Математико-статистические методы.




Педагогическое наблюдение.

Беседа, интервью и анкетирование.

Контрольные испытания.

Хронометрирование.

Экспертное оценивание.

Педагогический эксперимент.

Математико-статистические методы.

 

Применение основных педагогических методов в исследованияхвобласти физического воспитания и спорта позволяет использовать в каждом конкретном случае самые разнообразные приемы, способы и методики регистрации и сбора информации (физиологические, психологические, биомеханические, медицинские и др.): от обычного визуального анализа и оценки до применения современных технических устройств и приборов с использованием современных компьютеров и информационных технологий.

 

ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ НАУЧНОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

И СПОРТА

 

3.1. Анализ научно-методической литературы

 

Подготовка дипломной работы, как и любая научно-исследовательская работа, немыслима без изучения специальной литературы. Необходимо помнить, что исследовательская работа —это прежде всего обобщение уже имеющейся информации. Изучение литературы должно начинаться еще в процессе выбора темы дипломной работы. Студенту по литературным источникам необходимо ясно себе представить все то, что имеет отношение к изучаемой проблеме: ее постановку, историю, степень разработанности, применяемыеметоды исследования и т.д.

Особую направленность эта работа приобретает после выбора темы и установления конкретных задач исследования. Вместе с тем квалифицированный анализ литературных источников требует от студента знания определенных правил их поиска, соответствующей методики изучения и конспектирования.

Основными хранилищами научно-технической информации являютсябиблиотеки нашей страны. Поэтому студентам для осуществления успешного поиска литературы необходимо правильна ориентироваться в фондах библиотеки. Большую помощь для целенаправленной работы в этом плане могут оказать соответствующие каталоги, которые подразделяются на три основных вида алфавитный, систематический и предметный. Каждый изних имеетконкретное назначение, служит для ответа только на соответствующие запросы и оформляется согласно ГОСТу.

В алфавитном каталоге сведения об имеющейся в библиотеке литературе располагаются в едином алфавитном порядке с указанием фамилий авторов или названий книг (если в них не указаныавторы).

Алфавитный порядок сохраняется также для имени и отчества автора.Литература, опубликованная на языке, использующем латинскую графику, как правило, располагается в этих каталогах после всех изданий на русском языке.Наряду с алфавитными широко распространены систематические каталоги. Описания произведений в них даны по отраслямнауки и техники.

Отделы и подотделы систематических каталогов строятся в порядке отобщего к частному, который закрепляется специальными индексами —сочетанием букв или цифр Отделы систематических каталогов нередко имеют вначале перечни своих подразделений, со ссылками и примечаниями, позволяющими ориентироваться в большом массиве каталожных карточек.

Алфавитное расположение тут играет подчиненную роль, зачастую уступая место хронологическому порядку —прямому или обратному.

В ряде крупных научных и технических библиотек создаютсяпредметные каталоги. Они отражают более частные вопросы и группируют описания литературы под наименованием предметов в алфавитном порядке.

Кроме рассмотренных выше основных видов каталогов, можно выделить еще каталоги периодических изданий, получаемых библиотекой, или каталоги журнальных и газетных статей. При работе с литературой следует учесть, что материалы журналов и сборников содержат более свежие данные, чем книги и монографии так как последние долго готовятся и издаются. В то же время и монографиях и книгах материал излагается более подробно.

Для успешного поиска в библиотеке необходимой литературы надо запомнить следующее:

1. Вы знаете автора книги или ее название—обратитесь к алфавитному каталогу.

2. Вас интересует книга по определенной отраслинауки —обратитесь к систематическому каталогу.

3.Вам необходима книга по какому-либо узкому, специальному вопросу (предмету) —обратитесь к предметному каталогу.

4.Вы интересуетесь статьей из периодического издания —обратитесь к систематическим или предметным карточкам журнальных и газетных статей.

Данные о литературном фонде других библиотек нашей страны, а также сведения о зарубежных изданиях можно получить путем обращения к различным библиографическим пособиям, собранным в справочно-библиографических отделах библиотек.

Поисклитературы может продолжаться и в процессе ознакомления с источниками на основе изучения списков использованной литературы, обычно приводимой в конце книги. При подборе интересующей литературы надо учитывать год издания, авторитетность иизвестность в науке автора, книги, издательство, общую направленность работы (определяемой на данном этапе по заглавию).

ЭтапI – подбор соответствующей литературы, должен сопровождаться библиографическим описанием источника на специальных каталожных карточках или в тетради. Это связано с тем, что иногда возникает потребность в повторных просмотрах тех или иных источников, а также необходимостью создать личную картотеку, построенную по определенному тематическому признаку. Все библиографические описания должны быть строго унифицированы и отвечать общепринятым правилам. На карточках, оформляемых на библиотечные книги, необходимо обязательно указывать шифры, под которыми эти книги значатся в библиотеке. Наличие шифра помогает библиотечным работникам быстро отыскать данный источник.

Изучение литературы необходимо для более четкого представления методологии исследования и определения общих теоретических позиций, а также выявления степени научной разработанности данной проблемы. Всегда важно установить, насколько и как эта проблема освещена в общих научных трудах и специальных работах по данному вопросу, отражающих результаты соответствующих исследований. Студент при этом узнает:

–какие стороны уже достаточно хорошо разработаны;

– по каким вопросамведутся научные споры, сталкиваются разные научные концепции и идеи;

– что уже устарело;

–какие вопросы не решены,

и на основе этого определяет область своегоисследования. Кроме того, проработанная по теме литература служит основой для написания главы дипломной работы «Анализ литературных источников по теме исследования», которая предшествует изложениюсобственно теоретического материала.

 

3.2.Анализ документальных и архивных материалов

Другим методом сбора фактических данных является изучение педагогической документации и архивных материалов: планов и дневников тренировок, протоколов соревнований, руководящих материалов и сводных отчетов спортивных организаций, материалов инспектирования, учебных планов и программ, журналов учета успеваемости и посещаемости, личных дел и медицинских карточек, статистических материалов и т. п. В этих документах фиксируются многие объективные данные, помогающие установить ряд характеристик, причинные связи, выявить некоторые зависимости и т.д.

Большинство необходимых документов сконцентрировано в государственных архивах. В нашей стране имеются центральные архивы федерального значения, республиканские, краевые и областные архивы. Свои архивы имеет также ряд научных иучебных заведений и организаций.

Документы в архивах откладываются и хранятся по фондам, которые делятся на описи. В основу описи положен хронологический принцип либоструктурные подразделения учреждения-фондообразователя. Допускисследователей в архивы и порядок работы в них регулируются специальными правилами, общим для которых является обязательное представление просьбы научного или учебного заведения разрешить конкретному лицу работу в определенном архиве по соответствующей теме и плану, подписанному исследователем. При отборе документов в архиве следует прежде всего ознакомиться с его учетно-справочным аппаратом: сводным справочным фондом архива или путеводителем по архиву, часто имеющим аннотации к наиболее значительным фондам; каталогами и описями дел фондов, которые называются единицами хранения. После установления названия фонда, материалы которого необходимы для работы, составляется заявка по форме, имеющейся в каждом архиве. Полученные по заявке документы нужно внимательно просмотреть и выявить их ценность и необходимость для дальнейшего изучения.

Содержание очень важных для работы и имеющих небольшой объем документов следует выписывать полностью, одновременно указывая название фонда, номер описи, номер дела, единицу хранения и лист. В некоторых случаях можно ограничиться краткими выписками отдельных фактов, также сопровождая их обязательной ссылкой на фонд, опись, дело и лист.

Работа в архиве —важное звено многих научных и научно-методических исследований, поэтому знакомство с организацией, методикой и техникой этого дела можно считать неотъемлемой частью общенаучнойподготовки студентов.

 

3.3. Педагогическое наблюдение

Педагогическое наблюдение как метод научного исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью которогоисследователь вооружается конкретным фактическим материалом или данными. В области физического воспитания и спорта цель проведения педагогического наблюдения —изучение разнообразных вопросов учебно-тренировочного процесса, к одним из которых можно отнести следующее:

-задачи обучения и воспитания;

-средства физического воспитания, их место в учебно-тренировочных занятиях;

-методы обучения и воспитания;

-поведение занимающихся и преподавателя, тренера;

-характер и величина тренировочной нагрузки;

-некоторые элементы техники выполнения движений;

-тактические действия;

-величина пространственных, временных и силовых характеристик;

-количественная сторона процесса: количество бросков в баскетболе, количество падений со снарядов у гимнастов и т.д.

Объектами наблюдений могут быть отдельные учащиеся, спортсмены, тренеры и преподаватели, различные классы в школе, отделения ДЮСШ, группы спортсменов различной подготовленности (новички, разрядники, сборный коллектив), разного возраста и пола, а также условия занятий (в зале или на воздухе), сроки занятий (продолжительность, периоды тренировочного процесса) и т.д.

Содержание каждого наблюдения определяется задачами исследования, для решения которых собираются конкретные факты, например: построение тренировочного цикла, объем нагрузки, интенсивность занятий, порядок использования специальных подготовительных и подводящих упражнений и т.п. В школе содержанием наблюдения могут быть методы обучения и воспитания, построение урока для различных контингентовзанимающихся, формы и характер различных внеклассных мероприятий, их воспитательное воздействие на учащихся и т.д. В качестве задач наблюдения можно выдвинуть изучение общей и специальной физической подготовки спортсменов, технической, тактической, моральной и волевой подготовки.

Виды педагогических наблюдений.

В методике проведения педагогических исследований могут использоваться различные виды наблюдений. Несмотря на то, что какой-либо общепринятой классификации не существует, отдельные авторы пытаются сгруппировать их по ряду признаков. Например, с однойстороны, удобно объединить наблюдения по типу связи исследователя с объектом изучения и выделить непосредственные, опосредованные, открытые и скрытые наблюдения.Для группировки, с другой стороны, может служить признак времени и пространства, в связи с чем можно выделить наблюдения непрерывные и дискретные (прерывистые), монографические и узкоспециальные.

Непосредственным считается такое наблюдение, когда исследователь сам выступает наблюдателем происходящего педагогического явления. При этом он может быть или в роли свидетеля, т.е. нейтрального лица поотношению к педагогическому процессу, илиего участником или руководителем, организатором этого процесс.

В первом случае исследователь наблюдает со стороны, не принимаяличного участия в занятиях. Он —лишь свидетель происходящего Такое наблюдение наиболее доступно и чаще всего применяется напрактике. Однако, несмотря на несложность наблюдения с позиции нейтрального лица, обнаруживается одно существенное обстоятельство, сказывающееся на достоверности полученных данных. Опыт и специальные исследования свидетельствуют о том что подавляющее большинство педагогов и учащихся не остаются безразличными к присутствию посторонних, к фактам наблюдения за их занятиями. Но следует заметить, что частые посещениязанятий посторонними становятся для занимающихся делом привычным, и они на это все меньше реагируют.

Что же касается учителя, тренера, то влияние постороннего на его работу зависит от того, кто и с какой целью присутствует на занятиях. Поэтому здесь немаловажную роль играют психологическая подготовка, умение расположить преподавателя к себе, вызвать доброжелательное от ношение к присутствию на его занятиях.

Весьма интересны наблюдения, проводимые изнутри, т.е. в случае, когда исследователь из пассивного наблюдателя превращается в непосредственного участника учебно-тренировочного процесса с одинаковыми для всех занимающихся правами, испытывая на себе все то, что происходит с ними. Правда, возможность проведения подобных наблюдений в области физического воспитанияи спорта более ограниченны, так как требуют от исследователя определенной физической и технической подготовленности, соответствия его возраста возрасту испытуемых и т.п.

Зачастую и практике проведения научно-исследовательских работ исследователь сам выступает в роли преподавателя, тренера в группах, где проводитсянаблюдение. Такая позиция создает наиболее благоприятные возможности для наблюдений. Положение руководителя, организатора позволяет управлять учебно-тренировочным процессом, направлять его ходпо намеченному плану, преднамерен но создавать необходимые ситуации.

Несмотря на ряд положительных сторон в проведении непосредственных наблюдений, у исследователя не всегда бывают возможности для сбора достаточно большого фактического материала. Поэтому материал личных наблюдений в данном случае дополняется, корректируется опосредованными (косвенными) наблюдениями, к проведению которых привлекаются другие лица (студенты, преподаватели, ученики и др.).

Методика проведения таких наблюдений должна быть заблаговременно отработана теми,кто будет их вести. Как непосредственное, так и опосредованноенаблюдение по форме может быть открытым или скрытым.

Открытыми считаются такие наблюдения, при которых занимающиеся и преподаватели знают, что за ними ведется наблюдение. Припроведении же скрытого наблюдения все обстоит наоборот, т.е. предполагается, что ни занимающиеся, ни преподаватель об этом не знают.

По этой причине скрытое наблюдение, сточки зрения получения более достоверных фактов, имеет большее преимущество, гак как поведение занимающихся и преподавателя в данном случае остается естественным.

Одним из основных условий организации скрытого наблюдения являетсяодносторонность, т.е. исследователь видит и слышит испытуемых, аони его нет. С этой целью, например, используются подсобные комнаты или балконы, с которых можно незаметно наблюдать за ходом занятий в спортивном зале. За уроком физической культуры на спортплощадке, во дворе можно наблюдать из окна школьного помещения. При проведении скрытого наблюдения с успехом можно использовать и техническиесредства, такие как фото-и видеокамеры, скрытую звукозапись и т.п.

По времени проведения любые наблюдения могут подразделяться на непрерывные и дискретные. Наблюдение считается непрерывным, если оно отражает явление в законченном виде, т.е. Всели просматриваются его начало, развитие и завершение. Так, например, на протяжении нескольких занятий можно проследитьза ходом разучивания какого-либо гимнастического элемента от этапа ознакомления до овладения учениками данным элементом и вскрыть при этом методику обучения. Можно, например, пронаблюдать за ходом развития интересной комбинации в спортиграх. По длительности такие наблюдения могут оказаться самыми различными: продолжаться в течение нескольких секунд, минутили даже месяцев, а может, и лет. Продолжительность наблюдений в этом случае зависит от задач исследований и от того педагогического явления, за которым ведется наблюдение.

Однако вести непрерывное наблюдение становится невозможно, когда его предметом является процесс, границы начала и завершения которогозначительно удалены во времени. За такими процессами целесообразнее проводить дискретное наблюдение. Оно характеризуется тем, что в процессе его проведения изучается не все педагогическое явление в целом, а лишь его главные этапы. Несмотря на то что в данном случае не удается проследить за динамикой, рисунком непрерывного процесса, увидеть многие его детали, общий ход развития явления, его характер, знание начальных и конечных признаков позволяют понять общую закономерность.

В зависимости от поставленных задач наблюдением может быть охвачено сразу несколько в разной степени взаимосвязанных явлений, составляющих в сумме одно из определяющих направлений или минимум, когда вычленяется одно из таких явлений в его собственных границах. В первом случае можно говорить о монографическом, а во втором —об узкоспециальном наблюдении.

При монографическомнаблюдении предоставляется возможность проследить за развитием ряда явлений, установить их отношения и характер взаимного воздействия на основной исследуемый процесс. Поэтому такие наблюдения ведутся по многим показателям, охватывают большое количество исследуемых, а стало быть, и наблюдателей. Практика показывает, что многоканальное восприятие одновременно протекающих явлений вносит существенную поправку в их научную оценку. Такие наблюдения могут применяться в изучении как долговременных, так и кратковременных педагогических явлений (например, обычный анализ урока группой студентов, где каждый из них ведет наблюдение за определенным явлением). К узкоспециальному наблюдению обращаются с целью познания сущности явления, его качественной структурной характеристики. Такоенаблюдение создает возможности для более глубокого, хотя и локального изучения педагогического явления, поэтому оно более доступно для индивидуальных исследований. Однако при оценке результатов этих наблюдений не надо забывать о связи изучаемых явлений с другими, не рассматривать их изолированно.

 

Организация наблюдений.

Методика наблюдения, его построение, отбор соответствующих видов, содержание, техника проведения зависят от многих обстоятельств и главным образом от существа и особенностей изучаемой проблемы, от конечной цели и задач исследования, от характера объекта, подлежащего наблюдению, от условий, в которых находятся предмет изучения и исследователь, от оснащенности вспомогательными средствами, от опыта и других личных качеств ведущего наблюдение и от количества участников исследовательской работы, наконец, от места наблюдения среди других методов в проводимом исследовании. Когда учтены все перечисленные обстоятельства, продуманы очевидные и вероятные возможности этого метода, отобраны соответствующие виды для проведения собственных исследований, составляется план наблюдений. Впланенеобходимо предусмотреть задачи, выделить объекты и содержание наблюдения, определить методику анализа собранного материала, примерную продолжительность и время проведения наблюдений.

Для регистрации результатов наблюдениймогут использоваться самыеразнообразные способы и приемы, как с применением технических средств, так и без них. Наиболее простым и доступным можно считать протоколирование, которое обычно ведется на заранее подготовленных бланках. Техника записи при этом тоже может быть различной. Это и обычное словесное описание наблюдаемого явления, и графическая запись с использованием условных обозначений и систем схематических изображений физических упражнений и, наконец, стенографирование.

Весьма удобным и эффективным вариантом ведения протокола наблюдения можно считать сочетание одного из письменных способов с записью на магнитную ленту или просто наговаривание, комментирование в микрофон без письменной записи. Особенно ценен такой способ тогда, когда неудобно вести записи от руки или в случае, когда процесс очень скоротечен и нежелательно отвлекаться, так как любое отвлечение может привести к пропуску интересующего момента или всего явления. Например, наблюдение за ходом соревнований по гимнастике с целью анализа групп трудностей.

Объективная регистрация фактов, событий, лиц, обстановки, движений и т. п. возможна и с помощью фотографии. Значительно больший материал дает видеосъемка процесса наблюдения. Наблюдение, проводимое с использованием специальных приборов и технических средств, позволяет также более точно и объективно определять пространственные и временные параметры и усилия при выполнении физических упражнений.

Усилия при этом могут определяться с помощью динамометров и динамографов различной конструкции, основанных на принципахсжатия или растяжения пружин, датчиков.

Пространственные параметры: величина разбега, длина шага, длина и высота прыжка, амплитуда движений в суставах и т.д. —определяются с помощью линейки, сантиметровой ленты, рулетки, измерительной планки, гониометров, различных градуированных экранов и т.д.

Временные параметры —время пробегания определенного расстояния, длительность отдельных фаз движений, частота движений и т. п.—учитываются с помощью секундомеров, хронометров, электронных счетчиков с точностью до 0,0001 доли секунды и более. Для успешного осуществления любого наблюдения необходимо предварительно опробовать методику его проведения. С этой целью до основных наблюдений можно провести так называемые разведывательные наблюдения, во время которых надо отработать технику записи и методику регистрации данных. Большую пользу такие пробные наблюдения приносят в тех случаях, когда предполагается применение технических средств.

Несмотря на ряд положительных сторон и возможностей метода педагогических наблюдений, можно говорить и об известной его ограниченности, так как во многих случаях ему доступны лишь внешние проявления процесса. Мы можем, например, видеть действия учителя или тренера, ответные действия занимающихся, проследить за системой отношений ирасстановкой лиц в той или иной ситуации, но в то же время не можем с помощью наблюдения раскрыть мотивы деятельности, эмоциональное состояние участников педагогического процесса, величину испытываемого интеллектуального и физического напряжения, не говоря уже о познании существенных связей, вскрыть которые посредством лишь наблюдения нельзя. Однако следует отметить, что применение соответствующих приборов и технических средств значительно расширяетприменение этого метода, позволяет видеть и слышать то, что прежде было недоступно исследователю. Поэтому при использовании в методике проведения наблюдений все более современных регистрирующих устройств диапазон применения и значение этого метода в исследованиях в областифизического воспитания и спорта станут более широкими и весомыми.

 

3.4.Беседа, интервью и анкетирование

В исследованиях, проводимых в области физического воспитания и спорта, так же, как и в исследованиях по педагогике, психологии и социологии, широкой известностью пользуются методы,которые в наиболее общем смысле слова можно назвать опросом. В зависимости от методики проведения такого опроса можно выделить беседу, интервью и анкетирование.

Беседаприменяется как самостоятельный метод или как дополнительный в целях получения необходимой информации или разъяснений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Как и наблюдение, она проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, подлежащих выяснению.

Беседа ведется в свободной форме, без записи ответов собеседника. Во избежание преднамеренного искажения ответов участники не должны догадываться об истинных целях исследования. Для беседы важно создать атмосферу непринужденности и взаимного доверия, соблюдать при этом педагогический такт. Поэтому благоприятной обстановкой является привычная и естественная среда: спортзал, стадион, бассейн, место прогулки и т.п. Готовясь к беседе, нужно определить также способ фиксирования ее результатов. Можно, например, для этой цели использовать скрытый магнитофон, диктофон, что позволит потом тщательно проанализироватьтекст беседы и выявить необходимые признаки изучаемого явления, получить новые факты. Эффективность беседы во многом зависит от опыта исследователя, степени его педагогической и особенно психологической подготовки, уровня его теоретических знаний, от искусства ведения беседы и даже от личной привлекательности.

Разновидностью беседы можно считать интервьюирование, перенесенное в область педагогических исследований из социологии.

Интервью—это метод получения информации путем устных ответов

респондентов. В отличие от беседы, где и респонденты, и исследователь

выступают активными сторонниками, при интер

вьюировании вопросы,

построенные в определенной последова

тельности, задает только

исследователь,

а респондент отвечает на них. В данном случае ответы могут

записываться открыто по мере их получения от респондентов.

Наиболее распространенной формой опроса является

анкетирование

,

проведение которого предусматривает получение инфор

мации от

респондентов

путем письменного ответа на систему стан

дартизированных

вопросов и заблаговременно подготовленных анкет. В отличие от беседы в

анкете существует жесткая логичес

кая конструкция. Для проведения

анкетирования необязателен лич

ный контакт исследователя с рес

пондентами,

так как анкеты мож

но рассылать и по почте или раздавать с помощью других

лиц. Одним из преимуществ анкетирования перед беседой можно счи

тать

возможность охвата опросом сразу всех опрашиваемых, все зависит от

количества подготовленных бланков

анкет. К тому же результаты

анкетирования более удобно подвергать анализу мето

дами математической

статистики. Структура и характер анкет оп

ределяются содержанием и

формой вопросов, которые задаются опрашиваемым. Поэтому основной

трудностью в построении л

ю

бой анкеты является методика их подбора и

формулировки. Необ

ходимо, чтобы вопросы были понятными,

однозначными, крат

кими, ясными и объективными.

По содержанию вопросы анкеты могут быть

прямыми и косвенными

.

Прямые вопросы предусматривают получение от р

еспондента информации,

непосредственно отвечающей задачам

исследования, т.е. в случае, когда

содержание вопроса и объект интереса исследователя совпадают, например:

«Нравится ли вам спортивная аэробика как вид спорта?» Однако многие

исследова

тели считают,

что на прямые вопросы респонденты отвечают не

всегда охотно, особенно в тех случаях, когда личное мнение не соответствует

общепринятому положению. Поэтому в таких слу

чаях более

предпочтительными могут оказаться косвенные вопро

сы, когда получение

необход

имой информации осуществляется через серию косвенных, побочных

вопросов. Например, выявить отношение респондента к спортивной аэробике

в этом случае можно с помощью таких вопросов, как: «Согласны ли вы с

утвер

ждениями, что спортивная аэробика является одн

им из популяр

ных

видов спорта в нашей стране?» и т. п.

По форме представления ответов вопросы анкеты подразделя

ются на

открытые и закрытые

. Вопросы в анкете принято называть открытыми, если

инструкция не ограничивает способа ответа на него, не определяют

ся заранее

ожидаемые варианты. И ответы респондентом могут быть даны в свободной

форме. На

пример, с целью выяснения предпочтительного отношения к ка

-

кому

-

либо виду спорта может быть дано следующее задание: «На

зовите вид

спорта, который вам нравится больш

е других». Такие задания позволяют

получить ответы в наиболее естественной фор

ме, содержащие интересные и

неожиданные факты, обоснование мотивов. Однако при подобных методах

опроса зачастую ответы носят пространный характер, что, естественно, в

некоторой

сте

пени затрудняет последующую обработку полученных

результа

тов. Более удобны в этом плане анкеты с закрытыми вопросами, в

которых возможности выбора ограничиваются заранее определен

ным числом

вариантов, предусмотренных составителем. При этом количество

вариантов

ответов может быть самым различным в за

висимости от характера вопроса и

других факторов. В большинстве случаев вопросы ставятся таким образом,

что респонденту необ

ходимо бывает ответить только «да» или «нет».

Например, на воп

рос: «Желаете ли

вы работать тренером после окончания

факуль

тета?»

варианты ответов: 1. Да; 2. Нет. Отвечающий должен выб

-

рать соответствующий ответ.

Весьма интересны и вопросы, которые содержат набор отве

тов,

позволяющих выразить интенсивность мнения респондента. Напр

имер:

«Довольны ли вы тем, что для продолжения обучения выбрали

педагогический факультет физической культуры?»

Варианты ответов:

-

очень доволен;

-

доволен;

-

безразличен

-

недоволен;

-

очень недоволен.

Нетрудно заметить, что приводимые ответы расположены по

у

бывающ

ей, что позволяет отнести полученные результаты к по

рядковым

измерениям и производить соответствующую статисти

ческую обработку.

В методике анкетирования могут использоваться также и ком

-

бинированные анкеты, в которых часть вопросов может быть от

крытого

типа, часть

закрытого. В проведении анкетного опроса целесообразно

соблюдать следующие правила:

-

опрашиваемым необходимо разъяснить цели и практическое

з

начение

опроса;

-

необходимо сохранить возможность анонимных ответов, т.е. не

указывать фамилию и другие

данные, если этого не требуют

з

адачи

исследования;

-

помимо кратких ответов на уже сформулированные в анкете вопросы

опрашиваемые должны иметь возможность вписывать до

полнительные

данные и сведения;

-

количество вопросов в анкете должно быть не очень большим

.

В исследованиях, проводимых студентами факультета, анкети

рование

может быть направлено на изучение опыта учебно

-

вос

питательной работы

учителей физической культуры, специалис

тов по физической культуре в

детских садах, инструкторов по оз

доровительной

работе или тренеров по

видам спорта по самым различным вопросам: содержание и методы

проведения занятий,

м

етоды и формы воспитательной работы с коллективом,

наибо

лее трудные для освоения элементы и т. п.

3.5.

Контрольные испытания

(тесты)

Успешное решен

ие задач физического воспитания и спортивной

тренировки во многом зависит от воз

можностей осуществления

своевременного и правильного контроля за подготовленностью

занимающихся. В связи с этим в пос

ледние годы особенно широкое

распространение получила мет

о

д

ика контрольных испытаний, проводимых с

помощью различ

ных нормативов, проб, упражнений и тестов. Их

применение по

зволяет преподавателям, тренерам и научным работникам

опре

делить состояние тренированности у занимающихся, уровень раз

вития

физических ка

честв и других показателей, позволяет в ко

нечном итоге

судить об эффективности учебно

-

тренировочного процесса.

Процедура выполнения теста называется тестированием; результ

а

том

тестирования является численное значение, полученное в ходе изм

е

рений. В

завис

имости от цели все тесты подразделяются на несколько групп.

В первую из них входят показатели, измеряемые в покое. К таким

тестам относят показатели физического развития (длина и масса тела,

толщина жировых складок, объем мышечной и жир

о

вой ткани и т.д.)

В

торая группа

это стандартные тесты, когда всем спортсменам

предлагается выполнить один

а

ковое задание. Специфическая особенность

этих тестов заключается в выполнении непредельной нагрузки, и,

следовательно, отсутствует мотивация на достижение максимально

возмо

ж

ного результата.

Результат такого теста зависит от способа задания нагрузки: если

задается механическая в

е

личина нагрузки, то измеряются медико

-

биологические показатели. Если же нагрузка теста зад

а

ется по величине

сдвигов медико

-

биологических показ

ателей, то измеряются физические

величины нагрузки (время, ра

с

стояние и т.п.)

Третья группа

это тесты, при выполнении которых нужно пок

а

зать

максимально возможный р

е

зультат, а измеряются значения различных

функци

о

нальных систем (ЧСС, МПК и т.д.). Особенн

ость таких тестов

высокий психологический настрой спортсмена на достижение пр

е

дельных

результатов. Следовательно, все, что регистрируется при их выполнении,

зависит как м

и

нимум от двух факторов:

1) уровня развития измеряемого качества и

2) мотивации.

Может оказаться так, что спортсмен, обладающий высоким уровнем

в

ы

носливости, не продемонстрирует его в тесте: он прекратит работу в тесте

«до отказа» задолго до исчерпания резервных возможностей, не проявив

своих в

о

левых качеств.

Использование контрольных

нормативов и тестов в об

ласти

физического воспитания и спорта может решить следую

щие задачи:

-

выявить общую тренированность с помощью комплексных

методов тестирования, которые включают оценку функционального

состояния внутренних органов, антропометричес

кие измерения, определение

уровня развития психических и двигательных

качеств;

-

выявить специальную тренированность спортсмена с помо

щью

комплексных методов тестирования, включающих оценку

функционального

состояния внутренних органов, определение уровня

развития двигательных и

психических качеств, а также степени овладения техническими и

тактическими навыками;

-

выявить динамику развития спортивных результатов в про

цессе

тренировки (в том числе и многолетней);

В зависимости от того, какую задачу предполаг

ается решить с

помощью тестов, можно различить следующие их разновидности

-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: