ТЫ ХОЧЕШЬ СОБАКУ, А РОДИТЕЛИ ПРОТИВ




 

Собака — это да… Это совсем другая жизнь, когда у человека есть собака. Она всё понимает, всё-всё. Она всегда тебе рада. С ней можно дружить. Её можно гладить, и спать в обнимку, и гулять с ней, и учить её всему, и просто хорошо, когда она есть. Но когда человек ребёнок, он не может вот так вот просто решить и завести собаку. С улицы притащить. Или купить. Или у знакомых взять щенка. Потому что НАДО СПРОСИТЬ У РОДИТЕЛЕЙ, а они могут сказать: «Нет». И всё. Никакой собаки. Никаких прогулок, никакого мокрого носа, тыкающегося в щёку по утрам, никакого виляния хвостом, когда ты возвращаешься из школы. Бессобачья жизнь.

 

 

Что же делать человеку в такой грустной ситуации? Просить, умолять, ныть, уговаривать? Некоторые ребята так и делают.

Но, если честно, это не очень помогает. Скоро родители при одном слове «собака» начинают сердиться, закатывать глаза и махать руками. А то и топать ногами.

Или, того хуже, сжалятся и подарят на день рождения электрическую, на пульте.

Она гавкает и хвостом крутит, а сама с железками внутри, и глаза пластмассовые.

Подарить ЭТО человеку, который мечтает о настоящей собаке — всё равно что в душу плюнуть.

Или начнут несбыточные условия ставить: «Вот будут все пятёрки в четверти — и тогда…»

Какая связь, скажите на милость? Что, разве только пятёрочникам хочется друга?

Да что я тебе рассказываю, если ты мечтаешь о собаке, ты всё это и сам прекрасно знаешь. Наверняка пробовал просить и уговаривать, и ничего не вышло. На родителей такие методы действуют плохо.

А что действует?

Внимание: важная секретная информация.

Мало какой родитель способен устоять перед СЕРЬЁЗНЫМ ОТНОШЕНИЕМ К ДЕЛУ.

Это такая штука, от которой просто так не отмахнёшься. Но от тебя потребуется действительно подойти к делу серьёзно.

 

Шаг первый.

Выясним причину отказа.

Без нытья и возмущения, спокойно спроси: «Почему нет?»

Иногда причины такие, что сделать ничего нельзя. Например, у кого-то в семье аллергия на шерсть, и от собаки человек может тяжело заболеть. Или вы живёте в квартире, которую снимаете, и держать там животных запрещено. Это значит, что не родители говорят «Нет», а такие уж сейчас обстоятельства жизни. И обижаться на родителей тут не за что, и уговаривать их незачем. Придётся ждать, когда обстоятельства изменятся. Может быть, новое средство от аллергии учёные придумают. Или вы переедете в другое место.

Но чаще всего родители говорят «Нет», потому что очень хорошо знают, как всё обычно бывает. Сначала ребёнок очень-очень хочет собаку и мечтает, как он будет всё-всё для неё делать сам. Гулять, кормить, лечить — всё-всё. Потом собака появляется, и сначала-то да, он всё делает. А потом ему надоедает.

Потому что одно дело гулять со щенком в своё удовольствие днём, а другое — вставать утром на полчаса раньше, чтобы успеть выгулять его перед школой. И так каждый день! Даже когда очень-очень спать хочется! И даже в каникулы и в воскресенье!

Или вот поздней осенью, когда холодно, слякоть и грязь и ветер пронизывающий, а надо выходить из тёплого дома на прогулку, а потом ещё мыть псу лапы и вытирать за ним пол. Или когда он лужу сделает на ковёр. Или кучу. Или вырвет его — с собаками это случается.

А ещё они, когда молодые, очень хулиганить любят, всё грызть, всё царапать и утаскивать под кровать. Кто будет следить, чтобы ничего ценного не лежало там, где глупый щенок может это достать и скушать? А он ведь может и мамин паспорт съесть, и папину зарплату, и бабушкины таблетки (и отравиться), и косметику сестры (и тоже отравиться), и твой дневник. Впрочем, дневник ладно, пусть… Лишь бы без обложки — пластик очень опасен для собак!

Короче, выясняется, что собака — это вовсе не одна сплошная радость. Это ещё и много забот, причем часто неприятных. А главное — постоянных. Каждый день. И очень захочется сказать: «Я передумал, мне надоело». Или хотя бы: «Могу же я отдохнуть от этого хоть пару дней?»

А собака-то — живая. Она ждать не может. Она жалобно смотрит и скулит.

И тогда мама, тяжело вздохнув, берёт тряпку и вытирает за ней лужу. А папа, уставший после работы, вынужден взять поводок и идти выгуливать пса. Потому что они взрослые, они ответственные. Они просто не могут сказать «не хочу, надоело». Они взяли живое существо в дом и должны теперь о нём заботиться. Хотя мечтали, и просили, и ныли вовсе не они.

 

 

Думаешь, так бывает редко? Как бы не так. Очень часто. И родители твои много-много таких историй от других родителей слышали. А может, и сами в детстве так же делали. Конечно, сейчас, когда ты так сильно хочешь собаку, тебе трудно поверить, что она тебе надоест. Но, поверь, так и будет. Это само по себе не страшно. Нам часто надоедают даже приятные дела, даже интересные занятия и даже те, кого мы любим.

Взрослые это очень хорошо знают. И умеют преодолевать своё «не хочу, надоело», продолжая заботиться и делать всё, что нужно. Постепенно становится легче, забота входит в привычку, всё налаживается, и радость снова возвращается. Но до этого надо дотерпеть. А ребёнок не всегда может дотерпеть.

Теперь понимаешь, чего именно не хотят родители, когда говорят «Нет»? Подумай внимательно и честно — а может быть, они и правы? Может быть, ты пока ещё не очень взрослый и ответственный? Не сможешь преодолеть своё «не хочу, надоело»? Может, ещё пару лет подождать, подкопить взрослости?

Уверен, что сможешь? Точно-точно?

Тогда осталось убедить в этом родителей. Идём дальше.

 

 

Шаг второй.

Соберём информацию.

Какую именно собаку ты хочешь? Весёлую или серьёзную? Большую или поменьше? Лохматую или гладкую? Породистую или дворняжку? Собаки бывают очень-очень разные. Одним из них нужны очень долгие прогулки, другие любят громко лаять по ночам, третьих нужно каждый день аккуратно вычёсывать, четвёртые легко простужаются, пятые могут быть агрессивны и опасны.

Что ты об этом знаешь? Разбираешься ли в породах, их особенностях? Знаешь, как ухаживать, кормить, лечить, дрессировать?

Начни с того, чтобы во всём этом разобраться. Найди книги о собаках, сайты собаководов-любителей. Попробуй узнать, нет ли поблизости кружка юных кинологов (кинология — это как раз наука о собаках). Ходи на выставки собак, разговаривай с их хозяевами, спрашивай, что тебе интересно. При клубах собаководов часто проводят лекции, на которых рассказывают, как правильно дрессировать щенков и ухаживать за ними. Когда ты много всего узнаешь, ты сможешь составить список самых симпатичных тебе пород. А теперь пора подумать не о том, что нравится тебе, а о том, что понравится собаке. Какому псу будет хорошо у вас дома, в вашей семье? И с каким будет хорошо другим членам семьи?

Если вы любите подолгу гулять в лесу рядом с домом, всё лето проводите на даче — это одно. А если вокруг только пыльные улицы и гулять предстоит в крошечном скверике, брать, например, собаку охотничьей породы, которая жить не может без долгих прогулок, очень жестоко. Подумай о другой породе.

Как много места у вас дома? Если там очень тесно, если повсюду стоят хрупкие вещи, крупной овчарке будет неудобно, а весело машущего хвостом лабрадора придётся часто ругать за то, что он всё поразбивал.

Есть ли в доме маленькие дети?

Если есть, очень важно выбирать собаку дружелюбную, уравновешенную, чтобы она не покусала их, даже если дёрнут за хвост.

Обсуди всё это с родителями подробно. Не требуй, чтоб они прямо сейчас обещали тебе собаку, но просто поговорить ведь они не откажутся?

Главное — чтобы они увидели, как много ты уже знаешь и как тщательно готовишься, — это и есть СЕРЬЁЗНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЛУ.

 

Шаг третий.

Планируем жизнь с собакой.

Представь себе, что всё получилось. И щенок уже с тобой. Как вы будете жить вместе?

Кто и что будет делать для него? Ответ «Я всё буду делать сам» хорош, но неубедителен. Что именно «всё»? Составь график. Ты уже должен знать, сколько раз в день и как долго надо будет гулять, чем кормить и как готовить еду, сколько и где дрессировать. Посчитай, хватит ли у тебя на всё времени? В каких ситуациях может понадобиться помощь родителей и в чём? Спроси, смогут ли они помогать?

Или вот: что будет, когда вы захотите всей семьёй поехать в отпуск? Можно ли будет взять щенка с собой? Есть ли у тебя друзья, которым можно будет его оставить? Что ещё можно придумать на такой случай?

Дальше — вопрос денег. Если собака, о которой ты мечтаешь, породистая, то сколько будет стоить щенок? Кто будет платить — родители или ты сможешь накопить сам? Сколько будет стоить еда для собаки? Узнай, какой корм понадобится, сколько его нужно в день и посчитай, во сколько питание собаки обойдётся в месяц. Ещё важные траты — лечение и дрессировка. Ты знаешь, где находится ветеринарная клиника? Когда и какие нужно делать прививки? Как ты собираешься учить щенка — сам, по книжке, с инструктором? И сколько это стоит?

Сделай полный подробный расчёт и тоже обсуди его с родителями.

Тут уж они убедятся, что СЕРЬЁЗНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЛУ у тебя есть.

 

 

Шаг четвёртый.

Доказываем свою ответственность.

Графики и расчёты — это хорошо, думают родители, а всё же — сможет ли он делать каждый день то, что не очень хочется? Или всё же нам самим придётся гулять, кормить и лужи вытирать?

Самое время предложить им ЭКСПЕРИМЕНТ.

Цель эксперимента — убедить родителей (и убедиться самому), что ты можешь быть ответственным. Срок эксперимента — как минимум 2–3 месяца, иначе ненадёжно.

Суть эксперимента. Ты берёшь на себя обязательство регулярно, без пропусков и напоминаний делать какое-нибудь дело, не очень простое. Лучше всего, если оно будет чем-то напоминать уход за собакой, то есть надо будет о ком-то заботиться, ухаживать.

Например:

— поливать, удобрять, пересаживать все домашние растения;

— забирать из детского сада, приводить домой и кормить ужином младшего брата;

— мыть пол и вытирать пыль в комнате у дедушки, если он старенький и ему трудно;

— вставать на 20 минут раньше и готовить завтрак для всей семьи или ещё что-нибудь в этом роде.

 

 

В принципе подойдут и дела, связанные со школой, но важно помнить, что оценивается не результат — какая отметка будет в четверти, а то, как ты выполняешь обязанности. То есть подойдёт «делать все уроки без напоминания и никогда не забывать, что задано». Хотя лучше бы всё же не про школу, а про людей, животных или растения — про тех, кому нужна ЗАБОТА.

Теперь уже всё зависит от тебя. Сможешь выполнять условия, не бросишь, не начнешь придумывать отговорки — значит, и правда готов отвечать за живое существо.

Не вышло? Сорвался? Ну ничего, значит, просто ещё рановато. Время идёт, с каждым днём ты становишься старше, сделай выводы, подожди немного и попробуй всё сначала — возможно, теперь получится.

Если все предыдущие шаги ты сделал правильно, к этому моменту родители уже хорошо понимают, как сильно ты хочешь собаку. И как ты уже вырос. И как СЕРЬЁЗНО ОТНОСИШЬСЯ К ДЕЛУ. Возможно, пока они всё это с тобой обсуждали, даже сами уже немножечко захотели собаку, только пока не признаются. И очень скоро вы вместе пойдёте выбирать щенка. Ведь теперь они уверены — это будет ТВОЯ собака, и отвечать за неё будешь ТЫСАМ.

Если же они и теперь говорят «Нет»… то, может быть, они просто любят кошек?

 

УЧИТЬСЯ ТРУДНО

 

ТЫУЖЕ ХОДИШЬ В ШКОЛУ? ИЛИ ЕЩЁ ТОЛЬКО ГОТОВИШЬСЯ, НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ХОДИШЬ? И КАК, ВСЁ ПОЛУЧАЕТСЯ?

Если всё-всё и притом легко, то это здорово. Значит, и учиться приятно, и оценки хорошие, и времени много остаётся для других интересных дел.

НО ТАК ВЕЗЁТ НЕ ВСЕМ. НЕКОТОРЫЕ РЕБЯТА, КОТОРЫЕ ОЧЕНЬ ХОТЕЛИ В ШКОЛУ И БЫЛИ УВЕРЕНЫ, ЧТО УЖ ОНИ-ТО НЕ БУДУТ ЛЕНИТЬСЯ И УЧИТЬСЯ БУДУТ ХОРОШО, ВДРУГ ОБНАРУЖИВАЮТ, ЧТО УЧИТЬСЯ ХОРОШО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ!

Вроде и не ленятся. Вроде стараются. И никак! То ошибок насажаешь, то задачка не решается, то записать не успеешь, то в тетради грязно, то просто стихотворение не желает в голову залезать. А то и вообще забудешь, что задали или что надо было принести. И вот пожалуйста — двойка!

А если двойка не одна?

И мама с папой расстраиваются?

Или ругают?

А учительница сердится?

А ребята смеются — мол, глупый, не понимает ничего?

И самому становится страшно: а вдруг я — неспособный?

Ну вот неспособный, и всё тут.

НЕСПОСОБНЫЙ

 

 

БЫВАЕТ ЖЕ ТАКОЕ?

И всю жизнь буду не учиться, а только зря мучиться. И ничего у меня не получится. И даже стараться не стоит.

И ДАЖЕ ПРОБОВАТЬ.

Если даже не пробовать, все будут думать, что это я просто лентяй. Или что мне наплевать на учебу. Вот и хорошо.

ЛЕНТЯЙ — ЭТО ЛУЧШЕ ВСЁ-ТАКИ, ЧЕМ ДУРАК.

Не так обидно.

Ой-ой-ой…

Вот примерно так школьник, у которого просто бывают двойки, и превращается в двоечника. Ведь двоечник — это не тот, у кого оценки плохие.

Это тот, кто плохо думает о себе и о своих способностях. Кто сдался и рукой махнул на учёбу — не получается, ну и не больно-то надо.

ЧТО С МЕНЯ ВОЗЬМЁШЬ — Я ЖЕ ДВОЕЧНИК! НЕСПОСОБНЫЙ СОВСЕМ.

Неспособный совсем. Очень грустное превращение. Потому что если человек получил двойку — это не страшно. Подумаешь, и Пушкин двойки получал. И Эйнштейн. И твои родители наверняка. И учительница. И даже директор школы. Ничего, выучились, вон сколько теперь всего знают. А вот если человек плохо думает о себе и рукой на себя махнул — это дело серьёзное.

Такой человек не сможет уже ни стихи красивые написать, ни открытие важное сделать, ни детей хорошо воспитывать. И не будут про него потом рассказывать с удивлением: «Надо же, Пушкин — а двойки получал! Вот это да!»

Вообще никак рассказывать не будут, скорее всего, а чего интересного-то?

Надеюсь, ты не собираешься становиться неинтересным человеком?

Тогда предлагаю сразу договориться:

НЕСПОСОБНЫХ ЛЮДЕЙ НЕ БЫВАЕТ. ТАКИХ, ЧТОБЫПРЯМ ВООБЩЕ НИ К ЧЕМУ. ПРОСТО СПОСОБНОСТИ У ВСЕХ У НАС ОЧЕНЬ РАЗНЫЕ.

 

 

Вот, например, девочка Маша.

ЕЙ ТРУДНО:

учить стихи, читать быстро и с выражением, вести себя вежливо, когда она сердита, сидеть смирно весь урок и ладить с другими девочками.

ЕЙ ЛЕГКО:

бегать быстрее всех в классе, давать сдачи, если её обижают, лазать по деревьям, решать примеры по математике и находить общий язык с собаками, даже самыми большими и страшными на вид.

Способная Маша или нет?

 

 

Или вот мальчик Никита.

ЕМУ ТРУДНО:

быстро бегать, успевать всё записывать на уроке, не обижаться, когда дразнят, поддерживать порядок на парте и в портфеле — там вечно всё валяется вперемешку.

ЕМУ ЛЕГКО:

читать даже очень толстые книжки, запоминать и самому сочинять стихи, плавать, играть в шахматы и вежливо разговаривать со взрослыми.

Он способнее Маши? Или наоборот?

 

 

Сам видишь, ответить на этот вопрос непросто.

Спросишь учителя физкультуры — он скажет: «Маша способнее». Спросишь учителя по чтению — он скажет: «Никита, конечно».

КТО ПРАВ?

 

У каждого человека — свой набор способностей. Своя, ни на кого не похожая мозаика, свой узор. Кто-то легко запоминает стихи, но плохо цифры. Кто-то всегда найдёт дорогу в лесу, но совсем не понимает и не любит музыку.

Кто-то очень усидчивый, но в неожиданной ситуации теряется. Кто-то прекрасно танцует, но рисует так себе. Кто-то пишет без ошибок, но сочинить свою историю ему трудно. У кого-то ужасный почерк, зато любую задачку он решает с ходу. А кто-то наоборот.

Узор, который образуют способности каждого человека, похож на компьютерную карту большого города, на которой показаны пробки.

 

 

Где-то поток машин быстро катится вперёд, где-то — затор, а там вообще дорога перекрыта и можно только в объезд. Трудности могут быть временные: надо подождать — и пробка рассосётся. А могут быть и постоянные — ну, узкая в этом месте дорога, и расширять некуда. Лучше поискать другой путь. Как говорится, умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт!

Поэтому, если ты недоволен своими способностями, или тебе кто-то говорит, что ты неспособный, первым делом надо прекратить паниковать и отчаиваться и начать ИЗУЧАТЬ КАРТУ СВОИХ СПОСОБНОСТЕЙ

СОСТАВЬ ПРО САМОГО СЕБЯ СПИСКИ:

МНЕ ТРУДНО (получается так себе)

МНЕ ЛЕГКО (получается почти всегда хорошо)

 

Только в списках должны быть разные способности, не обязательно те, что нужны на уроках или на других занятиях. Может быть, ты хорошо (или не очень) умеешь:

УЛАЖИВАТЬ ССОРЫ;

ЗАБОТИТЬСЯ О ДРУГИХ;

ШУТИТЬ;

УПОРНО ДОБИВАТЬСЯ ЦЕЛИ;

ФАНТАЗИРОВАТЬ;

НАВОДИТЬ ПОРЯДОК;

ВЫШИВАТЬ;

ПОХОЖЕ ПЕРЕДРАЗНИВАТЬ;

ИСКАТЬ ГРИБЫ;

ЛЕГКО ПРОСЫПАТЬСЯ РАНО УТРОМ

ДА МАЛО ЛИ ЧТО ЕЩЁ!

Попроси родителей сделать это вместе с тобой, они могут подсказать ещё какие-то важные пункты. А может, они сами захотят и про себя такие списки составить? Это очень интересно — сравнивать списки.

ЧЕМ ТЫПОХОЖ НА МАМУ, А ЧЕМ НА ПАПУ? А ЧЕМ НА КОШКУ?

Чем больше пунктов, тем лучше. И справа, и слева. Удивляешься? Почему чем больше пунктов «мне легко», понятно. А что хорошего, если пунктов «мне трудно» много?

Подумай!

Догадался?

В этом весь секрет.

Внимание:

ОЧЕНЬ ХОРОШАЯ НОВОСТЬ

Со временем многие пункты из колонки «трудно» могут перейти в колонку «легко». И даже не могут, а ОБЯЗАТЕЛЬНО перейдут.

Так и будут туда один за другим перескакивать. Ты станешь постарше и будет легче, например, быть внимательным, или быть вежливым, даже если внутри всё кипит, или писать без ошибок, или аккуратно заплетать косички.

А вот обратно — нет!

ОБРАТНО НЕ ПЕРЕХОДЯТ!

Раз уж ты умеешь хорошо ездить на велосипеде, то и будешь всегда уметь. Если быстро читаешь — медленнее не начнёшь. Хорошо подмечаешь смешное — всегда будешь, и ещё даже лучше. Здорово печёшь яблочный пирог — ещё много всего вкусного научишься готовить.

Конечно, лазить по деревьям когда-нибудь станет сложнее.

Лет в пятьдесят.

Но это так нескоро, стоит ли расстраиваться?

Теперь понимаешь, почему чем длиннее список «мне трудно», тем лучше? Потому что неспособности могут — оп! — превращаться в способности.

 

 

ХОТЯ ИНОГДА ЭТО НЕ ПРОИСХОДИТ САМО СОБОЙ И НУЖНО ПОСТАРАТЬСЯ.

И ПРЕВРАЩЕНИЯ ИНОГДА БЫВАЮТ НЕ ОДИН В ОДИН, А ПОСЛОЖНЕЕ. НАПРИМЕР, ЕСЛИ КОМУ ТРУДНО ДАЁТСЯ МАТЕМАТИКА, ТО, МОЖЕТ БЫТЬ, ОН НЕ СМОЖЕТ С ЛЁГКОСТЬЮ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ И ПРИМЕРЫ.

ВОЗМОЖНО, В ЭТОМ МЕСТЕ НА ЕГО КАРТЕ И ПРАВДА ДОРОГА УЗКОВАТА. НО ЗАТО, ПОКА ОН БУДЕТ ПРОБОВАТЬ СНОВА И СНОВА, ОН НАУЧИТСЯ ПРЕОДОЛЕВАТЬ ТРУДНОСТИ, НЕ ОТЧАИВАТЬСЯ, УКРЕПИТ ХАРАКТЕР. А СИЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР — ЭТО, МОЖЕТ БЫТЬ, ДАЖЕ БОЛЕЕ ВАЖНАЯ СПОСОБНОСТЬ, ЧЕМ ПРИМЕРЫБЫСТРО РЕШАТЬ!

 

Что же получается: список «мне трудно» может когда-нибудь просто кончиться? И всё-всё-всё будет легко? Нет, это вряд ли. Всё равно останется что-то, что даётся с трудом. Что-то, что не из-за временного затора, а просто там не очень-то проедешь. Так уж у тебя внутри устроено. И не только у тебя — такие места у всех есть, даже у самых-самых умных, успешных, знаменитых что-то да не получается.

Но тут тебя ждет ЕЩЁ ОДНА ХОРОШАЯ НОВОСТЬ. Когда ты вырастешь, ты сможешь выбирать дела так, чтобы побольше приходилось делать то, что получается хорошо и поменьше то, что плохо.

Вот вырастет Маша, станет большой.

Как ты, думаешь, чем она будет заниматься?

Давай заглянем в будущее!

Видишь?

Маша — тренер в спортивной школе или в фитнес-клубе.

Она занимается с детьми и со взрослыми.

Сама много двигается и людям помогает быть подвижными и здоровыми.

 

 

С НЕКОТОРЫМИ «ТРУДНО» ОНА НАУЧИЛАСЬ СПРАВЛЯТЬСЯ — ОНА БОЛЬШЕ НЕ ГРУБИТ ЛЮДЯМ, ДАЖЕ ЕСЛИ СЕРДИТСЯ. ОНА УМЕЕТ ПОДБАДРИВАТЬ ТЕХ, У КОГО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, И ЕЁ ВСЕ ОЧЕНЬ УВАЖАЮТ. И ОНА ТАКАЯ СИМПАТИЧНАЯ В СВОЕЙ СПОРТИВНОЙ ФОРМЕ! А ВОТ УЧИТЬ СТИХИ МАШЕ ПО-ПРЕЖНЕМУ ТРУДНО. БЫЛО БЫ. ЕСЛИ Б ОНА ИХ УЧИЛА. НО ОНА НЕ УЧИТ! ДЛЯ ЕЁ РАБОТЫЭТО НЕ НУЖНО. МОЖНО ПО УЗКОЙ ДОРОЖКЕ ПРОСТО НЕ ЕЗДИТЬ — ДРУГИХ ПОЛНО.

 

А как же её одноклассник Никита?

А Никита сочиняет сценарии для фильмов и роликов.

Он стал высокий и очень лохматый.

Он так и не научился не краснеть.

Каждый раз краснеет, когда его сценарий обсуждают. И на самом деле, скажу по секрету, всем очень нравится, когда он краснеет, — сразу видно, что не какой-нибудь нахал.

Никите пришлось научиться писать быстро — правда, не рукой, а на компьютере.

Работа ждать не может.

И порядка у него на столе теперь побольше. А быстро бегать он по-прежнему не любит. Он на машине ездит.

 

 

Да, взрослым легче.

Им не надо всем выполнять одинаковую работу, как школьникам. Можно выбрать дело себе по способностям и радоваться. Из-за этого они иногда ребят не понимают. Им кажется, что те просто ленятся, вот постарались бы — и стало бы получаться ВСЁ. Забыли просто, каково это, когда не можешь ещё выбирать. И что же делать тебе прямо сейчас? Если до взрослости ещё так долго?

Давай подумаем.

 

Первое.

ПОМНИТЬ ПРО ДВЕ ХОРОШИЕ НОВОСТИ И ВЕРИТЬ В СЕБЯ, В СВОИ СПОСОБНОСТИ.

Не расстраиваться слишком сильно, если пока что-то не удаётся. То, что сегодня трудно, завтра будет легче. Главное — пытаться. А то, что никогда не станет легче, когда-нибудь можно будет просто не делать.

Только не спеши ни на одной способности ставить крест. Знаешь, сколько знаменитых певцов, танцоров, учёных в детстве считались неспособными и их даже не хотели брать учиться тому, в чём они потом достигли таких успехов? А что, если б они поверили и согласились, что неспособные? В детстве ещё всё может измениться, и твоя карта способностей может стать гораздо лучше.

 

Второе.

ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАНИМАТЬСЯ ТЕМ, ЧТО ПОЛУЧАЕТСЯ ХОРОШО.

Некоторые ребята, которые очень переживают из-за плохих оценок, делают такую ошибку. Они хотят позаниматься побольше, чтобы учиться лучше, и отказываются от всего того, что получается хорошо. Бросают спортивную секцию, или художественную школу, или танцевальную студию, забрасывают рукоделие и любимый конструктор, меньше гуляют с собакой, не успевают почитать и помечтать. Чтобы больше оставалось времени на уроки.

Иногда и родители считают, что так правильно, говорят «делу время — потехе час».

Дело — это учёба, а потеха — всё остальное.

Это — неправильно.

Вот почему.

Как ты думаешь, что труднее: час читать книжку или час играть в футбол? Ответь сам и спроси ещё у кого-нибудь: у родителей, у друзей, у разных знакомых.

Ну что? Сам видишь — кому как. Для кого-то чтение — удовольствие и отдых, а футбол — нагрузка. Для кого-то наоборот. А кто-то скажет: и то и другое легко, а тяжело — по магазинам ходить, терпеть не могу. А другой: и то и другое трудно, а легко — за цветами ухаживать. Тут не в том дело, что книжку читать — это сидеть, а в футбол — это бегать. А в том, что дело, которое получается хорошо, оно силы не забирает, а ПРИБАВЛЯЕТ.

Даже если ты устал, пока его делал. Даже если пришлось попотеть. Всё равно: настроение — хорошее, веры в себя — больше, а значит, и сил больше. И можно потом не очень лёгкое дело тоже сделать на радостях.

Поэтому запомни: у КАЖДОГО человека есть то, в чём он очень способный. Что получается у него легко, хорошо, лучше всех и что придаёт ему сил.

И этим надо ОБЯЗАТЕЛЬНО заниматься почаще.

Тебе кажется, что у тебя ничего такого нет?

Значит, ты просто ещё плохо знаешь свою карту способностей. Может, пока ни разу не попадал на «ту самую» дорожку. А как попадёшь — так помчишься с ветерком!

ПРОДОЛЖАЙ ИСКАТЬ!

Подумай вместе с родителями. Походи на самые разные кружки и секции — попробуй! Поговори с друзьями — чем они увлекаются, вдруг тебе именно это и нужно? В твоём возрасте многие пробуют сегодня одно, а завтра другое, и это очень правильно.

Вдруг твой талант — не из самых частых и сам по себе не обнаружится?

 

 

Но слишком спешить тоже не надо.

Многие дела начинают нравиться не прямо сразу, а когда уже хоть немножко научишься.

Как узнать, нравится ли тебе танцевать, если ты пока ни одного движения не знаешь?

Откуда ты узнаешь, что любишь читать фантастику, если сейчас всё время смотришь телевизор?

Или, может быть, у тебя к фигурному катанию способности, но ты пока на коньках держаться не можешь? Позанимайся хотя бы месяца три, а лучше полгода, тогда и решишь.

 

Третье.

С тем, что дается трудно, надо научиться правильно обращаться.

Подход надо найти к своим способностям.

Приручить их.

Как дрессировщик приручает тигра.

Или попугая.

Или собаку.

Чему-то научить, где-то заставить, когда-то побаловать.

Целое искусство.

Давай поговорим о трудностях, на которые дети жалуются чаще всего. Как можно с ними правильно обращаться?

 

У ТЕБЯ ПЛОХАЯ ПАМЯТЬ

 

Это часто бывает.

Трудно стихи учить, трудно запоминать даты, трудно запомнить и пересказать прочитанный текст.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

 

1. УЗНАТЬ ПОЛУЧШЕ.

Прежде всего — прекращаем причитать «ах, у меня такая плохая память», а вместо этого начинаем думать: а какая именно у меня память? Как мне легче запоминать? Со слуха? когда читаю глазами? когда проговариваю вслух?

Это очень важно про себя знать!

Может быть, ты зря мучаешься, в десятый раз читая стихотворение глазами, а память у тебя — слуховая. Попроси маму или приятеля прочесть вслух — и за три раза запомнишь!

А может быть, память у тебя двигательная, и нужно стихотворение от руки переписать — оно и запомнится. Попробуй по-разному, сравни, и может оказаться, что память у тебя совсем не плохая, просто ты её не знаешь.

 

2. ТРЕНИРОВАТЬ.

Вот ученик, который знает, что учить стихи ему трудно, приступает к делу. Он читает стихотворение раз.

Потом другой.

Нет, не запомнил.

Ещё три раза читает.

Ещё пять.

Нет, всё ещё не запомнил.

А надоело уже — сил нет. Уже так ненавидишь это стихотворение, что никакого желания нет такую чушь в голову загружать. Да, дело плохо…

Всё это время наш ученик тренировал умение читать.

А память была ни при чём.

Потому и не включилась в работу.

Попробуем по-другому.

Прочти стихотворение один раз. Глазами или вслух — ты же уже знаешь, какая память у тебя лучше. Внимательно, не спеша. Убедись, что все-все слова понятны. Если нет — спроси у взрослых или посмотри в словаре. Хорошо представь себе, о чём говорится.

Как это всё выглядит, какое настроение было у автора.

Что происходит сначала, что потом. Как движется мысль.

Теперь прочти ещё раз, тоже не спеша. Всё, закрывай книгу и рассказывай, как запомнил. Конечно, что-то ты забудешь, где-то собьёшься — не страшно, книга под рукой, забыл — подсмотри, тут же закрой и рассказывай дальше.

ЧУВСТВУЕШЬ, КАК ПАМЯТЬ ЗАРАБОТАЛА?

Прямо вся напряглась и зашевелилась. Раскочегарилась. Дошёл до конца — ещё раз перечитай, особенно обращай внимание на те места, где ошибался.

И рассказывай снова.

Но теперь, если забыл, сразу не подглядывай, попробуй сам вспомнить.

Не получается — не расстраивайся, смотри в текст.

В следующий раз ошибок будет ещё меньше.

Вот увидишь, ты выучишь всё гораздо быстрее и лучше, чем обычно.

Помни:

способности нашего мозга похожи на хороших слуг.

Если их зовут на помощь — они работают, если нет — под ногами зря не мешаются.

Если память не напрягать, заранее считая, что она «плохая», она будет всё слабеть и слабеть.

А если дать ей знак: дорогая память, выручай, ты мне нужна позарез, понимаю, что тебе трудно, ты у меня не очень сильная, но ты уж постарайся!

На тебя вся надежда, родная!

И ОНА ПОСТАРАЕТСЯ.

Раз постарается, два постарается, десять постарается, а потом смотришь — не такая уж она и слабенькая. Мускулы накачала!

 

3. ПОМОГАТЬ.

Если память слабовата, ей можно помочь. Или если даже хорошая память, но очень уж много всего запомнить надо. Для этого люди придумывают приёмы, которые называются «мнемонические». То есть приёмы запоминания.

Они бывают разные.

Например, такие:

 

 

Трудно запоминаешь словарные слова? Попробуй записывать слово разноцветными карандашами: каждую букву — другим цветом.

 

 

Или изобразить слово необычным способом: из конфет, изюма, спичек, шнурков от ботинок.

Правила можно декламировать, как стихи, а чтобы было складно, добавить всяких смешных слов. Некоторыми такими стихами школьники давно пользуются: «Кое-, либо-, что-, нибудь- чёрточку ты не забудь».

Или:

Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

 

 

Если у тебя сильнее двигательная память, таблицу умножения можно петь, как песню, при этом маршировать. Можно идти домой с другом или с родителями так: один задаёт пример, другой решает. Правильно ответил — делаете столько шагов ВПЕРЁД, сколько в ответе. Неправильно — считаете шаги назад! Домой захочешь попасть — быстро всю таблицу выучишь!

Чтобы запомнить дату или номер телефона, можно каждое число с чем-нибудь связать: с днём рождения, номером квартиры или автобуса, на котором часто ездишь.

Можно сочинить сказку, в которой встречаются все словарные слова из диктанта.

Можно изобразить всё, что описано в стихотворении, пантомимой, одними жестами. И при этом стихотворение «промычать» или «просвистеть».

Мнемонических приёмов очень много. Спроси родителей, как они помогали себе запоминать, когда учились в школе, и какими приёмами пользуются сейчас.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-08-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: