Глава кыргызов Кубат – Бий.




Кубат-бий Кубат-мырза (год рождения и смерти неизвестен) - политический деятель, военачальник и предводитель кыргызских родов, населявших Ферган­скую долину во второй половине ХУШв. Во времена правления Абд ал-Карима возглавлял кыргызское вой­ско объединенных в результате союза с Кокандом сил против джунгарских захватчиков. В результате совме­стных действий враги были изгнаны из Ферганской до­лины. Взошедший на ханский престол Эрдене-бий, что­бы завладеть Оро-Тобе, стремился к более тесному альянсу с кыргыз. биями. И в этой ситуации ос­новная роль выпала Кубат бню. Как следует из исто­рических источников, Кубат-бия называли «царем кыргызов», и он «как самовластный правитель в своих ин­тересах определял, с кем дружить, а с кем рвать отношения» Ханы Коканда да и китайский император считались с мнением Кубат-бия. В 1855 г. по призыву Жусупа-Кожо из Кашгара, ведущего освободительную борьбу против Цинской империи, Кубат-бий во главе войска ушел в Восточный Туркестан. После этого судьба Кубат бия неизвестна. В народной молве осталось предание, что услышавшая о его исчезновении на чужбине сестренка бия сложила плач-причитание о том, что «Не Кубат-бий умер, а умерла благость, умер народ кушчу и мундуз».

Тайлак-баатыр

Таилак Рыскул уулу (прибли­зительно 1796 г. - местность Каргалык на берегу реки Нарын; 1838г. -местность Куртка) - видный участник движения кыргызского народа за независимость в пер­вой половине Х1Хв. Первый этап борьбы кыргызов про­тив гнета Коканда, начавшийся в 1832 г. под предводи­тельством Тайлак-баатыра и его брата Атантая. закон­чился безуспешно. Семитысячное кокандское войско быстро подавило малочисленные силы кыргызов и вы­нудило народ выплатить большую дань. 2-ой этап борьбы нарынских кыргызов с Кокандом был спрова-цирован Мадали-ханом посылкой отряда (500 сарбазов) во главе с предводителем Арапом с целью пленения Тайлак-баатыра. Встретив сарбазов на джайлоо Бычан в урочище Тогузторо, кыргызы разбили карателей. Третий этап возглавляемой Тайлак-батыром борьбы пришелся на конец 30-х гг. Х1Хв. Мадали-хан, догово­рившись с одним из казахских предводителей по имени Эдиге, организовал набег против Тайлак-батыра. Вначале Эдиге имел определенный успех, но в схватке в местности Дубанкечуу на Суусамырском плато силы Тайлак-баатыра нанесли захватчикам сокрушительное поражение. В 20-х гг. Х1Хв. кыргызские роды, возглавлавленные Тайлак-баатыром. стали активно вмешиваться в поли­т. события Восточного Туркестана. В 1838г. Тайлак-баатыр был отравлен кокандским лазутчиком. После этого хану Коканда удалось покорить кыргызов Нарына и восстановить разрушенную Тайлак-баатыром крепость Куртка.

Махмуд Кашгари и Жусуп Баласагун. Махмуд Кашгари. Значительную роль в развитии философской мысли средневеко­вых тюркских народов, и в частности кыргызского, сыграли Мах­муд Кашгари и Жусуп Баласагын - крупнейшие мыслители и вид­ные ученые XI в. Годы рождения и смерти Махмуда Каш­гари пока не установлены. Однако извест­но, что годы его жизни приходятся на XI в. Он был родом с южного побережья Иссык-Куля (Барсган). В какой-то период своей жизни он переселился из Барсгана в Кашгар и создавал свои труды под именем Махмуда Кашгари. Он получил прекрасное араб­ское филологическое образование в признанных центрах науки и культуры Востока: Кашгаре, Бухаре, Самарканде, Нишапуре, Баг­даде. Махмуд хорошо владел арабским языком, был знатоком жизни многих тюркоязычных народов и писал о них не по книжным источникам. Словарь Махмуда Кашгари представляет собой средневековую энциклопедию жизни тюркских народов в полном смысле этого слова. В настоящее время "Диван лугат ат-тюрк" является почти единственным источником инфор­мации о жизни тюрок XI в. Он служит важным источником при изучении истории ранних средневековых тюркских народов, про­живающих в Ср. и Центр. Азии. Большой интерес представляют его круглая карта мира и сведе­ния о соц. структуре общ-ва, об основных и второстепенных отраслях эконом. жизни, о культурных успехах тюрок, в том чис­ле кыргызов, казахов, уйгуров, каракал­паков, туркмен, узбеков, алтайцев. Безусловно, словарь Махмуда Каш­гари имеет большую значимость не толь­ко как филологический, исторический источник, но и как сборник социально-философской мысли тюркских народов, запечатлевший сведения об этических нормах поведения, специфическом ми­ровосприятии, оригинальных суждени­ях, выработанных ими на рубеже Х-ХП вв. Среди этических воззрений Махмуда Кашгари следует выделить такие понятия, как "труд", "дружба", "разум". В них он видел залог, основу нравственного совершенства человека. В то же вре­мя, размышляя о нравственных пороках, Махмуд рассматривал их с позиции критики и осуждения.

Жусуп Баласагын. До наст. времени о Жусупе Баласагын, авторе величайшего творения-поэмы "Кутадгу билиг" ("Благодатное зна­ние" или "Наука об управлении гос-вом") известно очень немного. По мнению исследователей, Жусуп Баласагын родился пример­но в 1010-1016 (1018) гг. в столице средневекового караханидского государства – г. Баласагын (южные окрестности современ­ного города Токмок). Он был высокообразован. человеком своей эпохи - имел ос­новательные познания по астрономии, математике, медицине, знал литературу, историю, философию, эстетику, проблемы этики, араб­скую и ирано-таджикскую поэзию, фольклор тюрок и язык фарси. Ему были присущи широта и глубина мышления. Он начал писать книгу в Баласагыне, а завершил в 1067-1070 гг. в Кашгаре, т.е. работал над ней в течение 18 месяцев. Известно, что свое детище Жусуп Баласагын преподнес в дар прави­телю Кашгара. Будучи человеком просвещенным, тот по достоин­ству оценил глубокое содержание и яркую поэтическую форму про­изведения. Поэту было присвоено высокое звание У луг Хасс Хажиб, которого удостаивались самые знаменитые, авторитетные и наиболее при­ближенные ко двору хана личности. Поэма "Благодатное знание" - произведение, стоящее у истоков формирования двух глубоко взаимосвязанных культурных циви­лизаций - оседлой земледельческой и кочевой. Это связано с тем, что в X в. ислам как религия распростр-ся не только среди оседлого, но и кочевого населения караханидского государства. В результате среди населения все больше появляется ученых, владе­ющих арабским письмом. Жанр берет свое начало в древней литературе Египта, Индии, Ирана, затем он хорошо "освоился" в восточной письменной и уст­ной литературе. Поэма представляет собой большой интерес для всего человече­ства как духовная, нравственно-этическая энциклопедия, в кото­рой отражены также история, культура, религиозные воззрения общества той эпохи. Этические и нравственные принципы автора предельно ярко выражены в таких понятиях, как справедливость, разум, счастье, скромность, и персонифицированы в конкретных образах. Так, правитель Кунтууду символизирует справедливость, визирь Айтол-ду - счастье, сын визиря Акдилмиш - разум, брат визиря Откурмуш - скромность. Даже имена этих героев наполнены высоким аллегорически-символическим содержанием.

"Благодатное знание" Жусупа Баласагын содержит богатейшую информацию об общественном устройстве того времени - месте и роли всех социальных групп, общественных нормах и правилах. Философ рассуждает о диалектике таких понятий, как добро и зло, правда и ложь, великодушие и жадность, благоразумие и не­выдержанность. Из человеческих качеств Баласагын высоко ценил скромность и вежливость. В книге часто подчеркивается, что они должны быть свойственны всем, независимо от места человека в социальной иерар­хии, степени обладания властью, статуса занимаемой должности, размера материального богатства, так как все преходяще в этом мире - и жизнь, и слава, и власть, и богатство, и положение. В понимании автора высокомерие, чванство, хвастливость, жадность, зависть - это пороки, которые необходи­мо всячески осуждать и изживать.

Таким образом, основу этико-философского, политического и социального мировоззрений выдающегося мыслителя-гуманиста средневекового Кыргызстана Жусупа Баласагын составляют гума­низм и общечеловеческие морально-нравственные ценности.

Эпос «Манас». Среди всех кыргызских эпосов самым уникаль­ным творением является эпос "Манас" - величай­ший памятник духовной культуры и поэтического творчества кыр­гызского народа.

Ведущая тема эпоса - борьба кыргызского народа с иноземными захватчиками, воспевание подвигов легендарного баатыра Манаса, сплотившего вокруг себя разобщенные племена ради возрождения независимости и свободы кыргызов. Эпос в яркой худож.форме живописует картину военных походов Манаса против вра­гов, что доказывает неразрывную связь устного эпического творче­ства кыргызов с его героическим прошлым: только непримиримая борьба, мужество и героизм народа спасли его от порабощения и полного исчезновения. Однако эта тема - далеко не единственная в эпосе. "Манас" - это не только эпическая летопись некоторых эта­пов истории многочисленных племен и родов на протяжении не менее тысячелетия, это и политическое, и военное прошлое народа. Эпос поражает широтой охвата жизненных явлений. Здесь приводятся этнографические сведения древних кыргызов о географии, медицине, зодчестве, астрономии. Здесь подняты и лирико-любовные, соц.-бытовые, и морально-этические темы. И все это передается через богатейшую гамму худож-ных форм и средств - от простейших сатиры и юмора до глубоко психологических кар­тин. В отличие от эпосов многих других народов "Манас" от начала до конца сложен стихами. Он насчитывает 500 тысяч рифмован­ных строк. По объему ему нет равных в мире. Эпос "Манас" -творение лишь кыргызского народа. В этом плане эпос - бесценный вклад кыргызского народа в сокровищницу мировой культуры ушед­шего тысячелетия.

Эпос не сразу возник таким, каким дошел до нас. Передавая из уст в уста, из поколения в поколение, творческий гений народа развивал его на протяжении многих веков. В результате творче­ства народных сказителей эпоса - манасчи - усложнялись сюжет­ные линии, его композиция, появлялись новые персонажи, заново осмысливалась идея. Все основные сюжетные коллизии, герои в эпосе связаны с обра­зом баатыра Манаса, воплощающего в себе идею сплочения много­численных племен и создания единого могучего государства. Пер­вая часть трилогии - эпос "Манас" - повествует о рождении бааты­ра, его детстве и юности, о становлении его предводителем кыргызов, его походах против врагов и заканчивается эпизодами пораже­ния Манаса под Бейджином (Пекин), смерти его верных сподвиж­ников Алмамбета, Чубака, Сыргака, могучего Кокчо, ранения и смерти самого главного героя. Трагический конец первой части поднят до уровня повседневной реальности. Умирая, Манас на­ставляет своих соплеменников прекратить родоплеменные раздо­ры, ослабляющие государство, и говорит о необходимости сплоче­ния народа. Подобное идейное и сюжетное решение логически под­водит к продолжению эпопеи-трилогии. Рождение сына Семетея, его клятва отомстить за гибель отца являются связующей линией первой и второй частей трилогии. Вторая часть - эпос "Семетей" концентрирует действия вокруг сына Манаса. Семетей повторяет жизненный путь отца: совершает подвиги, сражается за независимость и побеждает иноземных вра­гов. Действия поэмы происходят на просторах Ц.Азии в XVI-XVII вв. Исторический фон - борьба с джунгарскими завое­вателями. Традиционно главные герои погибают. Символично то, что причиной их смерти являются не столько внешние враги, сколько внутренние распри между соплеменниками. Поэтому именно эта тема -противодействие внутренним врагам и распрям - является главной в эпосе "Сейтек". Здесь наконец-то торжествует справед­ливость, празднуется долгожданная победа. Семетей и Сейтек при­званы сохранить в народном сознании образ богатыря Манаса как воплощение духа независимости, единства народа и передать их новым поколениям.

Эпос "Манас" сыграл неоценимую роль в развитии и сохранении кыргызского языка и его диалектов, обогащении его словарного запаса.

Таким образом, историко-культурное значение эпоса "Манас" заключается еще и в том, что он в течение веков оказывал суще­ственное влияние на формирование национального характера, нрав­ственно-этических идеалов и норм, общественного поведения кыр­гызского народа.

Устное народное творчество. Малые Эпосы. Малые эпосы (условное название, свидетельству­ющее об их меньшем объеме по сравнению с "Манасом") по своему содержанию разделялись на героические и соци­ально-бытовые. Героические эпические произведения, как и "Ма­нас", были посвящены значимым историческим этапам, собы­тиям в жизни народа, подвигам и мужеству богатырей, борьбе про­тив завоевателей и т.д. Так, например, поэмы "Курманбек", "Жаныш и Байыш", "Эр-Табылды", "Жаныл-Мырза", "Эр-Эшим", созданные в XVI-ХVII вв., по степени отражения реальных событий близки к истор. сказаниям - они повествуют о борьбе кыргызов против агрессии монгольских и калмыкских фео­далов, глубоких социальных противоречиях в кыргыз. обще­стве, о распрях феодалов, которые в итоге способствуют ослабле­нию народа. Целый ряд эпических произведений относится к жанру соци­ально-бытовых поэм. Основное содержание их - тема любви и борь­бы влюбленных юноши и девушки за свое счастье в условиях феод. общества с его консервативными патриархально-родовы­ми пережитками и устоями ("Олжобай и Кишимжан", "Саринжи-Бокой"); трагического противостояния человека и природы, неиз­бежности расплаты за хищническое отн-ние к ней ("Кожожаш"); устремленности человека к социальной справедливости ("Кедей-хан") и др. Многие народные поэмы построены на сказочно-мифологичес­кой основе ("Эр-Тоштюк", "Кожожаш") и несут на себе особеннос­ти, характерные для жизнедеят-ти и мировоззрения народа в ранние эпохи его развития. Филосовское мировозрение кыргызов наряду с эпосами и поэма­ми также отражалось в творч-ве легендарных мыслителей Асан-кайгы, Толубай-сынчы и Санчы-сынчы. Однако их мысли и высказывания за многие годы утратили личностный характер, перекли­кались между собой и стали носить больше легендарный характер, чем реальный.

Асан-Кайгы - известный мыслитель, народный муд­рец и акын. Жил приблизительно в Х1Vв. Творчество Асана-Кайгы связано с периодом правления одного из ханов Зеленой орды Жаныбека. В своих былинах-поученнях Асан Кайгы выражал народные чаяния о спра­ведливом правит еле и счастливой жизни. Осмысление бытия с позиций защитника интересов простых людей, бережного отношения к живой и неживой субстанции мира, сожаление о превалировании зла над добром со­ставляют философское содержание творчества народ­ного мудреца.

Толубай-Сынчы - по народным преданиям и легендам, мудрец-провидец и ведун, живший приблизи­тельно в XIV-XV вв. во времена хана Жаныбека. В на­родной молве Толубай-Сынчы выступает как прорицатель общественной жизни кочевных кыргызов, постигший самые глубинные основы бытия.

Санчы-Сынчы - Сансыз, кыргызский провидец, живший, по историческим преданиям, в XVII-XVIII вв. Вы­ходец из рода солто. Это был человек, сказанное кото­рого непременно сбывалось. Отличительными чертами Санчы-Сынчы были прозорливость, проницательность и острый ум. Согласно народным былям, он сосчитал всех детей солто и заранее предсказал кто из них станет выдающимся. Давая оценку Кудаян-хану, Сынчы пред­сказал тяжкие народные беды в его правление, бесслав­ный конец правителя. Безошибочно предсказал также, что жена Болот-бия Таалаке родит Эсенгула-баатыра и другие грядущие исторические события.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: