Н.Лафайет. принцесса Клевская.




I. АНТИЧНОСТЬ

Введение

Античное общество как особая ступень развития человечества. Греция и Рим. Основные этапы развития литератур этих стран и их связь с мифологией.

Источники для изучения античной литературы. Сохранность памятников. Русские переводы.

Значение античности для искусства Возрождения и Классицизма. Античная литература и XX век.

Греческая литература

Древнейший период. Представление о мироздания в отражении мифов. Олимпийская религия иместо человека в ней.

Героический эпос. Поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея" (VIII в. до н.э.) Сказания о Троянской войне, их исторические и мифологические эле­менты. Античный реализм в поэмах. Их композиция. Статичность в линеарность в построении "Илиады". Искусное владение сменой времени и места в "Одиссее". Обусловленность усложненной композиции второй поэмы. Гомеровский вопрос. Боги и герои. Рок исвобода в жизни героев. Отношение Гомера к ахейцам и троянцам. Ахилл и Гек­тор. Приам и Ахилл. Гектор и Андромаха. Событийность в "Одиссее"; Одиссей и Тиресий; Одиссей и феаки; Одиссей на Итаке - Евмей, Телемак, Пенелопа. Русские переводы Гомера. Отражение гомеровского эпоса в изобразительных искусствах.

Дидактический эпос. Гесиод (VIII в. до н.э.). Проблемы труда и кре­стьянской психологии в поэме "Труды и дни", история человечества в изображении Гесиода.

Поема Теогония" и ее значение для постижения античности.

Древнегреческая лирика (VII - VI вв. до н.э.). Лирика монодическая и хоровая. Развитие жанра в пору упадка эпоса. Виды монодической лирики. Архилох. Своеобразие его ямбов. Феогнид. Разрушение бла­городства как основная тема его стихов. Эолийская лирика. Алкей и Сапфо. Совершенство их поэзии. Простота и выразительность. Те­матика. Анакреонт. Праздничный характер его лирики. Традиции анакреотики в литературе нового времени. Хоровая лирика. Ее ви­ды. Пиндар. Прославление доблести победителей на состязаниях, торжественность речи.

Трагедия. Возникновение трагедии из культа Диониса и дифирамба. Устройство греческого театра, его массовость и народность. Эсхал (525-455 гг. до н.э.),- "отец трагедии" (Ф.Энгельс). "Пер­сы" - патриотизм и защита основ афинской демократии. Уважение к врагу, догмат о ценности человеческой личности вообще. Развитие этих идей в "Прикованном Прометее". Революционный, богоборчес­кий смысл этой трагедии. Прометей в последующей литературе (Гете, Байрон, Шелли). Трилогия "Орестея". Рождение диалектики долга и чувства - Орест, Электра и Клитемнестра. Материнское и отцовское право, острота вопроса. Победа новых представлений и прославление созидательных начал жизни - Эриннии, ставшие Эвменидами. Преоб­ражение роковых заклятий и победа Ореста. Влияние совета на Шекс­пира – "Гамлет".

Софокл (496-406 гг. до н.э.). Поэт расцвета афинской демократии. Проблема свободы воли и рока в трилогии о царе Эдипе. Аналити­ческое построение I части - "Царя Эдипа". Нравственный смысл трагедии. Третья часть - "Антигона". Высший долг и долг догматичес­кий в трагедии. ЕВРИПИД (480-406 гг. до н.э.). Упадок афинской демократии и его предчувствие в безвыходных ситуациях трагедий последнего велико­го трагика древности. Выбор сюжетов и поленика с традиционализмом. "Бог из машины" - дань условностям как элемент эстетика. "Медея" - миф и его воплощение. Ловкий и расчетливый Ясон, носительница карающей силы Медея. Опережение трагиком своего времени. "Иппо­лит венценосный". Боги и люди в трагедии. Герои как игрушки забавляющихся богов.

Катарсис в его место в трагедии античности. Аристотель о трагедии. Значение греческой трагедии для искусства последующих эпох. Русские переводы великих трагиков.

Комедия. Ее возникновение. Аттическая комедия. Аристофан (450-380 гг. до н.э.). Приемы гротеска в политических обличениях ко­медиографа. "Всадники". Демагогия афинских правителей и слабоумие одряхлевшего демоса. Колбасник и кожевник в сценах агона (диалога-полемики). "Лягушки" - ироническое изображение Диониса и хора его жрецов. Проблемы драмы - как элемент полемики между вымышленными Эсхилом и Еврипидом в комедии. Высота культурного уровня массового зрителя Афин.

Эллинистический период.

Новоаттическая комедия. Менандр (342-292 гг. до н.э.). "Третейский суд" и "Отрезанная коса". Появление бытовой тематики и закреплен­ных масок. Роль случая, находки и нового божества - удачи - Тихи - Фортуны - как знак новой торгашеской цивилизации. Бытовой реа­лизм.

Значение завоеваний этой комедии для последующего времени - римская комедия, Шекспир, Мольер, Бомарше. Островский.

Эллинистическая поэзия. Александрией. Глубина культуры. Многооб­разие стиховых форм. Эстетизм и стилизация. Феокрит (3 в. до н.э.). Его пастушеские идиллии в рождение буколического жанра. Влияние александризма на последующее искусство - пасторальная тепа но­вого времени.

Римский период

Проза. Эклектичность философских и религиозных представлений последних веков до н.э. Обогащение и видоизменение мифов.

Лукиан (120-180 гг. н.э.). "Разговоры богов" - насмешка над сак­ральными темами Олимпийской религии. "О кончине Перегрина" – пер­вое появление темы христианства как культа болезненного самоист­ребления. Сатирический дар писателя.

Плутарх (46-120 гг.) "Сравнительные жизнеописания". Своеобра­зие жанра - парные биографии. Великое и самобытное в пору распа­да античного общества как основная идея писателя. Гай Марций (Кориолан) и Алквиад(т. I/; Александр Македонский и Юлий Цезарь /т. III). Престо этого памятника в культуре человечества.

Позднегреческий роман. Связь этого зарождающегося жанра с ново-аттической комедией и александринизмом.

Гелиодор "Эфиопика". Изысканная живописность и обилие приключений.

Лонг "Дафнис и Хлоя". Начатки психологизма и эстетической стилизации. Популярность Лонга и использование его сюжета в разных видах искусств.

Влияние романа на литературу 16-17 вв. и руссоистскую традицию.

 

Римская литература

Сходство и различие литератур греческой и римской. Утрата памятников древнейшего периода. "Анналы" Энния.

Комедия. Тогата и ателлана. Тит Макций Плавт (ок. 250 – ок. 184 гг. до н.э.). Традиции Менандра. Буффонность комедий. Два типа комического - положений и характеров. "Хвастливый воин" и "Горшок". Популярность комедиографа среди широкого круга зрителей. Тради­ции его в позднейшей комедии дель арте и творчестве Мольера.

Теренций (190-159 гг. до н.э.). Зарождение интеллектуальной ко­медии. Углубление психологизма и реализма характеров. Мастерство в построении коллизий и общей композиции. Традиции Теренция в мещанской драме XVIII в. - Дидро, Малло и др.

Поэзия неотериков (новые поэты - греч.). Греческая традиция, ее преобразование в новых условиях. Подготовка "золотого века" римской литературы. Валерий Катулл (84-54 гг. до н.э.). Изысканная простота и искренность лирики. Богатство поэтических форм. Появ­ление рядом с темой эроса - амора мотивов любви-сострадания, любви-милосердия, то есть каритаса. Многообразие и глубина оттенков чувств и свидетельство богатства личности нового челове­ка. Влияние Катулла на русскую поэзию XIX века - Пушкин, Фет.

Философская поэзия. Лукреций Кар (ок.96-55 гг. до. н. э.). Поэма "0 природе вещей". Греческий философ Эпикур и римский мыслитель - поэт Лукреций. Богатство содержания, отлитого в стихи. Воспитание отваги, благородства, пытливого ума в человеке. Мироздание, боги и люди в поэме. Теория частиц - атомистическая теория материи.

Золотой век римской литературы

Публий Вергилий Марон (70-19 гг. до н.э.) - крупнейший поэт века Августа. Традиции Феокрита и Катулла в "Буколиках". "Георгики" - поэма о земледельцах. Создание римского эпоса - поэма "Энеида". Уподобление ее поэмам Гомера и полемика с ним. Отражение вкомпозиции и сюжете влияния "Одиссеи" и "Илиады". "Умышленный эпос". Дилемма долга и чувства в сюжете о Дидоне я Энее, определившая коллизию в театре классициз­ма 17 века. Лучшие переводы "Энеиды" на русский язык в 70-е го­ды нашего века (С. Ошерова и Ф. Петровского).

Гораций Флакк (65-6 гг. до н.э.). Величайший римский поэт. Мно­гообразие малых стиховых форм. Оды, эподы, сатиры. Культ "золотой середины" и мудрой умеренности. Влияние стоицизма и эпикуреизма. Девиз "Carpe Diem" (лови день), его первоначальный и искаженный последующий смысл. Тема творца и творчества - оды "Лебедь", "Памятник". Стихотворное "Послание к Пизонам", посвященное искус­ству поэзии. Важность этого творения. Пушкин о Горации.

Публий Овидий Мазон (43 г. до н.э. - 18г. н.э.). Судьба поэта. Новаторство и смелость жанра его посланий — "Героини". Ценность человека и его право на свободу как основной мотив всего творчества. "Наука люб­ви" и "Скорбные элегии". Поэма "Метаморфозы" - величественный итог античного мира и фиксации уходящих мифов. Вечность жизни в ее многовидных превращениях. Роль этого памятника для искусства.

Позднеримский роман. Петроний Арбитр (ум.66 г.). "Сатирикон". От­ражение времени Нерона. Глава о пире. Тримальхиона как знак по­беды пошлости и торгашества, во власти которого оказывается ис­кусство в эпоху упадка. Апулей (р. ок. 124 г. н.э.). Роман "Мета­морфозы или Золотой осел". Композиция "Матрешки" и ее фольклор­ные истоки. Мораль и ее девальвация в Риме периода упадка. Встав­ная новелла об Амуре и Психее. Ее значение для искусства.

II. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ

Длительность периода. Его начало - 476 год, год падения Западной Римской империя, колец - первые десятилетия ХУЛ в.

Курс членится, в свою очередь, на раннее (VI-XI вв.) и позд­нее (XII- XIII вв.) Средневековье. Что касается следующего перио­да - Возрождения, - то здесь особенности исторического развития разных европейских стран определяют время вхождения в этот но­вый этап культуры. Для Италии это начало XIV в., в то время как для окраинной Испании, удаленной от центров Европы, это XVI век.

Переход от античности к средним векам - перемещение актив­ности творящих сил в Европе из стран Средиземноморья к северу.

Памятники раннего Средневековья - эпосы северных народов. Сохранность этих древностей в связи с удаленностью от торговых, военных и культурных путей. Неповторимые сле­ды местной художественной архаики. Древнейший памятник - англо­саксонский эпос "Беовульф" X века. Кельтские предания (саги), богатство их - источник для многих европейских культур. "Ирланд­ские сказания ". Скандинавский эпос - "Кримскригла" ("Круг зем­ной"), "Старшая Эдда", "Младшая Эдда" Снорри Стурлусона (XII в.), а также "Исландские саги". Отраженные в них исторические события, восходящие порой к I-VI векам нашей эры. Архаический слой - "Песнь о нибелунгах" (ок. 1200 г.). Элементы позднего христиан­ского и куртуазного влияния в "Песни".

Младшие среди эпосов - два романские творения, "Песнь о Роланде". Героизм перов Карла Великого, подчеркнутая безрасчетность и акцентированное чувство чести. Рыцарское служение вас­сала сюзерену, воина - "сладкой Франции". Сложившиеся феодаль­ные отношения в отражении "Песни о моем Сиде". Борьба с тем же противником, что и в "Песни о Роланде", то есть маврами, язычни­ками, "погаными" (от латинского названия нехристианских религий – паганизм).

Оба романских эпоса как яркий пример перехода от раннего Средневековья к позднему, то есть к рыцарской куртуазной поэзии и прозе XII-XIII вв.

Знакомство с эпосами и анализ соответствующих памятников изобразительных искусств.

Рыцарская поэзия. Рыцарская литература XII-XIII вв., начавшая­ся в Провансе. Уникальный культ поэтического слова, выразившего нарождающееся поклонение "прекрасной даме". Светский вариант католического почитания Мадонны.

Прованс. Традиции трубадуров. Их распространение на север и восток - рождение поэзии труверов (северная Франция) и мин­незингеров (Германия). Творец и распространитель поэзии - трубадур и жонглёр, миннезингер и шпильман (Франция, Германия). Бо­гатство стиховых форм. Темный и ясный вариант стиля. Тематичес­кие различия и соответствующие им законы формы в разделении поэзии на пять ведущих групп: сирвента, альва, канцона, тенцона и пасторелла. Выдающиеся поэты Прованса - Бернарт де Вентадорн (XII в.), Бертран де Борн (1140-1170). Усложнение психического склада человека, его чувств и системы ценностей. "Биографии тру­бадуров". Миннезингеры - Гартман фон Ауэ (1170-1210) и Вальтер фон дер Фогельвейде (1170-1230). Поэзия вагантов - "Кармина бу­рана".

Рыцарский роман. Томас Мэлори "Смерть короля Артура" (XV в.). Тема Грааля и ее место в литературе средних веков. Тристан в Изольда" - роман о величии человеческих чувств. Его истоки и традиции в следующие века. Вариант романа в изложения Жозефа Бедье. Рааяве тексты у Беруля и Тома.

Значение рыцарской литературы для эпохи романтизма и символизма – Блейк, Новалис, Гофман, Вагнер, прерафаэлиты, А. Блок, О. Бердслей.

Позднее Средневековье. Образование городов и появление го­родской литературы. Идеалы расчетливой удачливости. Фаблио и шванки. Ироническое отношение и, вместе, симпатия к пикаро - плуту и, несколько позже - пикарескам - новеллам и романам пред-буржуазного общества. "Роман о Лисе" (XIII в.) – животный эпос и смена прототипов его персонажей а зависимости от социальных доминант.

Нравоучительность, следование догматам? ал--иегооичность поэмы "Роман о Розе”. Прославление личных заслуг, а не знатности происхождения^

Рождение театра из церковной службы. Антифоны, литургическая драма, мистерия! миракль фарс и моралите. Религиозно-нравоучительное действо "Каждый человек» в Германии 16 века и его возрождение в начале XX в0 /см. пьесу 1911 г, “Jedermann” Гуго фон Гофмансталя, а также програмиу Старинного театра в С.-Петербурге «Чудо о Теофиле» зачатка фаустофской темы. «Действо об Адаме».

Раннее Возрождение

Характеристика нарождающихся новых форм общественных отношений в Северной Италии – прежде других Европейских стран.

Данте Алигьери (1265-1321). Жизненный путь. Сборник «Новая жизнь» как итог развития прованского влияния и итальянского «сладостного стиля». Следование традициям и их разрушение. «Божественная комедия». Три части, первая из них «Ад».Смыслы, вложенные поэтом в его творение. Аллегоризм, мистерия числа и цвета. Система воздаяния и наказания в нравственном вос­питании человека. Архитектоника ада и связь ее с представлениями древних об аиде. Место Вергилия в поэме. Иллюстрации С.Боттичелли и Г.Дорэ к первой кантике. Сюжеты о Франческе и Паоло; Уголино л Руджиери; Иуда, Кассий, Брут. Неприятие Данте сложившейся сис­темы представлений о грехе - начало ренессансной эпохи.

Возрождение

Италия.

Средневековая аскеза и возрождение гармонического человека Ренессанса. Продолжение дела Данте. Античность как эс­тетический источник Ренессанса. Особое развитие поэтических жан­ров, а в прозе малых форм, новеллы.

Франческе Петрарка /1304-1374/. Жизненный путь. Переход от латинского языка к итальянском; в его поэзии. Понятие accidia - внутренний раздор - как столкновение наследия средних веков и новой морали; требовательность к себе. Отношение к творчеству как главному в жизни и единственному в призвании. Стихи на жизнь и смерть Лауры /с 1327 г./. Сонет, особенности этой форvы для вы­ражения сложности чувств. Любовь как условие совершенствования личности. Знакомство со стихотворениями: 13, 19, 21, 32, 33, 51, 52, 54, 59, 66, 68, 108 /- см.Ф.Петрарка. Избранная лирика, М., 1953/.

Франческе Боккаччо /1313-1375/. Многообразие форм его проbpвзведений. Поэма "Фьезоланскяе нимфы" как знак слияния античного и возрожденческого начал в его творчестве. Влияние традиции го­родской литературы в его "Декамероне". Особенности композиция -"пояс с инкрустациями", то есть погружение новелл в обрамляющую их ткань рассказа о событиях в людях, окружавших автора. Много­образие сюжетов и их стилистических уровней - от прославления ост­роумия и находчивости до трагичееких вечных "бродячих сюжетов".

Общая характеристика позднего Возрождения. Усложнение и раз­растание сюжетов, появление героических эпопей - Ариосто "Неисто­вый 1йланд", Тассо "Освобождешшй Иерусалим". Вычурность и гро­моздкость композиции. Начало барокко.

Возрождение-ХУ-ХУ1 вв. Время Франциска I. Франсуа Рабле /1494-1553/. Гаргантюа и Пантагрюэль". Пере­работка средневековых чудесных повествований о великанах. Гротеск и его назначение. Тема Телемской обители в ее важность в воспи­тания свободного человека. Сказочные короли веселого королевства и ах друзья. Пацифизм. Радость жизни в познании мира. Аллегория и сатира. Начало и финал- эпопеи.

Праги Плеяды и Ронсар.

Англия. Конец войны Алой и Белой розы и появление хроник

Голаншеда. Связь с итальянским Возрождением. Воздействие Боккаччо на "Кентерберийские рассказы" Чосера Х1У в./. Расцвет театра. Кристофер Марло - крупнейший предшественник Шекспира,

Уильям Шекспир /1564-1616 гг./ - величайший представитель Ренессанса. Шекспировский вопрос. Периодизация творчества. Ис­торические хроника первого периода в отличав их от трагедий вто­рого периода. "Ричард Ш" или "Генрих 1У. Утверждение нравствен­ного смысла в истории, носителем которого является народ. Воздей­ствие хроник на Гете и Пушкина. Комедии. "Сон в летнюю ночь". мифы и сказочная реальность. Драма о Ромео и Джульетте. Финалы трагедий и их философский смысл. Великие трагедии первого десятилетия ХУЛ в. - "Гамлет", "Отелло", "Король Лир", "Макбет". Смысл введений шутов в "Гамлете" в "Короле Лире". Тема искусст­ва в пьесах Гамлет" и "Сон в летнюю ночь". Власть и личность в трагедиях. Двуединство маски и лица как источник трагического. Поздний Шекспир. Драма "Буря" в ее философский смысл. Гимн зна­нию и интеллекту Шекспира - от первых до последних пьес. Сонеты в скрытые смыслы в них. Русские переводы. Русская культура за 200 лет и 'Шекспир.

ПостшекспировскиЙ театр - Бен Джонсон и подготовка револю­ции е религиозных формах. Конец Возрождения.

Испания

Сервантес /1547-1616/ и его великий роман о Дон Кихоте. Вечная тема поэта - мечта о защите "униженных и оскорбленных". Рыцарственная идея и ее нереализуемость в реальной мире. Хозяин в его слуга - поэзия в проза, Дон Кихот в Санчо Панса как нераз­рывная двойственность смысла жизни. Композиция романа "Дон Кихот"

Театр. Богатство его. Два величайших драматурга -Доде де Вага и Кальдерой. Традиции плутовского романа в новоаттической комедии у Лопе де Бега. "Комедии плаща и шпаги": "Собака на се­не*. Глубине трагедий Кольдерояа. Философский характер пьесы "Казнь есть соя".

Закат Возрождения. Возможность перерождения титанически* героев в носителе! эле. Обнаружение дисгармонии как внутри че­ловека, так а в столкновении личности с окружающим миром. Ощуще­ние фантастической причудливости жязянжизни - Барокко,

Ш. КЛАССИЦИЗМ И ПРОСВЕЩЕНИЕ /ХУП-ХУШ вв./

Эстетические принципы классицизма. Нормативность и рационализм. Доминирующее искусство Франции а первенство драмы, просветительский реализм ХУШ века. Обогащение жанров - эссеистика, ро­ман. Поэзия и проза сентиментализма. его дидактичность с опорой,однако, на сенсуализм.

1. Классицизм. Франция

Классицизм и философские системы Декарта и Гаасенди. Дра­матургия и теория Скалигера о трех единствах, ее развитое в теории Корнеля и Расина. "Диалектика души" как завоевание класси­цистической трагедий,

Театр Пьера Корнеля /1606-1684/. "Сидв - источник, построение, место в психологической борьбе главных героев понятия респект. Трагедия «Гораций» - античный сюжет и его новая форма. Камилла и ее бунт против "правильных" чувств. Поздняя драма «Цинна» - назидание королям о милосердии.

Жан Расин/ 1639-1699/. Влияние янсенизма на теорию страстей в его пьесах. «Андромаха». Амор и каритас в трагедии. Стройность построения и двойственность отношения к неподконтрольным чувствам Пирра, Гермионы и Ореста. «Британник» - трагедия из истории Рима. Тема тирании и узурпации власти Нероном. Гибельность неограниченной власти для окружающих. – скрытая проекция на абсолютизм в современной Франции. «Федра» - античный протосюжет Еврипида и его переосмысление. Страть – наваждение Федры и галантная любовь Ипполта и Арисии. Поздние библейские сюжеты. «Тофолия» /"Атала"/ Праведная власть и борьба за нее мудрого Иодая.

"Высокий классицизм" - мемуары Сен-Симона; роман "Принцес­са Клевская" М.де Лафайет - предпочтение Стендалем ее психоло­гизма "обстановочному" историзму В.Скотта.

Мольер /1622-1673/. Путь от комедии дель арте к "высоким" комедиям зрелых лет. Подлинное и мнимое в человеке как источник юмора: "Смешные жеманницы. "Критика школы жен" - ответ Мольера на обвинения в неправильности построения комедий. Предпочтение ес­тественного и правдивого ходульности запрограммированного рацио­нализма - следование Гассенди. Высокие комедии его - "Тартюф", "Дон Жуан", "Мизантроп". Обличение ханжества святош в "Тартюфе". История постановок и текста. "Дон Хуан". Его испанская предыс­тория и последующая традиция: Моцарт, Гофман, Пушкин, Мериме. "Мизантроп ". Искренность и ум как источник несчастий Альцеста. Русский вариант трагикомической ситуации в «Горе от ума» Гри­боедова. "Мещанин во дворянстве" - веселое разоблачение Молье­ром "пути наверх", темы, им начатой и продолженной в следующие века. "Мнимый больной" - смерть Аргана-Мольера. Мих. Булгаков о Мольере.

Теоретик классицизма и поэт Никола Буало /1634-1711/..Рег­ламентация творчества в его поэме "Поэтическое искусство" и под­ведение им итогов классицизма. Природа и искусство в его поэме.

Постепенное вытеснение доминирующего театрального жанра другими видами литературного творчества, при сохранении норма­тивности классицизма в театре до 20-х гг. XIX века.

Общая характеристика литератур Германий в Англии ХУЛ в., где "Потерянный и возвращенный рай" Джона Мильтона является самым крупный явлением среди менее значимых творений века.

П. Просвещение. 18 век.

Просвещение и его особенности. Наследование ХУШ веком куль­та разума ХУЛ в. и свободное развитие этого культа. Терния, вос­ходящий к сути явлений, то есть просвещения власть имущих с целью добровольного изменения имя социального устройства общест­ва. Вера рационалистов ХУШ века в пропорциональность умственного и нравственного развития человека, вера в гармонию личности. Отсюда первенство внимания к теме воспитания. Веротерпимость. Неравномерность исторического процесса в европейских странах н, соответственно, разность доминирующих жанров в англия, Германии, Франции.

Англия

Первая страна буржуазной революции, покончившая с системой крепостной зависимости и открывшая возможности предприниматель­ства. Социальные проблемы уступают место нравственным. Догмат о том, что человек только продукт воспитания. Джон Локк "Трактаты о правлении и воспитании»1. Бернард де Мондевиль и его "Басня о пчелах". Учение о разумном эгоизме. Воздействие этого догмата на Фейербаха и Чернышевского. Этика и эстетика гр. Купера Шефтсбер.Бог как принцип развития мира. Влияние его эстетики на Гете и Шиллера; позднее, опосредованно, на русскую литературу XIX в.

Английский роман. Два его основные вида в ХУШ в.: роман воспитание / от рождения до брака/ и роман - путешествие, в ко­тором познание иных стран, народов, нравов делает зрелого чело­века мудрый и терпимым. Романы провозглашают относительность всякой догматики - как основу просвещения и просветительства.

Джонатан Свифт /1667-1745/. "Сказка о бочке" - сатира на фанатичный клерикализм. Роман-воспитание и роман-путешествие в образе книги о Лемюэле Гулливере. Четыре части романа - четыре способа использования гротеска. Литота и гипербола. Механицизм в двух первых частях. Псевдонаука в тиранической Лапуте. Антиуто­пия о человечестве: человекоподобные иеху и разумные лошади.

Дандэль Дефо /1661-1731/. Роман-путешестаае о Робинзоне Крузо. "Робинзонада" - проблема существования человека вне об­щества. Труд как творчество а основа воспитания. Идеализация предпринимательства. Идиллические возможности взаимоотношений хозяина и работника - Робинзона и Пятницы. Слабость второго то­ма, русская тема.

Генри _Филдинг1 /1707-1754/. Роман-воспитание о Томе Джонсе Найденыше. Ханжество его учителей и видимые добродетели их по­следователя Блайфила. Том как естественный и потому нравственный герой. Тема эгоизма в романе и связь ее с учением Мандевиля. Сельские дворяне и лондонские аристократы - лица и личины. "Юмо­ры" а их роль а романе.

Самюэль Ричардсон /1685-1761/. Предсентиментализм. Чувстви­тельность, подавленная разумом. Опора на вкус среднего сословия. Огромный успех романов о Памеле и Клариссе. Враждебность морали­заторства писателя принципам Филдинга. Идея чести девицы как то­вара и гарантий браке. Последнее роман об идеальном Грандисоне. ироническое восприятие слащавых добродетелей Ричардсона в твор­честве Пушкина.

Сентиментализм

Сентиментализм в Англии. Появление элегической лирики, тема нетронутой природы и поклонение ей. Мера ценности личности - ее близость к природным стихиям. Условие творчества - отзывчивость поэта. Беркли о внешнем мире как о "комбинациях ощущений", утверж­дение первенства чувства перед рационализмом, понимаемым как рас­судочность, расчетливость. Интерес к самобытному, ненормативно­му. Поворот к фольклору. Культ естественности.

Джемс Томсон-/1700-1748/ "Времена года" - поэма, положившая

начало "английским садам и моде на пейзажные парки.

Эдвард Янг /Юнг/ /1683-1765/. Эпопея "Ночные думы" и ее воздействие на культуру Европы. Державин и Янг.

Томас Грей /1716-1771/. "Сельское кладбище" /Два перевода В.Жуковского/. Элегия и ее воздействие на современников.

Роберт Бернс /1759-1796/ - итог поэзии сентиментализма. Стихи "Финдлей", "Джон-ячменное зерно". Горной маргаритке", "Полевой мыши", "О подбитом зайце". Сатиры-эпиграммы. Тема кре­стьянской жизни и ответственности поэта за все, что нуждается в человеческой защите.

Лоренс Стерн /1713-1768/. Повесть "Сентиментальное путешест­вие". Формальная близость к жанру путешествий и обратный смысл в решении темы. Путешествие - источник чувств, ассоциаций, мыслей. Ирония как компенсация гипертрофированной чувствительности. Пастор Йорик и его дорога в Париж. Воздействие повести на Радищева и Карамзина.

Предраматические тенденции в эпосе Макферсона "Песни Оссмана". Рождение готического романа - Г. Уолпол "Замок Отранто. МНода н таинственное, средневековое, иррациональное - как выражение предчувствия исторических сдвигов, которые представит собой для всей Европы французская революция.

В отличие от Англии во Франции революция лишь назревает. Господство публицистических жанров. Критика старого режима, об­ращенная на сословные, религиозные предрассудки. Прославление разума & естественного права. Напряженные искания в области со­циальных проблем.

Шарль Луи Монтескье /1689-1755/. "Персидские письма". Идея относительности нравственных ценностей, зависимых от националь­ных традиций. История троглодитов - история губительного эгоиз­ма нации. Власть предрассудков, критика цивилизации Х7Ш века. "Дух законов". Анализ социальных формаций - республика, монар­хия, деспотия. Воздействие Монтескье на Пушкина и декабристов.

Роман Антуана Прево /1697-1763/ "Манон Леско" - проблема прав человека и несоответствующих им возможностей. Диалектика чувств. Приближение к сентименталистскому роману Руссо.

Франсуа Мари Аруэ де Вольтер /1694-1778/. Философские воз­зрения писателя. Многообразие жанров его творчества. Театр Воль­тера. Форма трагедий - классицистическая, содержание - пафос веротерпимости и свободы: трагедии "Магомет" и "Заира". Революционизирующий характер его творчества. Сатира как способ борьбы с феодальными установлениями общества. "Философеме повести", Развлекательная форма и просветительские идеи: повесть "Кандид", человеке с оптимистическими иллюзиями большинства современников, спор с руссоизмом в повести "Простак". Вольтерьянство вех куль­турно-исторические Феномен и его значение для России.

Дени Диддо /1713-1784/..Эстетические взгляды. Многообразие познаний и участие в создании Энциклопедии /35 томов, 1751-1772/, Дидро-теоретик театрального и изобразительного искусства. "Сало­ны" Дидро и их место в истории искусствознания. Дидро - просве­титель: повесть "Монахиня", диалог "Племянник Рано". Значение диалога в характеристике общества предреволюционной Франции.

Жан-Жак Руссо /1712-1778/. Руссо - представитель сентимен­тализма: дидактика просветительства, но апелляция к чувствам. Трактат о прогрессе и культуре для Дижона, начало известности. "Трактат о неравенстве" и "Общественный договор". Попытка обос­нования уничтожения абсолютной монархии. Значение теории Руссо для грядущей революции. Роман "Новая Элоиза" и значение его в истории культуры. Чувствительность и долг. Непоследовательность в разрешении конфликта. Природа и человек в романе. "Исповедь" - история жизни автора; искренность, неведомая прежде литературе. Воспитание личности и близость идей Руссо Л.Толстому.

Последователь Руссо Б. де Сен-Пьер и его роман "Поль и Вир­гиния". Живописность 'и пышность природы. Перемещение действия в Новый свет - поиск экзотики. Путь к романтизму.

Пьер-ОгУстен Карон де Бомарше /1732-1799/. Трилогия о Фи­гаро. Утверждение достоинства и права за человеком третьего со­словия. Новый герой и его успех в театре предреволюционных го­дов. Ум и ловкость - источник побед Фигаро. Нравственное прево­сходство над графой Альмавивой. Моцарт и Россини, оперная жизнь героев Бомарше.

Литература Французской революции. Героический классицизм в драматургии- Мари-Жозеа Шенье. Поэзия Андрэ Шенье. Поэма Гермес", элегия "Жалобы узницы", ямбы. А..Шенье и А.Пушкин. Античность и ее значение для поэзия Шенье- Фольклор революции - "Сатира". "Марсельеза" Руже де Лиля, "Карманьола".

Германия

Замедленное развитие страны и позднее появление идей Просве­щения. Традиции классицизма и эстетическая теория Винкельмана. Бурное развитие Просвещения во второй половине ХУШ в.

Готхольд Эфраим Лессинг /1729-1781/. Многообразная одарен­ность. Трактат "Лаокоон"- полемика с Винкельманом. Определениев трактате специфики словесных и изобразительных искусств. Борь­ба с французским классицизмом за первенство Шекспира и националь­ного немецкого театра - "Гамбургская драматургия". Драмы. Лессинга. Классическая борьба долга и чувства а благополучное устра­нение ложно понятого чувства долга - "Манна фон Барнхельм". Тра­гедия "Эмилия Галотти" - условность перенесения действия в Ита­лию. Произвол князьков и их фаворитов. Судьба отца и доче­ри Галотти. Просветительская идея перевоспитания власть имущих
образами их жертв. "Натан мудрый". Гимн человечности. Устранение национальных и религиозных предрассудков как источника войн и раздоров на земле. Породненность всех героев - символ всеобще­го братства. Пролог к вере Шиллера в благую будущность челове­чества.

Сентиментализм а Германии, Его экспрессивный характер, на­шедший выражение в преобладании театральных жанров. Центры его. Культ Шекспира к Руссо. «Геттингенская дубрава» - союз поэтов.

Иоганн-Вольфганг Гете /1749-1832/. Раннее творчество. Мно­гообразие жанров. Стихи и драма. Гетц фон Берлихинген". Роман о юном Вертере - победа лирического начала над бунтарским. Гете о "прекрасном реализме" и античности.

Ф.-М.Клингер /1752-1831/ - автор пьесы "Буря и натиск" «Штурм унд дранг»/, давшей название всему сентиментализму и его авторам: штюрмеры. Жизнь и творчество в России. Роман о Фаусте, завершен­ный параллельно работе Гете над первой частью трагедии.

Лирика Якоба Ленца.

Фридрих Шиллер- /1759-1805/. Раннее творчество - бунтарство и лиризм последователя Клингера и Ленца. Его пьеса "Разбойники" с девизом "Против тиранов". Вопрос о возможности насилия как спо­собе борьбы с неравенством. Полярность характеров героев, "рупо­ров идей" автора. Напряженность действия. "Коварство я любовь" -лирическая тема частное жизни и противостоящая ев ложь и подлость властей в княжестве. Тема мещанского сословия - носителя вернос­ти и долга в обществе; бунт Шиллера против социальных предрас­судков. Стихи - ода "К радости", "Боги Греции", "Колокол", балла­ды.

Позднее Просвещение в Германии. "Веймарский классицизм" Ге­те и Шиллера. Новая попытка обращения к античности как источнику гармонии в 80-е годы - "Ифигения в Тавриде" Гете, нравственно просветительский характер драмы. "Мессинская невеста" Шиллера -попытка вживления "действа с хором" в современность.

Двухчастная трагедия Гете "Фауст". История создания "Фауста" - от "Профауста" 70-х годов до окончания второй частя в 1831 г. Композиция драмы. Народная книга об Иоганне Фаусте, помощнике Гутенберга и преобразование образа в 18 веке. Оправдание у Гете пытливого ума ученого и отказ представить его традиционной об­реченности. Основные персонажи, легендарные мифологемы античности и их роль в позитивной программе Гете. Финал драмы. Попытка при­мирения противоречий жизни, любование ее мелочами - автобиография "Поэзия и правда". Элементы бедермейера. Поэзия Гете, ее жизнелюбивый я философский характер: "Майская песня", "Дикая ро­за", "Ночная песнь странника", "Лесной царь", "Миньона".

Шиллер в годы расцвета - "Дон Карлос", "Мария Стюарт", "Ор­леанская дева", "Вильгельм Телль". Просветительская вера в чело­веческую личность, преобразующую мир - МаркизПоза, Жанна д'Арк. Историческая трилогия о Валленштейне как прообраз Наполеона и наполеонизма. Значение "Писем об эстетическом воспитании челове­ка". Влияние творчества Шиллера на мировую и русскую литературу.

17. РОМАНТИЗМ. РЕАЛИЗМ /1790-1890/ I. Романтизм Англия

Подготовка романтизма в поэзии сентименталистов. Готический ро­ман и его роль в повороте к иррациональному. Романы У.Бекфорда, М.Льюиса. Готический роман в пору романтизма. А.Рэдклиф, Ч.Метьюрин и его роман о Мельмоте. Пушкин о романе. Мэри Годвин и ее "Франкенштейн". Его связь с темами и идеями XX в. /К.Чапек "РУР"/.

Рождение романтизма и его особенности. Поэзия "Озерной шко­лы", срединной Англии.

Уильям Вордсворт /1770-^1850/. Тематическое продолжение поэ­зии Бернса. Сонеты и баллады: "Нас семеро". Предисловие я "Лири­ческим балладам" - манифест романтизма.

Сэмюель Кольридж /1772-1834/* Надежды на революцию в их крушение: ода "Франция".„Баллада о старом моряке и "Кристабель" /переводы Н.Гумилева и Г.Иванова/, их живописность. Вера в справедливость и тема возмездия. Романтическая природа и ее краски у поэта.

Роберт Саути /1774-1843/. Баллады и их переводы В.Жуковского. Близость к фольклору. "БленгеймскиЙ бой". Жажда равновесия в при­роде и обществе. Прославление дозволенного традицией и насмеш­ки Байрона. Иронические стихи - "Король крокодилов". Раскрытие определения Н.Гумилевым поэзии "лейкистов": "Соути называют самым типичным представителем Озерной школы, как Кольриджа самым ярким и Водсворта - самым глубоким&quo



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: