В структуре научного знания выделяется три уровня: локальное знание (теория); знания,
составляющие целую научную область; знания, представляющие науку.
Структуру локальной области знания образует уровень эмпирического и теоретического
знания.
Структура теоретического знания образуется проблемами, гипотезами и теориями. Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что не познано, но нужно
познать (знание о незнании). В проблеме сформулированной в виде системы высказываний противоречие и неполнота, которые присутствуют в проблемной ситуации в скрытой форме, принимают явную и определенную форму. Проблема является частью проблемной ситуации, возникающей тогда, когда научное знание исчерпывает эвристический и методологический, потенциалы.
Выделяют, следующие, тактические приемы решения научных проблем:
- простая комбинаторика (заключается в подборе комбинаций возможного решения проблемы:
вначале выделяются основные характеристики решаемой проблемы, затем для них находятся все теоретически возможные комбинации всех выделенных значений, в результате получается "морфологическая таблица", где каждая из комбинаций рассматривается как возможное решение проблемы);
- латеральное (боковое) мышление (проявляется в неожиданных для самого ученого открытиях, в области смежной, побочной с интересующей его проблемой).
- аналогия (заключается в установлении сходства между предметами и явлениями, является структурным компонентом любой формы научного моделирования).
- редукция (представляет собой представление проблемы посредством систем более простых, то есть менее трудных задач).
Гипотеза – это форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда факторов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотеза требует проверки и обоснования, в процессе которых гипотеза либо подтверждается и становится теорией, либо видоизменяется и уточняется, либо отбрасывается и становится заблуждением.
В процессе конструктивного обоснования гипотезы происходит постепенная перестройка первоначального варианта теоретической схемы до тех пор, пока не будет адаптирована к соответствующему эмпирическому материалу.
Теоретический уровень научного знания. Теория и ее составные части: фундаментальные понятия, идеализированные объекты, принципы, законы (эмпирические и теоретические). Функции теории.
Теория – форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Теория выступает как средство обобщения чувственных данных, объедения результатов измерений, моделей, понятий, математических приемов в определенную связанную систему. На основании теории предсказывается по возможности широкий круг явлений, которые могут быть обнаружены в наблюдении и эксперименте. Теория является не просто средством описания, она является объяснением явления, то есть она имеет эвристический потенциал, позволяющий предвидеть новые явления.
Основные элементы теории: фундаментальные понятия, идеализированные объекты, принципы, законы.
Научное понятие – это мысленная характеристика предмета познания, определение его простых или сложных свойств.
Понятие может эволюционировать от статуса термина к категории. Термин появляется, когда связи, существующие в объекте, еще не слишком ясны, но, тем не менее, очевидны. Когда в процессе познания область исследования становится определенной, тогда понятия, её описывающие, становятся "строгими", определенными.
Понятие превращается в категорию, когда они становятся необходимы для развития целой отрасли знания.
Идеализированные объекты - это особый род мысленных объектов, которые не сущест-вуют и даже не могут существовать в качестве реальных объектов, создаваемые познающим субъектом (материальная точка, идеальный газ, абсолютно черное тело, объекты геометрии). Выделяют следующие способы образования идеализированных объектов.
Закон является базовым элементом теории, выражающим сущность изучаемого объекта в его целостности и конкретности. Закон – это связь, которая характеризуется основными признаками существенного отношения: всеобщностью, необходимостью, повторяемостью, ус-тойчивостью.
Научный закон – форма организации научного знания, состоящая в формулировке всеобщих утверждений о свойствах и отношениях исследуемой предметной области.
Эмпирические законы – это наиболее развитая форма вероятностного эмпирического знания, с помощью индуктивных методов фиксирующего количественные и иные зависимости, полученные опытным путем, при сопоставлении фактов наблюдения и эксперимента.
Теоретический закон – форма достоверного знания, которое формулируется с помощью математических абстракций, а также в результате теоретических рассуждений, как следствие мысленного эксперимента над идеализированными объектами.
Основные функции теории: синтетическая функция – в теории объединяются отдельные достоверные знания в единую, целостную систему; объяснительная функция – теория представляет причинные зависимости, многообразие связей явления, существенные характеристики его генеза и развития; методологическая функция – на основании теории формируются методы, способы и приемы исследовательской деятельности; предсказательная функция – на основании теоретических представлений о "наличном" состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями; практическая функция – конечная цель любой теории практическое применение.