Й Монтаж по фазе движущихся объектов в кадре
Снимаем дальний план. В кадре - все колесо, не останавливать камеру в момент съемки первого кадра до тех пор, пока красная корзинка не пересечет горизонтальный диаметр круга и не начнет движение в верхней четверти круга. На раскадровке в первом кадре показан момент завершения съемки,а во втором,— момент начала съемки следующего общего плана (рис. 53).
Если первый кадр окажется слишком длинным, то можно вырезать ту часть пути, которая обозначена жирной стрелкой (рис. 54).
Точка первая - это конечный момент движения красного пятна в первом кадре, а точка вторая - начальное положение нашего движущегося объекта. "Ой, Петечка, я падаю!" Неожиданный возглас служит толчком к переходу на следующий кадр, который должен удовлетворить интерес зрителя к новому событию, ответить на его немой вопрос: "Кто это кричит?" Снимаем третий кадр. 1-й средний по крупности (рис. 55). "- Петя, держи меня крепче! Петя..." Для того, чтобы сократить экранное время и время ожидания зрителем интересующего его момента, можно вставить кадр — смысловую перебивку. План, в котором отсутствуют только что действовавшие лица или объекты. Снимаем четвертый кадр. У билетной кассы стоят новые желающие прокатиться на колесе. (Рис. 56).
Дальше по сюжету нам предстоит показать, как поведут себя герои, когда снова ступят на твердую землю! Кадр пятый - общий план. Красная корзина покачивается у нижней площадки. Из нее выходят наши герои. Молодой человек подает руку своей избраннице. Та неуверенно ступает правой ногой на деревянный помост, делает два шага вперед и выходит на более укрупненный план - 2-й средний (рис. 57). Кадр шестой - крупный план. Наконец-то. Зритель увидит, что отражается на лице героини. Она кидает взгляд исподлобья на парня, который идет чуть сзади. Девушка хочет узнать, как он отнесся к ее проявлению слабости: не осуждает ли, не насмехается ли? При этом она успевает сделать еще два шага в сторону от колеса (рис. 58).
|
И финальный кадр сцены, седьмой. Пара проходит мимо камеры и удаляется. Крупность внутри кадра меняется от общего до первого среднего, а потом масштаб уменьшается до дальнего плана. Кадр, вероятно, лучше снять короткофокусным объективом, чтобы он не оказался
слишком длинным, а движение выглядело динамичнее (рис. 59).
В конце кадра 5 героиня только что наступила на правую ногу, при этом ее тело качнулось в право, оно находилось в определенной фазе шага. Если кадр 6 начнется в момент, когда героиня наступила на левую ногу, то положение ее туловища не совпадет по фазе движения с положением в кадре 5. Если герой наступил на левую ногу, чуть отклонился в сторону, то в следующем кадре он не должен быть отклоненным в другую сторону.
5. Монтаж по темпу движения.
Движение должно проходить в одинаковом темпе. Скорость обмеряется не только по движению рук/ног персонажа, но и относительно фона.
Монтаж по композиции кадров.
При соединении кадров должно происходить смещение центра внимания, но не больше чем на 1/3 экрана.
Всегда нужно запоминать и учитывать освещение.
Монтаж по цвету.
Соседние кадры в месте стыка не должны резко отличаться по цвету. Если смена плана сильно повлияет на общую цветовую гамму, то нужно иначе строить кадр.
9. Монтаж по смещению осей съемки.
Разные планы нельзя снимать на одной оси. Снимаешь общий, делаешь 3 шага вперед и обязательно 1-2 вбок, и снимаешь 1-й средний.