Как пользоваться пособием




Советы автора

Уважаемые педагоги и родители!

Неправильное произношение у детей бывает либо самосто­ятельным дефектом речи, либо является составной частью бо­лее сложных нарушений, таких как алалия, дизартрия, ринола-лия, общее недоразвитие речи и пр.

И в том и в другом случае логопед, вслед за вызыванием* чи­стого, устойчивого звука, занимается автоматизацией (закреп­лением) правильного произношения.

Автоматизируется звук в строго определенной последова­тельности: в слогах, словах, предложениях, стихах и наконец — рассказах.

Рассказы — это вид связной речи, наиболее близкий к разго­ворному (в отличие от стихов). Воспроизводя рассказы, ребе­нок окончательно закрепляет вызванный логопедом звук, а за­тем переносит его в самостоятельные высказывания.

Очень важно, чтобы ребенок повторял и заучивал рассказы дословно. В противном случае, произвольно пересказывая текст, ребенок может употребить те слова, звуки в составе кото­рых еще не скорректированы.

Однократное употребление дефектных звуков не опасно. Од­нако при многократном повторении как правильно, так и не­правильно произносимые звуки автоматизируются. Т.е., зак­репляя один правильный звук (например, ЛЬ), взрослый одно­временно будет закреплять неправильное, дефектное произ­ношение нескольких более сложных звуков. Такое положение недопустимо!

На важность соблюдения этого принципа (принципа фоне­тической доступности) указывали многие авторы: Ф.Ф. Pay, Е.Ф. Pay, М.Е. Хватцев, Н.А. Никашина, ГА. Каше и др. К сожале­нию, этот важнейший принцип логопедии нередко игнорирует­ся как в специальной литературе, так и на практике.

 

* Термин «вызывание звука», по нашему представлению, более пред­почтителен, чем «постановка звука», особенно в случаях коррекции про­изношения по подражанию.


 

Следовательно, для эффективности коррекционной работы сложные звуки следует вводить в заучиваемые тексты постепен­но, по мере их уточнения.

Ранее в специальной литературе уже публиковались расска­зы авторов: А.Н. Ассмус, Т.Б. Филичевой, ГА. Каше, А.И. Богомо­ловой, Е.А. Алифановой, Н.Е. Егоровой и др.

Отдавая должное значимости пособий перечисленных авто­ров, отметим, что рассказы в них являются лишь небольшой со­ставной частью и не могут обеспечить полностью потребности практикующих логопедов.

При работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, когда автоматизация одного или группы звуков может длиться не­сколько месяцев, постоянно ощущается необходимость в новых текстах. Мы подобрали именно то количество рассказов, которое окажется достаточным для коррекции недостатков звукопроизношения при самой сложной и полиморфной его патологии.

Составляя рассказы и сказки, мы стремились разнообразить их тематическую палитру, с тем чтобы максимально расши­рить лексические рамки детской речи. Это особенно важно для детей с общим недоразвитием речи.

В группах названного профиля, когда в первом периоде обу­чения дети произносят правильно только самые простые соглас­ные звуки: М, Н, В, Ф, П, Б, Д, Т, Г, К, X, их мягкие варианты* (и все!), логопеду бывает особенно сложно подобрать рассказы для работы. Такие тексты мы поместили в альбом «Фонетичес­кие рассказы с картинками. Звук ЛЬ».

Каждый рассказ (во всех альбомах) максимально насыщен автоматизируемым звуком. В части рассказов исключены смешиваемые с основным, оппозиционные или более сложные звуки. Определить текст, наиболее подходящий для каждого ре­бенка (с учетом его произносительных возможностей и этапа обучения), позволяет наша фонетическая символика.

 

* Все мягкие согласные звуки мы обозначаем с помощью мягкого зна­ка, чтобы было понятно любому читателю.

 


В символике мы используем не все звуки, а только те, произ­ношением которых дети (4-6 лет) не овладевают в подавляю­щем большинстве случаев. Для краткости назовем перечень та­ких звуков основным фонетическим рядом. Итак, наша сим­волика охватывает следующие звуки основного фонетического ряда: С, СЬ*, 3, ЗЬ, Ц (свистящие); Ш, Ж, Ч, Щ (шипящие); ЛЬ, Л, Р, РЬ (сонорные).

Буквы, соответствующие названным звукам, помещены нами в верхней части каждой страницы с текстом. Различные их ком­бинации и составляют авторскую фонетическую символику, заключающуюся в следующем:

— буквы в левом верхнем углу страницы символизируют ос­новные автоматизируемые звуки;

— буквы со знаком «плюс» указывают на звуки, которые, по­мимо основных, присутствуют в тексте;

— буквы со знаком «минус» указывают на звуки, отсутствую­щие в тексте.

Такая фонетическая символика существенно облегчает ло­гопеду выбор рассказа, наиболее подходящего для ребенка на данном этапе обучения.

Заметим, что количество звуков, указанное в символике со знаками «плюс» или «минус», отражает уровень сложности тек­ста с произносительной точки зрения.

Чем больше звуков (из основного фонетического ряда) указа­но со знаком «минус», тем легче ребенку произносить текст, так как отмеченные звуки в нем не использованы.

Чем больше звуков указано со знаком «плюс», тем бо2лыиая звуковая нагрузка ложится на ребенка, а текст оказывается слож­нее в произносительном плане.

Рассказ выбирается логопедом с учетом того звука, автома­тизация которого на данном этапе коррекции произношения бо­лее предпочтительна.

Пособие снабжено цветными иллюстрациями. Немало­важно, что каждая из них помещена на том же развороте, что и текст, причем с левой стороны, т.к. ребенок обычно сидит во время индивидуальных занятий слева от взрослого. Рассмат­ривая картинку, ребенок эмоционально полнее воспринима­ет содержание текста, что, естественно, увеличивает обуча­ющий эффект.

 

 

Обращаем внимание логопедов на то, что желательно, чтобы родители имели дома набор пособий с фонетическими рас­сказами на все нарушенные у ребенка звуки. В таком случае логопеду не придется переписывать рассказы для домашних за­нятий с ребенком, а работа родителей, в свою очередь, окажет­ся более продуктивной.

Напомним, что только при совместной работе логопеда и ро­дителей коррекционный эффект окажется наилучшим.

Альбомы с фонетическими рассказами можно использовать не только на индивидуальных занятиях по коррекции недостат­ков звукопроизношения у детей, но и на групповых логопеди­ческих занятиях.

Рекомендуем данное пособие воспитателям массовых групп детских образовательных учреждений для занятий по звуковой культуре речи.

 

 


Как пользоваться пособием



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: