Перестроение уступами из шеренги.




Выполняется после предварительного расчета, который может быть различным и зависит от величины зала, количества занимающихся и упражнений, которые предстоит выполнять в этом строю. Например: расчет на «9, 6, 3, на месте», «4, 2 на месте» и т.п. После произведенного расчета следует основная команда: «По расчету шагом – Марш!». Все, кроме тех, кто сказал «на месте!», выполняют количество шагов, соответствующее названной при расчете цифре. В данном примере подсчет ведется до пяти, т.к. пятый счет необходим для приставления ноги.

По команде: «На свои места шагом – марш!» все, кто выходил из шеренги, делают поворот кругом (на – «раз-два!») и в этом же ритме, повторив то же, что и при выходе, начинают движение на свои места, приставляют ногу, после чего одновременно поворачиваются кругом

Перестроение уступами из колонны по одному в колонну по три (по четыре) производится также после предварительного расчета. При этом возможны такие же варианты расчета, как при перестроении уступами из одной шеренги в три (четыре), в этом случае используется команда. «Влево (вправо) по расчету приставными шагами шагом – Марш!». При обратном перестроении подается команда: «На свои места приставными шагами шагом – Марш!».

Перестроение из шеренги захождением плечом, выполняетсяпосле предварительного расчета: «По три (четыре и т.д.) – Рассчитайсь!». Получив команду: «Правое (левое) плечо вперед шагом – Марш!», занимающиеся продвигаются по радиусу круга. В момент, когда занимающиеся перестроятся в указанное преподавателем положение, могут подаваться следующие команды: «Группа (класс, отделение) – Стой!» или «На месте!»

Перестроение из колонны по одному в колонну по три (4, 5 и т.д.) поворотом налево (направо) в движении.

Команда: «Налево (направо) в колонну по три (4, 5 и т.д.) – Марш!». Исполнительная команда подается в тот момент, когда первая тройка достигнет места, откуда предполагается начать поворот. Команда подается под левую (правую) ногу и с шагом правой (левой) первая тройка одновременно поворачивается налево (направо) и движется в новом направлении. Остальные продолжают движение и каждая последующая тройка выполняет поворот на том же месте вслед за первой. Команду «Марш!» для поворота должен подавать замыкающий каждой тройки.

Когда первая тройка достигнет места остановки, подается команда «Направляющие – На месте!», а затем, когда перестроение закончится – «Группа (класс, отделение) – Стой!»

Для обратного перестроения в колонну по одному нужно: вначале повернуть группу направо (налево), а затем подать команду «Налево (направо) в обход в колонну по одному шагом – Марш!» Группа поочередно, начиная с первой тройки движется в обход, образуя одну колонну.

Перестроение из колонны по одному в колонну по 3 (4, 5 и т.д.) поворотом в движении может производиться с одновременным размыканием на заданные дистанцию и интервал. В этом случае несколько видоизменяется предварительная команда «Налево в колонну по 3 (4 и т.д.), дистанция и интервал 2 (3, 4) шага – Марш!».

Соответственно команде, занимающиеся после поворота размыкаются на заданное расстояние по ходу движения.

Указание о дистанции и интервале можно дать и после начала перестроения, когда первая тройка уже повернется. В этом случае достаточно сказать «дистанция и интервал – 2 (3, 4) шага!».

Перестроение из колонны по одному дроблением и сведением в колонну по два (три, четыре) в движении.

Для этого перестроения подается команда: «Через центр – Марш!», затем по мере приближения направляющего к верхней или нижней середине зала подается команда: «В колонны по одному направо (налево) в обход – Марш!» (дробление).

При встрече колонн подается команда: «Через центр в колонну по два – Марш!» (сведение).

Затем, повторяя дробление и сведение, можно построить занимающихся в колонну по четыре и т. д

Обратное перестроение называется разведением и слиянием, например: из колонны по четыре производится по команде: «В колонну по два направо и налево в обход – Марш!» (разведение). При встрече колонн подается команда: «Через центр в колонну по два – Марш!» (слияние). Затем, повторяя разведение и слияние, можно перестроить занимающихся в колонну по одному.

47. Перестроения на месте. Методика обучения

48. Перестроения в движении. Методика обучения

49. Размыкания. Способы. Методика обучения

50. Прикладные упражнения

Прикладные упражнения

1. Ходьба, бег, прыжки

2. Упражнения в равновесии

3. Упражнения в лазании и перелазании

4. Упражнения в метании и ловле

51. Ходьба, ее разновидности. Методика обучения

Ходьба – координационно сложное движение, несмотря на кажущуюся простоту и естественность. Закрепившийся в процессе эволюции человека рефлекс асимметричного выполнения движений рук и ног (т.н. шагательный рефлекс) – обусловливает вовлечение в работу не только мышц ног, рук, но и мышцы туловища и шеи.

В уроке гимнастики ходьба применяется во всех ее многообразных разновидностях – на носках и пятках, на внешних и внутренних сводах стопы, в полуприседе и приседе, выпадами, приставными и скрестными шагами, с высоким подниманием бедер.

Спокойная, ходьба с ритмичным напряжением и расслаблением мышц создает благоприятные условия для восстановительных процессов.

52. Бег, разновидности бега. Методика обучения

Бег высоко динамичная деятельность, поэтому влияние его на организм, особенно на сердечно–сосудистую, дыхательные системы гораздо сильнее, чем во время ходьбы.

В уроках гимнастики наиболее часто реализуются разновидности бега: с высоким подниманием бедер, со сгибанием ног назад, со взмахом прямых ног вперед, назад, в стороны и др.

При обучении технике ходьбы и бега, рекомендуется обращать внимание на правильность постановки стоп. В отличие от ходьбы, при которой стопы слегка повернуты наружу, в беге лучше повернуть их внутрь, что обеспечивает равномерность распределения нагрузки на фаланги пальцев, повышает работоспособность мышц, экономичность работы мышц.

53. Упражнения в равновесии. Классификация. Методика обучения

Равновесие – это умение сохранять устойчивость тела в различных позах и движениях на ограниченной или подвижной опоре.

Важными условиями для сохранения равновесия, как известно, являются величина площади опоры и высота расположения общего центра тяжести тела. Чем больше площадь опоры и ниже ОЦТ, тем легче сохранить равновесие.

К прикладным упражнениям на равновесие относятся разновидности стоек: на носках, на пятках, на одной, на двух, на лопатках, предплечьях, голове и руках, стойки на двух и одной руке. Эти упражнения могут выполняться на полу, на различной по высоте опоре, с переходом из более низкого положения в более высокое и наоборот.

К динамическим равновесиям относятся разновидности ходьбы, бега, танцевальных шагов с различными движениями руками, туловищем, головой, с остановками, наклонами, поворотами, подбрасыванием и ловлей предметов, переноской груза, с перепрыгиванием через препятствие: (набивной мяч, гимнастическая палка, гимнастический обруч).

Спортивная практика дает немало примеров, когда требования статического и динамического равновесия сочетаются в рамках конкретного упражнения значительно усложняя решение основной двигательной заачи. Пример: прыжок шагом в остановку (художественная гимнастика), опорный прыжок боком с приземлением в стойку спиной к снаряду (гимнастика), акробатическая связка: курбет – сальто назад в группировке. В приведенных примерах устойчивость приземления наряду с описанными выше факторами зависит от того, насколько правильно выполнены предшествующие приземлению движения.

Сложной формой равновесия, имеющей большое прикладное значение, является расхождение на узкой опоре вдвоем: занимающийся принимает упор присев или ложится на живот поперек бревна (повышенной опоры), а другой продвигаясь вдоль бревна, перешагивает через него. Вариант: партнеры обхватывают друг друга за плечи, выставляют одноименные ноги вперед и поддерживая друг друга (с поворотом на 900) расходятся

Формирование навыков сохранения равновесий связано в первую очередь с совершенствованием проприцептивной чувственности (мышечного чувства), вестибулярной устойчивости и зрительного контроля.

Начинают изучение равновесия в простейших упражнениях на полу, постепенно усложняя их (уменьшением площади опоры выполняя движения на носках, на одной ноге; изменением положения туловища, головы, рук, направления движений; использованием предметов или снарядов гимнастическая скамейка, натянутый горизонтальный трос).

По мере освоения упражнений можно постепенно увеличивать скорость или амплитуду движения, или оба фактора одновременно. Успех в упражнениях на равновесие зависит от мышечно–связачного аппарата стопы, поэтому укрепление свода стопы обеспечивает профилактику таких типовых травм, как растяжение боковых связок голеностопных суставов.

54. Упражнения в лазании. Классификация упражнений в лазании

Лазанье в смешанных висах, в смешанных упорах

1. Лазание на наклонно установленной гимнастической скамейке: в упоре присев, в упоре стоя на коленях, в упоре лежа, в упоре лежа сзади.

В приведенных примерах возможны разнообразные сочетания перехвата рук и перестановки ног– одноименные левая рука, левая нога; разноименные –левая рука, правая нога, последовательные руки, ноги.

2. Лазание на гимнастической стенке: передвижения вверх, вниз, в стороны, в смешанном висе, с поочередным перехватом руками и переступанием ногами; передвижение прыжками в различных направлениях, усложненные варианты упражнений – лазанье спиной к стене, с грузом на плечах, лазание без помощи ног.

3. Лазанье по вертикальному канату – наиболее распространенный вид лазания, требующий хорошей подготовки мышц рук и плечевого пояса, мышц туловища и разгибателей ног.

В практике физического воспитания чаще всего используют два способа лазания в смешанном висе:

– способ в два приема;

– способ в три приема.

Лазание способом в два приема связано с большим напряжением мышц рук и плечевого пояса, и при достаточной их подготовленности обеспечивает высокую скорость перемещения вверх. Техника исполнения: И.П. – вис стоя хватом правой рукой вверху, левой на уровне подбородка; 1 – поднять согнутые ноги как можно выше и зажать канат стопами; 2 – не ослабляя захвата стопами (отталкиваясь), выпрямить ноги с перехватом левой рукой вверх

Лазание способом в три приема. Этот способ лазания требует меньше усилий рук и плечевого пояса, чем предыдущий, так как основную нагрузку принимают на себя мышцы ног. Чаще всего поэтому он применяется в женских и детских группах. Техника исполнения: И.П. – вис стоя; 1 – согнуть ноги как можно выше и крепко захватить канат ступнями и коленями; 2 – выпрямить ноги, фиксируя положение виса стоя на согнутых руках; 3 – поочередным движением рук захватить канат повыше.

Обучение лазанию в смешанном висе следует начинать с овладения техникой захвата каната ногами. Способы захвата:

– захват, наступая одной ногой на другую;

– скрестный захват – канат зажимается между подъемом одной стопы и пяткой другой;

– захват каната внутренней стороной стоп.

Обучение упомянутым выше способам лазания, как правило, предшествует усвоение техники захватов каната ногами. На первых порах рекомендуется изучать их сидя на скамейке. Далее необходимо последовательно научить занимающихся разгибать ноги, находясь в смешанном висе, подтягиваться на руках, используя опору на ноги.

Овладев навыком лазания в смешанном висе можно приступать к совершенствованию техники лазания в висе без опоры ногами о канат. Варианты вертикального лазания в висе (с поочередными или одновременными перехватами руками):

– лазание ноги вместе или врозь;

– лазание в висе углом ноги вместе (канат сбоку) или врозь;

– лазание в висе согнувшись.

При всех видах лазания необходимо осуществлять страховку.

55. Лазание по гимнастической скамейке. Способы. Методика обучения

56. Лазание по гимнастической стенке. Способы. Методика обучения

Учитывая, что упражнения в лазанье выполняются на некоторой высоте, учителю необходимо обеспечить особенно чёткую организацию занятий. Подход к снарядам и отход от них, начало выполнения упражнений и окончание их должны быть объяснены и показаны с предельной точностью, особенно упражнений, имеющих воздействие на формирование осанки.
1. Произвольное лазанье вверх до определённой высоты и вниз.
2. Лазанье вверх, наступая на каждую рейку поочерёдно двумя ногами, вниз не глядеть.
3. Лазанье вверх, наступая на одну рейку одной ногой, а на другую – другой, вниз не глядеть.
4. Лазанье вверх и вниз, ноги ставить ближе одну к другой, вниз не глядеть.
5. Произвольное лазанье вправо и влево (ноги на 3-й, 4-й рейке).
6. Лазанье вправо и влево, делая одноимённые приставные движения руками и ногами (правая нога и правая рука, левая нога и левая рука).
7. Лазанье вверх и вниз одноименным способом, когда движение начинает левая (правая) рука и левая (правая) нога, а потом правая (левая) рука и правая (левая) нога.
8. Лазанье вверх и вниз разноименным способом, когда движение начинает правая рука и левая нога, потом левая рука и правая нога.
9. То же, что и 7-8, но ноги ставить на каждую рейку или через одну-две рейки.
10. Лазанье произвольным способом по диагонали.
11. Лазанье по диагонали заданным способом; приставными и скрестными шагами.
12. Лазанье по гимнастической стенке с переходом на гимнастическую скамейку, установленную под углом 25 градусов, и слезание по ней.
13. Соединение лазанья по гимнастической стенке с лазаньем по гимнастической скамейке различными пройденными способами.
14. Лазанье боком к гимнастической стенке.
15. Лазанье спиной к гимнастической стенке.
16. Лазанье с поворотом кругом.

57. Лазание по канату. Способы. Методика обучения
Существует три способа лазанья в смешанном висе по вертикальному канату: лазанье в висе на согнутых руках и лазанье в три и два приёма.
Лазанье в три приёма.
И.п. – вис на прямых руках.
1 – согнуть ноги вперёд и захватить канат стопами (подъёмом одной и пяткой другой ноги). Можно закреплять канат петлёй. В этом случае он должен проходить снаружи бедра и голени одной ноги и прижиматься внутренней частью стопы (способ захвата каната зависит от его жёсткости и толщины: тонкий и мягкий канат можно захватывать петлёй).
2 – не ослабляя захвата ногами, разогнуть их (отталкиваясь) и согнуть руки.
3 – поочерёдно перехватить руки вверх и принять и.п., не отпуская захвата каната ногами.
Лазанье в три приёма применятся в занятиях с детьми среднего школьного возраста, т.к. нагрузка падает не только на мышцы рук и плечевого пояса, но и на мышцы ног. При обучении этому способу лазанья целесообразно хорошо усвоить приёмы лазанья на вертикальной лестнице.
Для облегчения усвоения приёмов лазания на канате можно рекомендовать следующие упражнения:
1. Вис на канате на прямых руках и раскачивание в висе (вис после толчка ногами или небольшого разбега).
2. Разучивание захвата ногами, сидя на скамейке.
3. Захват ногами каната в положении виса на прямых руках.
4. Из виса сидя на полу ноги врозь подтягиваясь и опираясь пятками о пол, вис лёжа на согнутых руках.
Лазанье в два приёма.
Существуют два варианта лазанья по канату в два приёма.
Первый вариант.
И.п. – вис на прямой руке, другая рука держит канат на уровне подбородка.
1 – сгибая ноги вперёд, захватить канат, как при лазанье в три приёма.
2 – разгибая ноги (отталкиваясь), подтянуться на одной руке, а другой перехватить канат вверху.
Второй вариант.
И.п. – вис на прямых руках.
1 – подтягиваясь на руках, согнуть ноги и захватить ими канат.
2 – разгибая ноги (отталкиваясь), перехватить канат руками, т.е. перейти в вис на прямых руках.
Этот способ лазанья координационно не сложен, поэтому при достаточной физической силе овладеть им несложно. Кроме основных способов можно использовать лазанье по канату, опираясь о стенку, лазанье по двум канатам – руками по одному, ногами по другому или одна рука на одном, другая на другом, а ноги захватывают один или два каната сразу.

Лазанье в простом висе.
Упражнения выполняются на гимнастической стенке лицом к ней, по наклонно поставленной лестнице, по канату или шесту с поочерёдными или одновременными перехватами руками. Широко используется лазанье по канату на одних руках, в том числе в положении «угла» и виса согнувшись, в специальной физической подготовке многих спортивных специализаций.
Лазанье по канату и шесту выполняется на согнутых руках поочерёдными перехватами. Причём чем выше занимающийся перехватит руку, тем больше будет нагрузка на руку.
В начальной стадии обучения лазанью в простом висе можно рекомендовать подъём с помощью ног, а опускание на одних руках.
Необходимо обращать внимание занимающихся на недопустимость «скольжения» вниз по канату, так как это может привести к серьёзной травме.
Лазанье с остановками.
При лазанье с остановками занимающийся принимает положение, в котором на определённой высоте можно освободить одну или две руки. Остановки возможны на шесте, лестнице, канате. Наиболее характерны остановки на вертикальном канате – завязывания.
Завязывания стоя.
И.п. – вис на прямых руках, канат справа. Круговым движением ноги (со стороны каната) спереди назад обвить канат вокруг правой ноги и, подхватив его снизу подъёмом левой ноги, соединить ноги вместе и плотно прижать канат к правой стопе. Затем перевести канат под левую руку и поднять руки в стороны. То же можно выполнить в другую сторону.
Завязывание петлёй на бедре.
И.п. – вис на прямых руках, канат между ногами. Подняв ноги вперёд и зажав между ними канат, повиснуть на одной руке, а другой рукой взять канат снизу и соединить его с верхней частью каната на уровне подбородка. Одну руку освободить.
То же завязывание можно проделать, подведя канат под обе ноги.

Завязывание восьмёркой.
И.п. и первые действия те же, что и при завязывании петлёй на бедре, но поднятый нижний конец каната, обвивая бедро, пропускается между ногами вниз. Затем, сменив положение рук, канат снова поднять (но уже с другой стороны) и снова опустить между ногами. В итоге обе ноги находятся в петлях. Одну руку можно опустить.
Лазанье с партнёром
Это наиболее сложный вид лазанья, требующий хорошей физической подготовленности и надёжного оборудования. Проводится он на гимнастической лестнице, устанавливаемой в вертикальном и наклонном положениях, на канате и шесте.
На лестнице или канате можно проводить лазанье с партнёром, сидящим на плечах или спине.
При лазанье по канату партнёр должен сидеть на плечах, зацепившись носками за спину, и помогать нижнему, выполняющему упражнение в три приёма, подтягиваясь на руках.
Перелезания
Выполняются перелезания в висе (например, с каната на канат, с лестницы на лестницу), в упоре и из виса в упор и обратно. Так, на наклонной или горизонтальной лестнице выполняются перелезания с верхней стороны на нижнюю и обратно: ногами вперёд, головой вперёд, переворотами в упор, подъёмами силой, опусканиями вперёд из упора и т.д. К этой же группе упражнений относятся влезания на «забор» высотой от 1,5 до 3 м и перелезание через него. Эти упражнения обычно проводятся на полосе препятствий. Для подготовительных упражнений к перелезанию через «забор» в гимнастическом зале можно использовать брусья, бревно или высоко поднятые прыжковые снаряды

Методика обучения
При обучению лазанью применяются различные методы:
А) целостный метод – при обучении лёгким упражнениям (лазанью в смешанных упорах и висах на гимнастической скамейке и стенке);
Б) метод расчленения, когда при лазанье, например, по канату раздельно обучают сначала захвату каната ногами в положении седа на гимнастической скамейке, затем вису на канате и далее приёму лазанья в целом;
В) метод подводящих упражнений, когда обучают приёму лазанья в облегчённых, а затем в более сложных условиях (например, лазанью по канату с опорой ногами о гимнастическую стенку или по канату с узлами для опоры ногами, а затем лазанью в обычных условиях).
Упражнения в лазанье очень эмоциональны, поэтому их рекомендуется проводить в форме игр и соревнований.
Страховка здесь необходима, особенно тогда, когда упражнения в лазанье выполняются на большой высоте.

58 Перелезание. Способы выполнения

В условиях гимнастического зала, как правило выполняется с использованием гимнастических снарядов (бревно, брусья, конь, гимнастическая скамейка).

Существует несколько способов перелезания препятствия:

– перелезание из положения стоя лицом к препятствию, с опорой на разноименные руку и ногу. Свободную пронести над опорой. Приземлиться спиной к препятствию. Выполнить с места и с разбега;

– «опорой» на грудь. Операясь о верхний край препятствия грудью и держась одной рукой за его верхний край, другой как можно ниже на другой стороне опоры последовательно пронести ноги через препятствие и приземлиться на другой стороне;

– «зацепом». Выполняется с разбегу толчком одной ноги – махом другой ногой зацепиться за препятствие, используя усилия рук. Далее, подтягиваясь, перейти в упор лежа, после чего махом назад свободной ногой и опорой разноименной рукой завершить перелезание и приземлиться боком к препятствию;

– с помощью партнеров. Чтоб преодолеть высокое препятствие, перелезающий, опираясь на руки партнера наступает на подставленное бедро второго партнера и далее поднимаясь до стойки на его плечах, переходит в упор на верхнюю сторону препятствия, после чего удобным для себя способом завершает опускание на противоположную сторону.

59. Переползание. Способы выполнения

Разновидности переползания: на четвереньках – передвижение на коленях с опорой о кисти; на получетвереньках – передвижение на коленях с опорой на предплечья одноименным и разноименным способом; по–пластунски – передвижение лежа на животе – разноименно; на боку – передвижение лежа на боку, опираясь предплечьем и разноименной ногой.

Весьма ценным является применение способов переползания в сочетании с другими упражнениями, например, с бегом, переползанием с грузом, с партнером, метанием во время переползания, после переползания, лазание или равновесие. Все эти упражнения успешно используются при проведении подвижных игр, эстафет.

60. Переноска грузов. Характеристика. Способы

Переноска груза (предмета или партнера), выполняемая индивидуально или группой, воспитывает умение рациональным образом, расчетливо и экономно расходовать силы. Переноска предметов на голове положительно сказывается на формировании правильной осанки и в уроке гимнастики, особенно в работе с детским контингентом широко используется для коррекции ее изъянов. Практические навыки переноса предметов проверяются при проведении эстафет, игр, преодолении полос препятствия и часто рассматриваются в качестве элементарной формы самообслуживания занимающихся: переноска гимнастических матов вдвоем или вчетвером, скамеек в одиночку, удерживая за середину двумя руками сбоку или над головой; переноска гимнастического «козла» на спине или бревна согнутыми руками на плече или на голове группой в шеренге или колонне.

Большой прикладный смысл заключается в освоении приемов переноски партнера одним, двумя или группой соупражняющихся.

Примеры упражнений:

– переноска партнера, сидящего верхом на спине;

– сидящего на плечах партнера;

– переноска партнера на руках перед собой;

– переноска партнера в положении согнувшись одной рукой сбоку или лежащего в том же положении на плече;

– переноска двумя партнерами сидящего на соединенных руках и удерживающего их за плечи;

– переноска занимающегося двумя партнерами, захватом под руки и под коленки

Для переноски партнера двумя товарищами может использоваться оригинальный перекрестный захват рук несущих («решетка»), взятый из практики парно–групповых акробатических упражнений.

При освоении упражнений в переноске груза физическая нагрузка должна распределяться равномерно, для чего следует перенося груз сбоку, чередовать несущую руку, менять способы, а переноску на спине следует чередовать с переноской перед собой.

В качестве подготовительных подводящих упражнений можно предлагать упражнения с набивным мячом. В младших классах этот предмет удачно используют не только для переноски, но и при передачи его в круге, в шеренге, в колонне, из различных исходных положений.

61. Акробатические стойки. Методика обучения

Акробатические упражнения представляют собой преимущественно движение с переворачиванием через голову. Вращательный компонент может носить частичный или полный характер вокруг поперечной, продольной и переднезадней осей, как в отдельности, так и вокруг всех сразу.

Акробатические упражнения делятся в основном на три группы:

Первая группа:

Акробатические прыжки – перекаты, перевороты, сальто.

Вторая группа:

Балансирование – стойка на лопатках, на плече, на голове и руках, на предплечьях, на руках, а также стойка на одной руке. Сюда же относятся парные упражнения, пирамиды из трех, четырех, пяти и более человек.

Третья группа:

Бросковые движения – подбрасывание и ловля партнера. В одних случаях соупражняющийся после броска может перейти на плечи партнеру, в других – на руки с захватом за голени, бедро, кисти, стопу и т.д., в-третьих, может приземляться на акробатическую дорожку или маты.

62. Прыжки. Характеристика

Прыжки. Велика группа полезных прыжков, именуемых «неопорными», в высоту, в длину, в глубину, в «окно», со скакалкой и через скакалку.

В качестве подготовительных упражнений для развития прыгучести применяют многообразные разновидности прыжков:

– на месте (с передвижением вперед, назад, в сторону, с одной на две и с двух на одну ногу, согнув ноги вперед и назад);

– со скакалкой (на двух ногах и одной ноге, с вращением со скакалкой вперед и назад, на месте и с продвижением);

– через длинную вращающуюся скакалку (перепрыгивания, прыжки на одной и двух ногах, с поворотом, с междускоками, вбегание и выбегание).

– Прыжки в высоту (выполняются с места и с разбега), через препятствия (гимнастическая скамейка, горка матов, низкое бревно, планка или веревочка). Прыжки можно выполнять из различных исходных положений, например, стоя лицом, боком или спиной к препятствию – (прогнувшись, согнув ноги вперед, назад), с разбега толчком двух и одной, согнутыми и прямыми ногами, с поворотом направо, налево, кругом, на 360°, с различными движениями рук.

– Прыжки в длину выполняются с места и с разбега, толчком одной или двух ног, с различными поворотами и движениями рук.

– Прыжки в глубину могут выполняться с подвесной площадки, с различных гимнастических снарядов. Усложняют задание изменением исходного положения (стоя, в полуприседе, приседе, боком, спиной вперед), выполнением с закрытыми глазами или ловлей мяча во время прыжка.

– Прыжки в «окно». В качестве окна может использоваться гимнастический обруч или пространство между натянутыми на разных уровнях веревочками.

При обучении прыжкам занимающимся важно прежде всего усвоить навыки правильного приземления. Приземляться следует на носки почти выпрямленных и напряженных ног с последующим переходом на всю стопу. Подводящие упражнения для обработки правильного приземления – пружинные приседания, фиксация положения «доскока» 2–3 с.

Эффективность работы мышц ног возрастает, если подскоки сделать короткими, быстрыми. Например, предварительно быстро опуститься в присед и тотчас же подпрыгнуть, резко выпрямляя ноги в коленных и тазобедренных суставах, согласованно со взмахом рук.

63. Методика обучения прыжкам опорным

Опорные прыжки – один из видов спортивного гимнастического многоборья у мужчин и женщин.

Опорные прыжки – высокоинтенсивный вид физических упражнений, предъявляющий высокие требования к скоростно–силовой подготовленности. Спортсмены выполняют работу большой мощности. За десятые доли секунды во время отталкивания ногами, а затем и руками величина усилий достигает 700–800 кг и 200–240 кг соответственно, что позволяет поднять ОЦТ в полете на 2,5–2,8 м.

Техника опорных прыжков складывается из разбега и наскока на мостик, отталкивания ногами, полета до постановки рук на снаряд, отталкивания руками, полета и приземления. Наиболее сложны и ответственны фазы отталкивания ногами о мостик и руками о снаряд. От их эффективности зависит правильность траекторий движения тела в полетных фазах и качество прыжка в целом.

Координационная сложность и большая скорость движений в прыжках нередко порождает чувство страха. Это естественная защитная реакция, для подавления которой предусматривается снижение высоты снаряда, использование поролоновых матов, кубов или специальных ям, наполненных поролоновой стружкой.

Обучение опорным прыжкам начинают с отработки отдельных фаз как относительно самостоятельных движений. По мере освоения их обученные фрагменты объединяют в целостный двигательный акт. В целях обеспечения безопасности гимнастов, предварительно добиваются надежных, устойчивых навыков приземления.

Опорные прыжки выполняют через гимнастический конь, козел и специальный стол(1,5х 1,0м.) с накладной поверхностью и изменяемой высотой (от 1,0до 1,4м.).

Подразделяют прыжки на: 1) прямые (направление основных действий совпадает с направлением разбега); 2) боковые (тело гимнаста перемещается в стороне от опоры); 3) перевороты. Последние в самых разнообразных вариантах являются основой спортивных программ квалифицированных гимнастов и гимнасток.

64. Методика обучения прыжкам не опорным (простым)

65. Методика обучения группировкам. Разновидности группировок

Группировка – положение тела, в котором колени максимально подтянуты к плечам руками (за голени), локти прижаты к телу, голова наклонена вперед и спрятана между колен, спина округлена. Различаются несколько способов выполнения группировки – в приседе, в положении седа, лежа на спине. Вариант «г» – группировка с захватом бедер снаружи.

Практически группировку можно осваивать в различных положениях туловища. Однако наиболее типичными из них являются: группировка, лежа на спине, сидя и в приседе. Важнейшим требованием при освоении и группировки является быстрое выполнение задуманных действий. Например: из положения стойки, руки вверх, быстро присесть, сгруппироваться; из положения, лежа на спине, руки вверх, быстро сгруппироваться до касания затылком пола – держать; из положения руки на спине, руки вверх, подавая плечи вперед – сесть, сгруппироваться.

66. Методика обучения перекатам. Разновидности перекатов

Перекат – вращательное движение тела с последовательным касанием опоры без переворачивая через голову.

Разновидности перекатов:

а) Перекаты назад и вперед из упора присев. Смещая вес тела назад и уплотняя группировку, сделать перекат назад, до опоры о пол лопатками и, не фиксируя конечную позу, сохраняя плотную группировку, перекатом вперед вернуться в и.п.

б) Перекат назад согнувшись. Выполняется из основной стойки (в первой части переката необходимо наклониться вперед, приближая голову к груди и ногам; для плавного опускания в сед, руками смягчить приземление на пол. Завершить перекат можно в положениях:

– упор стоя согнувшись ноги врозь;

– упор стоя согнувшись ноги вместе.

в) Перекат прогнувшись. Выполняется из упора лежа на бедрах движением вперед с прогнутым положением тела, последовательно касаясь опоры бедрами, животом, грудью. Обратным движением (перекатом назад) можно вернуть тело в и.п.

Разновидности перекатов прогнувшись;

– перекат назад прогнувшись из стойки на груди (а);

– перекат назад прогнувшись из стойки на голове и руках (б);

– перекат назад прогнувшись из стойки на руках (в);

– перекат вперед прогнувшись из стойки на коленях (г).

г) Перекат в сторону. Чаще всего выполняется из упора присев вправо или влево до положения лежа на спине в группировке.

Перекат в сторону выпрямившись – из положения лежа на животе или спине перекат с поворотом на 1800 (вправо или влево).

Навыки выполнения группировки и перекатов являются составной частью более сложных упражнений: кувырки, полуперевороты, перевороты, перекидки, курбеты, сальто.

67. Методика обучения кувырку вперед

Кувырок – вращательные движения тела (вперед или назад) с последовательным касанием опоры и переворачиванием через голову.

Кувырок вперед выполняется из упора присев движением вперед с легким толчком ног, вынося руки на шаг вперед. Встретив опору, согнуть руки (выполняют работу уступающего характера), голову взять на грудь и опираясь на затылок выполнить быстрый перекат вперед в и.п.

При выполнении кувырка типичной ошибкой является близкая к ногам постановка рук на опору, что снижает эффективность отталкивания ногами и как следствие – затрудняет вращение тела. Чтобы устранить эту ошибку используют такой прием как выполнение кувырка под уклон. В этом случае переворачивание через голову требует более активного разгибания ног Варианты кувырка вперед:

Кувырок вперед из широкой стойки ноги врозь выполняется наклоном вперед с опорой на руки и последующей группировкой. Конечное положение может быть разным – сед, сед ноги врозь, упор стоя согнувшись. В последнем варианте требуются более энергичные действия и выше скорость вращения.

Кувырок вперед из стойки на голове и руках. В начальной части упражнения занимающийся освобождает голову от опоры, «отжимаясь» на руках и смещая тело вперед, после чего группируется, ускоряя вращение.

Кувырок вперед из стойки на руках.Выполняется аналогично предыдущему упражнению. Падение тела вперед не должно прерываться с началом группировки, а группировку не следует делать резко – чтобы не погасить скорость вращения тела. При обучении страховка осуществляется сбоку, с поддержкой исполняющего упражнение за ноги.

Кувырок прыжком выполняется из положения полуприседа. Отвести руки назад, затем активным махом рук вперед с одновременным толчком ног обозначить фазу полета и плотно войти в кувырок. Неполное выпрямление ног при отталкивании – грубая ошибка, создающая опасность. Поэтому при обучении упражнению обязательно использовать помощь и страховку.

68. Методика обучения кувырку назад

Кувырок назад. Начальная часть кувырка– активный переход из упора присев до положения седа – важное условие обеспечения запаса скорости вращения тела. Успешное выполнение кувырка во многом зависит также от правильной группировки и своевременной постановки рук. Во время постановки рук на опору плотность группировки не должна уменьшаться.

Кувырок назад согнувшись выполняется из основной стойки наклоном вперед с одновременным отведением таза назад и мягкой опорой на руки, до упора стоя согнувшись. При разучивании сначала отрабатывается первая часть упражнения(переход в положение седа), с оказанием помощи под плечи страхующим, находящимся сбоку. Серьезные затруднения в этой части элемента обычно связаны с недостаточной растянутостью мышц задней поверхности бедер, что предполагает использование дополнительных подготовительных упражнений.

Кувырок назад прогнувшись через плечо выполняется из положения седа до положения переката на лопатках технические действия аналогичены кувырку назад согнувшись. В основной части упражнения завершая разгибание ног в та



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: