло возможность серьезного реформирования экономической и правовой ситуации в стране. В этих условиях намечавшиеся реформы были отложены и Положение 1866 г. так и не было обновлено.

При регулировании вопросов нотариата большое внимание уделялось крепостной части, т.е. засвидетельствованию сделок, что не только было связано с особой важностью актов о поземельной собственности, определявших отношения частных лиц между собой, но и имело значение для государства. Сделки, совершенные крепостным порядком, объявлялись бесспорными. При соблюдении всех правил о вводе во владение сделка объявлялась бесповоротной, а ее принудительное исполнение осуществлялось административными органами.

Нотариусы совершали различные акты, кроме состояния, служебных и межевых, а также свидетельствовали документы. При совершении каждого нотариального действия обязательно было присутствие двух свидетелей, при составлении же купчих на недвижимое имущество — трех. К свидетелям предъявлялись определенные требования: это могли быть только грамотные совершеннолетние лица, известные нотариусу лично или по достоверному о них засвидетельствованию. В то же время свидетелями не могли быть лица, служащие у данного нотариуса или состоящие у него или у его служащих прислугой. Со временем, однако, институт свидетелей стал одной из главных проблем российского нотариата. Цель законодателя при введении нормы об обязательном присутствии свидетелей была следующей: свидетели должны были защищать нотариусов от всяких неправильных жалоб на них, а также гарантировать соответствие содержания нотариального акта действительным намерениям сторон. Однако, как писал П. Подгорецкий, «наши российские нотариусы повсеместно обратили его в пустую, ничего и никому не гарантирующую формальность, заведя при своих конторах постоянных свидетелей, готовых за деньги удостоверить своей подписью совершение какого угодно акта... занимаясь рукоприкладством на актах у нотариуса в виде ремесла для своего пропитания».

При исполнении нотариальных обязанностей было необходимо:

1) для выяснения всех подробностей акта расспросить явившихся к нему участников в присутствии свидетелей о содержании и условиях этого акта;

2) установить смысл и значение нотариального акта для обеих сторон; 3) изложить задуманную сторонами сделку с их слов в форме проекта акта; 4) прочесть проект акта; 5) убедиться, что содержание акта понятно сторонам и они согласны на изложение его в таком виде; 6) предложить сторонам уплатить вознаграждение по таксе и сбор в доход городов;7) внести проект в актовую книгу; 8) вновь, уже при свидетелях, прочитать проект акта сторонам; 9) подписать внесенный в актовую книгу проект акта и предложить подписать его одновременно сторонам и свидетелям; 10) выдать выписку из актовой книги.

Нотариальный акт считался завершенным с момента подписания его в актовой книге нотариусом, сторонами и свидетелями.

К концу XIX в. в России сложились четыре группы органов и должностных лиц, имевших право совершать нотариальные действия: публичные (городовые) нотариусы; биржевые маклеры и нотариусы, корабельные маклеры; узкоспециализированные маклеры: судоходных дел, государственного коммерческого банка, частные, слуг и рабочих людей, цеховые, ремесленных управ, Кронштадтского общества вольных матросов; магистраты, ратуши, думы, таможенные чиновники, становые приставы, торговые словесные суды.

Кандидаты на должность нотариусов отбирались из числа чиновников на основе конкурса. После назначения на должность они приносили присягу. Запрещалось назначать нотариусами людей неграмотных.

Сформировавшийся к первому десятилетию XX в. институт нотариата, представлявший собой довольно развитую систему оказания квалифицированной юридической помощи, был коренным образом изменен в результате Октябрьской революции 1917 г.

Сразу после своего установления советская власть Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. упразднила старые буржуазно-помещичьи государственные органы власти, в том числе суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры. Однако в актах новой власти, направленных на слом старого бюрократического аппарата, нотариат впервые упомянут 23 марта 1918 г., когда СНК Москвы и Московской губернии принял постановление, которым отменил «ныне действующее Положение о нотариальной части» и ввел новое Положение о муниципализации нотариальных контор.

В первые годы после Революции организация нотариата и осуществление нотариальной деятельности не подвергались законодательному регулированию, поскольку революционное правосознание не признавало необходимости формальной фиксации возникающих прав.

Вместо упраздненных городских нотариальных контор создавались нотариальные отделы при местных Советах, которые возглавляли народные нотариусы. Их функции впоследствии были распределены между другими органами соответственно их компетенции (отделами социального обеспечения, записи актов гражданского состояния, юридическими отделами, народными судьями).

В феврале 1919 г. было предложено по мере необходимости учредить нотариальные столы — в городах при судебно-следственных подотделах губернских отделов юстиции, а в уездах — при местных народных судах. Таким образом, вопрос о необходимости нотариата в советской республике был решен все-таки в пользу существования нотариата.

В компетенцию нотариата в этот период входил узкий круг действий: удостоверение различного рода обстоятельств, свидетельствование верности копий с документов, подлинности подписей и ряд других действий подобного характера.

Отсутствие должного законодательного регулирования организации и деятельности нотариата было обусловлено прежде всего тем, что «в обстановке так называемого военного коммунизма имущественный оборот почти отсутствовал», обязательственные отношения сводились к алиментным, семейно-имущественным разделам, бытовой купле-продаже, бытовому подряду и не выходили за пределы домашнего обихода.

С переходом к новой экономической политике внимание к нотариату со стороны органов советской власти усиливается.

Декрет от 21.03.1921 «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом» разрешил крестьянам продавать излишки своей продукции на рынке. Декретом от 19.07.1921 разрешается частная торговля, частный капитал в определенных рамках допускается в торговлю и промышленность. Были разрешены аренда частными лицами мелких промышленных предприятий, купля-продажа муниципализированных жилых домов. Было введено обязательное нотариальное засвидетельствование сделок между государственными хозяйственными организациями и частными лицами. Несоблюдение обязательной нотариальной формы сделок влекло их недействительность.

В частности, декрет СНК РСФСР от 08.08.1921 «О предоставлении собственникам демуниципализированных строений нрава возмездного их отчуждения» предусматривал совершение сделок об отчуждении строений по месту их нахождения в губернских отделах юстиции или в уездных бюро юстиции под страхом их недействительности. Положение от 30.09.1921 «О государственных подрядах и поставках» устанавливало обязательность регистрации договоров подряда или поставки, совершаемых государственными органами с частными лицами, в губернских отделах юстиции или в уездных бюро юстиции. Президиум Моссовета 14 декабря 1921 г. издал постановление «О регистрации актов и документов по всякого рода сделкам», предусматривавшее, что в случае нерегистрации сделки, совершаемой между государственными органами п частными лицами, виновные должностные лица несут ответственность, а частные лица подвергаются штрафу.

Таким образом, нотариат должен был стать одним из государственных органов, в обязанности которых входило наблюдение за законностью в гражданском обороте, правомерностью деятельности частнокапиталистических элементов, соблюдением государственных интересов.

Однако, как было подчеркнуто в постановлении Коллегии Народного комиссариата юстиции (Наркомюст) от 23.07.1921, в прежних формах нотариат не мог быть восстановлен. Поэтому для обеспечения возросшей по объему нотариальной деятельности декретом СНК РСФСР от 12.08.1921 и циркуляром Наркомюста от 13.08.1921 были повсеместно учреждены нотариальные столы губернских отделов юстиции и уездных бюро юстиции. На них возлагалось засвидетельствование сделок и различных договоров.

Однако время показало, что нотариальные столы губернских отделов и уездных бюро не смогли выполнять весь объем возложенной на них работы, что было связано с отсутствием единого законодательного акта, регулирующего организацию и деятельность нотариата, а также необходимых кадров и опыта работы[30]. В связи с этим Наркомюстом был разработан проект Положения о нотариате. Принципиальные вопросы организации и деятельности нотариата были обсуждены на IV Всероссийском съезде работников советской юстиции в январе 1922 г., на котором подчеркивалось, что в связи с необходимостью государственного контроля над гражданским оборотом необходима организация нотариата. Декларировалось, что в советском государстве нотариат является государственным учреждением, а нотариус — ответственным должностным лицом, нотариальные органы входят в систему органов юстиции. После обсуждения на съезде работников проект был одобрен, а 4 октября 1922 г. Положение о государственном нотариате РСФСР было принято СНК.

Советский нотариат стал самостоятельным государственным учреждением, входящим в систему органов юстиции.

Положение о государственном нотариате РСФСР предусматривало учреждение государственных нотариальных контор во всех городах Российской Федерации, а также в наиболее значительных пунктах сельской местности. В местностях, где нотариальные конторы не были учреждены, исполнение нотариальных функций, за исключением совершения актов н засвидетельствования договоров, возлагалось на народных судей.

Нотариальные конторы возглавляли нотариусы, назначаемые на должность президиумами губернских Советов народных судей из числа лиц, пользующихся избирательными правами п выдержавших специальные испытания по программе, утвержденной Наркоматом юстиции.

Труд нотариусов оплачивало государство. Оно же осуществляло контроль: надзор за деятельностью нотариата и общее методическое руководство были возложены на Наркомюст РСФСР. Оперативное руководство и контроль за деятельностью нотариальных контор осуществляли Президиумы губернских Советов народных судей.

Наркомюст утверждал сеть нотариальных контор. Президиумы губернских Советов народных судей обязаны были периодически проверять деятельность нотариальных контор, принимать и проверять отчеты и сводки. Кроме того, они рассматривали жалобы на совершение нотариусами каких- либо действий или на отказ в их совершении.

В соответствии с Положением о государственном нотариате РСФСР к ведению нотариальных органов относились следующие функции: совершение актов, для которых законом установлен нотариальный порядок; засвидетельствование договоров, заключаемых государственными, кооперативными, общественными учреждениями, предприятиями, организациями как между собой, так и с частными лицами; совершение и засвидетельствование по желанию сторон таких договоров, которые не требуют по закону нотариального совершения или засвидетельствования; протест векселей; засвидетельствование доверенностей и копий со всякого рода документов и выписок из торговых книг, а также подлинностей подписей; удостоверение по требованиям должностных лиц и учреждений, а также частных лиц бесспорных обстоятельств (времени предъявления документов, нахождения лица в определенном месте, представления объяснения либо требования от одного лица к другому и т.п.); выдача выписок и копий из нотариальных книг и реестров; принятие и хранение представленных разными лицами документов.

Принятие Гражданского кодекса (ГК) 1922 г., Гражданского процессуального кодекса (ГПК) 1923 г. и внесение изменений в Положение о судоустройстве РСФСР, явившееся отражением происходивших в стране процессов, вызвали необходимость приведения в соответствие с ними Положения о государственном нотариате. Декретом СНК РСФСР от 24.08.1923 было введено новое Положение о государственном нотариате. Оно полностью воспроизводило нотариальные функции, установленные Положением 1922 г., однако связывало их с новым ГК.

С целью обеспечения единства принципов деятельности нотариальных органов во всех союзных республиках встал вопрос об издании общесоюзного акта по вопросам нотариата. Отчасти он получил разрешение в Основах судоустройства Союза ССР и союзных республик от 29.10.1924, которые разграничивали компетенцию СССР и союзных республик в сфере законодательного регулирования вопросов нотариата.

Первым общесоюзным актом по вопросам нотариата стало постановление «Об основных принципах организации государственного нотариата», принятое ЦИК и СНК СССР 14 мая 1926 г., на основе которого в союзных республиках были разработаны и приняты аналогичные положения о государственном нотариате. В соответствии с данным постано<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: