«Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим
с использованием УМК по обучению
детей татарскому языку
в старшей группе
«Остров дружбы»
Воспитатель:
Хабибуллина Альбина Ильдаровна
Раздел: Познавательное развитие
Цель: обобщить знания детей о народах проживающих в Республике Татарстан.
Задачи: Формировать духовно-нравственное отношение к культурному наследию и толерантное отношению к другим национальностям, проживающим в нашей Республике. Закреплять представление о Татарстане как о дружной республике, где живут в мире и согласии представители разных национальностей. Развивать интерес к культуре и традициям тех, кто живет рядом с нами. Развивать связную речь, обогатить словарный запас новыми словами. Воспитывать дружеские отношения друг к другу.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Исәнмесез, балалар! Ребята, а как вы думаете можно поздороваться по другому? А как? (дети предлагают свои варианты). Да, ребятки можно поздороваться по-разному: рукопожатием, пальчиком,коленкой, кулачком и плечиком. А сейчас, двайте присядем.Скажите,а в вашей группе есть ребята, которые умеют дружить?
Дети: - Да (называют по имени детей, которые дружат между собой)
Воспитатель: А как вы думаете, кто с кем может дружить?
Дети: Могут дружить девочка и девочка, мальчик и мальчик, девочка и мальчик,семейная дружба,дружба с животными…
Воспитатель: Правильно бывает разная дружба. А еще ребята бывает дружба народов и дружба между людьми разных национальностей.
Воспитатель: Живут в России разные народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина Россия у нас у всех – одна.
|
Воспитатель: Ребята, а в какой республике мы живем?
Дети: В Татарстане
Воспитатель: Татарстан населяют разные народы, а вы знаете какие?
Дети: Татары, русские, чуваши, марийцы…
Воспитатель: Правильно, в основном в нашей республике живут татары и русские, есть еще чуваши и марийцы, и люди других национальностей.
Так вот, ребята, дружбанародов – основное богатство республики Татарстан! «Дружба»-хорошее слово, звучит оно на разных языках по разному: по-татарски- дуслык, по-чувашски -туслах, по-марийски- кельшымаш.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам отправиться на остров «Дружбы»-«Дуслык» и повеселиться. Вы согласны? Отправимся мы туда не на машине,не на поезде, и даже не на самолете,а на белом, пушистом облаке. Где же наше облако.
(тюль в ввиде облака, дети на него садятся).Летят под музыку “Облака”
Воспитатель: Вот мы свами добрались до острова. Давайте узнаем, кто же здесь живет? Выходит предствтельница татарского народа и приветствует детей.
Татарка(родительница): Исэнмесез балалар!Сезне күрүемә бик шат!Рәхим итегез, “Дуслык” утрауына.
Воспитатель:Ребята, посмотрите,пожалуйста, представитель какого нрода встречает нас на острове?Во что она одета?
Дети:Это представитель татарского народа.Одета она в татарский национальный костюм(калфак,платье,фартук)
Воспитатель: Интересно ребята,кто еще живет на острове?
Русская(родительница):Здравствуйте,ребята!Приветствую вас на острове “Дружба”.Рада вас всех видеть!!!
|
Воспитатель:Ребята,как вы думаете,предствительница какого народа насвстречает?
Дети:Это представительница русского народа и одета она в русский национальный костюм(кокшник,сарафан). Ребята,татарский и русский народы живут в дружбе и в мире многие годы.А сейчас давайте,веселиься и танцевать.
Русская: Умнички, давайте сейчас поиграем в русскую народную игру «Карусели».
Продолжаем мы веселье,
Все бегом на карусели.
К обручу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другу. Обруч держит взрослый. «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и началась игра.
Вам понравилась игра?
Дети: Да- Эйе!
Воспитатель: интересно,кто живет еще на острове?
Чувашка(родительница).Здравствуйте, ребята. Очень рада всех вас видеть!
Воспитатель: ребята, посмотрите на нашего гостя внимательно, во что она одета? Какой народ она представляет?
Дети: Это представительница чувашского народа(Хушпу,сарафан)
Воспитатель: Правильно, молодцы! А сейчас поиграем в чувашску народную игру
«Ручейки»
Игроки делятся на 2-3 команды и строятся друг за другом в разных частях
зала. На сигнал «Ручейки!» все бегут в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Большая Волга!» игроки соединяются в одну колонну.
Воспитатель: Молодцы, ребята, как я вижу вы умеете дружить, предлагаю вам посадить свое дерево дружбы на этом острове. Пусть оно будет символом нашей дружбы.(На мольберте рисунок дерева без листьев)
На столе у меня лежат ладошки из бумаги. Подойдите к столу, возьмите
|
цветную ладошку отклейте двухсторонний скотч и приклейте к нашему дереву. (работают под песню «Вместе весело шагать»).
— Что получилось? Да, дерево с разноцветными листочками. Наше дерево дружбы.
— Спасибо, ребята, вам за работу!
— Встанем все в круг и возьмемся за руки. Почувствуйте тепло ваших ладошек
Последняя наша игра называется «Да-да-да, нет-нет-нет»
Но ответы вы будете мне давать на татарском и русском языке. Если вы согласны с тем, что я сказала вы говорите “да”-3 раза на русском, если нет слово “Юк”- 3 раза на татарском.
Друга стоит обижать?
(Юк-юк-юк)
Другу будем помогать?
(Да-да-да)
Друга нужно разозлить?
(Юк-юк-юк)
А улыбку подарить?
(Да-да-да)
Чай с друзьями будем пить?
(Да-да-да)
Нашей дружбой дорожить?
(Да-да-да)
Будем крепко мы дружить?
(Да-да-да)
Воспитатель: Ребята, помните всегда: «Реки могут пересохнуть, горы могут рухнуть, но дружба народов вечна и нерушима!»
А теперь пришло время нам вернуться обратно в нашу группу(дети возвращаютс с помощью облака.) Давйте, дружно попращаемся с нашими гостями.
Дети: До свидания- Сау булыгыз!