Прочитайте отрывок и выполните задания.




Сложноподчиненные предложения

Сложноподчиненные предложения - это предложения, в которых одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным слово).

СПП может состоять из двух и более простых предложений, одно из которых является главным, а остальные — придаточными предложениями.

Придаточное может стоять перед главным, после него или даже внутри главного.

Придаточные предложения могут пояснять одно слово в главном предложении: Он жил в том доме, который находился на самом берегу реки, либо всё главное предложение.

Чем присоединяются придаточные предложения к главному? (подчинительными союзами или союзными словами).

В чём отличие союзов от союзных слов? ( Союзные слова не только связывают придаточные предложения с главным, но и являются членами предложения).

Придаточная часть может пояснять все главное предложение в целом или один из его членов. Когда художник открыл портрет, я невольно рассмеялся от радости. Я рассмеялся когда? когда художник открыл портрет.

В сложноподчинённом предложении может быть не одна, а несколько придаточных частей, соединённых подчинительной связью с главным предложением.

По характеру взаимосвязи придаточных предложений с главным выделяют три типа сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными:

1. СПП с однородным соподчинением. Она знала, что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты, что чувствуют они себя связанно. Она знала что? что девочки поглядывают и чувствуют…

2. СПП с неоднородным соподчинением. Когда мы встали, то нельзя было понять, который час. Нельзя было понять когда? когда мы встали. Нельзя было понять что? который час.

3. СПП с последовательным подчинением. Надо было видеть, как берёза вспыхивала на солнце, когда его лучи пробивались, скользя и пестрея, сквозь частую сетку тонких веток… Видеть что? как береза вспыхивала когда? когда его лучи пробивались.

 

Определите вид придаточных в СПП.

1. В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце.

2. Трех сосен, которые так любил Пушкин, в Михайловском сейчас нет.

3. На месте, где они когда-то росли, посажены молодые сосенки.

4. Мы спросили, когда нам прийти снова.

5. Мне вдруг стало так хорошо, как бывает в детстве.

6. Солнце еще не успело подняться, и в саду было холодно.

7. Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.

8. Несмотря на то что наступил ноябрь, дни стояли светлые.

Задание 1: Расставьте знаки препинания, определите вид придаточного предложения.

1.Тополь что он когда-то посадил возле школы спилили.

2.Странно что он не волновался и не радовался.

3.Получилось так что стихотворение стало как бы поэтическим завещанием Пушкина.

4.Я воспользовался случаем чтобы получше рассмотреть портрет и подошёл поближе.

5.Стояли они недалеко от сквера где были скамейки.

6.Чтобы пленяла красота нужны ей ум и доброта.

Задание 2. Соедините половинки сложных предложений. Выделите среди них главное и придаточное, определите вид придаточного предложения.

1. Николай и не заметил, надо прилежно учиться.

2. Скучен день до вечера, установилась теплая, солнечная погода.

3. Чтобы получить хорошую профессию, тихо шелестящих под ветром.

4. Которая бывает в начале сентября, что стало светать.

5. Воздух пропитан ароматом трав, коли делать нечего.

Задание 3: Расставьте знаки препинания. Определите вид придаточных. Составьте схемы. (Схемы предложений заранее начерчены за доской)

1. На обрыве, что возвышался в светлом небе,чернела одинокая скамья.

2. (Не) (в) далеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.

3. По старым охотам знаю, какими прекрасными могут быть последние деньки осени.

4. Следователь догадался, где может скрываться преступник.

5. (Не) редко в вагоне происходят такие интересные разговоры, каких не увид…ш(?) в кругу друзей.

Выпишите выделенное словосочетание. Укажите вид связи. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Задание 4. Комплексный анализ текста.

Прочитайте отрывок и выполните задания.

(1) Я ухожу и даже не знаю, хватит ли у меня сил вернуться. (2) Вспоминается всё, что известно о Ливийской пустыне. (3) Там жизнь улетучивается, как пар. (4) Когда пройдёт двадцать часов, перед глазами вспыхнет яркий свет. (5) Невесть откуда взявшийся северо-восточный ветер, который нас так подвёл, затихает. (6) С вечера мы расставили силки у входа в какие-то отдалённые норки, так что во мне просыпается браконьер. (7) Отрадно видеть, что и здесь есть жизнь. (8) На душе становится так хорошо, что уже не очень хочется пить....

Задания:

1Определите разновидность придаточного в предложении 2.

2Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени. Укажите его номер.

3Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным следствия. Укажите его номер.

4Укажите количество сложноподчинённых предложений с придаточным изъяснительным в тексте.

5Укажите количество грамматических основ в предложении 3.

6Замените слово улетучивается нейтральным синонимом.

Объясните значение слова браконьер.

Задание. Попробуйте объяснить, что неверно в предложениях, включенных в задание, с точки зрения грамматики.

1.Командир сказал, данное мне поручение было простым испытанием. (пропущен союз что)

2.Он считал, что будто мы неправильно его поняли.

3.Во время беседы ребятам задали вопрос, что были ли подаренные книги им интересны. (В косвенно-вопросительных предложениях нельзя одновременно использовать подчинительный союз и частицу ли в роли союза).

4.Брат спросил меня, что зачем я взял с собой младшую сестру. (В косвенно-вопросительных предложениях нельзя одновременно использовать союз что и другое союзное слово).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: