/патриотизм и литература/
Веками человечество вырабатывало нравственные ценности, среди которых, отводилась особая роль любви к Отечеству, Родине. Из седой глубины веков
летят к нам голоса предков, в которых звучит неугасаемая и трепетная любовь к родной русской земле, к Руси родимой. И эти голоса доносит до нас литература,
с первого дня своего появления, взявшая на себя роль настойчиво и последовательно побуждать нас к размышлениям о человеке, его сущности и предназначении на земле; о развитии духовных богатств человека!
Обратим свои взоры на известную, самую гениальную поэму древности «Слово
о полку Игореве». Сквозь всю поэму стержневым звеном проходит осознание, что земля русская определяется как нечто единое, целое, несмотря на существовавшие на том момент различные удельные княжества и процветающие меж ними распри и
усобицы. При пристальном изучении поэмы мы видим, что душа автора «Слова»
нерасторжима с горами и туманами южнорусских холмов; с птицами и зверьём; ветрами и шёлковыми травами степных раздолий. Тот далёкий и безымянный автор повествует нам в своём "Слове", что природа неразрывна с человеком, и они как бы живут и дышат одним целым.
Природа выступает заодно с воинами-русичами, перегородившими великое поле
червлёными щитами. И она же, эта природа радуется вместе с ними их победе, тужит и печалится при их поражении.Наш далёкий предок весьма тонко и чётко отразил это главное свойство русичей, быть воедино с природой, с родной землёй, беззаветно и бескорыстно любить её.
Древний славянин петлял по речкам на утлом судёнышке /челне/, подбирая себе место для проживания, распахивал сохою суглинистую и чернозёмную почву, обихаживал борти, сберегал бобровые гоны и обильные рыбой воды. В лесах он бил лосей и туров по глухим урочищам себе на пропитание. Это был инстинкт выживания.
|
Вот как писал о славянине писатель А.Н. Толстой:
«Был он силён и бородат, в посконной длинной рубахе, солёной на лопатках; смышлён и нетороплив, как и вся дремучая природа вокруг него. На бугре над рекою ставил он себе жилище, огородил его тыном и поглядывал по пути солнца в даль веков. Жил русич в тревоге, недруги-степняки подстерегали его с востока. Чёрной тучей надвигались не раз вороги с запада, чтобы напасть на него.
А приднепровский и ильменский славянин отражал нападки незванных пришельцев, рубил прочные города-крепости, насыпал земляные валы и рыл рвы; выращивал табуны скаковых боевых коней и ковал в кузнях мечи и булатные кольчуги. Ставились им на высоких холмах крепости. Упорный труд и пролитый пот сроднил славянина с покосами на лесных полянах и заливных лугах, с полосками голубого льна, и золотой хлебной нивой; со скромной его кормилицей бурёнкой. Он, как малое дитя, радовался всегда приходу весны и красного лета, но и не страшился свирепого мороза и заунывной снежной вьюги.
2
Но приходило порою на Русь лихолетье и надо было русичу отражать нашествие. Лил он тогда вар, бросал камни с крепостных стен, а позднее стрелял с этих стен их пушек, сплочёнными отрядами внезапно выходил наш пращур в поле, давая врагу большое сражение…»
Воины молодого новгородского князя Александра обратили вспять хищных тевтонских рыцарей. Выстояла Русь и под нашествием монгольской орды, три столетия угнетавшей русичей.Но сказал своё слов воин русский на бранном поле Куликовом, где князь московский Дмитрий положил конец этим унижениям.
|
Позднее Пётр Великий, которого «народ ненавидел, а иноземцы боялись..»,
разбил все потуги шведов, позарившихся на наши земли. Он дал шведам такой
памятный урок, что они навсегда отказались нападать на земли русские.
Крепла и росла Русь. Оплачивал этот рост трудом и кровью русский народ.
Не щадя живота своего стоял русский воин и позже за землю русскую, поливая её
своей кровушкой.
«О милая Русь! Как душа возвышается при имени русского», - писал В.А. Жуковский, воспевавший подвиг народа в Отечественной войне 1812 года, своими глазами повидавший Бородинское сражение.
Русская литература издревле не противопоставляла нашу страну остальному миру.
С далёкой древности летописи Руси и другая литература рассматривала Русь, как часть вселенского сообщества народов. Русский народ с далёкой древности
проявлял терпимость к другим народам, их правам и обычаям, их верованиям.
В шестом веке венецианские путешественники писали, что при всём своём варварстве, русичи отличались добродетелью и особым почитанием предков.
Чувство доброго участия в судьбах других народов присуще славянину, оно как
бы заложено в нём самой природой.
С какой трепетной любовью к земле родной, истории, передавал в своих стихах русский дух А. Пушкин! И у него же мы находим проникновенные страницы о
других странах, народах и их отдельных представителях.
С щемящей заботой и болью пел о России в своих стихах А. Блок.
|
С. Есенин говорил о своём творчестве так: «Моя лирика жива одной большой любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве»:
«О Русь - малиновое поле,
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости, до боли
Твою озёрную тоску».
Эти слова Есенина переплетаются с выражениями книжника 13 столетия, писавшего «Слово». И в последующем за ним, Огарёв, Лермонтов, Кольцов, Никитин, Некрасов, Тютчев, Цветаева, Рубцов,Е.Евтушенко,А Дементьев и др. – у всех у них самым заветным, самым сокровенным и бережно хранимым чувством в их произведениях было чувство Родины. Их произведения воодушевляли русского воина во все времена.
Несметные фашистские полчища середины 20 века топтали русскую землю.
Яростно бились с врагом воины народов нашей страны. С пушкинским словом бросались в бой с неравными силами противника.
«Страшись, о рать иноплемённая…России двинулись сыны.»
А вот как писал в то время писатель А.Н. Толстой, когда фашисты вплотную
подошли к Москве в июне 1941 года: «Смертельный враг загораживает нашей
родине путь в будущее. На нас со всей тяжестью легла ответственность перед историей нашей родины. Позади нас великая русская культура, впереди богатства
и возможности, которые пытается захватить и завладеть ими навсегда
гитлеровская Германия…».
И именно в эти тяжёлые для всего народа дни военной страды горделиво звучат с эстрады или газетного листка строки лермонтовского «Бородино» и чудесные пушкинские строки.
«Иль мало нас? Иль от Перми до Тавриды,
От финских холодных скал,
От потрясённого кремля, до стен недвижного Китая
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?»
В унисон этим и им подобным строкам служила верой и правдой вся
литературная среда того времени воюющему народу. Она была эхом народной ненависти многонационального оскорблённого и обиженного народа нашей
родины. Глубоко проникали в души людей строки произведений А. Твардовского,
К. Симонова и многих других.
А эти удивительные строки неизвестного автора были обнаружены в лагере
смерти Заксенхаузене:
«Я вернусь к тебе, Россия,
Чтоб услышать шум твоих лесов,
Чтоб увидеть реки голубые,
Чтоб идти тропой своих отцов…»
И спустя годы в мирное время с любовью к родной земле звучат рубцовские строки:
«Огороды русские под холмом седым.
А дороги узкие, тихие как дым.
Солнышко осоковое брызжет серебром.
Чучело гороховое машет рукавом…»
...............................
Осень! Летит по дорогам осени стужа и стон!
Каркает около стога стая озябших ворон.
Скользкой неровной тропою в зарослях пасмурных ив
Лошадь идёт с водопоя. Голову вниз опустив…»
Как бы передавая эстафету, русская литература из поколения в поколение шла
на сближение с народом и брала свои мотивы из живой жизни.
Познание родины, не только отвечает зову сердца, оно расширяет наш кругозор дарит нам глубокий эстетический опыт. В неразрывной связки с литературой
находится наш русский язык. Вспомним тургеневские строки:
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, -ты
один мне поддержка и опора, о великий и могучий, правдивый и свободный
русский язык!... нельзя верить, что такой язык не был дан великому народу!»
Тому подтверждением является и известный труд В.И. Даля –
Толковый словарь русского языка. Всё это как нельзя остро встаёт перед нами
в наше неспокойное время. Ибо без произведений Пушкина, Лермонтова,
Некрасова и др. трудно постигнуть и понять историю и культуру своего народа,
тот душевный опыт нашего великого народа, остающийся и поныне загадкой
для многих; а также воочию представить себе судьбы Отечества в далёком
прошлом, так как без прошлого нет настоящего. В том и заключается
патриотическое начало современности. И в завершение знаменитое
четверостишие Ф. Тютчева, ставшее, как бы верительной грамотой России:
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить. »