Структура научного знания. Проблема-гипотеза-теория.




В структуре научного знания выделяется три уровня: локальное знание (теория); знания,

составляющие целую научную область; знания, представляющие науку.

Структуру локальной области знания образует уровень эмпирического и теоретического

знания.

Структура теоретического знания образуется проблемами, гипотезами и теориями. Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что не познано, но нужно

познать (знание о незнании). В проблеме сформулированной в виде системы высказываний противоречие и неполнота, которые присутствуют в проблемной ситуации в скрытой форме, принимают явную и определенную форму. Проблема является частью проблемной ситуации, возникающей тогда, когда научное знание исчерпывает эвристический и методологический, потенциалы.

Выделяют, следующие, тактические приемы решения научных проблем:

- простая комбинаторика (заключается в подборе комбинаций возможного решения проблемы:

вначале выделяются основные характеристики решаемой проблемы, затем для них находятся все теоретически возможные комбинации всех выделенных значений, в результате получается "морфологическая таблица", где каждая из комбинаций рассматривается как возможное решение проблемы);

- латеральное (боковое) мышление (проявляется в неожиданных для самого ученого открытиях, в области смежной, побочной с интересующей его проблемой).

- аналогия (заключается в установлении сходства между предметами и явлениями, является структурным компонентом любой формы научного моделирования).

- редукция (представляет собой представление проблемы посредством систем более простых, то есть менее трудных задач).

Гипотеза – это форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда факторов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотеза требует проверки и обоснования, в процессе которых гипотеза либо подтверждается и становится теорией, либо видоизменяется и уточняется, либо отбрасывается и становится заблуждением.

В процессе конструктивного обоснования гипотезы происходит постепенная перестройка первоначального варианта теоретической схемы до тех пор, пока не будет адаптирована к соответствующему эмпирическому материалу.

Теоретический уровень научного знания. Теория и ее составные части: фундаментальные понятия, идеализированные объекты, принципы, законы (эмпирические и теоретические). Функции теории.

Теория – форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Теория выступает как средство обобщения чувственных данных, объедения результатов измерений, моделей, понятий, математических приемов в определенную связанную систему. На основании теории предсказывается по возможности широкий круг явлений, которые могут быть обнаружены в наблюдении и эксперименте. Теория является не просто средством описания, она является объяснением явления, то есть она имеет эвристический потенциал, позволяющий предвидеть новые явления.

Основные элементы теории: фундаментальные понятия, идеализированные объекты, принципы, законы.

Научное понятие – это мысленная характеристика предмета познания, определение его простых или сложных свойств.

Понятие может эволюционировать от статуса термина к категории. Термин появляется, когда связи, существующие в объекте, еще не слишком ясны, но, тем не менее, очевидны. Когда в процессе познания область исследования становится определенной, тогда понятия, её описывающие, становятся "строгими", определенными.

Понятие превращается в категорию, когда они становятся необходимы для развития целой отрасли знания.

Идеализированные объекты - это особый род мысленных объектов, которые не сущест-вуют и даже не могут существовать в качестве реальных объектов, создаваемые познающим субъектом (материальная точка, идеальный газ, абсолютно черное тело, объекты геометрии). Выделяют следующие способы образования идеализированных объектов.

Закон является базовым элементом теории, выражающим сущность изучаемого объекта в его целостности и конкретности. Закон – это связь, которая характеризуется основными признаками существенного отношения: всеобщностью, необходимостью, повторяемостью, ус-тойчивостью.

Научный закон – форма организации научного знания, состоящая в формулировке всеобщих утверждений о свойствах и отношениях исследуемой предметной области.

Эмпирические законы – это наиболее развитая форма вероятностного эмпирического знания, с помощью индуктивных методов фиксирующего количественные и иные зависимости, полученные опытным путем, при сопоставлении фактов наблюдения и эксперимента.

Теоретический закон – форма достоверного знания, которое формулируется с помощью математических абстракций, а также в результате теоретических рассуждений, как следствие мысленного эксперимента над идеализированными объектами.

Основные функции теории: синтетическая функция – в теории объединяются отдельные достоверные знания в единую, целостную систему; объяснительная функция – теория представляет причинные зависимости, многообразие связей явления, существенные характеристики его генеза и развития; методологическая функция – на основании теории формируются методы, способы и приемы исследовательской деятельности; предсказательная функция – на основании теоретических представлений о "наличном" состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями; практическая функция – конечная цель любой теории практическое применение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: