Рассмотрим особенности организации и проведения камеральной таможенной проверки.
Понятие камеральной таможенной проверки является относительно новым для таможенного законодательства. Данный термин давно применяется в налоговом законодательстве. Согласно словарю С. И. Ожегова термин «камера» имеет несколько значений, одними из которых являются следующие:
1. Отдельная комната, помещение особого назначения (дезинфекционная камера, камера хранения ручного багажа, тюремная камера).
2. Закрытое пространство внутри какого-нибудь аппарата, сооружения, машины, а также закрытая полость внутри какого-нибудь органа (камера шлюза).
Таким образом, камеральная проверка имеет обязательное условие проведения, которое заключается в том, что мероприятия в рамках данной проверки производятся в помещении, на территории органа, осуществляющего проверку.
Согласно статье 332 ТК ЕАЭС камеральная таможенная проверка осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов государств — членов Таможенного союза, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц.
Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки).
Анализ соответствующих положений таможенного и налогового законодательства свидетельствует о том, что понятия камеральной таможенной и камеральной налоговой проверки сходны.
Так, согласно статье 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная налоговая проверка расчета финансового результата инвестиционного товарищества проводится налоговым органом по месту учета участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.
Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Общими признаками таможенной и налоговой проверок является то, что они проводятся по месту нахождения административного органа, осуществляющего проверку, а также положение о том, что для ее проведения не нужно оформление специального решения, документа, акта. Следовательно, проведение камеральной проверки предполагает повседневное исполнение административным органом своих задач, а должностными лицами административного органа — своих должностных обязанностей.
Применительно к таможенному органу речь идет об исполнении должностными органами таможенного органа своих служебных обязанностей в рамках осуществления таможенного контроля, основной целью которого является обеспечение соблюдения таможенного законодательства.
Камеральные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.
Так как при проведении таможенной проверки должностные лица таможенных органов могут использовать иные формы таможенного контроля, установленные статьей 322 ТК ЕАЭС, то из этого следует, что для изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов государств — членов Союза, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности проверяемых лиц таможенный орган может применить одиннадцать форм таможенного контроля.
Под проверяемыми лицами понимаются лица, указанные в пункте 5 статьи 331 ТК ЕАЭС. Законодатель установил единый перечень проверяемых лиц для камеральной и выездной таможенной проверки.
Также нет разделения предметов таможенной проверки, положения пункта 6 статьи 331 ТК ЕАЭС относятся как к камеральной, так и к выездной таможенной проверке.
Предметом таможенной проверки являются следующие позиции:
- подтверждение меры обоснованности и факта помещения товаров под таможенную процедуру;
— достоверность заявленных в ТД и в других документах сведений, повлиявших на принятие таможенным органом решения о выпуске товаров;
— подтверждение фактов соблюдения ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;
— меры соблюдения требований и норм таможенного законодательства ЕЛЭС и национального законодательства стран — членов союза структурами, ведущими деятельность в сфере таможенного дела;
— степень соответствия критериям и условиям деятельности структур, претендующих на получение статуса УЭО;
— соблюдение условий ряда таможенных процедур, при помещении под которые товары не получают статус товаров ЕЛЭС, и других требований таможенного законодательства.
Организация и проведение таможенного контроля в форме таможенной проверки осуществляется должностными лицами Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров (ГУТКПВТ) и подразделений таможенного контроля после выпуска товаров региональных таможенных управлений и таможен. Под подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров понимаются подразделения таможенных органов, в функции которых входит проведение таможенных проверок.
Исходя из этого можно сделать вывод о том, что именно таможенная проверка в любой ее форме является основным инструментом таможенного контроля после выпуска товаров.
Для участия в таможенной проверке могут привлекаться должностные лица других государственных контролирующих органов в порядке, определяемом федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также межведомственными и иными нормативными правовыми актами ФТС России и иных федеральных органов исполнительной власти.
Проведению подготовительной работы предшествует аналитическая работа, по результатам которой принимается решение о целесообразности либо нецелесообразности проведения таможенной проверки.
В случае поручения вышестоящего таможенного органа о проведении таможенной проверки аналитическая работа не проводится.
Таким образом, таможенная проверка может быть проведена:
1) на основании поручения вышестоящего таможенного органа о проведении таможенной проверки;
2) на основании решения о целесообразности проведения таможенной проверки по результатам аналитической работы.
Решение о целесообразности либо нецелесообразности проведения таможенной проверки принимает начальник таможенного органа либо лицо, его замещающее, путем наложения резолюции на докладной записке, подготовленной уполномоченным подразделением.
В день принятия решения о целесообразности проведения таможенной проверки уполномоченное подразделение таможенного органа с использованием специализированного программного средства (КПС «Постконтроль») информирует таможенные органы о принятом решении.
В случае принятия начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим, решения о нецелесообразности проведения таможенной проверки, все материалы, полученные в ходе аналитической работы, формируются в отдельное дело, которое хранится в уполномоченном подразделении в установленном порядке.
Все материалы, послужившие основанием для проведения таможенной проверки, полученные в ходе аналитической, подготовительной работы, подлежат приобщению к материалам таможенной проверки.
Проведению таможенной проверки предшествует подготовительная работа, в процессе которой определяется перечень вопросов, подлежащих проверке. По решению начальника уполномоченного подразделения при необходимости разрабатывается программа ее проведения. Таким образом, определение перечня подлежащих проверке вопросов является обязательным условием подготовительной работы в отличие от программы проведения таможенной проверки, которая разрабатывается должностными лицами уполномоченного подразделения при необходимости и должна содержать следующие обязательные сведения:
• наименование проверяемого лица, организационно-правовую форму, ИНН, КПП, ОГРН (ОГРНИП), место государственной регистрации, место фактического осуществления деятельности;
• сведения о проверяемом периоде при проведении проверки в отношении (у) лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, в отношении условно выпущенных товаров;
• перечень мероприятий, сроки их проведения;
иную информацию.
Программу утверждает начальник уполномоченного подразделения таможенного органа либо лицо, его замещающее.
При необходимости внесения изменений в программу в ходе проведения таможенной проверки такие изменения согласовываются с начальником уполномоченного подразделения либо лицом, его замещающим.
ФТС России установлено, что подготовительная работа проводится в минимальный срок, не превышающий по продолжительности пятнадцать рабочих дней с даты принятия решения о проведении таможенной проверки.
Должностное лицо уполномоченного подразделения, проводившее подготовительную работу, докладывает об окончании подготовительной работы начальнику уполномоченного подразделения в письменном виде.
ФТС России определена подведомственность проведения таможенной проверки уполномоченным подразделением соответствующего таможенного органа.
Так, таможенная проверка проводится должностными лицами уполномоченного подразделения таможенного органа:
1) в регионе деятельности которого зарегистрировано проверяемое лицо или исполнительный орган проверяемого лица;
2) в регионе деятельности которого осуществлен выпуск товара
3) либо в регионе деятельности которого находится товар.
Приведем пример. Таможенная проверка соблюдения ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами проводится должностными лицами уполномоченного подразделения таможенным органа, осуществившего условный выпуск товара, либо таможенного органа, в регионе деятельности которого находится условно выпущенный товар.
При проведении таможенной проверки должностное лицо уполномоченного подразделения может запрашивать в таможенных органах, где производился выпуск товаров, оригиналы, электронные копии деклараций на товары и электронные образы деклараций на товары, а также иные документы, представленные при таможенном декларировании товаров. Срок представления указанных документов не должен превышать пяти рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.
ФТС России определены особенности организации и проведения камеральной таможенной проверки. Так, датой начала проведения камеральной таможенной проверки является дата окончания подготовительной работы.
При проведении камеральной таможенной проверки должностные лица таможенных органов имеют следующие права:
1) запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений;
2) запрашивать и получать коммерческие и бухгалтерские документы, иную информацию, в том числе в электронной форме, относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами;
3) требовать у проверяемого лица представления отчетности в целях таможенного контроля;
4) требовать у банков и иных кредитных организаций и получать от них информацию и документы, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза;
5) запрашивать у налоговых и иных государственных органов и получать от них необходимые информацию и документы, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законодательством тайну в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза;
6) направлять международные запросы в связи с проведением таможенной проверки;
7) получать от органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, и иных государственных органов сведения, необходимые им для проведения таможенного контроля. Порядок обмена информацией определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, совместно с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные государственные органы;
8) принимать решение о назначении таможенной экспертизы, если для разъяснения возникающих при проведении таможенной проверки вопросов требуются специальные познания;
9) проводить иные действия, предусмотренные законодательством Таможенного союза и законодательством государств — членов Таможенного союза.
Порядок получения таможенными органами информации от других органов государственной власти устанавливается соглашениями о взаимном информационном обмене.
Примером такого соглашения является упоминаемое выше Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы.
В случае необходимости получения при проведении камеральной таможенной проверки документов и сведений должностное лицо уполномоченного подразделения направляет руководителю либо уполномоченному представителю проверяемого лица требование о представлении документов и сведений с указанием срока их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений.
Требование о представлении документов и сведений при камеральной таможенной проверке оформляется на бланке письма таможенного органа, которое подписывает начальник таможенного органа, в ФТС России — начальник ГУТКПВТ, либо лица, их замещающие. (Форма требования о представлении документов и сведений при камеральной таможенной проверке).
Требование о представлении документов и сведений при камеральной таможенной проверке направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении по месту государственной регистрации и по адресу фактического местонахождения (в случае наличия указанной информации) проверяемого лица или передается иным способом, позволяющим подтвердить факт его получения законным представителем.
При возврате почтового отправления с отметкой, свидетельствующей об отсутствии лица по месту государственной регистрации, должностное лицо, проводящее проверку, принимает меры в рамках СУР.
Таким образом, круг получаемой в рамках камеральной таможенной проверки информации весьма широк. Сама проверка осуществляется путем сравнения информации, полученной из разных источников:
• сведений, находящихся в распоряжении таможенного органа;
• сведений, полученных по требованию таможенного органа о представлении документов и сведений;
• сведений, полученных из иных государственных органов, и др.
В ходе таможенной проверки подлежат выяснению факт выпуска товаров и достоверность сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении.
Для подготовки заключения по указанным вопросам должностные лица таможенных органов наделяются правом изучать данные бухгалтерского учета и отчетности, счета, другую информацию проверяемого лица и сопоставлять такие данные со сведениями, приведенными в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении. Кроме того, допускается использовать результаты инвентаризации, проведенной лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров или осуществляющим хранение таких товаров, либо контролирующими органами, аудиторские заключения, а также акты и заключения, составленные государственными органами.
В ранее действующем Таможенном кодексе РФ оставался открытым для законодателя вопрос регулирования аналогичных полномочий должностных лиц таможенных органов при проведении общей ревизии, которая была недостаточно подробно рассмотрена. На сегодняшний момент данный пробел был устранен с принятием ТК и Закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
По результатам камеральной таможенной проверки составляется акт камеральной таможенной проверки.
Подведем итоги. Согласно таможенному законодательству камеральная таможенная проверка заключается в изучении и анализе сведений, содержащихся в таможенных декларациях и иных документах, имеющихся у таможенных органов или полученных из других контролирующих государственных органов государств — членов Таможенного союза, о деятельности проверяемых лиц.
Особенностью данной формы проверки является то, что камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу. При этом решение о проведении камеральной таможенной проверки не оформляется. По результатам камеральной таможенной проверки составляется акт камеральной таможенной проверки установленной формы. Таможенная проверка может быть проведена на основании поручения вышестоящего таможенного органа о проведении таможенной проверки либо на основании решения о целесообразности проведения таможенной проверки по результатам аналитической работы.
Проведению проверки предшествует аналитическая работа, по результатам которой принимается решение о целесообразности либо нецелесообразности проведения таможенной проверки, подготовительная работа, которая заключается в определении перечня подлежащих проверке вопросов, а при необходимости — в разработке программы ее проведения. Максимальная продолжительность подготовительной работы — пятнадцать рабочих дней с даты принятия решения о проведении таможенной проверки.
Таможенная проверка проводится должностными лицами уполномоченного подразделения соответствующего таможенного органа в зависимости от места регистрации проверяемого лица, от региона деятельности таможенного органа, осуществляющего выпуск товара, от места нахождения товара, в отношении которого проводится таможенная проверка.
Основные права должностных лиц таможенного органа при проведении таможенной проверки определены в пункте 1 статьи 335 ТК ЕАЭС, дополнительные права регламентированы положениями Закона (статьи 238 Закона).
В случае необходимости получения при проведении камеральной таможенной проверки дополнительных документов и сведений таможенный орган направляет руководителю либо уполномоченному представителю проверяемого лица требование о представлении документов и сведений с указанием срока их представления. Форма данного требования утверждена ФТС России.
Контрольные вопросы
1. Что означает термин «камеральная»?
2. В чем заключается камеральная таможенная проверка?
3. Что общего у таможенной и налоговой камеральной проверки?
4. Какова периодичность проведения камеральной таможенной проверки?
5. Почему именно таможенная проверка является основным инструментом таможенного контроля после выпуска товаров?
6. В чем заключается аналитическая работа, которая предшествует проведению подготовительного этапа камеральной таможенной проверки?
7. Кем принимается решение о целесообразности либо нецелесообразности проведения таможенной проверки?
8. В каких случаях разрабатывается программа проведения таможенной проверки?
9. Какова продолжительность подготовительной работы в рамках таможенной проверки?
10. Как определяется дата начала проведения камеральной таможенной проверки?
11. Какие права имеют должностные лица таможенных органов при проведении камеральной таможенной проверки?
12. В каких случаях таможенным органом направляется требование проверяемому лицу о представлении документов и сведений при камеральной таможенной проверке?
13. В какой форме составляется требование о представлении документов и сведений при камеральной таможенной проверке?
14. Какой документ составляется по результатам проведения камеральной таможенной проверки?