Формами организации учебного процесса по дисциплине «Муниципальное право» являются:
o лекции;
o практические занятия, семинары;
o самостоятельная работа студентов.
В зависимости от форм строятся и рекомендации:
Лекции.
Лекции составляют основу теоретического обучения и должны давать систематизированные основы знаний по дисциплине, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.
1. В начале курса внимание уделяется методологическим вопросам: предмету и задачам дисциплины, ее взаимосвязи с другими дисциплинами, истории развития.
2. В дальнейшем – последовательная и систематическая подача теоретического материала.
3. Акцент – на важнейшие категории и термины, которые особо выделяются в виде определений, а также на изучение нормативно-правовой базы.
4. Практическая значимость теории: подавляющее большинство студентов -будущие практики.
Главная задача лекционного курса – сформировать у обучающихся системное представление об изучаемом предмете, обеспечить усвоение основополагающего учебного материала, а также методов применения полученных знаний.
Основные функции лекций: 1) познавательно-обучающая; 2) развивающая; 3)ориентирующе-направляющая; 4)активизирующая; 5)воспитательная; 6)организующая; 7)источниковедческая.
Суть познавательно-обучающей функции состоит в передаче обучающимися правовых знаний, необходимых для формирования у них компетенций, определенных
ФГОС.
Развивающая функция выражается в формировании у обучающихся творческого, научно-доказательного мышления, в повышении уровня их интеллекта, способностей, деловых качеств.
|
Ориентирующе-направляющая функция заключается в определении рамок и форм глубокого изучения той или иной темы, а также в нацеливании обучающихся на усвоение ими требований и содержания квалификационной характеристики выпускника.
Активизирующая функция предполагает такое содержание и освещение материала, которые вызывают у слушателей интерес к теме, притягивают, оказывают на них внушающее влияние, побуждающее у них активность на учебных занятиях.
Воспитательная функция означает направленность лекций на формирование гражданских качеств, в первую очередь, компетентности и гражданской ответственности.
Организующая функция лекционного курса больше всего характерна установочным и вводным лекциям.
Источниковедческая функция заключается в обзорном ознакомлении обучающихся с имеющейся по вопросам лекции учебной, методической, монографической литературой, научными статьями, политико-правовыми актами, управленческими документами и т.д.
Основные требования к содержанию лекционного курса:
1. Соответствие ФГОС, ООП и рабочей программе учебной дисциплины.
2. Построение лекционного курса на научной основе, общечеловеческих правовых идеалах, ценностях, принципах и новейших достижениях государственного и муниципального управления.
3. Освещение истории развития науки и роли в ней известных ученых- в области государственного управления.
4. Отражение прогрессивных международных положений, проблемных вопросов, раскрытие современных концептуальных положений, понятий и идей, а также перспектив дальнейшего развития науки и практики в соответствующей области муниципального права.
|
5. Насыщение лекций факторами, обеспечивающими их воспитательную направленность.
6. Реализация внутри и междисциплинарных логических связей, обеспечение преемственности освещаемых положений, координации сообщаемого на лекциях материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной учебной работы.
Практические занятия, семинары.
1. Закрепление теоретического материала через проведение устного опроса и выполнение контрольных работ.
2. Связь теории с актуальными проблемами изучаемой дисциплины. Постановка острых проблем стимулирует дискуссии в студенческих группах.
3. Дополнительная полезная информация:
- Об общественных деятелях и ученых, практически и теоретически обеспечивших развитие местного самоуправления в различные периода развития ученых-административистах, специалистах в области административно-процессуального права;
- об опыте стран – инновационных лидерах, обеспечивших наиболее эффективный правовой режим местного самоуправления, позволяющий оптимально сочетать частные и публичные интересы (с подготовкой материалов и сообщений на семинарах).
- Цель семинарских и практических занятий: углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала по муниципальному праву, а также совершенствование практических навыков анализа нормативных актов прошлого как универсальных источников для регулирования общественных отношений в сфере муниципального права и местного самоуправления, практического применения принципов законодательства для стабилизации общественной жизни.
- Как за устные, так и за письменные ответы студентам выставляются оценки по балльно-рейтинговой системе.
- По окончании семинарского или практического занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает положительные и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия, и дает задание к следующему занятию.
Самостоятельная работа студентов.
Предполагается анализ дополнительной литературы с целью более глубокого освоения изучаемой темы и подготовки докладов и сообщений на семинары.