ФГБОУ ВО СМОЛЕНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНЗДРАВА РОССИИ
Кафедра управления и экономики фармации
РАЗДЕЛ 2. Стандартизация лекарственного растительного сырья с помощью физических и физико-химических методов анализа
МЕТОДИЧЕСКИЕУКАЗАНИЯ
Для аудиторного занятия
МЕТОДИЧЕСКИЕУКАЗАНИЯ
Для аудиторного занятия
ТЕМА № 7: «Анализ лекарственного растительного сырья с использованием физических и физико-химических методов»»
Форма занятия
Интерактивное занятие
Цель занятия
Изучить физические, физико-химические, биологические методы анализа лекарственного растительного сырья в соответствии нормативной документацией (ПК-5, ПК-17).
Основные понятия
Анализ лекарственного растительного сырья, приемка, подлинность лекарственного растительного сырья, доброкачественность, измельченность, примесь к ЛРС, влажность, зола общая, зола нерастворимая в 10% хлористоводородной кислоте, действующие вещества, экстрактивные вещества. Хроматография, ВЭЖХ, ГЖХ, фотоэлектроколориметрия, спектроскопия, детектор, вещество-свидетель, гистохимические реакции, биологическая стандартизация, валор, ЕД.
Задачи
знать:
- физические основы фотохимического анализа, люминесцентного анализа;
- устройство приборов для проведения фотохимического, люминесцентного анализа;
- методики и приемы выполнения некоторых методов физических физико-химических, биологических методов анализа;
уметь:
- проводить стандартизацию ЛРС физическими, физико-химическими, биологическими методами;
- определять подлинность, доброкачественность ЛРС
- интерпретировать результаты исследований.
владеть:
- навыками стандартизации лекарственного растительного сырья с помощью физических и физико-химических методов анализа
Взаимосвязь с другими дисциплинами: Данная тема базируется на знаниях, приобретенных студентами фармацевтического факультета после изучения дисциплин ботаника (морфология лекарственного растительного сырья), микробиология (микробиологическая чистота), химия (качественный и количественный анализ действующих веществ, определение содержания
золы, влажности).
Средства обучения: нормативные документы на лекарственное растительное сырье.
Содержание занятия: решение ситуационных задач.
Воспитательное значение темы: диалектико-материалистическое воспитание; санитарно-гигиеническое воспитание.
Методика проведения занятия:
Хронометраж занятия.
- Текущий тестовый контроль по теме (15 мин)
- Устный опрос по теме (25 мин).
- Выполнение практической части занятия (60 мин).
- Подведение итогов занятия (35 мин).
Итого 135 мин
Вступительное слово.
Во вступительном слове преподаватель поясняет цели и задачи занятия, значение полученных знаний для будущей практики
Контроль исходного уровня знаний.
Проверяется исходный уровень знаний студентов в виде контрольных вопросов и тестовых заданий.
Вопросы к занятию:
1. Цели, задачи физических, физико-химических и биологических методов анализа.
2. Устройство и принципы работы ВЭЖХ, ГЖХ, спектрофотометра, фотоколориметра.
3. Химический и гистохимический анализ и его назначение.
4. Техника выполнения гистохимического анализа.
5. Биологические методы стандартизации ЛРС. Недостатки методов биологической стандартизации.
6. Интерпретация результатов, полученных при стандартизации ЛРС различными методами.
7. В каких случаях микрохимическая реакция на крахмал не даёт положительных результатов?
8. Какие клеточные включения, кроме жирного масла, могут окрашиваться суданом III?
Рекомендуемая литература.
Основные источники:
Наименование | Автор (ы) | Год, место издания | Форма (печатн./ электрон.) |
Фармакогнозия: Учебник – 5-е издание | Муравьева Д. А., Самылина И. А., Яковлев Г. П. | М.: Медицина, 2007 | Печатн. |
Дополнительные источники:
Наименование | Автор (ы) | Год, место издания | Форма (печатн./ электрон.) | |
Красная книга Смоленской области. Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. | Ответственный редактор Н.Д. Круглов | Смоленск: Смол.гос. пед. ин-т., 1997 | Печатн. | |
Фармакогнозия: учебная практика | Под ред. И.А. Самылиной | М.: Медицина, 2011 | Печатн. |
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине:
1. Фармакогнозия. Лекарственное сырье растительного и животного происхождения: учебное пособие под ред. Г.П. Яковлева СПб.: СпецЛит, 2010.
2. Самылина И.А., Фармакогнозия. Тестовые задания и ситуационные задачи [Электронный ресурс]: учебное пособие / Бобкова Н.В. и др.; Под ред. И.А. Самылиной. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 288 с. - ISBN 978-5-9704-1690-7 - Режим доступа: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970416907.html
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины:
1. Государственная фармакопея 14 издания в 4-х томах. Режим доступа: https://femb.ru/femb/pharmacopea.php:
2. Самылина И.А., Фармакогнозия [Электронный ресурс]: учебник / Самылина И. А., Яковлев Г. П. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 976 с. - ISBN 978-5-9704-2601-2 - Режим доступа: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970426012.html
3. Гуревич К.Г., Взаимодействие лекарственных растений и лекарственных средств [Электронный ресурс] / К.Г. Гуревич - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - ISBN -- - Режим доступа: https://www.studentlibrary.ru/book/970409169V0017.html
4. Самылина И.А., Фармакогнозия. Атлас. Том 1 [Электронный ресурс] / Самылина И.А., Аносова О.Г. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 192 с. - ISBN 978-5-9704-1576-4 - Режим доступа: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970415764.html
5. Самылина И.А., Фармакогнозия. Атлас. Том 2 [Электронный ресурс] / Самылина И.А., Аносова О.Г. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 384 с. - ISBN 978-5-9704-1578-8 - Режим доступа: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970415788.html
6. Самылина И.А., Фармакогнозия. Атлас. Том 3 [Электронный ресурс] / Самылина И.А., Ермакова В.А., Бобкова И.В., Аносова О.Г. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 488 с. - ISBN 978-5-9704-1580-1 - Режим доступа: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970415801.html
7. Гуревич К.Г., Клиническая фитофармакология [Электронный ресурс] / К.Г. Гуревич - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - ISBN -- - Режим доступа: https://www.studentlibrary.ru/book/970409169V0150.html