Конспект занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Одежда»
Образовательные задачи:
Уточнить и расширить представления детей об одежде, её признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицировать. Закрепить сезонные понятия: зимняя, осенняя - весенняя (демисезонная), летняя, мужская, женская, детская. Закрепить названия частей одежды (воротник, манжеты, рукава, подол, карманы, пуговицы, застежка, пояс и др.)
Коррекционные задачи:
Активизировать словарь детей по теме «Одежда».
Согласование прилагательных с существительными.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Развитие внимания, памяти, мышления, моторики.
Закрепить образование относительных прилагательных. (хлопок – хлопковый, драп – драповый и др.)
Закрепить правильное употребление существительных в роде, падеже, единственном числе.
Согласование глаголов с существительными.
Работа над предложением. Составление сложносочиненных предложений по двум опорным мнемоквадратам.
Согласование числительных с существительными.
Развитие связной речи. Составление описательного рассказа (По мнемосхеме).
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания. Воспитывать аккуратное отношение к одежде. Формировать чувство отзывчивости, желание прийти на помощь в нужный момент.
Предшествующая работа:
- Беседы по сюжетным картинкам «Ателье», «Портниха»
- Выполнение артикуляционных упражнений под считалку.
- Работа над антонимами.
- Конструирование одежды.
- Выполнение динамической паузы «Портной»
Ресурсы:
|
- Костюм Пеппи
- Чемодан
- Лупа
- Медали
- Образцы тканей
- ДВД – плеер с записью артикуляционных упражнений
- Куклы (мальчик и девочка),
- шкаф игрушечный,
- игрушечная одежда,
- предметные картинки с изображением предметов одежды,
- сюжетные картинки,
- мнемосхема, мнемоквадраты,
- счетный материал,
- Дидактическая игра «Подбери заплатку», «Наоборот»
- Картинки для фокуса
Приемы:
- Привлечение родителя воспитанника
-Игровая мотивация «Скоро в школу», «Поможем Пеппи», «Реклама рубашки»;
- речь с движениями «Изобрази портного»
- использование элементов кинезиологии
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Оргмомент.
Взрослый предлагает детям познакомиться с одной очень интересной девочкой Пеппи и послушать историю.
-Жила-была девочка. Ее звали Пеппи. Она носила длинные, полосатые чулки, поэтому ее и прозвали – Пеппи-длинный чулок. Каждый день она придумывала для себя разные игры. Сегодня Пеппи проснулась и подумала: - Кого первым увижу, с тем и буду дружить.
Пеппи:
-Привет, ребята! Меня зовут Пеппи – длиииииный чулок. Вы хотите подружиться со мной? Я веселая и очень люблю играть.
Взрослый:
-Дорогая Пеппи, мы тоже любим шутки и веселье, но нам скоро идти в школу. Мы с ребятами должны многое узнать.
Пеппи:
- Я тоже хочу в школу, хочу многое знать.
Взрослый:
-Тогда оставайся с нами.
Пеппи:
-Хорошо, я согласна.
БЕСЕДА
Взрослый:
-Ребята, посмотрите на картинки. Давайте их назовем. (Называют картинки)
БЕСЕДА по вопросам:
- Почему назвали одежду одеждой? (От слова ОДЕВАТЬСЯ)
|
-Для чего она нужна?
-Кто шьет одежду? Где?
-Из чего?
-Где хранят одежду?
(Ответы детей)
Работа над обобщающими понятиями
Пеппи:
-Ой, какие ребята умные, а я тоже кое-что умею. (Фокус от Пеппи с предметами одежды на разных фонах)
ФОКУС: Пеппи беспорядочно раскладывает на столе 12 карточек. На карточках с белым, синим и зеленым фоном изображены 3 рубашки, 3 платья, 3 свитера, 3 футболки. Дети четко называют каждую картинку: футболка, платье, рубашка, рубашка и т.д. Затем Пеппи небрежно собирает карточки в стопку, делая вид, что складывает их без всякой последовательности. Это, разумеется, не соответствует действительности. Она собирает изображениями вниз: сначала три рубашки на картинках с белым, затем синим и с зеленым фоном и аналогично в той же последовательности остальные картинки. Затем Пеппи раскладывает перевернутые картинки рисунками вниз карточки по одной на три стопки, повторяя вместе с детьми волшебное заклинание:
-Покус-мокус! Посмотрите фокус!
Когда каждая стопочка карточек раскрывается, дети с удивлением обнаруживают: в стопке слева все предметы одежды на белом фоне, справа – на синем, посередине – на зеленом. Теперь собирать карточки следует по 4, т.е. накладывать одну стопочку на другую. Пеппи вместе с детьми повторяют волшебное заклинание и раскладывает карточки на четыре стопки. Раскрывая их, дети удивляются: в стопке слева – все рубашки, справа – свитера и т.д.
Взрослый:
-Пеппи, ты молодец! Здорово фокусы показываешь, а ребята знают, какую одежду можно носить летом, зимой, весной, осенью. (Дети называют предметы одежды)
|
Закрепление обобщающих понятий: зимняя, летняя, демисезонная, женская, мужская, детская.
Д/И «Назови ткань»
Пеппи:
-Молодцы, как много предметов одежды вы знаете. А у меня есть любимая игра: я люблю собирать разные штучки (Открывает чемодан, достает пакет) Я собирала разные кусочки ткани, чтобы сшить своим куклам наряды на Новый год. Но я не знаю, как они называются.
Взрослый:
-Мы с ребятами тебе расскажем. Игра с тканями:
Ситец – ситцевая ткань, шерсть - …, кожа - …, драп - …, вельвет - …, джинс - … и др.
Д/И «Назови маленький»
Пепи:
-У меня есть волшебное стеклышко. Я предлагаю детям игру-рассматривание под уменьшительным стеклом (с картинками).
платье – платьице,
блузка – блузочка,
кофта – кофточка,
брюки – брючки и т.д.
5. Игра-считалка (артикуляционная гимнастика) с помощью ДВД – проигрывателя. Дети смотрят на экран и воспроизводят движения.
Пеппи: А давайте с язычками поиграем.
РАЗ – мы ротик открываем, будто кошечки зеваем.
ДВА – подуем в дудочки, губки, словно трубочки.
ТРИ – на губки посмотри, улыбаемся на «три».
На ЧЕТЫРЕ – ротик шире. Барабаним на «четыре».
ПЯТЬ – откроем рот опять. Нужно губку облизать.
ШЕСТЬ – почистим наше нёбо, нёбо чистым стало чтобы.
СЕМЬ – мы звонко будем цокать. Так стучит копытцем лошадь.
ВОСЕМЬ – к нам приходит осень. Вырос гриб на счете «восемь»
ДЕВЯТЬ – сделай-ка гармошку, поиграй на ней немножко.
ДЕСЯТЬ – можно поболтать, поболтать и не устать.