Всенародное восстание жителей Ферганского региона в 1873 -1876 гг. известно в истории под названиями "народное движение", "восстание Полот-хана", "Кокандское восстание". Возглавлял это восстание Исхак Асан уулу под именем Полот-хан.
Народное восстание 1873-1876 гг. можно разделить на два этапа. Первый этап охватывает 1873-1874 гг., во время которого ни один кыргызский или кыпчакский род не остался в стороне от восстания, продолжавшегося полтора года. В историч. источниках указываются представители 42 родов, насчитывающих 132 тыс. юрт.
Весной 1875 г. начался второй этап движения, охвативший 1875-1876 гг. Увеличение ханом Кудаяром размера податей в три раза послужило новым толчком к развитию этого народ. движения. Второй этап восстания отличался от предыдущего как по своим целям и характеру, так и по масштабам, национальному составу участников.
В 1875 г. Полот-хан перешел из Чаткала в Лейлек, где он продолжал руководить восстанием, которое к июлю переросло в Узгене во всенародное движение. В него включились представители и других народов - кыпчаков, узбеков, турок, таджиков.
Полот-хан, Исхак Асан уулу (1844-1876) - один из руководителей антифеод. восстания 1873-1876 гг. против Кокандского ханства и русских захватчиков. Родился в кишлаке Охна Маргаланского уезда в семье молдо Асана из рода бостон. Получил образование в медресе. Усиление произвола Кудаяр-хана, в третий раз занявшего престол, проводимая им политика вытеснения из правящей орды представителей кыргызскои и кыпчакскои диаспоры, вызывали в народе возмущение и недовольство. Возглавляемая именитым Шер-датка группа кыргызских биев поставила целью во что бы то ни стало найти какого-либо отпрыска ханского рода и поставить ханом вместо Кудаяра.
|
Согласно традиции, претендентом на ханский престол могло быть лицо только ханского рода. Кыргызская знать остановила свой выбор на внуке хана Алима (1800-1809) Полот-беке, состоявшем в то время имамом при одном из медресе Самарканда. Однако слабохарактерный, недалекий умом Полот-бек наотрез отказался от престола. Увидев Исхака, они решают, что тот как две капли воды похож на бека Полота. Исхаку предложили подменить Полота. Он решил рискнуть и согласился возглавить восстание. Царское правительство между тем объявило власть Полот-хана незаконной и в 1875 г. ввело русские войска в пределы Кокандского ханства. В результате ряда сражений восстание было подавлено. Предательски сданный в плен, Полот-хан был в марте 1876 г. повешен. 24 июля 1875 г. в кишлаке Сары-Талап близ Коканда был объявлен ханом Насирдин-бек. Хана Полота феодалы-заговорщики арестовали и бросили в темницу. Позже Полоту удалось бежать и уйти в Чаткал. К.П. Кауф-Ман во главе отлично вооруженных 5000 солдат нанес близ Коканда сокрушительный удар по восставшим. 26 августа Насирдин-хан был вынужден подписать продиктованный русской стороной договор,согласно которому было образовано новое владение России - Наманганское отделение, которое включало территории Намангана, Касана, Аксы и Ала-Буки. Наместником был назначен только что получивший генеральский чин М.Д. Скобелев. Оправдывая "высокое доверие", генерал сделал все, чтобы утопить восстание в крови. 27 сентября 1875 г. Исхак под именем Полот-Хана второй раз был провозглашен ханом. Теперь восстание было направлено на борьбу против хана Насирдина и русских колонизаторов. 9 октября Полот-хан занял Коканд. Насирдин-хан бежал в Ход-Жент. В октябре повстанцы перешли к активному противодействию войскам русских. Российские войска захватили Андижан, было убито около 20 тыс. человек. Силы восставших были подорваны. Видя невозможность дальнейшего сопротивления, Полот-хан был вынужден бежать в Чон-Алай. Решив остаться в истории покорителем Кокандского ханства, честолюбивый М.Д. Скобелев торопился побыстрее взять Коканд. В результате царь Александр II подписал указ о ликвидации Кокандского ханства. Плененный Исхак-Полот-хан по приказу К.П. Кауфмана был повешен 1 марта на центральном базаре Маргалана. На месте бывших владений Кокандского ханства была образована Ферганская область. Вновь назначенный военный губернатор Ферганской области Скобелев задался целью до корней истребить остатки восстания и неуклонно продолжить захватническую политику царизма. Для этого он организовал так называемую Алайскую научно-военную экспедицию. Борьбу алайских кыргызов возглавили сыновья Алымбек-датка и Курманжан-датки - Абдылдабек, Батырбек, Мамытбек, Асанбек. В схватках с регулярными русскими войсками восставшие оказывали упорное и самоотверженное сопротивление. Курманжан-датка была вынуждена приехать в Чон-Алайский лагерь М.Д.Скобелева. На Скобелева произвели большое впечатление ум и проницательность датки, за что он назвал ее "Алайской царицей". На этой встрече Курманжан выразила покорность русским властям и была вынуждена содействовать переводу своих сыновей в рус. подданство.
|
|
Курманджан-датка Курманжаи Маматбай кызы (1811-1907) - правительница алайских кыргызов, известная под именем "Алайская царица" происходила из рода барга родового объединения мунгуш, населявшею окрестности Оша Убежала от первого мужа. навязанного сватами, и 3 года проживала у родителей. В 1832 г вышла по своей воле замуж за Алымбек-датка правителя Алая. Прожила с ним 29 лег. родила 5 детей, была неизменной помощнипеи н советчицей мужа. В 1862г., после смерти мужа, павшею от рук дворцовых заговорщиков Коканда, взяла в свои руки бразды правления Алаем. Бухарский эмир Музафар пожаловал ей титул датка. Прозорливая правительница Курманжан-датка внесла значит. вклад в урегулирование внутиродовых споров и неурядиц горных кыргыюв, осуществляла политику независимости от Кокандского ханства. Эта же линия проводилась и в период интервенции русских войск в Ферганскую долину. Однако, учитывая стожившиеся обстоятельства Курманжан -датка в 1876 г объявила о присоединении алайских кыргызов к России. Царское правительство присвоило Курманжан чин полковника.
Восстание 1916 года. Русификация Туркестана, как основа колониально-националистической политики, к началу XX в. все более усиливалась. Одной из основных причин восстания было массовое переселение крестьян из России и усиление произвола при их расселении. Начавшаяся в 1914 г. первая мировая война, в которой принимала участие и Россия, легла тяжким бременем на плечи бедствующего населения, и без того угнетенного колонизаторским режимом. Трудности, выпавшие на все народы, не обошли и кыргызов. Они посылали на фронт деньги, одежду, лошадей для кавалерии. Указ царя от 25 июня 1916 г. о привлечении туркестанских народов к военно-оборонительным работам - мужчин с 19 до 23 лет -вызвал волну негодования у людей, с трудом переносящих гонения на родной земле, унижения и двойной гнет. Доведенный до отчаяния колониальными притеснениями, народ был вынужден подняться с оружием в руках на открытую освобод-ную борьбу. Восстание, начавшееся 4 июля 1916 г. в г.Ходжент Самаркандской области, быстро распространилось на Сыр-Дарьинскую и Ферганскую области. В июльском восстании в Ферганской области активно участвовали и кыргызы. Острый хар-р носило Узгенское восстание. Уже к нач. августа большая часть юга К-на была охвачена восстанием. Восстание на севере Кыргызстана характеризовалось особой остротой и динамичностью. Здесь оно проходило на уровне вооруженных столкновений с оснащенными современным оружием царскими войсками. 8 августа поднялось население близлежащих к Токмоку айылов. Предводительствуемый Ыбраимом Тюле уулу небольшой отряд повстанцев устроил засаду на Иссык-Кульском тракте и захватил обоз со 178 винтовками и более 30 тыс. патронами. В это же время повстанцы из волостей Сарыбагыш и Атаке взяли в осаду село Новороссийское и казачью станицу Самсоновку. К середине августа восстание охватило 12 волостей Пишпекского уезда, регионы Иссык-Куля и Таласа. В восстании активно участвовали и кыргызы Тенир-Тоо. Кочкорская долина стала центром восстания этого региона. Повстанцы подняли на белом войлоке болуша Каната Убуке уулу (Канат Убукин) и провозгласили его ханом-предводителем, дав клятву послушания. Хан с 3 тыс. воинов, вооруженных 30-40 берданками и фитильными ружьями, а в основном копьями и топорами, в начале августа через Шамшинский перевал спустился в Чуйскую долину. Войско Каната, рассыпавшись по Чуйской долине, подвергло резне окрестные русские села. Повстанцы в начале захватили старый Токмок (совр. село Чуй), а с 13 по 22 августа осаждали большой город Токмок. Однако, понеся большие потери от подоспевших из Верного (Алматы) и Ташкента 1600 русских солдат, повстанцы не удержались и вынуждены были отступить.
Культура Кыргызстана в сер. 19-нач 20 вв. Акыны импровизаторы. Кыргызы в XIX в. находились в самом расцвете эпического творчества. Это находило свое подтверждение в искусстве манасчи - сказителей океаноподобного эпоса "Манас", художественное содержание которого достигло апогея в процессе неустанного совершенствования. Исполнение эпоса было особо почетным и популярным среди кыргызов. Самые видные исполнители этого жанра - Балык, Кельдибек, Назар, Чонбаш, Телтай, Калмырза, Суранчы, Чоодан, Жандаке и др. именовались в народе "великими манасчи" и пользовались большим уважением. Эти народные таланты, каждый в меру своих сил, совершенствовали нетленное наследие предыдущих сказителей. Каждый манасчи считал своим долгом передать свое умение и искусство другим талантливым исполнителям. Например, учениками манасчи Жапый уулу Тыныбека (1846-1902) были сказители Сагымбай, Калыгул, Тоголок Молдо, Байбагыш, Донгузбай и др., дожившие до нашей эпохи.
Великие сказители при исполнении "Манаса" до того входили в образы героев и эпическую ситуацию, что сами становились как бы соучастниками событий. Одним из таких манасчи был Сагымбай Орозбак уулу (1867-1930). Сагымбай-манасчи был родом из айыла Кабырга, что на Иссык-Куле. Познал эпос от современных ему сказителей-мастеров. Записанный в его исполнении вариант эпоса "Манас" характеризуется высокохудожественным содержанием. Вариант Орозбакова отличали богатая фактографическая насыщенность, красочное фольклорное обрамление. Все это свидетельствовало о его большой творческой индивидуальности и высоком мастерстве. В эпосе "Эр-Тёштук" нашли воплощение самые древние представления кыргызов о строении Земли и Вселенной, это было своеобразное поэтическое пособие, по кот. можно рассуждать о взаимоотношениях людей, понятиях добра и зла и которое служило развитию общественного сознания того времени. О полит. ситуации в Центр. Азии, самоотверженной борьбе кыргызов против захватчиков-ойротов повествовали появившиеся в XVII-XVIII вв. малые героические эпосы "Жаныш-Байыш", "Курманбек", "Эр-Табылды" и др., получившие широкое распространение по всему этому региону. В дастане "Жаныл-Мырза" воспевалась борьба женщин древней воинственной эпохи за свободу и равноправие.
Великий акын кыргызского народа Токтогул Сатылганов (1864-1933) заслужил широкое признание за то, что пел о тяжелой судьбе своего народа, воспевал в своих песнях идеи справедливости, вскрывал существующие классовые и соц. противоречия, обличал властьимущих. Знаменитый поэт-импровизатор Барпы Алыкулов (1884-1949) был родом из кишлака Ачы (тер-рия соврем. Сузакского района). Его песни-наставления характеризовались богатством глубоких дидактических и философских размышлений. Помимо остро соц. произведений, он создал целый ряд дастанов-наставлений о сущности мира, человеческого бытия, перипетиях эпохи, много лирических песен.
Одним из учеников Токтогула был поэт-импровизатор Эшмамбет Байсеит уулу (1867-1926). Его песни всегда отличала образность, философская содержательность, острая полемичность. Большое поэтическое и импровизаторское мастерство ярко выражалось в состязаниях с такими известными акынами, как Женижок, Жаныбай, Куран, Найманбай, Барпы, Калык и др. Значит. след в ораторском искусстве и философской мысли кыргызов XIX в. оставил Калыгул Бай уулу (1785-1855). Глубиной, значительностью, прозорливостью своих размышлений, способностью предвидеть события мыслитель снискал в народе большое почитание. Его назвали Калыгул- олуя - Калыгул-провидец. Известный манасчи Сагымбай говорил о Калыгуле: "Калы-гул-акын является отцом кыргызских акынов. В народе не сохранились имена певцов, не связанных с Калыгулом, все истоки восходят к нему". Его дидактические произведения - "Слово Калыгула", "Конечный век", "Наставления", "Похвала Иссык-Кулю" и др. - воспринимались в народе как мудрые наставления и потому имели огромную популярность.
Одним из продолжателей этой формы восточного поэтического красноречия был Арстанбек Буйлаш (Бойлош) уулу (1824-1878). В народной памяти он остался как автор наигрышей на комузе и песенных мелодий. В главном произведении его творчества "Тар заман" ("Попранный мир") собраны поэтические рассуждения об обществе, политике, бытии в связи с конкретными историческими условиями. Размышляя о современной ему политич. жизни кыргызов, Арстанбек во многом осуждал присоединение Кырг-на к России. Каждая строка их песен характеризуется высокой художественностью, продуманной лаконичностью и содержательностью.
Первые историки и просветители. В результате присоединения К-на к России активизировались взаимоотношения кыргызов с издавна проживавшими на ее тер-рии тюркскими и мусульманскими народами. Особенно в этом отношении были благотворными взаимосвязи с родственными кыргызам татарами и башкирами. Эти народы сыграли большую роль в развитии кыргызской культуры, послужили своеобразным катализатором для начала ее научного исследования, оказывали поддержку талантливым представителям кыргыз. народа, содействовали в печатном издании их трудов и произведений. Одним из таких талантливых людей был первый письменный историк кыргызов Осмонаалы Сыдык уулу. Видным исследователем и летописцем истории кыргызов был Белек Солтонкелди уулу Солтоноев.
Сохранившийся в рукописи труд Б. Солтоноева "Кыргыз-казак тарыхы" ("Кызыл-кыргыз тарыхы") считается важным документальным источником истории Кыргызстана. Для своего времени Б. Солтоноев был высокообразованным чел-ом. Он написал ряд поэтических произведений. Был хорошо знаком с историческими, философскими и этнографическими трудами видных деятелей русской и мировой культуры. В его трудах даны сведения об эпосе "Манас" и видных манасчи, о знаменитом представителе тюрко-мусул-ской культуры средних веков Махмуде Кашгари, легендарных мыслителях кыргыз. народа Толубае-сынчы, Асан-кайгы и таких известных акынах-дидактиках, как Калыгул, Арстанбек, Молдо Кылыч. Особое место в своей рукописи Б. Солтоноев уделяет эволюции древнейших мировоззрений кыргызов об астрономии, математике, обществе и природе.
Осмонаалы Сыдык уулу (1875-1940) - первый кыргызский историк, известный просветитель. Родился в семье крупного манапа Кочкорской долины Абайылды из рода сарыбагыш. Азы грамоты постиг у местного муллы. Продолжил учебу в медресе. Повышал образование в центрах мусульманской учености - Бухаре и Уфе. Жил в тесном общении с уйгурскими, узбекскими, татарскими, казахскими просветителями. Овладел русским языком, был знаком с трудами европейских ученых. В конце 20-х гг. подвергся преследованиям как выходец из бай-манапского сословия. Скрывался в Вост.Туркестане, умер в 1940 г. Осмонаалы Садык уулу выпустил в 1913 и 1915 гг. в г. Уфе две книги на кыргызском языке на арабском алфавите: "Мухтасар тарых-и-кыргызийа" ("История кыргызов") и "Тарых-и-кыргыз шадманийа" ("История кыргызов, просвященная Шабдану"). В 1986 г. эти две книги, объединенные в одну, были изданы в Китае под редакцией Анвара Байтура.
Солтоноев Белек Солтонкелди уулу (1878-1938) - кыргызский историк, литератор и поэт. Родом из Кемина, уже в 7-8 лет умел читать и писать. Затем 3 года учился в Каракольской русской школе, 2 года -в Пишпекской кыргызской школе садоводов. Увлекшись историей, собирал родословные были и предания, изучал труды мусульманских и русских историков. В 1916 г. был избран волостным в волости Атаке-бия.После восстания 1916 г. во время исхода кыргызов в Китай бежал с родичами, в 1917 г. вернулся, проводил агит. работу за советскую власть в Алматы. Затем до 1924 г. работал Белек Солтоноев. в учреждениях по ликвидации неграмотности населения в Кырг-не. В 1927-1937 гг. занимался научными исследованиями при Совете Народных Комиссаров Кыргызской АССР. Невинно репрессирован и расстрелян. Реабилитирован в 1955 г.
Арабаев Ишенаалы (1882-1934) родился в айыле Кюн-Батыш Кочкорского округа. Получив первичное образование у муллы, В 1900-1910 гг занимался учительствованием. В 1910 - 1913 гг. повышал свое образование в городах Оренбург, Уфа, Казань. И. Арабаев - автор ряда учебников и учебных пособий: "Алип-бээ жана тете окуу" - Уфа, 1911 г., "Жазуу орнектерн" - Оренбург, 1912 г., "Кыргыз алип-бээси" - Москва. 1925 г.; "Саамалык" - Москва, 1925 г.; "Баштооч мектептердин эсеп Г йрот^ Г жолу" - Москва, 1925 г.; "Кыргыз алип-бээси" - Москва, 1928 г. и др. Кроме того, занимался переводами и изданием обществ.-политической литературы на кыргызском языке. Внес большой вклад в собирание фольклора. По ложному обвинению в национализме и членстве в социал-туранской партии в 1933 г. был арестован, умер в Ташкенте в 1934 г. Посмертно был реабилитирован. Его имя в 1999 г. присвоено Кырг-го гос-венному педагогическому университету. После вхождения Кыргызстана в состав России в кыргызском обществе оживилось просветительское движение. Видным пред ставителем плеяды просветителей того времени был Ишенаалы Арабаев.