Характеристика лечебной гимнастики




Лечебная гимнастика применяется в сочетании с терапевтическими средствами для лечения различных заболеваний и травм. Гимнастические упражнения составляют основу средств лечебной физической культуры и применяются при различных заболеваниях дыхательной и сердечно–сосудистой систем, нарушениях обменных процессов, расстройствах нервной деятельности и особенно при повреждении опорно–двигательного аппарата. В лечебных целях применяют как активные, так и пассивные упражнения, оказывающие общее и локальное воздействие на организм занимающихся.

Занятие лечебной гимнастикой проводят в форме урока (индивидуального и группового) или сеанса (процедуры) продолжительностью 30-60 мин. С использованием различного гимнастического инвентаря и оборудования. Гимнастические упражнения сочетают с прогулками, водными процедурами, воздушными и солнечными ваннами и другими оздоровительными факторами.

Комплексы лечебной гимнастики составляются совместно с врачом и инструктором ЛФК с учетом заболевания и индивидуальных особенностей больного. В комплексы включаются дозированная ходьба, бег, строевые и общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами: палки, гантели, эспандеры, мячи, скакалки, упражнения на гимнастической стенке и скамейке и другие.

  1. Гимнастика как учебная дисциплина

Гимнастика является одним из важнейших средств физического воспитания. Это объясняется тем, что гимнастические упражнения наилучшим образом обеспечивают общее гармоническое физическое развитие и совершенствование основных двигательных способностей. Но вместе с тем гимнастика развивает широкий спектр таких личностных качеств, как организованность, дисциплинированность, самодисциплина, творческое отношение к делу.

Приоритетность гимнастики в формировании двигательной культуры основана на тесной связи с искусством – прежде всего хореографией, танцем, музыкой, на использовании их практического опыта, театрально–художественных традиций.

Специфика упражнений, используемых в гимнастике методов, методических приемов, технических средств обусловливают широту и глубину ее педагогического воздействия. Поэтому гимнастика в системе образования, являясь обязательным предметом, применяется на занятиях в дошкольных учреждениях, школах, училищах, колледжах.

Гимнастика – фундаментальная спортивно–педагогическая дисциплина, в значительной мере определяющая профессиональный облик специалиста по физической культуре и спорту. Она преподается в Университете физической культуры, на факультетах физического воспитания педагогических вузов.

Прошедший основательную гимнастическую подготовку специалист всегда востребован в любой сфере – в физкультурно–оздоровленческом или профессионально–техническом учреждении, в общеобразовательной школе или вузе.

Хороший преподаватель гимнастики – прежде всего педагог, поэтому обязан владеть всей полнотой знаний в области педагогики, психологии, особенно глубоко разбираться в вопросах возрастных аспектов этих гуманитарных наук.

Не меньшее значение имеют знания смежных наук – анатомии, физиологии, биохимии мышечной деятельности, биомеханики; умение использовать их в учебно–тренировочном и воспитательном процессе.

Поскольку основное место в деятельности преподавателя гимнастики занимает обучение физическим упражнениям, хорошо понимать оздоровительные, воспитательные и образовательные возможности гимнастики так же важно, как знать историю предмета, терминологию, уметь обеспечивать безопасность своих воспитанников, предупреждать физические и психические перегрузки. Уважающий себя спортивный наставник просто обязан знать большое количество упражнений, уметь конструировать их в поиске нужных индивидуальных вариантов.

Как и каждая научно–педагогическая дисциплина, гимнастика имеет свою историю, теорию и методику предмета, свои специфические организационно–методические подходы к обучению, воспитанию, тренировке.

Представляя собой часть науки о физическом воспитании и являясь фундаментальной научно–педагогической дисциплиной, гимнастика изучает закономерности физического развития и совершенствования двигательных способностей человека с помощью специфичных для нее средств, методов и форм организации учебно–воспитательного процесса.

В поиске новых направлений развития гимнастики проведены тысячи исследований, защищены сотни диссертаций, в том числе десятки докторских по актуальным вопросам совершенствования теории и методики гимнастики.

Вместе с тем теория гимнастики развивается в тесном единстве с практикой, подпитывая друг друга в поиске эффективных методических подходов к обучению и тренировке, опираясь на новые данные о строении, функциях и возрастной динамике развития организма, новых данных о практических приемах управления процессом физического совершенствования человека.

 

18. Дидактические принципы обучения в гимнастике

В отечественной дидактике выделяют несколько десятков методических положений (принципов, правил), являющихся обязательным условием процесса обучения.

Принцип сознательности и активности предполагает мобилизацию творческих потенциалов, направленных на познавательную деятельность, активизацию сенсомоторной активности в процессе обучения и самообразования.

Умение анализировать движения, «вслушиваться» в свои ощущения и вносить необходимые коррективы в процесс овладения упражнением, сопоставлять свои собственные представления о движении с объективными данными – эти задачи подвластны лишь тем, кто активно, творчески подходит к делу. Осознанность двигательной деятельности лишь необходимое условие, обеспечивающее возможность правильной самооценки движений. Степень точности самооценки обуславливается рядом факторов и прежде всего кроется в индивидуальных особенностях обучаемого (координационные возможности, уровень физической подготовленности, функциональной дееспособности анализаторов и т.п.). Как бы ни был добросовестен и исполнителен занимающийся, какими бы способностями он не был наделен, самооценка пространственных, временных и силовых параметров техники может существенно расходиться с фактическим положением дел. Не всегда уровень порога анализаторных систем достаточен. Чем сложнее разучиваемое движение, тем ощутимее могут расходиться субъективные и объективные критерии оценки. В силу сказанного, педагог должен постоянно заботиться о том, чтобы предоставить ученику возможность сопоставления субъективных ощущений с объективными данными. В этой связи незаменимыми атрибутами учебного процесса становятся видеомагнитофон, кинограмма, диктофон, учебные фильмы и кинокольцовки.

Принцип наглядности

В процессе обучения, особенно на начальных его этапах, роль зрительного восприятия движения чаще всего является доминирующей. В этом смысле образцовый показ упражнений создает необходимую основу для уяснения сути движения.

Наглядность обеспечивается не только показом пособий, демонстрацией упражнения. «Наглядным» может стать лаконичное, образное объяснение. Слово способно оживить двигательный опыт, пробудить необходимые ассоциации. Словесная наглядность является важным критерием передачи занимающимся необходимых сведений о технике разучиваемых упражнений.

«Наглядное» объяснение – обращает внимание занимающихся на основное звено упражнения, как говорят специалисты, на его техническую основу, позволяя отвлечься от второстепенных деталей техники.

Объяснение, показ, демонстрация наглядных пособий должны обязательно соответствовать возможностям занимающихся. Порою блестяще преподнесенный новичкам соскок махом назад из упора на низкой перекладине (с выходом в положение близкое к стойке на руках) может создать неверное зрительное восприятие и, следовательно, ложное представление о сущности элемента, вселив сомнение у занимающихся в возможности овладеть им.

Принцип доступности тесно связан с реализацией методического правила «от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному».

Преподаватель обязан постоянно изучать возможности своих воспитанников и, приступая к обучению того или иного упражнения, правильно оценивать уровень физической, общедвигательной и психологической готовности занимающихся.

Оценивая трудность упражнения персонально для каждого занимающегося, обычно исходят из его координационной сложности, меры риска и требуемых от ученика физических усилий. При этом, однако, приходится учитывать, что трудность упражнений не всегда сопоставима в связи с неадекватностью критериев оценки (физическая трудность, психологическая трудность). К примеру, соскок махом вперед после большого маха на перекладине по энергетической стоимости или степени мышечных усилий вполне соизмерим с десятками других простых упражнений махового характера. Но только опытный педагог знает, каких волевых усилий стоит иному новичку вовремя отпустить гриф перекладины, находясь в положении спиной к полу, визуально не ощущая место приземления. Эмоциональная перегрузка может проявиться в пронизывающей все тело мелкой дрожи и надолго отодвинуть готовность продолжить упражнения.

«Натаскивание» на упражнение любой ценой, вопреки отсутствию у занимающихся должного уровня силовых качеств, смелости и решительности является грубым нарушением принципа доступности. Следствием такого форсирования событий становится повышенная вероятность травматизма и закрепление компенсаторных движений, отрицательно влияющих на процесс овладения правильной техникой.

Принцип трудности предполагает обучение с возрастающей степенью напряжения систем и функций организма, приближением к полной реализации потенциальных возможностей учащихся.

В подготовке квалифицированных гимнастов этот принцип предполагает овладение упражнениями высочайшей степени сложности, преодоление экстремальных нагрузок, на уровне реализации резервных возможностей организма.

Такая идея «сверхзадач» в общей дидактике предложена Л.В. Занковым, а в теории и методике спортивной тренировки гимнастов связана с именами выдающихся белорусских тренеров – Ренальда Кныша, Викентия Дмитриева, Виктора Хомутова, Олега Мищенко, Сергея Шинкаря, Виктора Дойлидова и многих других.

Принцип систематичности и преемственности предусматривает научно обоснованную систему планирования учебного процесса, разумную последовательность изучения упражнений, обеспечивающую на основе двигательных приоритетов хорошую преемственность – предпосылки к овладению структурно однородными движениями более высоких степеней сложности, а в конечном итоге – к сокращению сроков технической подготовки.

Последовательно и неуклонно возрастающая сложность двигательных заданий, как методическое правило обучения, не исключает иные подходы. При предварительном освоении ключевых (так называемых «базовых») элементов лучшие результаты дает использование правила «от основного элемента – к его разновидности».

Принцип систематичности и преемственности проявляется и в планировании величин учебно–тренировочных нагрузок, их чередование с отдыхом. Практический опыт показывает, что усвоение движений «малыми дозами» (правило «понемногу», но чаще) лучше, чем большими. Поэтому дробление доз воздействия, рассредоточение двигательных заданий (скажем, силовых упражнений, прыжковых серий и т.п.), и с физиологической и с педагогической точек зрения целесообразно, т.к. повышает результативность обучения.

Принцип сопряженного воздействия при обучении и тренировке, предложенный проф.В.М.Дьячковым, предусматривает рационализацию условий и факторов, обеспечивающих единство обучения и физической подготовки. Прежде всего имеется в виду формирование двигательных навыков с одновременным, согласованным развитием физических качеств.

Жизнеспособность этого принципа в гимнастике определяется правильной трактовкой «сопряжения». Удачным примером моделирования условий благоприятного сопряжения может служить выполнение курбета, из стойки на руках на повышенную опору (например, на стопку из поролоновых матов) с обязательным завершением курбета в положение стойки без сгибания. Повышенная опора требует от занимающегося дополнительных усилий скоростно–силового характера, а строго обусловленная поза приземления – соблюдения (совершенствования) правильной техники.

При обучении кувырку вперед сопряжение проявится отчетливей, если выполнять его под уклон, что вынуждает исполнителя сильней отталкиваться ногами, отрабатывая и закрепляя рациональную технику.

Эффективность принципа сопряженного воздействия в гимнастике, предполагающая ускорение достижения цели, сводится к такому планированию процесса обучения и физической подготовки, при котором подготовительные упражнения являются одновременно и подводящими.

Принцип воспитывающего обучения заключается в осуществлении целенаправленного развития у занимающихся не только двигательных умений, навыков, физических способностей, но и личностных качеств – честности, открытости, принципиальности. Личный пример педагога играет важную роль в формировании мировоззренческой позиции учеников, их взглядов, убеждений. Заботой педагога является воспитание активной жизненной позиции детей, развитие у них чувства долга, добросовестного отношения к учебе, общественно полезному труду, уважения к старшим и товарищам, правильного понимания таких понятий как соблюдение правил индивидуального и коллективного общения, взаимовыручки, самообслуживания.

19.Основные требования гимнастической терминологии

В различных сферах спортивной деятельности терминологией – системой терминов – пользуются для точного и краткого обозначения понятий, явлений, предметов, упражнений и т.п., характерных для той или иной области знаний или практики.

Роль терминологии особенно важна в гимнастике, поскольку в ее содержание входит большое число упражнений, не встречающихся в повседневной жизненной практике.

Терминология упрощает и облегчает общение между преподавателем и занимающимися, повышает эффективность процесса обучения, положительно влияет на формирование двигательных навыков, увеличивает плотность занятий, сокращая время на объяснение упражнений.

Отражая смысл и содержание гимнастических упражнений, терминология тесно связана с их классификацией. Без терминологии трудно раскрыть содержание гимнастики, невозможна научно–теоретическая ее разработка, обобщение передового опыта, невозможно создание – программ, правил соревнований, пособий, учебников.

Требования, предъявляемые к терминологии: прежде всего терминология должна быть доступной, краткой и точной.

Доступность достигается использованием для терминов словарного состава родного языка с учетом правил его словообразования. Вместе с тем в гимнастической терминологии руководствуются и своими правилами для создания терминов. В практике используются условные выражения, смысл которых раскрывается в процессе обучения.

Точность терминологии способствует созданию правильного двигательного представления об упражнении, однозначному толкованию его сущности. Название упражнения должно полностью соответствовать его смысловому содержанию.

Краткость – важное требование терминологии. Чем точнее требуется раскрыть то или иное понятие или упражнение, тем больше слов приходится на это употребить. Стремление подобрать точное название (особенно это касается упражнений на снарядах и вольных упражнений) приводит зачастую к созданию громоздких словосочетаний, которые на практике заменяются более короткими, подчас жаргонными выражениями. Создание кратких терминов предполагает их определенную условность. Кроме того, существует целый ряд правил, позволяющих сократить название упражнений.

20. Способы образования терминов

Переосмысление наиболее распространенный способ образования терминов, т.е. придающее существующим общеизвестным словам новое терминологическое значение. Например, слово шпагат – веревочка – используется в гимнастике как термин, обозначающий сед с максимально разведенными ногами. Словом подъем называется переход из виса в упор, т.е. движение кверху, а словом спад – обратное движение. Смысловое значение этих терминов точно отражает суть упражнения.

Использование корней слов нашло отражение в создании многих терминов. Например, мах, кач, вис, сед, хват и др.

Заимствование иноязычных терминов, которые получили широкое распространение и прочно вошли в гимнастическую лексику. Например, фляк, рондат, пируэт, твист, хотя для каждого из этих элементов есть и «официальное» терминологическое их название. Например, рондат – переворот с поворотом, а фляк (вернее, флик-фляк) – переворот назад.

Использование имени первого исполнителя особо сложного и оригинального упражнения. Такой термин обеспечивает краткость, но содержание упражнения не раскрывает. Поэтому наряду с таким названием существует и терминологическое. Например, термин «Перелет Ткачева» – большим махом вперед перелет назад ноги врозь (упражнение на перекладине или брусьях р/в).

Термины статических положений образуются путем названия:

– условий опоры (примеры: стойка на предплечьях, сед на бедре);

– положения тела и его отдельных звеньев (примеры: горизонтальный упор, вис стоя сзади согнувшись.

Термины маховых упражнений образуются с учетом структуры и особенностей движения, например, подъем разгибом, оборот назад прогнувшись.

Термины прыжков и соскоков образуются, исходя из положения тела и действий в фазе полета (примеры: переворот сгибаясь и разгибаясь, прыжок согнув ноги).

Словосложение – создание термина из двух слов, образующих одно составное (примеры: разновысокие брусья, далеко–высокие прыжки).

21. Термины строевых и прикладных упражений

Строй – установленное размещение занимающихся для совместных действий. Для проведения занятий по гимнастике используются основные наименования строя – шеренга и колонна.

Шеренга – строй, в котором занимающиеся размещены рядом друг с другом (как правило, по росту) на одной линии и обращены лицом в одну сторону.

Расстояние между стоящими в шеренге называется интервалом. В сомкнутом строю он равен ширине ладони между локтями стоящих рядом занимающихся. В разомкнутом строю интервал устанавливается преподавателем.

Фронт – сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом, противоположная сторона называется тылом.

Фланг – правая и левая оконечности строя (справа – правый, слева – левый). Занимающиеся, расположенные на флангах, называются соответственно правофланговым и левофланговым. При поворотах строя название флангов не меняется.

Колонна – строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу. Первый в колонне – направляющий, последний – замыкающий. Расстояние между стоящими в колонне называется дистанцией. Строевая дистанция равна расстоянию вытянутой руки (положенной на плечо впередистоящего или расстоянию одного шага). В зависимости от задач урока и содержания планируемых упражнений и особенностей их проведения выбирается соответствующая дистанция.

Строевые упражнения подразделяются на:

– Строевые приемы.

– Размыкания и смыкания.

– Построения и перестроения.

– Передвижения.

22. Термины общеразвивающих упражнений

Стойка – положение стоя на всей стопе: основная стойка (о.с.). Может отличаться от строевой различным положением рук, что оговаривается. Например, о.с., руки на голову, (на поясе, в стороны и т.п.). Сомкнутая стойка, стойка ноги врозь, узкая стойка, широкая стойка, стойка правой. Скрестная стойка правой (левой), стойка на коленях, стойка на правом колене. При выполнении стоек на носках добавляется слово «на носках».

Сед – положение сидя без дополнительной опоры руками: сед, сед ноги врозь, сед согнув ноги, сед углом, сед в группировке, сед согнувшись, сед согнувшись с захватом, сед на пятках, сед, согнув ноги скрестно

Упор – положение при котором есть опора руками и плечи находятся выше точек опоры: упор присев, упор лежа, упор стоя, упор сидя, упор стоя на коленях, упор стоя на левом колене, правую назад, упор лежа сзади, упор лежа на предплечьях, ноги врозь, упор лежа на бедрах, упор сидя углом, ноги врозь, упор лежа боком, упор присев сзади.

Присед – положение на носках согнутых ног: присед, полуприсед, круглый полуприсед, присед на одной, другую вперед, то же, но с захватом, полуприсед на всей ступне с полунаклоном («старт пловца»).

Выпад – широкий шаг со сгибанием выставленной ноги: выпад правой, выпад вправо, выпад назад, выпад левой вправо, глубокий выпад (нога сзади на носок).

Наклон – сгибания тела в тазобедренных суставах с полной амплитудой: наклон касаясь, полунаклон, наклон прогнувшись, наклон назад в стойке на коленях, наклон назад прямым телом, наклон с захватом, наклон влево.

Положения лежа: на животе, на спине, на боку. Положения рук оговаривается.

Положения рук и движения руками

Положения прямых рук:

Основные: вниз, в стороны, вверх, вперед, назад.

Промежуточные: вверх – в стороны, вниз – в стороны, скрестно вверх, вперед – кверху, вперед – книзу, вверх – влево, вправо – книзу, скрестно вперед.

Положения согнутых рук:

Руки на пояс, руки к плечам, руки за голову, руки на голову, руки перед грудью, руки перед собой, руки за спину, руки согнуты вперед, руки согнуты назад, руки согнуты в стороны, руки согнуты в стороны, предплечья вниз, руки вперед, предплечья вверх, руки назад, предплечья вниз, руки в стороны, предплечья вверх – в стороны.

При незначительном, еле заметном сгибании рук в локтевых суставах со свободной кистью применяется термин «руки слегка согнуты». При отчетливом сгибании рук – «руки полусогнуты».

Круг – круговое движение руками, ногами, туловищем или головой, выполняемые из и.п. на 360º по окружности с возвращением в и.п. Направление круга определяется по начальному движению. Круги в лицевойплоскости: внутрь, наружу, кверху, книзу. Круги в боковой плоскости: вперед, назад, кверху.

Дуга – неполное круговое движение руками, но более, чем ¼ окружности. Для названия достаточно указать и.п., направление движения и конечное положение. Например, и.п. о.с., руки в стороны. Дугами книзу руки вверх. Руки при этом не должны смещаться из лицевой плоскости.

Положения кисти:

Обычное, кисть в кулаке, кисть свободна, кисть расслаблена, кисть поднята (опущена) вперед или назад, пальцы врозь.

Положения ног и движения ногами.

Положения прямых ног в боковой плоскости:

вперед, вперед – кверху, вперед – книзу, вперед на носок, назад на носок, назад – книзу, назад.

Положение прямых ног в лицевой плоскости:

В сторону на носок, в сторону – книз, в сторону, в сторону – кверху, правую влево на носок, правую влево.

Положения согнутых ног:

Правая полусогнута вперед, правая согнута вперед, правая согнута назад, правая согнута вперед с захватом, правая согнута в сторону.

Термины общеразвивающих упражнений с предметами

При описании упражнений с предметами указывается преимущественно положение и путь предмета, а не рук. Например: палку вверх, палку за голову.

Термины общеразвивающих упражнений с палками

В упражнениях с гимнастической палкой различают две группы положений: хватом за оба конца и со свободным концом палки.

Положения палки, удерживаемой за оба конца

Cимметричные положения: палку вниз, палку назад, палку вверх, палку перед грудью, палку за голову, палку на лопатки, палку вниз – сзади, палку вперед – кверху, палку перед собой. При горизонтальном положении палки, как наиболее часто встречающемся, слово «горизонтально» опускается.

Асимметричные положения: (руки находятся в разных положениях): палку вертикально вперед, правая сверху, палку наклонно вперед, правая сверху, палку вправо, наклонно левая сверху.

Положение палки со свободным концом, удерживаемой одной рукой: палку к плечу, палку к ноге, с палкой вольно, левую руку вверх, палку вправо, правую руку с палкой вперед, правую руку с палкой вверх, правую руку с палкой в сторону, правую руку вперед, палку вертикально хватом за середину.

Положение палки со свободным концом, удерживаемой двумя руками: руки вверх, палку вправо, руки вперед, палку вверх, палку к правому плечу вправо, палку к левому плечу вверх, руки вверх, палку назад, палку на голову влево, руки с палкой вверх.

Термины общеразвивающих упражнений на гимнастической скамейке

Относительно скамейки занимающиеся могут располагаться продольно, поперек, лицом, спиной, боком. Это является той особенностью, которая указывается при записи упражнений на скамейке. В остальном запись осуществляется по правилам общеразвивающих упражнений.

Положения относительно скамейки

Упор сидя ноги врозь поперек, упор лежа, руки на скамейке продольно, упор лежа, ноги на скамейке, упор присев на скамейке, хватом за передний край, упор лежа на скамейке поперек.

Термины общеразвивающих упражнений на гимнастической стенке

В названии упражнений на стенке указывается положение занимающегося относительно нее (лицом к стенке, спиной, боком), особенности хвата (его высота и способ) и расстояние занимающихся от стенки (в шаге, вплотную). Например: и.п. – стоя на третьей рейке лицом к стенке, хват снизу согнув руки на уровне груди. Если смешанный упор или вис явно выражен, то следует использовать этот термин при записи упражнения. Например: вис стоя (присев, присев сзади), упор стоя (стоя согнувшись, стоя сзади).

Термины и.п., в которых занимающийся не опирается о нее руками: стойка спиной вплотную к стенке, сед, опираясь ногами о вторую рейку, стойка лицом к стенке в шаге от нее, стойка правым боком, правую на четвертую рейку.

Термины общеразвивающих упражнений в парах

При определении и.п. для симметричных упражнений указывается положение партнеров относительно друг друга. Например: стоя спиной друг к другу с захватом под локти, стоя лицом друг к другу в полунаклоне, руки на плечи партнеру. При ассиметричных упражнениях занимающиеся рассчитываются по двое и записывается положение каждого из них. Например: I–е – упор лежа ноги врозь, 2–е удерживают партнера за ноги.

23. Формы записи упражнений

Краткая и точная запись гимнастических упражнений очень важна для их понимания. Существует две формы записи упражнений: текстовая и графическая, каждая из которых, в свою очередь, имеет разновидности.

Текстовая форма записи подразделяется на конкретную и сокращенную.

Конкретная запись предусматривает точное обозначение каждого элемента упражнения в соответствии с требованиями гимнастической терминологии.

Сокращенная запись применяется на практике при составлении конспектов занятий, для записи упражнений, проводимых лично преподавателем, хотя многие сокращения устойчиво вошли в обиход и используются в печати при издании специальной литературы по гимнастике. Наряду с такими стандартизированными сокращениями можно создавать и пользоваться в личной записи другими удобными сокращениями, которые подскажет фантазия.

К распространенным сокращениям можно отнести:

и.п. – исходное положение

о.с.– основная стойка

ст.н./вр. – стойка ноги врозь

брусья р/в – брусья разной высоты

в/ж – верхняя жердь

н/ж – нижняя жердь

в/д – в длину (конь, козел)

в/ш – в ширину (конь, козел)

с/р – с ручками (конь)

пр. – правая (рука, нога)

лев. – левая (рука, нога)

Д. – держать

О. – обозначить

х/г – художественная гимнастика

акр. – акробатика

упр. – упражнения

в/упр. – вольные упражнения

ОРУ – общеразвивающие упражнения

ОРУ б/п – общеразвивающие упражнения без предмета

Запись общеразвивающих упражнений

Каждое общеразвивающее упражнение нумеруется римской цифрой, после чего записывается исходное положение. Затем следует описание упражнения с указанием счета, на который выполняется то или иное движение. Каждый счет записывается арабскими цифрами и с новой строки. Например:

VI. И.п. – о.с., руки на пояс.

1 – левую в сторону на носок, наклон влево, руки за голову

2 – и.п.

3–4 – то же в др. сторону

Если отдельные движения в упражнении выполняются вдвое быстрее, на полсчета, применяется дополнительный счет, обозначаемый буквой «И». Например:

И.п. – о.с., руки в стороны.

1 – руки вперед с хлопком в ладони

«И» – мах правой с хлопком под ней;

2 – и.п.

При одновременном движении несколькими частями тела, вначале описываются движениями ногами, затем туловищем, руками и головой.

Действия, требующие поочередного включения звеньев тела (хотя бы и на один счет), записываются в той последовательности, в которой они должны выполняться.

Если упражнение состоит из двух асимметричных частей, то вместо полной терминологической записи второй части указывается, что она выполняется так же, но в др. сторону, с другой ноги или другой руки.

Способ возвращения в исходное положение, если оно выполняется обратным движением, не указывается. Если же возвращение в исходное положение выполняется иначе, это должно оговариваться. Сравните:

I и.п. – о.с. II и.п. – о.с.

1 – выпад вправо, руки в стороны; 1– выпад вправо, руки в стороны;

2 – и.п. 2 – приставляя правую, и.п.

Несколько одинаковых движений можно объединить при записи.

Например:

И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны

1–3 – 3 пружинящих наклона, касаясь;

4 – и.п.

Если два движения выполняются на один счет слитно, но одно за другим, следует при записи соединить их союзом «И». Например:

И.п. – стойка ноги врозь, руки к плечам

1 – наклон прогнувшись, руки в стороны и поворот туловища направо

Поворот в этом случае должен выполняться в конце наклона.

Если те же два движения должны выполняться одновременно, то при записи следует применять предлог «С» – наклон прогнувшись, руки в стороны с поворотом туловища направо.

При записи общеразвивающих упражнений записываются только изменяемые положения звеньев тела. Все то, что остается без изменения, не указывается.

Графическая запись упражнений

Графическая запись представляет собой изображения в виде рисунков отдельных поз и промежуточных положений. Чаще всего используется, при подготовке конспекта (рис. 44а, б, в).

Для передачи некоторых особенностей упражнений дополнительно пользуются определенными условными символами.

– направление движения

– пружинящие движения

– прыжок, прыжком

– поворот, его величина и направление

– ладони кверху

– кисти в кулаках

– изображение упражнения в другом ракурсе

– рывок, рывком

– положение лицом, боком или спиной к основному положению

– сторона конечности

– вдох, выдох

Используя подобные символы можно быстро и достаточно понятно записать упражнение. Например:

И.п. 1. 2–3 2 4

То же упражнение, записанное терминологически.

И.п. – о.с., руки перед грудью

1– шагом влево широкая стойка ноги врозь, рывком руки в стороны, кисти в кулаки

2–3 – 2 пружинящих наклона, касаясь ладонями

4 – прыжком и.п.

Запись упражнений на снарядах

Упражнения на снарядах записываются в строчку. Элемент от элемента отделяется знаком тире. Например:

Упражнения на брусьях – подъем махом вперед – махом назад стойка на плечах, обозначить – кувырок вперед и упор сидя ноги врозь – перемах внутрь и махом назад соскок. Союз «И» указывает на слитную последовательность двух элементов, без остановки между ними. Например: на перекладине – из упора спад назад в вис согнувшись и подъем разгибом.

Выполнение двух элементов одновременно объединяются предлогом «С». Например: подъем махом назад с перемахом ноги врозь.

Запись акробатических упражнений

Комбинация из акробатических элементов записывается так же, как упражнения на снарядах. Например: кувырок вперед – силой стойка на голове (держать) – перекат назад в упор лежа на бедрах – упор присев и кувырок назад.

Если вращательные движения выполняются в группировке, это не записывается. Другие способы выполнения – согнувшись, прогнувшись или ноги врозь – указываются при записи. Не указывается большинство стандартных конечных положений. Например: кувырок вперед (в упор присев не указывается); переворот вперед (не указывается в о.с., руки вверх).

Запись вольных упражнений

Вольные упражнения записываются в соответствии со структурой музыкального произведения, как правило по «восьмеркам», по фразам.

Начало каждой музыкальной фразы обозначается римской цифрой с левой стороны. Счет обозначается арабскими цифрами. Движения каждого счета записываются с новой строки, каждая новая фраза начинается с 1-го счета. Например:

I. 1 – шаг левой, руки вперед;

2 – выпад вправо, руки в стороны;

3 – встать на левую, правую в сторону, руки вверх;

4 – прыжок на правую, левую в сторону, дугами внутрь руки в стороны;

5–6 – переворот влево с поворотом налево и, приставляя правую, руки вверх; – 2,0

7 – падение вперед в упор лежа на согнутых руках – 0,5

8 – упор лежа на бедрах

II. 1 – упор присев на левой, правую в сторону

2 – толчком левой сменить положение ног и т.д.

Справа от элемента, являющегося основным, т.е. представляющим сложность упражнения, указывается его стоимость (в баллах).

Движения, выполняемые между основными счетами и требующие отдельного описания, обозначаются буквой «И». Например:

1 – шаг левой, руки вверх;

«И» – мах правой в сторону, руки вперед;

2 – выпад вправо, руки в стороны.

Движения одной частью тела от движения другой отделяются запятыми

 

24. Термины акробатических упражнений

Стойки вниз головой: стойка на руках, стойка на голове, стойка на предплечьях, стойка на лопатках, стойка на голове и предплечьях, стойка на груди, стойка на одной руке.

Мост – дугообразное, максимально прогнутое положение тела спиной к опоре. Мост на предплечьях, мост на одной ноге, согнув другую, мост на одной руке, разноименный мост.

Равновесие – положение на одной ноге, боковое равновесие, крестообразное равновесие, равновесие шпагатом в наклоне, вертикальное равновесие шпагатом, фронтальное равновесие с захватом, заднее равновесие, равновесие кольцом.

Упор – положение тела с опорой руками: горизонтальный упор, горизонтальный упор на локте, упор углом ноги врозь – вне, высокий угол в упоре.

Шпагат – сед с предельно разведенными ногами, касаясь опоры всей их длиной: шпагат правой (указывается нога, находящаяся впереди), прямой шпагат.

Полушпагат – положение, аналогичное шпагату, но с согнутой ногой впереди, полушпагат с наклоном.

Динамические элементы

Кувырок – вращательное движение тела с последовательной опорой и переворачиванием через голову или плечо: кувырок вперед, длинный кувырок, кувырок прыжком, кувырок назад, кувырок назад прогнувшись через плечо, кувырок вперед вдвоем, держась за голени партнера, кувырок назад через стойку на руках и др.

Перекат – движение аналогичное кувырку, но без переворачивания через голову или плечо. Перекат назад и вперед из упора присев, перекат вперед прогнувшись из стойки на коленях, перекат назад согнувшись из о.с., перекат в сторону из стойки на одном колене, др. в сторону на носок и др.

Переворот – вращательное движение тела с полным переворачиванием и промежуточной опорой руками или руками и головой. Выполняются с одной или двумя фазами полета и медленно, без полетной фазы. Переворот вперед, переворот назад, переворот вперед с опорой головой и руками, переворот в сторону («колесо»), переворот с поворотом кругом (рондат).

К неполным переворотам относятся: курбет – прыжок из стойки на руках на ноги и



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: