Опасности, которые поджидают вас в городе




С документами или без?

Для тех, кто не понял, этот вопрос о том, открывать ли права категории «А» и ставить ли мотоцикл на учёт. На самом деле, это даже не вопрос. Легализуйтесь. По сути, этот вопрос сводится исключительно к вашему спокойствию за рулем – если вы знаете, что все документы у вас в порядке, вы не будете опасаться сотрудников ГАИ; у вас не будет весомых причин сопротивляться остановке сотрудниками, а значит, не будет необходимости совершать самую большую ошибку – провоцировать погоню. Даже если у вас есть какой-то опыт вождения, и вы думаете, что вам удастся уйти, вы очень сильно ошибаетесь. В тот момент, когда вы принимаете решение бежать, ваш мозг отключается под воздействием дозы адреналина, все ваши мысли сводятся к тому, как оторваться. Сделать это в городских условиях (не подвергая себя огромной опасности) почти невозможно, поэтому ваша затея изначально обречена на провал, но остановиться вы уже не можете. Остановят вас либо сотрудники ГАИ, либо скользкое дорожное покрытие, либо отбойник, либо другой автомобиль, в планы которого не входил пролет мотоцикла со скоростью 150 км/ч.
Не играйте в эти игры. Легализуйтесь.

Выбор первого мотоцикла

Поскольку главным вопросом этой статьи является безопасность, мы практически не коснёмся вопроса выбора класса мотоцикла, за исключением того, что:

- Все мои рекомендации по объему двигателя недействительны для класса эндуро, поскольку это специфичный класс техники со специфичными задачами, а также я просто не могу давать рекомендации по классу, в котором совсем не разбираюсь. Ну ок, думаю что эндурики объемом до 250 (типа Irbis TTR) посоветовать можно.
- Я не стал бы рекомендовать вам покупать вам в качестве первого мотоцикла спортбайк, потому что:
1) Это класс мотоциклов, заточенный под динамичную езду с раскручиванием двигателя до высоких оборотов, т.е. изначально это класс не для новичков («валить», не «вкатившись» в дорожную ситуацию – не лучшая идея).
2) Конструктивно, спортбайки имеют более агрессивную посадку с наклоном вперед, что повышает уровень нагрузки на руки (заставляет больше их напрягать и, как следствие, затрудняет процесс управления мотоциклом)
3) Клипоны, как орган управления, менее удобны в городских условиях, чем классический руль. Возможности маневрирования на невысоких скоростях с рулем выше.
Все эти факторы в совокупности говорят нам о том, что спортбайк является наиболее сложным классом мотоциклов в плане управления и предъявляет повышенные требования к пилоту.
Просто поймите, что у каждого класса техники свои цели, и спортбайк заточен в первую очередь для трека, а для города есть более подходящие варианты. Я ещё раз отмечу, что я не являюсь противником спортбайков, я всего лишь рассказываю о трудностях, с которыми вы можете столкнуться при выборе этого класса. Я не могу отговорить вас от выбора этого класса, но предупредить обязан.

Людей, которые планируют начать свою мотожизнь, я условно разделю на 2 категории:
а) Имеющие опыт вождения авто. Эту категорию я выделяю потому, что человек, имеющий опыт вождения в городе (как минимум год), уже обладает определенным уровнем понимания дорожной обстановки – он знает, на что обращать внимание, какие опасности его могут поджидать, замечает «подозрительные» автомобили и пр. Иными словами, человек понимает, как происходит движение транспортных средств и знает об общих опасностях и типичных причинах ДТП, имеет чувство скорости. Всё, что нужно людям этой группы – освоить вождение мотоцикла и приобрести специфический (именно для мотоцикла!) опыт езды в городе.
Для таких людей наиболее правильной кубатурой будет 250-400. Максимум, который я могу посоветовать людям данной категории – это 600-кубовый мотоцикл, не относящийся к классу спорт/спорт-турист, т.е. дорожник / круйзер / чоппер и пр.
Ещё раз отдельно отмечу, что это максимум, который я могу посоветовать (я начинал с четырехцилиндровой «шестисотки» и спустя полтора сезона я до сих пор не освоил его полной мощности, т.е. необходимости переходить на более мощный мотоцикл у меня нет).

б) Не имеющие опыта вождения авто. Как вы уже поняли из предыдущего пункта, эта группа не имеет опыта вождения в городе, а значит и опасностей для таких людей будет больше. Для них подойдёт техника 125-250 кубов, в зависимости от физических данных (вес, рост). Максимум, который я могу посоветовать людям данной категории – 400 кубов (не относящийся к классу спорт/спорт-турист). К примеру, известный всем Honda CB400 разгоняется до сотни за 5 секунд. Человеку, который раньше никогда не водил автомобиль, это покажется космическим ускорением, которое запросто может привести к серьезным последствиям.

Общая рекомендация для обоих групп людей – ни в коем случае не покупайте мотоцикл на последние деньги. Если нужной суммы у вас нет, вам придется пожертвовать либо техническим состоянием техники (взять дешевле, постарее, поушатаннее… и вы начнёте себя убеждать в том, что 90й год был не так уж давно:D), либо экипировкой (купить только шлем, со словами «ну я же не собираюсь падать»). Помните, что плохое техническое состояние мотоцикла – это пошывенный риск возникновения неполадок на ходу, а значит и повышенный риск попадания в аварийную ситуацию. Помните, что экипировка – это последнее средство минимизации ущерба, когда дорожная ситуация превращается в дорожно-транспортное проишествие. Помните, что мотоцикл – это средство повышенной опасности, и отдав на него последние деньги, у вас не будет «заначки» на медицинскую помощь или период временной утраты трудоспособности в случае попадания в ДТП.

Экипировка

На просторах сети по этому вопросу уже так много сказано, что чувствуешь себя попугаем, который повторяет заезженную фразу, но что поделать. Вкратце скажу – не пренебрегайте полной экипировкой. Это не происки маркетологов, которые хотят вынуть из вас деньги, а реальная необходимость, которая позволит минимизировать ущерб вашему здоровью при падении. Опытные мотоциклисты скажут вам, что не падает только тот, кто не ездит (ох, чую, щас налетят пилоты, бьющие себя в грудь со словами «я уже проехал столько-то и не разу падал, ёпта!»). Вопрос падения заключается только в том, каким оно будет и когда оно произойдёт, поэтому к этому событию нужно быть готовым. У японцев есть мудрая пословица – «Даже если меч понадобится один раз в жизни, носить его нужно всегда». Пожалуй, приправлю свои нравоучения личным опытом: я купил себе первую мотокуртку, но она была без защитных вставок (локти+плечи), я заказал вставки и ждал доставки, а пока одолжил вставки у товарища. Когда мы выехали с ним на покатушки, он взял с собой пассажира, которому нужен был экип, и попросил вернуть защитные вставки. Я выехал без них ровно один раз, и именно в этот раз я поймал «сыпучку» в повороте и упал. Скорость была невысокой, 30-40 кмч, все обошлось сильным ушибом локтя без трещины и легким испугом. Держите в голове японскую пословицу!

Первые выезды

Вы купили мотоцикл и доставили его до точки хранения. На этот момент у вас на руках должны быть водительские права соответствующей категории. Впереди вопрос постановки мотоцикла на учёт, на который вам отводится 10 дней. Поскольку вы не имеете опыта вождения в городе, идеальный вариант для вас – это помощь человека, который свозит мотоцикл на осмотр. Если у вас нет такого человека, и вы понимаете, что придется ехать самому – начинайте привыкать к мотоциклу. Садитесь на него поздно вечером, когда машин значительно меньше, и начинайте потихоньку кататься по близлежащим улочкам. Лучше всего подойдет частный сектор, где вам никто не будет мешать (и вы не будете никому мешаться). Как только почувствуете, что более-менее получается, постарайтесь найти поблизости широкую свободную асфальтированную площадку (например, мы ездили на рынок «салют», вечером, когда там уже никого не было) и упражняйтесь двигаться на небольшой скорости, поворачивать, трогаться, тормозить, переключать передачи. Спустя пару таких занятий вы привыкнете к своему мотоциклу и это будет даваться вам значительно легче. Когда придет время ехать на регистрацию по городу – выберете наиболее «спокойный» и безопасный маршрут, никуда не спешите, не бойтесь «тошнить» - не едьте быстрее, чем считаете безопасным. Когда пройдете процедуру постановки ТС на учет и вернётесь домой – продолжайте заниматься на площадках, тренируйте навыки, поздно вечером начинайте потихоньку выезжать в город.

Выбор полосы движения

Само собой, выбор полосы движения зависит от многих факторов, начиная от специфики направления движения по полосам, и заканчивая дорожной обстановкой. Мы не будем рассматривать сложные варианты, а просто обозначим наиболее правильное положение мотоцикла в полосе по умолчанию (при движении в потоке) – «левая колея» впереди идущего автомобиля.

 

Итак, чем же это положение «правильное»:

1) Водитель, который движется впереди, видит вас в боковое зеркало и знает о вашем существовании.
2) Водители встречной полосы, которые ждут пробела в трафике для поворота налево, также видят вас, даже не смотря на то, что вы движетесь за автомобилем. Соответственно, вероятность, что вас «не заметят» значительно снижается.
3) Вы видите встречную полосу, знаете о намерении водителей выполнить поворот налево, пересекая вашу траекторию движения, соответственно, вы можете заранее быть готовы к экстренному торможению/маневру, если машина все-таки решит перед вами «проскочить»
4) Вы видите, что происходит вашей полосе за автомобилем, идущим впереди вас. Вы сможете вовремя заметить, что поток зачал останавливаться (загорелись «стопаки») и быть готовым к торможению.
5) Вы избежите наезда на препятствия, которые автомобили обычно пропускают между колес (люки, сбитые животные, мусор и пр).
6) В случае, если впереди идущий автомобиль резко остановится (например, врежется в другой автомобиль), помимо возможности экстренного торможения у вас останется возможность объезда автомобиля слева (тем не менее, это крайне опасно, поскольку вы максимально сблизитесь с встречным транспортом).

Как и с кем кататься?

Итак, вы купили мотоцикл и поставили его на учёт. Дальше вам нужно начать выезжать в город и нарабатывать опыт вождения, и было бы неплохо при этом получать удовольствие от езды. В идеале, у вас должен быть человек, который вас подсадил на это дерьмо завлёк в мототему. Попросите его покататься с вами (только если вы уверены в его адекватности, и что он готов «вкатывать» вас N вечеров в ущерб своим интересам, ибо «не царское это дело, новичков учить»:D). Если такого человека у вас нет – просто напишите объявление в группу, я уверен, желающие помочь найдутся. Когда вы начнете чувствовать себя в городе более уверенно – ищите подходящую компанию. Самым правильным вариантом будет найти ребят на мотоциклах такого же класса, что и у вас, в идеале – со спокойным стилем вождения. Это позволит вам кататься в одном темпе, а значит вас не будут «терять» на светофорах и вам не придется никого догонять.
Вообще, самый главный совет такой – ни за кем не гонитесь! Скоростной режим и стиль езды каждого пилота – это вопрос его опыта и предпочтений, иными словами, это условия, при которых он чувствует себя комфортно. Если вы чувствуете, что его режим вам не подходит – просто ищите другого напарника, не пытайтесь угнаться за этим – вы подвергаете себя опасности. Постепенно вы найдете «нужную» компанию, с которой вам будет комфортно ездить и набираться опыта. Также не забывайте выезжать в одиночку, поскольку это несколько другой опыт, когда вам не нужно ни на кого ориентироваться, а вы едете так, как удобно именно вам.

Если вам все-таки довелось встретить такого же дурака «постоянного» напарника, я крайне рекомендую вам обзавестить мотогарнитурами с aliexpress. Цена этого удовольствия - около 2000 руб. на человека, но постоянная связь в дороге будет незаменимым инструментом, который вас избавит от возможного непонимания друг друга на дороге, вы сможете вовремя предупреждать друг друга об опасности, знать, если кто-то из вас отстал или пропустил поворот и просто скрасить долгую дорогу теплом дружеского общения.

Опасности, которые поджидают вас в городе

1) Мигающий зеленый сигнал светофора (момент, когда действие зеленого сигнала заканчивается). Воспринимайте его так, будто это красный. Если ваши текущие навыки и дорожная ситуация (вам в спину не дышит «туброТАЗ») позволяют вам безопасно оттормозиться – тормозите. Если чувствуете, что торможение для вас опаснее, чем «проскочить» - проезжайте.

2) Красно-жёлтый сигнал светофора (момент, когда ты уже готовишься выстрелить с перекрестка). Дождитесь зеленого сигнала, начинайте движение, поставьте ноги на подножки, посмотрите налево, направо, и, убедившись в том, что в этих направлениях никто не завершает маневр, начинайте разгон. Не пренебрегайте этим правилом, любителей «проскочить» в перпендикулярном направлении у нас очень много, как и любителей прошмыгнуть со встречной в левый поворот на загоревшийся только что зеленый сигнал.

3) Перекрестки. Любой перекресток (даже регулируемый светофором) воспринимайте так, будто в любой момент с любого направления может появиться автомобиль (или начать движение стоячий автомобиль). Сбросьте заранее скорость, внимательно смотрите по сторонам. Будьте готовы к экстренному торможению. Не откручивайте газ до тех пор, когда перекресток не останется позади. Никогда не разгоняйтесь перед перекрестком.

4) Поворот встречного транспорта налево. Очень частая ситуация, перерастающая в ДТП. Если вы видите, что на встречке стоит автомобиль, и ждет момента повернуть/выполнить разворот – представьте, что он вас не видит. Снизьте скорость, внимательно следите за этим автомобилем, будьте готовы к экстренному торможению. Откручивайтесь только проехав данный участок.
Отступление: однажды я просто подъезжал к перекрестку на скорости около 60 кмч, не ожидая подвоха; стоящий на встречке автомобиль, в ожидании «пробела» трафика для выполнения поворота налево начал движение, но через долю секунды остановился. В этот момент я осознал, что если бы он не передумал «проскочить», я просто мог не успеть оттормозиться.

5) Междурядье. Давайте будем честными, никто не садится на мотоцикл, чтобы стоять в пробке (кроме владельцев габаритной техники:D), и это нормально. Но чтобы не попасть в глупую ситуацию, я предлагаю вам пользоваться простыми правилами:
- Двигайтесь в междурядье только тогда, когда поток стоит (или его скорость минимальна). Как только поток начнет движение, интервалы между автомобилями начнут меняться, и далеко не всегда в вашу пользу, поэтому старайтесь находиться в междурядье только тогда, когда это наиболее безопасно.
- Не двигайтесь в междурядье с большой скоростью. 20-30 кмч – вполне достаточно, чтобы двигаться вперед, не подвергая себя большой опасности. Помните, водитель в любой момент может открыть дверь (да-да, «а чё, всё равно стоим же»), или из-за машины может появиться пешеход. Двигаясь с небольшой скоростью вы убережете себя от лишних проблем.
- Не «залазьте» в междурядье, если вы чувствуете, что поток вот-вот начнет двигаться, а если оказались в такой ситуации – ищите место в полосе и перестраивайтесь.

6) Движение «левее левого» и «правее правого». Находясь в крайней левой полосе, не стоит объезжать машины слева. Находясь в крайней правой полосе – не стоит объезжать машины справа. Вас там никто не ожидает увидеть, а потому эти зоны особенно опасны. Двигаясь «левее левого» вы рискуете быть сбитым автомобилем, водителю которого резко захотелось развернуться через сплошную. Двигаясь «правее правого» вы рискуете быть сбитым автомобилем, водитель которого решил повернуть направо на улицу/во двор и пр., но «забил» на включение поворотника.

7) Перестраивающиеся водители. Если вы будете двигаться со скоростью, идентичной скорости автомобиля на соседней полосе, есть вероятность, что он вас не заметит и начнет перестраиваться прямо в вас. Самой главной ошибкой в данном случае пытается попытка «припугнуть» водителя звуком двигателя, выжав сцепление и открутив ручку газа, потому что:
- вас могут не услышать (у человека просто играет музыка)
- вас могут не понять (какой-то дурень перегазовку делает, хех)
- вы теряете драгоценное время (связка выжать сцепление+прогазовать+отпустить сцепление займет у вас 1-1,5 секунды). В это время вы могли бы добавить газу и уйти из точки, в которую перестраивался автомобиль (если впереди дорога была свободна).
Не берите этот дурной прием на вооружение, вместо «рычания» движком используйте понятный каждому водителю звуковой сигнал. Мало того, что он более привычен каждому водителю, он еще и не забирает у вас время, вам просто нужно нажать свободным пальцем руки на кнопку, а параллельно вы можете ускориться, уходя от автомобиля.

8) «Закрытые» повороты. Поворот, который полностью не просматривается (например, загорожен домом/рекламным щитом/деревьями) опасен не только тем, что за ним может быть любая дорожная ситуация (пробка, ДТП, пешеходный переход), но ситуацией из следующего пункта.

9) Прогрессирующие повороты. Вид поворота, когда радиус поворота постепенно уменьшается. Особую опасность представляет то, что скорость вхождения в поворот вы определяете заблаговременно, а в процессе его прохождения приходит понимание, что он становится «круче», а мотоцикл уже в наклоне. Возникает ситуация, в которой вы боритесь между желанием наклонить мотоцикл еще сильнее и между желанием затормозить. Сразу отмечу, что торможение в наклоне, во-первых, приводит к распрямлению траектории движения мотоцикла (а нам нужно поворачивать), а во-вторых, требует особых навыков и опыта, которые есть, пожалуй, только у завсегдатаев гоночного трека. В итоге получается ситуация, в которой оба варианта действий представляют опасность, поэтому старайтесь в такую ситуацию не попадать - не двигайтесь с большой скоростью по незнакомым поворотам.

10) Мокрый асфальт (длительный участок). Не важно, прошел дождь, проехала поливалка или прорвало канализацию – просто вспомните школьный курс физики и имейте в виду, что сцепление покрышек с дорогой значительно хуже. Сразу же снижайте скоростной режим, старайтесь меньше наклонять мотоцикл, плавнее работайте газом и тормозом. Если же вы ехали по сухой дороге, и перед вами мокрый участок – старайтесь проехать по нему прямо (не в наклоне мотоцикла), не меняя скорости движения.

11) Песок, пыль и сыпучка (мелкие камешки). Всё это довольно часто встречается на поворотах (ближе к бордюру). Частенько встречается на выезде с колец. Если вам все-таки попался такой участок, старайтесь проехать его прямо (с минимальным наклоном мотоцикла), не пользуясь тормозом и не добавляя газ. Это очень коварная штука, которая заставляет вас внимательно следить за дорожным покрытием.

12) Водители определенных категорий. Самые опасные представители:
- дедушка на классике
- девушка на малолитражке
- школьник на спиленых пружинах

13) Провокаторы. Автомобилисты, которые хотят с вами «закуситься», и помериться, у кого хер длиннее разгон быстрее. Просто игнорируйте.

14) «Тяжелый» руль на высоких скоростях. Помните, что с возрастанием скорости значительно возрастает величина усилия, которое необходимо приложить к рулю, чтобы наклонить мотоцикл. Капитан очевидность подсказывает нам, что поворот на скорости 60 кмч и 120 кмч – не одно и то же. Обязательно погуглите, что такое «контрруление», посмотрите ютуб, поймите на практике, что это и как оно работает, поскольку это единственно правильный способ маневрирования на повышенных скоростях.

15) For men only: Сочные женские задницы:D
Буквально на днях я ехал с другом на «Мотопикник», дорогу мы не особо знали, но в пути мы встретили попутчика и решили к нему прибиться. Километр за километром пролетали однотипные «сельские» пейзажи. Проезжая по населенному пункту, по тротуару в попутном направлении двигалась девушка, и пока лидер нашей мини-колонны надумал совершить остановку и поинтересоваться, в верном ли направлении мы движемся, я бегло изучал её «филейную часть». Через секунду я вернул свой взгляд на дорогу, и увидел горящий стоп-сигнал мотоцикла с поворотником «направо»; всё, что я успел сделать – приложить усилие к левой ручке руля и плотнее прижать правую ногу к мотоциклу – в следующий миг раздался хлопок, я почувствовал легкий удар по ноге, после чего выровнял мотоцикл и остановился. Удар пришёлся на мягкий боковой кофр – слайдером защитной клетки и ногой, в результате кофр был разорван, но никто из нас не потерял равновесие и не упал, повреждений также никто не получил. Вопрос с кофром мы впоследствии решили, но «предпикниковое» настроение человеку было подпорчено. Друг, если ты это читаешь, прими ещё раз мои искренние извинения!
Мораль сей ситуации такова:
- не щёлкайте лицом не теряйте бдительности, даже если очень хочется
- соблюдайте безопасную дистанцию; зачастую, она должна быть значительно больше, чем вам кажется!

Общие советы

1) Никогда не садитесь на мотоцикл в плохом физическом или психологическом состоянии. Не выспались? Заболели? Болит голова? Расстроены до глубины души? Не подвергайте себя лишнему риску.

2) Общайтесь с другими ребятами, делитесь друг с другом опытом, задавайте вопросы. В основном, мотоциклисты – общительные люди, и, как правило, поддержат разговор/помогут советом.

3) Ездите на джимхану. Вступайте в группу https://vk.com/club161077078, следите за анонсами тренировок и приезжайте. Даже если вы только начали водить, не бойтесь – ни один человек не посмотрит на вас косо, а напротив, поможет советом (особенно, если вы сами будете задавать вопросы). Да, кстати, это совершенно бесплатно.

4) Смотрите ютуб – там есть ответы на любые вопросы, причем очень часто высказываются разные точки зрения. Именно среди многообразия мнений вы и найдете ответы на вопросы, которые будут наиболее применимы именно к вам.

Удачного первого сезона и до встречи на дорогах ^_^

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: