Тема 3. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ




План

1. Органы представительной и исполнительной власти в Украине

2. Полномочия Верховной Рады Украины в области земельных отношений.

3. Полномочия Верховной Рады Автономной Республики Крым (АРК), областных и местных советов в области земельных отношений.

4. Полномочия Кабинета Министров Украины в области земельных отношений.

5. Полномочия Совета Министров АРК и местных государственных администраций.

6. Полномочия органов исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов.

7. Полномочия органов исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов и других органов исполнительной власти специальной компетенции.

 

1. Органы представительной и исполнительной власти в Украине

 

Все субъекты, регулирующие земельные отношения, в зависимости от широты круга властных полномочий делятся на органы:

- общей компетенции,

- специальной компетенции.

К органам общей компетенции относятся Кабинет Министров Украины, местные государственные администрации, органы исполнительной власти, чаще городских, советов. Особенностью деятельности органов данной категории является то, что они обладают широким спектром полномочий, и регулирование в области земельных ресурсов является лишь одним из предметов их деятельности.

Ко второй категории относятся центральные органы исполнительной власти и органы государственного управления с подчиненными им территориальными подразделениями, основным и единственным заданием которых является обеспечение реализации государственной политик на национальном и местном уровне. Примером таких органов является Министерство охраны окружающей среды, Государственное агентсво земельных ресурсов (Госземагентсво), Государственный комитет по водному хозяйству и т.д.

В зависимости от субъекта общественных отношений, источника публичной власти можно выделить:

- органы государственной власти,

- органы местного самоуправления

В зависимости от порядка формирования и специфики властных функций, те же субъекты делятся на органы:

- представительной власти,

- исполнительной власти.

Исполнительная власть представляется:

- Кабинетом Министров;

- местными государственными администрациями.

Согласно ст. 1 Закона «О местных государственных администрациях» к местным государственным администрациям относятся областная, районная, Киевская и Севастопольская городские администрации.

В Украине существуют:

- областные государственные администрации (24),

- городские - Киевская и Севастопольская(2),

- районные государственные администрации (14 в городах и 490 в районых центрах).

Местные государственные администрации формируются председателем, который назначается Президентом Украины по представлению Кабинета Министров на срок полномочий Президента Украины. Распоряжения глав местных государственных администраций, принятых в пределах их компетенции, являются обязательными для выполнения всеми органами, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами.

Местные осударственные администрации подотчетны и подконтрольны органам исполнительной власти высшего уровня (ст. 118 Конституции Украины).

Органы местного самоуправления являются выборными органами представляющие интересы территориальной громады, они действуют согласно закону Украины «О местном самоуправлении»

Существуют следующие органы местного самоуправления: областной, районный, городской, поселковый, сельский. Они состоят из избранных депутатов.

Председатель районного и председатель областного совета избираются советом и возглавляют исполнительный аппарат совета.

Cельские, поселковые, городские советы представляют соответствующиетерриториальные громады и осуществляют от их имени, и в их интересах функции и полномочия местного самоуправления.

Областные и районные советы являются органами местного самоуправления, представляют общие интересы территориальных громад сел, поселков, городов, в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, законом Украины «О местном самоуправлении» и другими законами, а также полномочий, переданных им сельскими, поселковыми, городскими советами.

Представительные органы местного самоуправления, сельские, поселковые, городские головы, исполнительные органы местного самоуправления действуют по принципураспределения полномочий в порядке и пределах, определенных законом Украины «О местном самоуправлении» и другими законами.

В вопросах реализации делегированных им полномочий органы местного самоуправления подконтрольны соответствующим органам исполнительной власти.

Местные советы подконтрольны также Верховной Раде Украины, территориальным общинам, суду.

 

2. Полномочия Верховной Рады Украины (ВР Украины) в области земельных отношений

 

Полномочия ВР Украины в области земельных отношений представлены в ст.6 второй главы Земельного Кодекса Украины. К полномочиям ВР Украины относятся:

а) принятие законов в области регулирования земельных отношений;

б) определение основ государственной политики в области использования и охраны земель;

в) утверждение общегосударственных программ по использованию и охране земель;

г) установление и изменение границ районов и городов;

д) согласование вопросов, связанных с изъятием (выкупом) особо ценных земель;

е) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии и Конституцией Украины.

 

2. Полномочия Верховной Рады Автономной республики Крым, областных и местных советов в области земельных отношений.

 

Полномочия Верховной Рады Автономной республики Крым (ВР АРК) и областных советов в области земельных отношений определены статьями 7 и 8 ЗКУ. Среди полномочий, которыми они наделены, можно выделить как общие полномочия, так и различные - особые. Но действие и тех и, других полномочий распространяются на земли, которые находятся в границах их образований – областей и АР Крым, согласно административно - территориальному делению Украины. Общими полномочиями являются:

1) распоряжение землями, находящихся в общей собственности территориальных громад;

2) обеспечение реализации государственной политики в области использования и охраны земель;

3) согласование общегосударственных программ использования и охраны земель;

4) утверждение и участие в реализации (соответственно, республиканских АР Крым и региональных) программ использования и охраны земель, повышения плодородия почв;

5) координация деятельности местных органов земельных ресурсов;

6) внесение предложений в Верховную Раду Украины по установлению и изменению границ районов и городов;

7) установление и изменение границ сел и поселков;

8) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом.

Особые полномочия Верховной Рады Автономной Республики Крым:

1) координация деятельности районных и городских (городов областного значения) советов в области земельных отношений;

2) координация осуществления контроля по использованию и охране земель.

Особые полномочия областных советов, которых нет у ВР АРК:

1) организация землеустройства;

2) решение земельных споров.

 

Полномочия местных (районных, городских, сельских, поселковых, районных в городах) советов в области земельных отношений

Полномочия районных советов определяются статьей 10 ЗКУ. Среди них следует выделить:

1) распоряжение землями общей собственности соответствующих территориальных образований;

2) координация деятельности местных органов земельных ресурсов;

3) обеспечение реализации государственной политики в области охраны и использования земель;

4). организация землеустройства и утверждение землеустроительных проектов.

5). внесение в ВРК, областные советы предложений по установлению и изменению границ районов, городов, сел и поселков;

6). решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом.

Полномочия районных советов в городах согласно статье 11 ЗК Украины определяются городскими советами.

Полномочия сельских, поселковых и городских советов в области земельных отношений определяются статьей 12 ЗК Украины, статьей 26 закона Украины «О местном самоуправлении» и пунктом 12 Переходных положений ЗК Украины.

До размежевания земель государственной и коммунальной собственности, в соответствии с пунктом 12 раздела Х ЗК Украины, местные советы распоряжаются землями коммунальной собственности в границах сел, поселков и городов. Исключение составляют земли, переданные в частную собственность и земли, на которых расположены

- государственные предприятия,

- хозяйственные товарищества, в уставном фонде которых государству принадлежат акции или паи,

- земли под объектами:

▪ незавершенного строительства,

▪ законсервированными объектами;

▪ объектами, подлежащими приватизации.

Кроме этого городские, поселковые и сельские советы уполномочены

- выкупать земельные участки для общественных нужд соответствующих территориальных громад;

- организовывать землеустройство;

- координировать действия местных органов земельных ресурсов;

- осуществлять контроль по использованию и охране земель коммунальной собственности, соблюдениюм земельного и экологического законодательства; - ограничивать, временно запрещать (приостанавливать) использование земель гражданами и юридическими лицами в случае нарушения ими земельного законодательства;- готовить выводы по изъятию (выкупу) и предоставлению земельных участков согласно ЗК Украины;- устанавливать и изменять границы районов в городах, разделенных на районы;- информировать население об изъятии (выкупе) и предоставлении земельных участков;- вносить в районный совет предложений по установлению и изменению границ сел, поселков и городов;- решать земельные споры;- решать другие вопросы в области земельных отношений в соответствии с законом, например, утверждать в установленном порядке: ▪ местные градостроительные программы, ▪ генеральные планы застройки соответствующих населенных пунктов, другой градостроительной документации▪ ставки земельного налога.

3. Полномочия Кабинета Министров Украины (КМ Украины) в области земельных отношений.

 

Регулируются статьей 13 ЗКУ. Среди них следует отметить:

1) распоряжение землями государственной собственности в пределах, определенных ЗК Украины (часть 7 статьи 122, статья 149 часть 2, часть 2 статьи 150, статья 151, статья 129);

2) реализация государственной политики в области использования и охраны земель;

3) выкуп земельных участков для общественных нужд в порядке, определенных ЗК Украины (часть 9 статьи 149);

4) координация проведения земельной реформы;

5) разработка и обеспечение выполнения общегосударственных программ использования и охраны земель;

6) организация ведения государственного земельного кадастра, государственного контроля по использованию и охране земель;

7) осуществление землеустройства;

8) установление порядка проведения мониторинга земель.

 

4. Полномочия Совета Министров Автономной Республики Крым и местных государственных администраций

Как уже указывалось, согласно ст. 1 Закона «О местных государственных администрациях» (далее Закон) к местным государственным администрациям относятся областная, районная Киевская и Севастопольская городские администрации.

Полномочия данных органов исполнительной власти, а также совета министров АРК в области земельных отношений определены статьями 16, 17 ЗК Украины, ст.20,21 Закона. Это:

1. Распоряжение землями государственной собственности:

- районные государственные администрации осуществляют в пределах части 3 статьи 122 и части 5 статьи 149 ЗКУ.

- областные администрации распоряжаются землями государственной собственности в пределах части 4 статьи 122 и части 6 статьи 149 ЗКУ;

- Киевская и Севастопольская госадминистрации распоряжаются землями государственной собственности в пределах части 5 статьи 122 и части 7 статьи 149 ЗКУ;

- Совет министров АРК распоряжается землями государственной собственности в пределах части 6 статьи 122 и части 8 статьи 149 ЗКУ.

3. Подготовка заключений по вопросам предоставления (передачи), изъятия (выкупа) земельных участков.

4. Выкуп земельных участков для общественных нужд согласно закону.

5. Участие в подготовке и осуществлении выполнения общегосударственных и региональных (республиканских) программ по вопросам использования и охраны земель.

6. Координация осуществления землеустройства и государственного контроля по использованию и охране земель.

Только местные госадминистрации наделены полномочиями:

- подготовка заключений по установлению и изменению границ сел, поселков, районов, районов в городах и городов;

- координация деятельности государственных органов земельных ресурсов,

-организовывают разработку и проведение экспертизы градостроительной документации населенных пунктов в соответствии с государственными нормами и стандартами;

- вносят предложения соответственным органам местного самоуправления по организации территории и объектов природно-заповедного фонда местного значения.

Согласно ЗУ " Про государственный бюджет Украины на 2008 г." в качестве нового органа, имеющего полномочия по распоряжению землями, названы государственные органы приватизации. Сейчас их полномочия определены и в ЗК Украины, согласно ст. 17' этого кодекса, они осуществляют продажу земельных участков, на которых расположены объекты, подлежащие приватизации.

5. Полномочия органов исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов

Указом Президента Украины от 06. 01. 1996 № 34/96 «О создании единой системы государственных органов земельных ресурсов» с целью обеспечения проведения единого подхода в реализации государственной политики в области проведения земельной реформы, землеустройства, охраны земель, ведения государственного земельного кадастра, осуществления государственного контроля по использованию и охране земель была создана единая система органов (рис.1).

 

 

 


Рисунок 1 – Система органов исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов

 

Полномочия Госкомзема определяются статьей 15 ЗКУ. Среди них следует выделить:

1) координация работ по проведению земельной реформы;

2) ведение государственного земельного кадастра;

3) осуществление землеустройства;

4) проведение землеустроительной экспертизы.

Полномочия Госкомзема определяются и другими законодательными актами, например:

«Положение о государственном комитете Украины по земельным ресурсам» от 14. 08. 2000 № 970/2000.

Постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении типовых положений о территориальных органах земельных ресурсов» от 24.02.2003 № 200.

Постановление Кабинета Министров Украины «О создании государственной инспекции по контролю за использованием и охраной земель» от 25.12.2002 № 1958.

Приказ Госкомзема Украины «О создании единой системы государственной регистрации земельных участков, недвижимого имущества и прав на них в составе государственного земельного кадастра и усовершенствования структуры государственного предприятия «Центр государственного земельного кадастра при Госкомземе Украины» от 23.05.2003 № 135.

Согласно постановлению КМУ от 31.01.2007 г., произошла реорганизация Госкомзема в Государственное агентство по земельным ресурсам в составе Министерства охраны окружающей среды. После реорганизации все нормативные акты нового госагентства подлежат согласованию с Министерством охраны окружающей среды, а лишь затем государственной регистрации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: