Руси родимой терпкий аромат.




/патриотизм и литература/

 

Веками человечество вырабатывало нравственные ценности, среди которых, отводилась особая роль любви к Отечеству, Родине. Из седой глубины веков

летят к нам голоса предков, в которых звучит неугасаемая и трепетная любовь к родной русской земле, к Руси родимой. И эти голоса доносит до нас литература,

с первого дня своего появления, взявшая на себя роль настойчиво и последовательно побуждать нас к размышлениям о человеке, его сущности и предназначении на земле; о развитии духовных богатств человека!

Обратим свои взоры на известную, самую гениальную поэму древности «Слово

о полку Игореве». Сквозь всю поэму стержневым звеном проходит осознание, что земля русская определяется как нечто единое, целое, несмотря на существовавшие на том момент различные удельные княжества и процветающие меж ними распри и

усобицы. При пристальном изучении поэмы мы видим, что душа автора «Слова»

нерасторжима с горами и туманами южнорусских холмов; с птицами и зверьём; ветрами и шёлковыми травами степных раздолий. Тот далёкий и безымянный автор повествует нам в своём "Слове", что природа неразрывна с человеком, и они как бы живут и дышат одним целым.

Природа выступает заодно с воинами-русичами, перегородившими великое поле

червлёными щитами. И она же, эта природа радуется вместе с ними их победе, тужит и печалится при их поражении.Наш далёкий предок весьма тонко и чётко отразил это главное свойство русичей, быть воедино с природой, с родной землёй, беззаветно и бескорыстно любить её.

Древний славянин петлял по речкам на утлом судёнышке /челне/, подбирая себе место для проживания, распахивал сохою суглинистую и чернозёмную почву, обихаживал борти, сберегал бобровые гоны и обильные рыбой воды. В лесах он бил лосей и туров по глухим урочищам себе на пропитание. Это был инстинкт выживания.

 

Вот как писал о славянине писатель А.Н. Толстой:

«Был он силён и бородат, в посконной длинной рубахе, солёной на лопатках; смышлён и нетороплив, как и вся дремучая природа вокруг него. На бугре над рекою ставил он себе жилище, огородил его тыном и поглядывал по пути солнца в даль веков. Жил русич в тревоге, недруги-степняки подстерегали его с востока. Чёрной тучей надвигались не раз вороги с запада, чтобы напасть на него.

А приднепровский и ильменский славянин отражал нападки незванных пришельцев, рубил прочные города-крепости, насыпал земляные валы и рыл рвы; выращивал табуны скаковых боевых коней и ковал в кузнях мечи и булатные кольчуги. Ставились им на высоких холмах крепости. Упорный труд и пролитый пот сроднил славянина с покосами на лесных полянах и заливных лугах, с полосками голубого льна, и золотой хлебной нивой; со скромной его кормилицей бурёнкой. Он, как малое дитя, радовался всегда приходу весны и красного лета, но и не страшился свирепого мороза и заунывной снежной вьюги.

2

Но приходило порою на Русь лихолетье и надо было русичу отражать нашествие. Лил он тогда вар, бросал камни с крепостных стен, а позднее стрелял с этих стен их пушек, сплочёнными отрядами внезапно выходил наш пращур в поле, давая врагу большое сражение…»

Воины молодого новгородского князя Александра обратили вспять хищных тевтонских рыцарей. Выстояла Русь и под нашествием монгольской орды, три столетия угнетавшей русичей.Но сказал своё слов воин русский на бранном поле Куликовом, где князь московский Дмитрий положил конец этим унижениям.

Позднее Пётр Великий, которого «народ ненавидел, а иноземцы боялись..»,

разбил все потуги шведов, позарившихся на наши земли. Он дал шведам такой

памятный урок, что они навсегда отказались нападать на земли русские.

Крепла и росла Русь. Оплачивал этот рост трудом и кровью русский народ.

Не щадя живота своего стоял русский воин и позже за землю русскую, поливая её

своей кровушкой.

«О милая Русь! Как душа возвышается при имени русского», - писал В.А. Жуковский, воспевавший подвиг народа в Отечественной войне 1812 года, своими глазами повидавший Бородинское сражение.

Русская литература издревле не противопоставляла нашу страну остальному миру.

С далёкой древности летописи Руси и другая литература рассматривала Русь, как часть вселенского сообщества народов. Русский народ с далёкой древности

проявлял терпимость к другим народам, их правам и обычаям, их верованиям.

В шестом веке венецианские путешественники писали, что при всём своём варварстве, русичи отличались добродетелью и особым почитанием предков.

Чувство доброго участия в судьбах других народов присуще славянину, оно как

бы заложено в нём самой природой.

С какой трепетной любовью к земле родной, истории, передавал в своих стихах русский дух А. Пушкин! И у него же мы находим проникновенные страницы о

других странах, народах и их отдельных представителях.

С щемящей заботой и болью пел о России в своих стихах А. Блок.

С. Есенин говорил о своём творчестве так: «Моя лирика жива одной большой любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве»:

«О Русь - малиновое поле,

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости, до боли

Твою озёрную тоску».

Эти слова Есенина переплетаются с выражениями книжника 13 столетия, писавшего «Слово». И в последующем за ним, Огарёв, Лермонтов, Кольцов, Никитин, Некрасов, Тютчев, Цветаева, Рубцов,Е.Евтушенко,А Дементьев и др. – у всех у них самым заветным, самым сокровенным и бережно хранимым чувством в их произведениях было чувство Родины. Их произведения воодушевляли русского воина во все времена.

 

 

Несметные фашистские полчища середины 20 века топтали русскую землю.

Яростно бились с врагом воины народов нашей страны. С пушкинским словом бросались в бой с неравными силами противника.

«Страшись, о рать иноплемённая…России двинулись сыны.»

А вот как писал в то время писатель А.Н. Толстой, когда фашисты вплотную

подошли к Москве в июне 1941 года: «Смертельный враг загораживает нашей

родине путь в будущее. На нас со всей тяжестью легла ответственность перед историей нашей родины. Позади нас великая русская культура, впереди богатства

и возможности, которые пытается захватить и завладеть ими навсегда

гитлеровская Германия…».

И именно в эти тяжёлые для всего народа дни военной страды горделиво звучат с эстрады или газетного листка строки лермонтовского «Бородино» и чудесные пушкинские строки.

«Иль мало нас? Иль от Перми до Тавриды,

От финских холодных скал,

От потрясённого кремля, до стен недвижного Китая

Стальной щетиною сверкая,

Не встанет русская земля?»

В унисон этим и им подобным строкам служила верой и правдой вся

литературная среда того времени воюющему народу. Она была эхом народной ненависти многонационального оскорблённого и обиженного народа нашей

родины. Глубоко проникали в души людей строки произведений А. Твардовского,

К. Симонова и многих других.

А эти удивительные строки неизвестного автора были обнаружены в лагере

смерти Заксенхаузене:

«Я вернусь к тебе, Россия,

Чтоб услышать шум твоих лесов,

Чтоб увидеть реки голубые,

Чтоб идти тропой своих отцов…»

И спустя годы в мирное время с любовью к родной земле звучат рубцовские строки:

«Огороды русские под холмом седым.

А дороги узкие, тихие как дым.

Солнышко осоковое брызжет серебром.

Чучело гороховое машет рукавом…»

...............................

Осень! Летит по дорогам осени стужа и стон!

Каркает около стога стая озябших ворон.

Скользкой неровной тропою в зарослях пасмурных ив

Лошадь идёт с водопоя. Голову вниз опустив…»

Как бы передавая эстафету, русская литература из поколения в поколение шла

на сближение с народом и брала свои мотивы из живой жизни.

 

 

 

Познание родины, не только отвечает зову сердца, оно расширяет наш кругозор дарит нам глубокий эстетический опыт. В неразрывной связки с литературой

находится наш русский язык. Вспомним тургеневские строки:

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, -ты

один мне поддержка и опора, о великий и могучий, правдивый и свободный

русский язык!... нельзя верить, что такой язык не был дан великому народу!»

Тому подтверждением является и известный труд В.И. Даля –

Толковый словарь русского языка. Всё это как нельзя остро встаёт перед нами

в наше неспокойное время. Ибо без произведений Пушкина, Лермонтова,

Некрасова и др. трудно постигнуть и понять историю и культуру своего народа,

тот душевный опыт нашего великого народа, остающийся и поныне загадкой

для многих; а также воочию представить себе судьбы Отечества в далёком

прошлом, так как без прошлого нет настоящего. В том и заключается

патриотическое начало современности. И в завершение знаменитое

четверостишие Ф. Тютчева, ставшее, как бы верительной грамотой России:

 

«Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить. »



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: