Работа над обобщающими понятиями




Конспект занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Одежда»

Образовательные задачи:

Уточнить и расширить представления детей об одежде, её признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицировать. Закрепить сезонные понятия: зимняя, осенняя - весенняя (демисезонная), летняя, мужская, женская, детская. Закрепить названия частей одежды (воротник, манжеты, рукава, подол, карманы, пуговицы, застежка, пояс и др.)

Коррекционные задачи:

Активизировать словарь детей по теме «Одежда».

Согласование прилагательных с существительными.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развитие внимания, памяти, мышления, моторики.

Закрепить образование относительных прилагательных. (хлопок – хлопковый, драп – драповый и др.)

Закрепить правильное употребление существительных в роде, падеже, единственном числе.

Согласование глаголов с существительными.

Работа над предложением. Составление сложносочиненных предложений по двум опорным мнемоквадратам.

Согласование числительных с существительными.

Развитие связной речи. Составление описательного рассказа (По мнемосхеме).

Коррекционно-воспитательные задачи:

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания. Воспитывать аккуратное отношение к одежде. Формировать чувство отзывчивости, желание прийти на помощь в нужный момент.

Предшествующая работа:

  • Беседы по сюжетным картинкам «Ателье», «Портниха»
  • Выполнение артикуляционных упражнений под считалку.
  • Работа над антонимами.
  • Конструирование одежды.
  • Выполнение динамической паузы «Портной»

Ресурсы:

  1. Костюм Пеппи
  2. Чемодан
  3. Лупа
  4. Медали
  5. Образцы тканей
  6. ДВД – плеер с записью артикуляционных упражнений
  7. Куклы (мальчик и девочка),
  8. шкаф игрушечный,
  9. игрушечная одежда,
  10. предметные картинки с изображением предметов одежды,
  11. сюжетные картинки,
  12. мнемосхема, мнемоквадраты,
  13. счетный материал,
  14. Дидактическая игра «Подбери заплатку», «Наоборот»
  15. Картинки для фокуса

Приемы:

- Привлечение родителя воспитанника

-Игровая мотивация «Скоро в школу», «Поможем Пеппи», «Реклама рубашки»;

- речь с движениями «Изобрази портного»

- использование элементов кинезиологии

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Оргмомент.

Взрослый предлагает детям познакомиться с одной очень интересной девочкой Пеппи и послушать историю.

-Жила-была девочка. Ее звали Пеппи. Она носила длинные, полосатые чулки, поэтому ее и прозвали – Пеппи-длинный чулок. Каждый день она придумыва­ла для себя разные игры. Сегодня Пеппи проснулась и по­думала: - Кого первым увижу, с тем и буду дружить.

Пеппи:

-Привет, ребята! Меня зовут Пеппи – длиииииный чулок. Вы хотите подружиться со мной? Я веселая и очень люблю играть.

Взрослый:

-Дорогая Пеппи, мы тоже любим шутки и веселье, но нам скоро идти в школу. Мы с ребятами должны многое узнать.

Пеппи:

- Я тоже хочу в школу, хочу многое знать.

Взрослый:

-Тогда оставайся с нами.

Пеппи:

-Хорошо, я согласна.

БЕСЕДА

Взрослый:

-Ребята, посмотрите на картинки. Давайте их назовем. (Называют картинки)

БЕСЕДА по вопросам:

- Почему назвали одежду одеждой? (От слова ОДЕВАТЬСЯ)

-Для чего она нужна?

-Кто шьет одежду? Где?

-Из чего?

-Где хранят одежду?

(Ответы детей)

Работа над обобщающими понятиями

Пеппи:

-Ой, какие ребята умные, а я тоже кое-что умею. (Фокус от Пеппи с предметами одежды на разных фонах)

ФОКУС: Пеппи беспорядочно раскладывает на столе 12 карточек. На карточках с белым, синим и зеленым фоном изображены 3 рубашки, 3 платья, 3 свитера, 3 футболки. Дети четко называют каждую картинку: футболка, платье, рубашка, рубашка и т.д. Затем Пеппи небрежно собирает карточки в стопку, делая вид, что складывает их без всякой последовательности. Это, разумеется, не соответствует действительности. Она собирает изображениями вниз: сначала три рубашки на картинках с белым, затем синим и с зеленым фоном и аналогично в той же последовательности остальные картинки. Затем Пеппи раскладывает перевернутые картинки рисунками вниз карточки по одной на три стопки, повторяя вместе с детьми волшебное заклинание:

-Покус-мокус! Посмотрите фокус!

Когда каждая стопочка карточек раскрывается, дети с удивлением обнаруживают: в стопке слева все предметы одежды на белом фоне, справа – на синем, посередине – на зеленом. Теперь собирать карточки следует по 4, т.е. накладывать одну стопочку на другую. Пеппи вместе с детьми повторяют волшебное заклинание и раскладывает карточки на четыре стопки. Раскрывая их, дети удивляются: в стопке слева – все рубашки, справа – свитера и т.д.

Взрослый:

-Пеппи, ты молодец! Здорово фокусы показываешь, а ребята знают, какую одежду можно носить летом, зимой, весной, осенью. (Дети называют предметы одежды)

Закрепление обобщающих понятий: зимняя, летняя, демисезонная, женская, мужская, детская.

Д/И «Назови ткань»

Пеппи:

-Молодцы, как много предметов одежды вы знаете. А у меня есть любимая игра: я люблю собирать разные штучки (Открывает чемодан, достает пакет) Я собирала разные кусочки ткани, чтобы сшить своим куклам наряды на Новый год. Но я не знаю, как они называются.

Взрослый:

-Мы с ребятами тебе расскажем. Игра с тканями:

Ситец – ситцевая ткань, шерсть - …, кожа - …, драп - …, вельвет - …, джинс - … и др.

Д/И «Назови маленький»

Пепи:

-У меня есть волшебное стеклышко. Я предлагаю детям игру-рассматривание под уменьшительным стеклом (с картинками).

платье – платьице,

блузка – блузочка,

кофта – кофточка,

брюки – брючки и т.д.

5. Игра-считалка (артикуляционная гимнастика) с помощью ДВД – проигрывателя. Дети смотрят на экран и воспроизводят движения.

Пеппи: А давайте с язычками поиграем.

РАЗ – мы ротик открываем, будто кошечки зеваем.

ДВА – подуем в дудочки, губки, словно трубочки.

ТРИ – на губки посмотри, улыбаемся на «три».

На ЧЕТЫРЕ – ротик шире. Барабаним на «четыре».

ПЯТЬ – откроем рот опять. Нужно губку облизать.

ШЕСТЬ – почистим наше нёбо, нёбо чистым стало чтобы.

СЕМЬ – мы звонко будем цокать. Так стучит копытцем лошадь.

ВОСЕМЬ – к нам приходит осень. Вырос гриб на счете «восемь»

ДЕВЯТЬ – сделай-ка гармошку, поиграй на ней немножко.

ДЕСЯТЬ – можно поболтать, поболтать и не устать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: