Методические рекомендации по проведению государственного экзамена




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

 

Направление подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность  
Квалификация (степень) выпускника бакалавр  
Направленность программы Инженерная защита окружающей среды
Выпускающая кафедра ПЭиБП

 

 

Москва 2016 г.

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями СУОС по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность»

Авторы программы:

к.т.н, Мануйлова Н.Б. _________________________
к.б.н, Мессинева Е.М.  
к.т.н., доцент Фетисов А.Г. _________________________

 

Методические рекомендации одобрены:

Заведующий выпускающей кафедрой ___________________Дмитренко В.П. Директор Института № 1 ______________________Беспалов А.В.
   

Содержание

Введение. 3

1. Общие положения. 4

2. Государственный экзамен. 9

2.1. Методические рекомендации по проведению государственного экзамена. 9

2.2. Методические рекомендации по формированию контрольных материалов. 11

2.3. Методические рекомендации по оценке результата итогового междисциплинарного экзамена. 12

3. Выпускная квалификационная работа. 13

3.1. Общие требования к выпускной квалификационной работе бакалавра (ВКРБ) 13

3.2. Руководство подготовкой ВКРБ. 14

3.3. Организация выполнения ВКРБ. 14

3.4. Методические рекомендации по содержанию ВКРБ. 15

3.5. Требования к оформлению ВКРБ. 19

3.6. Порядок защиты ВКРБ. 21

3.7. Методические рекомендации по оценке ВКРБ. 24

Список использованных источников. 25

Приложение 1. Образец титульного листа ВКРБ и бланка задания. 26

Приложение 2. Форма бланка для отзыва руководителя. 28

Приложение 3. Форма бланка для рецензии на работу. 29

Приложение 4. Примерные экзаменационные вопросы для государственного экзамена 30


Введение

 

В современном мире все более важное значение приобретает проблема устойчивого, экологически безопасного развития. Обеспечить такое развитие возможно только при условии обеспеченности всех отраслей экономики высоко квалифицированными специалистами, свободно ориентирующимися в довольно широком круге вопросов, охватывающим как экологические, так и технологические аспекты современной науки и промышленности. По мере того, как растет скорость изменений условий жизни, и возрастают требования к выпускникам ВУЗов, должна расти и скорость поиска новых форм образования, позволяющих удовлетворить требования к современному специалисту.

Методические рекомендации базируются на требованиях, сформулированных в самостоятельно устанавливаемом образовательном стандарте высшего образования Московского авиационного института по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность». Аттестационные испытания включают в себя ГЭ и ВКРБ, предназначенные для оценки подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности. Данные методические рекомендации определяют структуру и содержание государственных аттестационных испытаний для направления 20.03.01 и представляют собой объемные документы, содержащие требования к подготовленности выпускника, которые проверяются в ходе первого и второго этапа испытаний, процедуру и сроки их проведения. Изложены принципы формирования экзаменационных билетов, основные требования к ВКРБ бакалавра, а так же методические рекомендации для оценки результатов испытаний.

 


Общие положения

 

Предусматриваются следующие виды итоговой государственной аттестации выпускников:

- государственный междисциплинарный экзамен;

- защита выпускной квалификационной работы.

Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (включая федеральный, национально-региональный и компонент образовательного учреждения). Оценки, полученные студентом на всех государственных экзаменах, могут быть засчитаны в качестве результатов вступительных экзаменов в магистратуру по соответствующим направлениям.

Уровень подготовки бакалавра оценивается следующим образом:

Бакалавр по направлению 20.03.01 – «Техносферная безопасность» должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

ОК-1: Способность использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук для формирования мировоззренческой позиции и применять их при решении социальных и профессиональных задач;

ОК-2: Способность анализировать этапы и закономерности исторического развития, взаимодействия России и мирового сообщества для формирования гражданской позиции, уважительно и бережно относиться к историческому наследию, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;

ОК-3: Способность понимать социальную значимость своей будущей профессии, цели и смысл государственной службы, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности в области обеспечения информационной безопасности и защиты интересов личности, общества и государства;

ОК-4: Способность использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах;

ОК-5: Способность к логически-правильному мышлению, обобщению, анализу, критическому осмыслению информации в профессиональной деятельности;

ОК-6: Способность получать и обрабатывать информацию из различных источников, используя современные информационные технологии, способность критически осмысливать полученную информацию выделять в ней главное

ОК-7: Способность к обучению в сфере профессиональной деятельности, к адаптации в различных ситуациях, настойчивости в достижении социальных и профессиональных целей;

ОК-8: Способность самостоятельно критически оценивать достоинства и недостатки своей деятельности и собственной личности, выстраивать перспективную линию саморазвития;

ОК-9: Способность к работе в коллективе, кооперации с коллегами;

ОК-10: Способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь на русском языке, готовить и редактировать тексты профессионального назначения;

ОК-11: Способность к письменной и устной деловой коммуникации, к чтению и переводу текстов по профессиональной тематике на одном из иностранных языков;

ОК-12: Способность использовать общеправовые знания и нормативные правовые документы в своей деятельности, исполнять свой гражданский и профессиональный долг, руководствуясь при этом принципами законности и патриотизма;

ОК-13: Способность самостоятельно применять методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, достижения должного уровня физической подготовленности в целях обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

Выпускник программы бакалавриата должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

ОПК-1: Способность использовать основные методы организации безопасности жизнедеятельности людей, их защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

ОПК-2: Способность представить адекватную современному уровню знаний научную картину мира на основе знания основных положений, законов и методов естественных наук и математики на уровне основных формулировок;

ОПК-3: Способность приобретать новые знания в области естественных наук и математики, используя современные образовательные и информационные технологи для уточнения информации о предмете профессиональной деятельности;

ОПК-4: Способность использовать основные положения, законы и методы естественных наук и математики в познавательной и профессиональной деятельности для решения типовых задач проектирования (разработки, технологического обеспечения, обслуживания и т.п.);

ОПК-5: Способность разрабатывать физические и математические модели исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к профессиональной сфере деятельности для решения типовых задач проектирования (разработки, технологического обеспечения, обслуживания и т.п.);

ОПК-6: Способность использовать основные положения, законы и методы механики и технологий в познавательной и профессиональной деятельности для решения типовых задач проектирования (разработки, технологического обеспечения, обслуживания и т.п.)

ОПК-7: Способность разрабатывать физические и математические модели механических и технологических процессов, явлений и объектов, относящихся к профессиональной сфере деятельности для решения типовых задач проектирования (разработки, технологического обеспечения, обслуживания и т.п.)

5.1. Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «бакалавр», должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:

проектно-конструкторская деятельность:

способностью принимать участие в инженерных разработках среднего уровня сложности в составе коллектива (ПК-1);

способностью разрабатывать и использовать графическую документацию (ПК-2);

способностью оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники (ПК-3);

способностью использовать методы расчетов элементов технологического оборудования по критериям работоспособности и надежности (ПК-4);

сервисно-эксплуатационная деятельность:

способностью ориентироваться в основных методах и системах обеспечения техносферной безопасности, обоснованно выбирать известные устройства, системы и методы защиты человека и окружающей среды от опасностей (ПК-5);

способностью принимать участие в установке (монтаже), эксплуатации средств защиты (ПК-6);

способностью принимать участие в организации и проведении технического обслуживания средств защиты (ПК-7);

готовностью использовать знания по организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики (ПК-8);

организационно-управленческая деятельность:

способностью использовать знание организационных основ безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях (ПК-9);

способностью определять нормативные уровни допустимых негативных воздействий на человека и окружающую среду (ПК-10);

экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская деятельность:

способностью проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации (ПК-11);

способностью анализировать механизмы воздействия опасностей на человека, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов (ПК-12);

способностью определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска (ПК-13);

научно-исследовательская деятельность:

способностью ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности (ПК-14);

способностью принимать участие в научно-исследовательских разработках по профилю подготовки: систематизировать информацию по теме исследований, принимать участие в экспериментах, обрабатывать полученные данные (ПК-15);

способностью решать задачи профессиональной деятельности в составе научно-исследовательского коллектива (ПК-16);

способностью использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач (ПК-17);

способностью применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных (ПК-18).

Итоговая государственная аттестация является заключительным этапом освоения студентом основной образовательной программы подготовки бакалавра.

К итоговой государственной аттестации допускаются лица, завершившие полный курс обучения по основной образовательной программе подготовки бакалавра по соответствующему направлению.

Аттестация осуществляется государственной аттестационной комиссией (ГАК), в состав которой входят экзаменационные комиссии (ГЭК) в соответствии с перечнем аттестационных испытаний. ГАК руководствуется в своей работе Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации, а также научно-методической документацией, разработанной высшими учебными заведениями на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в части государственных требовании к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлениям и специальностям.

Составы комиссий утверждаются согласно положению о правилах формирования ГАК. Государственную аттестационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует деятельность всех экзаменационных комиссий, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам. Председателем государственной аттестационной комиссии утверждается, как правило, лицо, не работающее в данном высшем учебном заведении, из числа докторов наук, профессоров соответствующего профиля, а при их отсутствии - кандидатов наук или крупных специалистов предприятий, организаций, учреждений, являющихся потребителями кадров данного профиля.
При необходимости председатель государственной аттестационной комиссии должен отвечать требованиям, предъявляемым к специалистам, связанным с работами по закрытой тематике.

Основными функциями государственной аттестационной комиссии являются:

- определение соответствия подготовки выпускника требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и уровня его подготовки;

- принятие решения о присвоении степени бакалавра по результатам итоговой государственной аттестации и выдаче выпускнику соответствующего диплома бакалавра государственного образца;

- разработка рекомендаций, по дальнейшему совершенствованию подготовки студентов.

Решения экзаменационных комиссий и ГАК принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов.

Порядок проведения итоговой государственной аттестации доводится до сведения студентов не позднее, чем за три месяца до ее начала.

На проведение государственных аттестационных испытаний отводится не менее двух недель.

По результатам итоговой государственной аттестации государственная аттестационная комиссия принимает решение о присвоении выпускнику степени бакалавра по направлению подготовки и выдаче диплома бакалавра государственного образца. Выпускнику выдается также приложение к диплому - выписка из зачетной ведомости с указанием темы ВКРБ.

Отчеты о работе государственных аттестационных комиссий заслушиваются на ученом совете вуза. Протоколы итоговой государственной аттестации выпускников хранятся в архиве.

Итоговая государственная аттестация не может быть заменена оценкой уровня подготовки на основании текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций студента.

Студентам, завершившим освоение основной образовательной программы и не подтвердившим соответствие подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования при прохождении одного или нескольких итоговых аттестационных испытаний, при восстановлении в вузе назначаются повторные итоговые аттестационные испытания.

Студентам, не прошедшим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, подтвержденных документально), предоставляется возможность пройти итоговые аттестационные испытания без отчисления из вуза. Для этого студенту необходимо подать заявление, после чего не позднее чем через четыре месяца организуются дополнительные заседания государственных аттестационных комиссий.

Государственный экзамен

Методические рекомендации по проведению государственного экзамена

Целью проведения итоговых междисциплинарных экзаменов является проверка знаний и умений, полученных выпускником при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность».

К экзамену допускаются студенты, полностью выполнившие учебный план предыдущих семестров.

Тематика экзаменационных вопросов и заданий должна соответствовать избранным разделам из учебных программ не менее трех дисциплин учебного плана циклов общепрофессиональных и специальных дисциплин. Выбор дисциплин осуществляется выпускающим вузом (кафедрой).

Итоговый аттестационный междисциплинарный экзамен проводится в 8 семестре.

Программа государственного экзамена, т.е. вопросы, вынесенные для проверки на государственном экзамене по всем дисциплинам, доводится до сведения студентов не менее чем за месяц до даты экзамена.

Кафедра организует проведение ведущими преподавателями консультаций для студентов по всем предметам, вынесенным на экзамен. Консультации проводятся за две недели и за два, три дня до экзамена. На консультациях доводят до сведения студентов процедуру проведения экзамена и отвечают на вопросы студентов, возникшие при повторении пройденного материала.

Прием экзамена осуществляет Государственная экзаменационная комиссия (ГЭК), утвержденная ректором высшего учебного заведения и включающая в себя не менее двух членов ГАК. В состав комиссии включают ведущих преподавателей выпускающей кафедры. По согласованию в комиссию может быть включен представитель другой кафедры ВУЗа или другого учебного заведения, а также представители предприятий – потенциальных потребителей выпускников. Государственные аттестационные комиссии руководствуются в своей деятельности соответствующими государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования в части, касающейся требований к итоговой государственной аттестации, учебно-методической документацией, разрабатываемой высшими учебными заведениями на основе государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки и специальностям высшего профессионального образования, и методическими рекомендациями учебно-методических объединений высших учебных заведений.

Итоговый междисциплинарный экзамен может проводиться в письменной и смешанной письменно-устной форме. Экзаменационные билеты включают четыре - пять вопросов из представленного перечня общепрофессиональных и специальных дисциплин. Один из вопросов должен представлять собой практическое расчетное задание.

Проведение экзамена в письменной форме.

При проведении экзамена в письменной форме студенту отводиться на ответ четыре академических часа после получения им задания. Экзаменационная работа должна быть аккуратно оформлена и подписана. Члены экзаменационной комиссии проверяют письменные работы студентов в течение не более двух дней. При необходимости, члены ГЭК могут вызвать студента и задать ему уточняющие вопросы по выполненной работе.

Письменно-устная форма проведения экзамена.

При проведении экзамена в письменно-устной форме студент получает на подготовку два академических часа после получения им билета. После подготовки студент выступает перед членами ГЭК в течение 15-20 минут, отвечая на вопросы, сформулированные в билете. Выступление должно сопровождаться иллюстрациями, выполненными в виде эскизов на бумаге, либо мелом на доске, либо на экране компьютера. По окончании выступления студента члены комиссии задают ему дополнительные или уточняющие вопросы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: