Рабочая программа
по курсу:
«ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ»
для студентов 1.курса,
финансового факультета,
всех форм обучения
Составила:
Ст.пр. И.М.Хворенкова
Н. Новгород
2011
Цели и задачи курса
Экономические документы являются носителями экономической информации.
Одной из важнейших разновидностей информации является - экономическая. Её отличительная черта – связь с процессами управления коллективами людей, организацией. Она сопровождает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ – совокупность сведений, отражающих социально-экономические процессы и служащих для управления этими процессами, а также коллективами людей в производственной и непроизводственной сферах.
Грамотное создание и оформление экономических документов сложной структуры является сегодня важной задачей.
Дисциплина "Технологии подготовки экономических документов" призвана сформировать и развить у студентов знания, практические навыки и умения разработки экономических документов с помощью офисных инструментальных средств и технологий для решения прикладных задач профессиональной деятельности.
На занятиях студенты знакомятся с основными методами, способами и средствами поиска, получения, хранения и переработки информации и получают возможность приобрести навыки технологических приемов использования инструментальных средств офисных и сетевых технологий для разработки структурно сложных текстовых и табличных экономических документов.
Программой дисциплины предусмотрен зачет, в рамках которого студенты должны продемонстрировать полученные навыки и умения при создании большого экономического документа сложной структуры.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. РОЛЬ, ЗАДАЧИ И ЗНАЧЕНИЕ КУРСА.
ТЕМА 1 НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ДОКУМЕНТОВ.
ТЕМА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ. ВИДЫДОКУМЕНТОВ
ТЕМА 3. СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА. РЕКВИЗИТЫДОКУМЕНТА. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ - ГОСТ Р6.30-2003
ТЕМА 4. СОВРЕМЕННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ.
ТЕМА 5. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ: СОСТАВЛЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Содержание курса (лекции)
ВВЕДЕНИЕ. РОЛЬ, ЗАДАЧИ И ЗНАЧЕНИЕ КУРСА.
Роль, задачи и значение курса «ТПЭД» на современном этапе.
ТЕМА 1 НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ДОКУМЕНТОВ.
Законодательные акты в сфере информации и документации. Указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Государственные стандарты на документы. Унифицированные системы документации. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.
ТЕМА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ. ВИДЫДОКУМЕНТОВ
Понятие о классификации документов.
Виды документов: организационные, распорядительные, информационно-справочные, коммерческие, финансовые, документы по снабжению и сбыту, документы по обращению граждан, конфиденциальные документы.
Организационные документы (уставы, положения, инструкции).
Информационные документы. Служебные письма, их разновидности, реквизиты. Телеграммы, правила их оформления. Телефонограмма. Требования к оформлению, учету, передачи. Докладные записки, требования к оформлению.
Распорядительные документы, издаваемые на основе единоначалия: приказы, указания, распоряжения. Виды приказов. Особенности составления и оформления, согласования, подписания, введения в действие. Выписки из приказов, их заверение и рассылка.
Распорядительные документы, издаваемые на основе коллегиальности: решения, постановления.
Документация по личному составу – о приеме, перемещении, увольнении работников. Заявления и трудовые контракты, требования к оформлению. Приказ по личному составу. Трудовые книжки. Личное дело. Состав и порядок расположения документов внутри личного дела. Внутренняя опись документов.
Коммерческие документы (контракты, коммерческие акты и т.д.)
Финансовые документы – бухгалтерские, банковские, налоговые (отчеты)
Документы по снабжению и сбыту – договора, протоколы разногласий, доверенности, накладная, наряд и др.
Документы по обращению граждан – предложения, заявления, жалоба
Конфиденциальные документы – обеспечение информационной безопасности.
ТЕМА 3. СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА. РЕКВИЗИТЫДОКУМЕНТА. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ. ГОСТ Р6.30-2003 «Унифицированные системы
документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Общая характеристика структуры. Внутренняя и внешняя структура документа.
Реквизиты документа: реквизиты-основания, реквизиты-признаки, реквизиты оформления современных управленческих документов. Унификация и стандартизация документов. Формуляр. Бланки документов: виды бланков и порядок расположения реквизитов в бланке (угловое и центрованное), использование бланков с изображением государственного герба и герба субъекта федерации, бланк организации.
Требования к оформлению реквизитов. ГОСТ Р6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Форматы бумажных документов. Требования к изготовлению документов.
ТЕМА 4. СОВРЕМЕННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ.
Использование сетевых технологий при подготовке экономических документов.
Оформление экономических документов средствами WORD.
Оформление и обработка экономической информации средствами EXCEL. Оформление и обработка экономической информации средствами ACCESS.
Представление экономической информации средствами POWERPOINT.
Использование 1С: Предприятие 8.2 для обработки экономической информации и подготовки экономических документов.
ТЕМА 5. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ: СОСТАВЛЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Основные положения. Требования к содержанию и форме управленческих документов.
Порядок оформления документов: нумерация страниц, оформление дат, общепринятые сокращения, оформление цифровой информации, математические формулы, оформление таблиц, знаки препинания. Стандартизация и унификация управленческих документов.
Составление управленческих документов. Язык и стиль деловой документации: общая характеристика. Составление и оформление документов в условиях применения вычислительной и электронной техники.
Составление и оформление основных управленческих документов: Устав, Положение о структурном подразделении, Протоколы, Акты, Заключения, Служебные записки, Доклады, Планы, Обзоры, Справки, Письма и др.
Проведение практических занятий с использованием сетевых технологий, офисных прикладных и профессиональных программ:
- Работа в ИНТЕРНЕТЕ в поисковых системах (просмотр законодательных актов по документационным процессам, общероссийских классификаторов документов). Краткая их характеристика, основные положения. Написание письменного отчета.
- Оформление экономических документов средствами WORD.
- Оформление и обработка экономической информации средствами EXCEL.
- Оформление и обработка экономической информации средствами ACCESS.
- Представление экономической информации средствами POWERPOINT.
6. Использование 1С: ПРЕДПРИЯТИЕ 8.2 для обработки экономической информации и подготовки экономических документов.
Тематический план.
(Курс предусматривает 16 часов лекций и 16 часов практических занятий)
№ темы | Кол-во часов (ЛЕКЦИЙ) | Кол-во часов (ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ) |
- | ||
Итого |
Вопросы к зачету по курсу «ТПЭД»
1. Роль, задачи и значение курса «ТПЭД» на современном этапе
2. Что такое документирование; документооборот?
3. Что такое документ; официальный документ; личный документ?
4. Что такое реквизит документа?
5. Что обусловливает юридическую силу документа?
6. Что понимается под унификацией и стандартизацией?
7. Что представляют собой система документов и Унифицированная система документов (УСД)?
8. По каким видам деятельности классифицируются документы?
9. В какую группу документов выделяются коммерческие виды документов?
10. Каковы характерные отличия индивидуальных документов от типовых?
11. Что такое черновик, оригинал, копия, дубликат
12. Требования к проставлению реквизита «оттиск печати».
13. Требования к конструированию бланков. Бланки предприятий различных форм собственности.
14. Реквизиты для изготовления бланков.
15. В чем заключается роль Госстандарта России по совершенствованию документооборота в стране?
16. Какая организация является исполнительным органом власти, осуществляющим государственное регулирование в области архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием и использованием документов Архивного фонда Российской Федерации?
17. На кого возлагается ответственность за функцию делопроизводства в организации (на предприятиях)?
18. Какие основные законы регулируют документационное обеспечение управления?
19. Какие права имеют частные компании по хранению документов, образующихся в результате их деятельности в соответствии с действующим законодательством РФ?
20. Какой стандарт РФ используется для оформления организационно-распорядительных документов?
21. Какие используются классификаторы информации об организационных структурах?
22. Каковы содержание и структура классификатора технико-экономической и социальной информации (на примере общероссийского классификатора управленческой документации – ОКУД)?
23. Перечислите основные операции процесса обработки входящих документов?
24. Какие данные об исходящем документе записываются в журнале регистрации исходящих документов?
25. Какие операции включает процесс контроля исполнения документа?
26. Какие группы и виды документов входят в систему организационно-распорядительной документации?
27. Каковы виды организационных документов и особенности их оформления?
28. Как определяется соответствующий состав реквизитов каждого конкретного документа?
29. Каковы виды распорядительных документов и особенности их оформления?
30. Какова структура приказа по основной деятельности, состав реквизитов, требования к оформлению?
31. Каковы виды информационно-справочной документации?
32. Что такое служебное письмо? Каковы виды писем, их реквизиты и структура?
33. В чем заключаются особенности языка и стиля служебных документов (на примере письма)?
34. В чем заключаются особенности составления и оформления актов и протоколов?
35. Каковы особенности оформления докладной, служебной, объяснительной записок?
36. Каковы общие требования к оформлению текста документов и порядок использования языков в официальном документе в РФ?
37. Какие виды документации относятся к документации по личному составу?
38. Какие документы предъявляются при оформлении на работу?
39. Чем отличаются приказы по основной деятельности от приказов по личному составу?
40. Какие требования предъявляются к составлению и оформлению характеристики, резюме, автобиографии?
41. Какие документы должны входить в состав личного дела?
42. Каковы общие правила ведения и выдачи трудовых книжек?
43. Каковы основополагающие принципы работы с обращениями граждан?
44. Какими законодательными и нормативными актами регламентируется работа с обращениями граждан?
45. Каково функциональное назначение коммерческих писем?
46. Какие функции выполняют договор купли-продажи, договор поставки?
47. В каких случаях оформляется протокол разногласий к договору поставки?
48. В каких случаях и как составляются коммерческие акты?
49. Как оформляются претензии (рекламации) предприятий по нарушению договорных обязательств?
50. Каковы принципы организации работы персонала предприятия с документами, содержащими конфиденциальные сведения?
51. Технология применения электронно-цифровой подписи (ЭЦП).
52. Какие организационно-экономические возможности представляют системы автоматизированного делопроизводства по сравнению с традиционным?
53. Каковы преимущества и недостатки электронного документа?
54. Что такое электронный документ? (в соответствии с Федеральным законом «Об электронной и цифровой подписи» от 10.01.2002 №1 – ФЗ.)
55. Основные информационные угрозы.
56. Управление и доступ к информации. Методы и средства информационной безопасности.
Литература
Основная литература
1.Гражданский кодекс РФ (части I, II, III)2.ГОСТ Р51141-98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. – М.: Изд-во стандартов, 1998.
3.ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. Утвержден постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 № 65-ст. – М.: Изд-во стандартов, 2003.
4.Государственная система документационного обеспечения управления. Общие требования к докуме6нтам и службам документационного обеспечения. – М.: ВНИИДАД, 2011.
5.Конституция Российской Федерации6.Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (ОКУД). Утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 229 (с изм. и доп. от 1999-2002гг.).
7.Трудовой кодекс РФ.
8. Быкова Т.А. Делопроизводство: учебник / Т.А.Быкова, Л.М.Вялова, Л.М.Санкина. под общ. ред. В.Кузнецовой. – 2-е изд., перераб и доп.. – М.: МЦФЭР, 2006.
9.Барченков А.И. Документоведение и защита конфиденциальной информации. Учеб.пособие. – Саратов: Сарат.гос.тех.ун-т.2010.
10.Басаков М.И. Делопроизводство (документационное обеспечение управления): учеб.пособие. – 3-е изд. М.: Изд. «Дашков и К», 2004.
11. Кушнаренко Н.Н. Документоведение: учебник / Н.Н.Кушнаренко – К.: Изд-во «Знание»,2007.
12.Охотников А.В., Булавина Е.А.Документоведение и делопроизводство: Учеб.пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИКЦ «МарТ» Ростовн/Д, 2004.
13.Раздорожный А.А. Документирование управленческой деятельности: учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 200814. Документационное обеспечение деятельности организации. Барановский В.П. Учебное пособие. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во «Экмос», 2010 г.15. Ясенев В.Н. Информационная безопасность. 16. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных". Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года.17. ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. "18. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года19. ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010 "Информационная технология. Формат Open Document для офисных приложений (OpenDocument) v1.0". Утвержден Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии России 21.12.2010. Идентичен ISO/IEC 26300:2006 Information technology -- Open Document Format for Office Applications (OpenDocument) v1.0.20. ФЗ «Об электронной и цифровой подписи» от 10.01.2002 №1)21. ГОСТ Р ИСО 15489-1—2007 «Управление документами. Общие требования» Дополнительная литература 1. “Бизнес-план: отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация. Попов В.М. – М.: «Экмос», 2009 г. 2. Проектирование баз данных в примерах и задачах Гусева Т.И., Башин Ю.Б.- М.: “Радио и связь”, 2000 г.3. Документационное обеспечение деятельности организации. Барановский В.П. Учебное пособие. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во «Экмос», 2010 г.