Цикл стихотворений «О Москве». Прочитайте.




Литература 8 класс

Урок №

Тема. Марина Ивановна Цветаева (1892-1941). Краткий рассказ о поэтессе.

Из цикла «Стихи о Москве», «Москве»

Своеобразие поэтического стиля и языка. Особенности образа лирического героя Цветаевой

Цели: образовательные – познакомить с основными вехами жизни М.И. Цветаевой, определить основные черты личности поэта на протяжении всей жизни;

развивающие – развить чувство прекрасного, умение читать и слушать стихи;

воспитательные - пробудить интерес к поэтессе, создать атмосферу погружения в творчество поэта, воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать.

Тип урока: открытие новых знаний.

Ход урока

1. Оргмомент.

В рабочей тетради напишите:

Девятое февраля

Классная работа

Марина Ивановна Цветаева

(1892 - 1941)

2. Актуализация опорных знаний.

Мы продолжаем изучать творчество писателей и поэтов, которые по тем или иным причинам вынуждены были выехать за границу.

- Вспомните, какие это были причины?

- Что происходило в России в начале ХХ века?

- Чем занимались писатели и поэты-эмигранты за рубежом?

- Можно ли сказать, что там они нашли своё счастье?

- Что говорит об этом?

- Назовите этих людей.

3. Подача материала.

Посмотрите презентацию.

- Что вас впечатлило больше всего?

- Что вы можете сказать о Марине Цветаевой как о человеке и как о поэтессе?

Запишите конспект.

Вехи жизни

8 октября 1892г. – М. И. родилась в Москве.

«Красною кистью рябина зажглась…», «Зеленые глаза…», «Кто создан из камня…».

1911г (19лет)- знакомство с Сергеем Яковлевичем Эфроном.

Январь 1912г (20лет) – венчание с Сергеем Эфроном. «Я с вызовом ношу его кольцо…»

Осень 1912 г. – рождение дочери Ариадны

«Когда –нибудь, прелестное созданье…».

1916г.(24г) – С. Эфрон ушел на фронт.

1917г(25 лет) – родилась дочь Ирина.

1920 г.(28 лет) – смерть дочери Ирины.

1922г (30 лет)- переезд в Прагу. Встреча с Эфроном.

1923г – рождение сына Георгия.

1937г- переезд в СССР. Арест, ссылка Ариадны. Расстрел Сергея Эфрона.

1941г – эвакуация в Елабугу. Самоубийство.

Темы творчества:

- тема бессонности «Ночь»,

- тема смерти, ухода из жизни «Идешь на меня похожий…»,

- тема судьбы, разделяющей людей, предназначенных друг для друга «Мне нравится, что вы больны не мной…»,

- московская тематика «Москва! Какой огромный странноприимный дом!»

 

Фото вышлите до 18.00 сегодня.

О цикле «Стихи о Москве».

Слово учителя.

Пожалуй, нет ни одного поэта, который бы столь сильно любил этот древний город. Куда бы ни заносила судьба великую русскую поэтессу, Цветаева рвалась в Москву, которая была для нее воплощением русского духа, непокорного и самобытного. Первые строки, посвященные исчезающим “домикам старой Москвы”, написаны Цветаевой еще в 1911 году.

Это юношеская зарисовка, полная любви и обожания, но еще незрелая. Гораздо интереснее цикл стихов о Москве, написанный в 1916 году. Каждое стихотворение этогоцикла – истинный шедевр.

Цветаева говорит о Москве как о городе своих предков, городе, с которым связана все ее жизнь и который она должна передать по наследству своей дочери. Москва поэтессы наполнена колокольным перезвоном, это город богомольцев и сорока церквей:

Облака – вокруг, Купола – вокруг. Надо всей Москвой Сколько хватит рук!

Цветаева уподобляет Москву женщине, отвергнутой Петром, но женщине гордой, несломленной:

Царю Петру и вам, о царь, хвала!

Но выше вас, цари, колокола.

Пока они гремят из синевы

Неоспоримо первенство Москвы.

В стихотворениях цикла Москва названа огромнымстранноприимным домом, домом всей бездомной Руси. Москва не помнит имен – она живет жизнью дорог и паломничеств. В ней слились воедино сброд и монахи, в ее жителях кипит дерзкая кровь и царствует святость. Может быть, именно этим и была близка Цветаевой Москва, потому что сама поэтесса была от природы бунтарем, готовым дерзко нарушать все законы жизни и творчества.

На протяжении всей жизни Цветаеву интересует история России. И ближе всего ей смелые бунтари:

Кремль! Черна наготой твоей!

Но не скрою, что всех мощей

Преценнее мне – пепел Гришки!

Россия для поэта – воплощение духа бунтарства, непокорности, своеволия. Московская Русь, ее цари и царицы, ее кремлевские святыни, Смутное время, Лжедмитрий и Марина Мнишек, свободное цыганское житье и, наконец, кабацкая, каторжная Россия – все это образует некое единство:

Нетоптаный путь,

Непутевый огонь.

Ох, Родина-Русь,

Неподкованный конь!

Москва воплотила в себе все эти стихии: “Даром что свят – вид”. В ней слышен “рев молодых солдат” и колокольный звон, в ней “за голенищем – нож” и смиренные странники, “во тьме поющие бога”. Но над всем этим – “сорок сороков” колоколен, а в центре – “пятисоборный несравненный круг” древнего Кремля. В послании к Александру Блоку Цветаева противопоставляет Москву надменному Петербургу:

И не знаешь ты, что зарей в Кремле

Легче дышится – чем на всей земле!

“Колокольный град”, пожалуй, самое дорогое, что носила в своем сердце эта мужественная женщина с нелегкой судьбой. В молодости Марина Цветаева не скрывала своей неприязни к Петру Великому. Она очень любила Москву и не могла простить того, кто лишил этот город венца столицы.

Москва для Цветаевой была символом старой, патриархальной Руси, которой противостояла грубая сила царского каприза. Старая Русь была для Цветаевой как бы даром Божьим, и ее разрушение поэтесса воспринимала как богоборческий бунт земной власти, бессильной, однако, утвердить свое превосходство в высшем смысле: “Но выше вас, цари, колокола”.

Петр в изображении Цветаевой претендует на власть не только над частью материального мира, но и над иными мирами, что превращает его в слугу дьявола (недаром же многие религиозные люди воспринимали его как Антихриста). Эту мысль Цветаева выражает в стихотворении “Петру” из цикла “Лебединый стан”:

…Нет, Государь Распровеликий, Распорядитель снов. Не на своих сынов работал, Бесам на торжество!..

Построив на крови свою сатанинскую империю и ее новую столицу, Петр как бы заранее обрекает все это на гибель:

Родоначальник – ты – развалин. Твоею же рукой провален Твой баснословный град…

Нормальная жизнь в таком царстве невозможна. Стихотворение Цветаевой перекликается и с “Ужо тебе!” героя “Медного всадника”, и со стихотворением Якова Полонского “Миазм”, где рассказывается страшная история о том, как в петербургский дом является призрак одного из тех, на чьих костях был построен город. Болотными испарениями привидение губит невинного ребенка. Судьба этого ребенка, как и трагедия пушкинского Евгения, говорит о том, что пролитая кровь рано или поздно напомнит о себе тем, кто живет на земле, ее впитавшей.

И петровская империя взорвалась, расплескивая кровь, которая была в ее фундаменте. Именно так восприняла Марина Ивановна революцию 1917 года.

Цикл стихотворений «О Москве». Прочитайте.

1

Облака - вокруг,

Купола - вокруг,

Надо всей Москвой

Сколько хватит рук! -

Возношу тебя, бремя лучшее,

Деревцо мое

Невесомое!

В дивном граде сем,

В мирном граде сем,

Где и мертвой - мне

Будет радостно, -

Царевать тебе, горевать тебе,

Принимать венец,

О мой первенец!

Ты постом говей,

Не сурьми бровей

И все сорок - чти -

Сороков церквей.

Исходи пешком - молодым шажком! -

Все привольное

Семихолмие.

Будет твой черед:

Тоже - дочери

Передашь Москву

С нежной горечью.

Мне же вольный сон, колокольный звон,

Зори ранние -

На Ваганькове.

31 марта 1916

2

Из рук моих - нерукотворный град

Прими, мой странный, мой прекрасный брат.

По церковке - всe сорок сороков,

И реющих над ними голубков.

И Спасские - с цветами - ворота,

Где шапка православного снята.

Часовню звездную - приют от зол -

Где вытертый от поцелуев - пол.

Пятисоборный несравненный круг

Прими, мой древний, вдохновенный друг.

К Нечаянныя Радости в саду

Я гостя чужеземного сведу.

Червонные возблещут купола,

Бессонные взгремят колокола,

И на тебя с багряных облаков

Уронит Богородица покров,

И встанешь ты, исполнен дивных сил...

Ты не раскаешься, что ты меня любил.

31 марта 1916

3

Мимо ночных башен

Площади нас мчат.

Ох, как в ночи страшен

Рев молодых солдат!

Греми, громкое сердце!

Жарко целуй, любовь!

Ох, этот рев зверский!

Дерзкая - ох - кровь!

Мой рот разгарчив,

Даром, что свят - вид.

Как золотой ларчик

Иверская горит.

Ты озорство прикончи,

Да засвети свечу,

Чтобы с тобой нонче

Не было - как хочу.

31 марта 1916

4

Настанет день - печальный, говорят!

Отцарствуют, отплачут, отгорят,

- Остужены чужими пятаками-

Мои глаза, подвижные как пламя.

И-двойника нащупавший двойник-

Сквозь легкое лицо проступит лик.

О, наконец тебя я удостоюсь,

Благообразия прекрасный пояс!

А издали - завижу ли и Вас? -

Потянется, растерянно крестясь,

Паломничество по дорожке черной

К моей руке, которой не отдерну,

К моей руке, с которой снят запрет,

К моей руке, которой больше нет.

На ваши поцелуи, о, живые,

Я ничего не возражу - впервые.

Меня окутал с головы до пят

Благообразия прекрасный плат.

Ничто меня уже не вгонит в краску,

Святая у меня сегодня Пасха.

По улицам оставленной Москвы

Поеду - я, и побредете - вы.

И не один дорогою отстанет,

И первый ком о крышку гроба грянет,

И наконец-то будет разрешен

Себялюбивый, одинокий сон.

И ничего не надобно отныне

Новопреставленной болярыне Марине.

11 апреля 1916, 1-й день Пасхи

5

Над городом, отвергнутым Петром,

Перекатился колокольный гром.

Гремучий опрокинулся прибой

Над женщиной, отвергнутой тобой.

Царю Петру и вам, о царь, хвала!

Но выше вас, цари, колокола.

Пока они гремят из синевы -

Неоспоримо первенство Москвы.

И целых сорок сороков церквей

Смеются над гордынею царей!

28 мая 1916

6

Над синевою подмосковных рощ

Накрапывает колокольный дождь.

Бредут слепцы калужскою дорогой, -

Калужской - песенной - прекрасной, и она

Смывает и смывает имена

Смиренных странников, во тьме поющих Бога.

И думаю: когда - нибудь и я,

Устав от вас, враги, от вас, друзья,

И от уступчивости речи русской, -

Одену крест серебряный на грудь,

Перекрещусь, и тихо тронусь в путь

По старой по дороге по калужской.

Троицын день 1916

7

Семь холмов - как семь колоколов!

На семи колоколах - колокольни.

Всех счетом - сорок сороков.

Колокольное семихолмие!

В колокольный я, во червонный день

Иоанна родилась Богослова.

Дом - пряник, а вокруг плетень

И церковки златоголовые.

И любила же, любила же я первый звон,

Как монашки потекут к обедне,

Вой в печке, и жаркий сон,

И знахарку с двора соседнего.

Провожай же меня весь московский сброд,

Юродивый, воровской, хлыстовский!

Поп, крепче позаткни мне рот

Колокольной землей московскою!

8 июля 1916. Казанская

8

- Москва! - Какой огромный

Странноприимный дом!

Всяк на Руси - бездомный.

Мы все к тебе придем.

Клеймо позорит плечи,

За голенищем нож.

Издалека - далече

Ты все же позовешь.

На каторжные клейма,

На всякую болесть -

Младенец Пантелеймон

У нас, целитель, есть.

А вон за тою дверцей,

Куда народ валит, -

Там Иверское сердце

Червонное горит.

И льется аллилуйя

На смуглые поля.

Я в грудь тебя целую,

Московская земля!

8 июля 1916. Казанская

9

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

16 августа 1916

Анализ стихотворений.

Стихотворения «О Москве» написаны в период весны-лета 1916 года и говорят о старинной дореволюционной Москве — уютной, спокойной и царственной.

Это не одно лишь стихотворение, а целый цикл, который посвящается родному городу. Это девять наиболее ярких произведений, которые относятся к раннему периоду творчества поэтессы. Они написаны в период весны-лета 1916 года, и ярко демонстрируют классическую лирику Цветаевой.

Главная тема цикла - дореволюционная столица, которая отличается храмами невероятной красоты и характеризуется колокольным звоном. Для подчеркивания настроения поэтесса использует упоминания о местных церковных достопримечательностей, как чудотворная икона Божьей Матери, хранящаяся в Москве, например.

При этом очень характерно, что поэтесса обращает внимание не на внешнюю архитектурную красоту построек и зданий, а на значение их в истории России.

В цикле «Стихи о Москве» изображен дореволюционный город, главным украшением которого являются храмы. Сорок сороков церквей, купола, часовни, соборы изображены М.И. Цветаевой в радостном величии, на фоне колокольного звона. «Как золотой ларчик, Иверская горит», — пишет Цветаева в третьем стихотворении цикла, имея в виду московскую чудотворную икону Божьей Матери. Празднование в честь этой иконы совер­шается как раз 31 марта, когда и написаны эти поэтические строки (все три первых стихотворения цикла).

Мотивы смерти и печальная тематика стихотворений Цветаевой уже проявляется в данном цикле, и эта нотка печали о смерти позднее станет некой "визитной карточкой" поэтессы. Эта тема тесно переплетается с крайне религиозной, углубленной в православную тематику.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: