Исполнитель должен уметь ответить на вопросы: кто действует, где действует, почему и для чего он так действует и, наконец, каким подбором движений он осуществляет нужные действия.
Движения и действия отражают состояние психики человека, являются результатом деятельности его сознания. Форма движений зависит от различных обстоятельств: от свойств организма, от темперамента, характера, от конкретных ощущений, степени активности человека и пр. Все это порождает своеобразные сочетания движений, когда у человека возникает желание действовать. Таким образом, движения, из которых складывается действие (в том числе и сценическое), следует рассматривать как одно из проявлений внутренней, психической жизни.
Для удобства анализа все движения, в зависимости от их назначения, можно поделить на пять групп: локомоторные, рабочие, семантические, иллюстративные и пантомимические, или эмоциональные. Это деление условно, поскольку одни и те же движения могут быть отнесены к двум или даже трем группам, а могут и переходить из одной группы в другую в зависимости от их функции в поведении человека. Это зависит от того, непроизвольно или произвольно они возникли, сознательно, полуавтоматически или механически выполняются и т.д.
Локомоторные движения, в первую очередь, осуществляют простые бытовые действия. Выполняются они автоматически, но под контролем сознания. Локомоторные движения входят как составная часть практически в любое действие. Актер может отобрать их сознательно и в процессе репетиций превратить в необходимые для осуществления данного действия.
Рабочие движения – это движения, из которых складываются действия людей в бытовой, трудовой и общественной сфере. Они составляют основную группу сценических движений. Рабочие движения приходится делить на «главные» и «вспомогательные», или «фоновые». Нормальные действия человека не могут быть осуществлены без вспомогательных движений – они органично переплетаются с главными. В жизни люди не замечают вспомогательных движений, но обойтись без них не могут. В связанности главных и вспомогательных движений проявляется координация, свойственная человеческому организму. Вспомогательные движения особенно важны в действиях, требующих применения специальной, иногда опасной для исполнителя техники. Верные вспомогательные движения дают возможность успешно выполнить сценический трюк (однако в этом случае зрители не должны их видеть).
|
Семантические движения идентичны таким восклицаниям, высказываниям, как «Да» (утвердительно кивнуть), «Подойди» (поманить рукой), «Тише!» (приложить палец к губам). Этих движений не много, но в жизни люди пользуются ими очень часто. Актеры также пользуются ими на сцене. Но замена речи семантическими движениями на сцене оправдана только тогда, когда обстоятельства мешают произнесению слов. Такие движения в спектакле обычно не заменяют собой реплики, а сопутствуют им.
Иллюстративные движения могут передавать различные качества предмета: его размер, вес, объем, качество поверхности, а также направление, где он находится. Однако выполнение иллюстративных движений в момент произнесения текста отвлекает зрителей от содержания речи. Поэтому обращение к иллюстративному жесту должно быть весьма умеренным, особенно когда произносятся наиболее значимые реплики.
|
Семантические и иллюстративные движения призваны главным образом усиливать впечатление от сказанного, но они не должны отвлекать на себя внимание зрителей.
Пантомимические, или эмоциональные, движения возникают и в жизни, и на сцене всегда непроизвольно. Они выражают эмоциональное содержание действия в каждый момент сценической жизни. Пантомимические движения по-разному проявляются при каждом новом повторении роли. Они сами по себе не выражают логики поведения в роли, но придают этому поведению яркий характер, эмоциональную насыщенность.
Если слова противоречат поступкам человека, поведение будет всегда определяющим для понимания его истинных намерений и душевного состояния. В обычных же случаях словесное действие сливается с физическим и полностью опирается на него. Более того, физическое действие не только сопутствует, но всегда предшествует произнесению слов. Когда же на сцене слова опережают действия, происходит грубое нарушение закона органической природы и словесное действие уступает место механическому словоговорению.
Наиболее высокий вид ритмичности – гармоничность движений, выполняемых актером на сцене. Движения при этом отличаются особой выразительностью и музыкальностью, которая проявляется и тогда, когда в спектакле нет музыки.
Музыкальность в движениях на сцене – самое высокое выражение пластичности актера. Музыкальный человек непроизвольно находит верный темпоритм действия, потому что начинает творить сама природа артиста.
|
Недостатки в ритмических ощущениях ведут к искажению ритма движений. В результате возникает неточный, нечеткий темпоритм физических действий. Приблизительность же темпоритма не способствует появлению у исполнителя нужных эмоций.
В режиссерском решении моего спектакля значительное внимание уделялось пластике. Каждому из персонажей присуща своя пластика, своё темпоритмическое существование.
Анхела обладает особой пластичностью, в сочетании с порывистостью; в целом её пластика плавная. В момент понимания трагизма своего положения в доме братьев (она по сути несвободна) она воплощает свою любовь к театру, который для нее символ свободы и счастья, в страстном танце. Пластика танца Анхелы эмоционально окрашена – душа героини рвется на волю.
Мануэль везде демонстрирует храбрость, благородство (и в поединках с Луисом, и в диалогах с Анхелой). Он виртуозно фехтует. Мануэль бесстрашен и романтичен, она – прелестна и нежна: их встреча неизбежна. Это перст судьбы.
Луис нервозен, его движения передают внутренние метания (подозрения, опасения, ревность), желание всем продемонстрировать свое превосходство.
Хуан обладает внешне спокойной пластикой, идущей от его постоянной уверенности в своей правоте во всем (первый – в семье, первый – в любви). Жесты подчеркивают некоторую его туповатость (например, поднятый палец как указующий перст).
Беатрис в основном спокойна (её никто не преследует), но иногда её движения выдают внутреннее раздражение и нетерпимость (в отношении Луиса, с его назойливыми признаниями в любви).
Исабель всегда подвижна, динамична; мимика ироничная, лукавая. Движения могут быть суетливы, торопливы (она всегда спешит на помощь своей сеньоре). Песня передает её умение быть эмоциональной, яркой, темпераментной.
Косме: пластика меняется на протяжении спектакля. То он дрожит всем телом от проделок дьявола, то прячется от гнева Мануэля, то что-то ищет (движения суетливы), то рассудительно и покровительственно кивает головой, жестами успокаивая сеньора и наставляя на путь истинный.