Кубат-бий Кубат-мырза (год рождения и смерти неизвестен) - политический деятель, военачальник и предводитель кыргызских родов, населявших Ферганскую долину во второй половине ХУШв. Во времена правления Абд ал-Карима возглавлял кыргызское войско объединенных в результате союза с Кокандом сил против джунгарских захватчиков. В результате совместных действий враги были изгнаны из Ферганской долины. Взошедший на ханский престол Эрдене-бий, чтобы завладеть Оро-Тобе, стремился к более тесному альянсу с кыргыз. биями. И в этой ситуации основная роль выпала Кубат бню. Как следует из исторических источников, Кубат-бия называли «царем кыргызов», и он «как самовластный правитель в своих интересах определял, с кем дружить, а с кем рвать отношения» Ханы Коканда да и китайский император считались с мнением Кубат-бия. В 1855 г. по призыву Жусупа-Кожо из Кашгара, ведущего освободительную борьбу против Цинской империи, Кубат-бий во главе войска ушел в Восточный Туркестан. После этого судьба Кубат бия неизвестна. В народной молве осталось предание, что услышавшая о его исчезновении на чужбине сестренка бия сложила плач-причитание о том, что «Не Кубат-бий умер, а умерла благость, умер народ кушчу и мундуз».
Тайлак-баатыр
Таилак Рыскул уулу (приблизительно 1796 г. - местность Каргалык на берегу реки Нарын; 1838г. -местность Куртка) - видный участник движения кыргызского народа за независимость в первой половине Х1Хв. Первый этап борьбы кыргызов против гнета Коканда, начавшийся в 1832 г. под предводительством Тайлак-баатыра и его брата Атантая. закончился безуспешно. Семитысячное кокандское войско быстро подавило малочисленные силы кыргызов и вынудило народ выплатить большую дань. 2-ой этап борьбы нарынских кыргызов с Кокандом был спрова-цирован Мадали-ханом посылкой отряда (500 сарбазов) во главе с предводителем Арапом с целью пленения Тайлак-баатыра. Встретив сарбазов на джайлоо Бычан в урочище Тогузторо, кыргызы разбили карателей. Третий этап возглавляемой Тайлак-батыром борьбы пришелся на конец 30-х гг. Х1Хв. Мадали-хан, договорившись с одним из казахских предводителей по имени Эдиге, организовал набег против Тайлак-батыра. Вначале Эдиге имел определенный успех, но в схватке в местности Дубанкечуу на Суусамырском плато силы Тайлак-баатыра нанесли захватчикам сокрушительное поражение. В 20-х гг. Х1Хв. кыргызские роды, возглавлавленные Тайлак-баатыром. стали активно вмешиваться в полит. события Восточного Туркестана. В 1838г. Тайлак-баатыр был отравлен кокандским лазутчиком. После этого хану Коканда удалось покорить кыргызов Нарына и восстановить разрушенную Тайлак-баатыром крепость Куртка.
|
Махмуд Кашгари и Жусуп Баласагун. Махмуд Кашгари. Значительную роль в развитии философской мысли средневековых тюркских народов, и в частности кыргызского, сыграли Махмуд Кашгари и Жусуп Баласагын - крупнейшие мыслители и видные ученые XI в. Годы рождения и смерти Махмуда Кашгари пока не установлены. Однако известно, что годы его жизни приходятся на XI в. Он был родом с южного побережья Иссык-Куля (Барсган). В какой-то период своей жизни он переселился из Барсгана в Кашгар и создавал свои труды под именем Махмуда Кашгари. Он получил прекрасное арабское филологическое образование в признанных центрах науки и культуры Востока: Кашгаре, Бухаре, Самарканде, Нишапуре, Багдаде. Махмуд хорошо владел арабским языком, был знатоком жизни многих тюркоязычных народов и писал о них не по книжным источникам. Словарь Махмуда Кашгари представляет собой средневековую энциклопедию жизни тюркских народов в полном смысле этого слова. В настоящее время "Диван лугат ат-тюрк" является почти единственным источником информации о жизни тюрок XI в. Он служит важным источником при изучении истории ранних средневековых тюркских народов, проживающих в Ср. и Центр. Азии. Большой интерес представляют его круглая карта мира и сведения о соц. структуре общ-ва, об основных и второстепенных отраслях эконом. жизни, о культурных успехах тюрок, в том числе кыргызов, казахов, уйгуров, каракалпаков, туркмен, узбеков, алтайцев. Безусловно, словарь Махмуда Кашгари имеет большую значимость не только как филологический, исторический источник, но и как сборник социально-философской мысли тюркских народов, запечатлевший сведения об этических нормах поведения, специфическом мировосприятии, оригинальных суждениях, выработанных ими на рубеже Х-ХП вв. Среди этических воззрений Махмуда Кашгари следует выделить такие понятия, как "труд", "дружба", "разум". В них он видел залог, основу нравственного совершенства человека. В то же время, размышляя о нравственных пороках, Махмуд рассматривал их с позиции критики и осуждения.
|
Жусуп Баласагын. До наст. времени о Жусупе Баласагын, авторе величайшего творения-поэмы "Кутадгу билиг" ("Благодатное знание" или "Наука об управлении гос-вом") известно очень немного. По мнению исследователей, Жусуп Баласагын родился примерно в 1010-1016 (1018) гг. в столице средневекового караханидского государства – г. Баласагын (южные окрестности современного города Токмок). Он был высокообразован. человеком своей эпохи - имел основательные познания по астрономии, математике, медицине, знал литературу, историю, философию, эстетику, проблемы этики, арабскую и ирано-таджикскую поэзию, фольклор тюрок и язык фарси. Ему были присущи широта и глубина мышления. Он начал писать книгу в Баласагыне, а завершил в 1067-1070 гг. в Кашгаре, т.е. работал над ней в течение 18 месяцев. Известно, что свое детище Жусуп Баласагын преподнес в дар правителю Кашгара. Будучи человеком просвещенным, тот по достоинству оценил глубокое содержание и яркую поэтическую форму произведения. Поэту было присвоено высокое звание У луг Хасс Хажиб, которого удостаивались самые знаменитые, авторитетные и наиболее приближенные ко двору хана личности. Поэма "Благодатное знание" - произведение, стоящее у истоков формирования двух глубоко взаимосвязанных культурных цивилизаций - оседлой земледельческой и кочевой. Это связано с тем, что в X в. ислам как религия распростр-ся не только среди оседлого, но и кочевого населения караханидского государства. В результате среди населения все больше появляется ученых, владеющих арабским письмом. Жанр берет свое начало в древней литературе Египта, Индии, Ирана, затем он хорошо "освоился" в восточной письменной и устной литературе. Поэма представляет собой большой интерес для всего человечества как духовная, нравственно-этическая энциклопедия, в которой отражены также история, культура, религиозные воззрения общества той эпохи. Этические и нравственные принципы автора предельно ярко выражены в таких понятиях, как справедливость, разум, счастье, скромность, и персонифицированы в конкретных образах. Так, правитель Кунтууду символизирует справедливость, визирь Айтол-ду - счастье, сын визиря Акдилмиш - разум, брат визиря Откурмуш - скромность. Даже имена этих героев наполнены высоким аллегорически-символическим содержанием.
|
"Благодатное знание" Жусупа Баласагын содержит богатейшую информацию об общественном устройстве того времени - месте и роли всех социальных групп, общественных нормах и правилах. Философ рассуждает о диалектике таких понятий, как добро и зло, правда и ложь, великодушие и жадность, благоразумие и невыдержанность. Из человеческих качеств Баласагын высоко ценил скромность и вежливость. В книге часто подчеркивается, что они должны быть свойственны всем, независимо от места человека в социальной иерархии, степени обладания властью, статуса занимаемой должности, размера материального богатства, так как все преходяще в этом мире - и жизнь, и слава, и власть, и богатство, и положение. В понимании автора высокомерие, чванство, хвастливость, жадность, зависть - это пороки, которые необходимо всячески осуждать и изживать.
Таким образом, основу этико-философского, политического и социального мировоззрений выдающегося мыслителя-гуманиста средневекового Кыргызстана Жусупа Баласагын составляют гуманизм и общечеловеческие морально-нравственные ценности.
Эпос «Манас». Среди всех кыргызских эпосов самым уникальным творением является эпос "Манас" - величайший памятник духовной культуры и поэтического творчества кыргызского народа.
Ведущая тема эпоса - борьба кыргызского народа с иноземными захватчиками, воспевание подвигов легендарного баатыра Манаса, сплотившего вокруг себя разобщенные племена ради возрождения независимости и свободы кыргызов. Эпос в яркой худож.форме живописует картину военных походов Манаса против врагов, что доказывает неразрывную связь устного эпического творчества кыргызов с его героическим прошлым: только непримиримая борьба, мужество и героизм народа спасли его от порабощения и полного исчезновения. Однако эта тема - далеко не единственная в эпосе. "Манас" - это не только эпическая летопись некоторых этапов истории многочисленных племен и родов на протяжении не менее тысячелетия, это и политическое, и военное прошлое народа. Эпос поражает широтой охвата жизненных явлений. Здесь приводятся этнографические сведения древних кыргызов о географии, медицине, зодчестве, астрономии. Здесь подняты и лирико-любовные, соц.-бытовые, и морально-этические темы. И все это передается через богатейшую гамму худож-ных форм и средств - от простейших сатиры и юмора до глубоко психологических картин. В отличие от эпосов многих других народов "Манас" от начала до конца сложен стихами. Он насчитывает 500 тысяч рифмованных строк. По объему ему нет равных в мире. Эпос "Манас" -творение лишь кыргызского народа. В этом плане эпос - бесценный вклад кыргызского народа в сокровищницу мировой культуры ушедшего тысячелетия.
Эпос не сразу возник таким, каким дошел до нас. Передавая из уст в уста, из поколения в поколение, творческий гений народа развивал его на протяжении многих веков. В результате творчества народных сказителей эпоса - манасчи - усложнялись сюжетные линии, его композиция, появлялись новые персонажи, заново осмысливалась идея. Все основные сюжетные коллизии, герои в эпосе связаны с образом баатыра Манаса, воплощающего в себе идею сплочения многочисленных племен и создания единого могучего государства. Первая часть трилогии - эпос "Манас" - повествует о рождении баатыра, его детстве и юности, о становлении его предводителем кыргызов, его походах против врагов и заканчивается эпизодами поражения Манаса под Бейджином (Пекин), смерти его верных сподвижников Алмамбета, Чубака, Сыргака, могучего Кокчо, ранения и смерти самого главного героя. Трагический конец первой части поднят до уровня повседневной реальности. Умирая, Манас наставляет своих соплеменников прекратить родоплеменные раздоры, ослабляющие государство, и говорит о необходимости сплочения народа. Подобное идейное и сюжетное решение логически подводит к продолжению эпопеи-трилогии. Рождение сына Семетея, его клятва отомстить за гибель отца являются связующей линией первой и второй частей трилогии. Вторая часть - эпос "Семетей" концентрирует действия вокруг сына Манаса. Семетей повторяет жизненный путь отца: совершает подвиги, сражается за независимость и побеждает иноземных врагов. Действия поэмы происходят на просторах Ц.Азии в XVI-XVII вв. Исторический фон - борьба с джунгарскими завоевателями. Традиционно главные герои погибают. Символично то, что причиной их смерти являются не столько внешние враги, сколько внутренние распри между соплеменниками. Поэтому именно эта тема -противодействие внутренним врагам и распрям - является главной в эпосе "Сейтек". Здесь наконец-то торжествует справедливость, празднуется долгожданная победа. Семетей и Сейтек призваны сохранить в народном сознании образ богатыря Манаса как воплощение духа независимости, единства народа и передать их новым поколениям.
Эпос "Манас" сыграл неоценимую роль в развитии и сохранении кыргызского языка и его диалектов, обогащении его словарного запаса.
Таким образом, историко-культурное значение эпоса "Манас" заключается еще и в том, что он в течение веков оказывал существенное влияние на формирование национального характера, нравственно-этических идеалов и норм, общественного поведения кыргызского народа.
Устное народное творчество. Малые Эпосы. Малые эпосы (условное название, свидетельствующее об их меньшем объеме по сравнению с "Манасом") по своему содержанию разделялись на героические и социально-бытовые. Героические эпические произведения, как и "Манас", были посвящены значимым историческим этапам, событиям в жизни народа, подвигам и мужеству богатырей, борьбе против завоевателей и т.д. Так, например, поэмы "Курманбек", "Жаныш и Байыш", "Эр-Табылды", "Жаныл-Мырза", "Эр-Эшим", созданные в XVI-ХVII вв., по степени отражения реальных событий близки к истор. сказаниям - они повествуют о борьбе кыргызов против агрессии монгольских и калмыкских феодалов, глубоких социальных противоречиях в кыргыз. обществе, о распрях феодалов, которые в итоге способствуют ослаблению народа. Целый ряд эпических произведений относится к жанру социально-бытовых поэм. Основное содержание их - тема любви и борьбы влюбленных юноши и девушки за свое счастье в условиях феод. общества с его консервативными патриархально-родовыми пережитками и устоями ("Олжобай и Кишимжан", "Саринжи-Бокой"); трагического противостояния человека и природы, неизбежности расплаты за хищническое отн-ние к ней ("Кожожаш"); устремленности человека к социальной справедливости ("Кедей-хан") и др. Многие народные поэмы построены на сказочно-мифологической основе ("Эр-Тоштюк", "Кожожаш") и несут на себе особенности, характерные для жизнедеят-ти и мировоззрения народа в ранние эпохи его развития. Филосовское мировозрение кыргызов наряду с эпосами и поэмами также отражалось в творч-ве легендарных мыслителей Асан-кайгы, Толубай-сынчы и Санчы-сынчы. Однако их мысли и высказывания за многие годы утратили личностный характер, перекликались между собой и стали носить больше легендарный характер, чем реальный.
Асан-Кайгы - известный мыслитель, народный мудрец и акын. Жил приблизительно в Х1Vв. Творчество Асана-Кайгы связано с периодом правления одного из ханов Зеленой орды Жаныбека. В своих былинах-поученнях Асан Кайгы выражал народные чаяния о справедливом правит еле и счастливой жизни. Осмысление бытия с позиций защитника интересов простых людей, бережного отношения к живой и неживой субстанции мира, сожаление о превалировании зла над добром составляют философское содержание творчества народного мудреца.
Толубай-Сынчы - по народным преданиям и легендам, мудрец-провидец и ведун, живший приблизительно в XIV-XV вв. во времена хана Жаныбека. В народной молве Толубай-Сынчы выступает как прорицатель общественной жизни кочевных кыргызов, постигший самые глубинные основы бытия.
Санчы-Сынчы - Сансыз, кыргызский провидец, живший, по историческим преданиям, в XVII-XVIII вв. Выходец из рода солто. Это был человек, сказанное которого непременно сбывалось. Отличительными чертами Санчы-Сынчы были прозорливость, проницательность и острый ум. Согласно народным былям, он сосчитал всех детей солто и заранее предсказал кто из них станет выдающимся. Давая оценку Кудаян-хану, Сынчы предсказал тяжкие народные беды в его правление, бесславный конец правителя. Безошибочно предсказал также, что жена Болот-бия Таалаке родит Эсенгула-баатыра и другие грядущие исторические события.