Особенности организации и проведения камеральной таможенной проверки




 

Рассмотрим особенности организации и проведения камеральной таможенной проверки.

Понятие камеральной таможенной проверки является относительно новым для таможенного законодательства. Данный термин давно при­меняется в налоговом законодательстве. Согласно словарю С. И. Оже­гова термин «камера» имеет несколько значений, одними из которых являются следующие:

1. Отдельная комната, помещение особого назначения (дезинфек­ционная камера, камера хранения ручного багажа, тюремная камера).

2. Закрытое пространство внутри какого-нибудь аппарата, сооруже­ния, машины, а также закрытая полость внутри какого-нибудь органа (камера шлюза).

Таким образом, камеральная проверка имеет обязательное условие проведения, которое заключается в том, что мероприятия в рамках данной проверки производятся в помещении, на территории органа, осуществляющего проверку.

Согласно статье 332 ТК ЕАЭС камеральная таможенная проверка осу­ществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в та­моженных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов государств — членов Та­моженного союза, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц.

Камеральная таможенная проверка проводится таможенными орга­нами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяе­мому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки).

Анализ соответствующих положений таможенного и налогового за­конодательства свидетельствует о том, что понятия камеральной тамо­женной и камеральной налоговой проверки сходны.

Так, согласно статье 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налого­вых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогопла­тельщиком, а также других документов о деятельности налогоплатель­щика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка расчета финансового результата инвестиционного товарищества проводится налоговым органом по ме­сту учета участника договора инвестиционного товарищества — управ­ляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служеб­ными обязанностями без какого-либо специального решения руково­дителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Общими признаками таможенной и налоговой проверок является то, что они проводятся по месту нахождения административного ор­гана, осуществляющего проверку, а также положение о том, что для ее проведения не нужно оформление специального решения, документа, акта. Следовательно, проведение камеральной проверки предполагает повседневное исполнение административным органом своих задач, а должностными лицами административного органа — своих долж­ностных обязанностей.

Применительно к таможенному органу речь идет об исполнении должностными органами таможенного органа своих служебных обя­занностей в рамках осуществления таможенного контроля, основной целью которого является обеспечение соблюдения таможенного зако­нодательства.

Камеральные таможенные проверки осуществляются без ограниче­ний периодичности их проведения.

Так как при проведении таможенной проверки должностные лица таможенных органов могут использовать иные формы таможенного контроля, установленные статьей 322 ТК ЕАЭС, то из этого следует, что для изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных де­кларациях и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов государств — членов Союза, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности проверяемых лиц таможенный орган может применить одиннадцать форм таможенного контроля.

Под проверяемыми лицами понимаются лица, указанные в пункте 5 статьи 331 ТК ЕАЭС. Законодатель установил единый перечень проверяе­мых лиц для камеральной и выездной таможенной проверки.

Также нет разделения предметов таможенной проверки, положения пункта 6 статьи 331 ТК ЕАЭС относятся как к камеральной, так и к вы­ездной таможенной проверке.

Предметом таможенной проверки являются следующие позиции:

- подтверждение меры обоснованности и факта помещения товаров под таможенную процедуру;

— достоверность заявленных в ТД и в других документах сведений, повлиявших на принятие таможенным органом решения о выпуске товаров;

— подтверждение фактов соблюдения ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;

— меры соблюдения требований и норм таможенного законодательства ЕЛЭС и национального законодательства стран — членов союза структурами, ведущими деятельность в сфере таможенного дела;

— степень соответствия критериям и условиям деятельности структур, претендующих на получение статуса УЭО;

— соблюдение условий ряда таможенных процедур, при помещении под которые товары не получают статус товаров ЕЛЭС, и других требований таможенного законодательства.

 

Организация и проведение таможенного контроля в форме тамо­женной проверки осуществляется должностными лицами Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров (ГУТКПВТ) и подразделений таможенного контроля после выпуска товаров регио­нальных таможенных управлений и таможен. Под подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров понимаются подраз­деления таможенных органов, в функции которых входит проведение таможенных проверок.

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что именно таможен­ная проверка в любой ее форме является основным инструментом та­моженного контроля после выпуска товаров.

Для участия в таможенной проверке могут привлекаться должност­ные лица других государственных контролирующих органов в порядке, определяемом федеральными законами, нормативными правовыми ак­тами Президента Российской Федерации, Правительства Россий­ской Федерации, а также межведомственными и иными нормативными правовыми актами ФТС России и иных федеральных органов исполни­тельной власти.

Проведению подготовительной работы предшествует аналитическая работа, по результатам которой принимается решение о целесообразно­сти либо нецелесообразности проведения таможенной проверки.

В случае поручения вышестоящего таможенного органа о проведе­нии таможенной проверки аналитическая работа не проводится.

Таким образом, таможенная проверка может быть проведена:

1) на основании поручения вышестоящего таможенного органа о проведении таможенной проверки;

2) на основании решения о целесообразности проведения таможен­ной проверки по результатам аналитической работы.

Решение о целесообразности либо нецелесообразности проведения таможенной проверки принимает начальник таможенного органа либо лицо, его замещающее, путем наложения резолюции на докладной за­писке, подготовленной уполномоченным подразделением.

В день принятия решения о целесообразности проведения тамо­женной проверки уполномоченное подразделение таможенного ор­гана с использованием специализированного программного средства (КПС «Постконтроль») информирует таможенные органы о принятом решении.

В случае принятия начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим, решения о нецелесообразности проведения тамо­женной проверки, все материалы, полученные в ходе аналитической работы, формируются в отдельное дело, которое хранится в уполно­моченном подразделении в установленном порядке.

Все материалы, послужившие основанием для проведения таможен­ной проверки, полученные в ходе аналитической, подготовительной работы, подлежат приобщению к материалам таможенной проверки.

Проведению таможенной проверки предшествует подготовительная работа, в процессе которой определяется перечень вопросов, подлежащих проверке. По решению начальника уполномоченного подразде­ления при необходимости разрабатывается программа ее проведения. Таким образом, определение перечня подлежащих проверке вопро­сов является обязательным условием подготовительной работы в отли­чие от программы проведения таможенной проверки, которая разраба­тывается должностными лицами уполномоченного подразделения при необходимости и должна содержать следующие обязательные сведения:

• наименование проверяемого лица, организационно-правовую форму, ИНН, КПП, ОГРН (ОГРНИП), место государственной регистрации, место фактического осуществления деятельности;

• сведения о проверяемом периоде при проведении проверки в от­ношении (у) лиц, осуществляющих деятельность в сфере тамо­женного дела, в отношении условно выпущенных товаров;

• перечень мероприятий, сроки их проведения;

иную информацию.

Программу утверждает начальник уполномоченного подразделения таможенного органа либо лицо, его замещающее.

При необходимости внесения изменений в программу в ходе про­ведения таможенной проверки такие изменения согласовываются с начальником уполномоченного подразделения либо лицом, его за­мещающим.

ФТС России установлено, что подготовительная работа проводится в минимальный срок, не превышающий по продолжительности пят­надцать рабочих дней с даты принятия решения о проведении тамо­женной проверки.

Должностное лицо уполномоченного подразделения, проводившее подготовительную работу, докладывает об окончании подготовитель­ной работы начальнику уполномоченного подразделения в письменном виде.

ФТС России определена подведомственность проведения таможен­ной проверки уполномоченным подразделением соответствующего таможенного органа.

Так, таможенная проверка проводится должностными лицами упол­номоченного подразделения таможенного органа:

1) в регионе деятельности которого зарегистрировано проверяемое лицо или исполнительный орган проверяемого лица;

2) в регионе деятельности которого осуществлен выпуск товара

3) либо в регионе деятельности которого находится товар.

Приведем пример. Таможенная проверка соблюдения ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами проводится должностными лицами уполномоченного подразделения таможенным органа, осуществившего условный выпуск товара, либо та­моженного органа, в регионе деятельности которого находится условно выпущенный товар.

При проведении таможенной проверки должностное лицо уполно­моченного подразделения может запрашивать в таможенных органах, где производился выпуск товаров, оригиналы, электронные копии де­клараций на товары и электронные образы деклараций на товары, а так­же иные документы, представленные при таможенном декларировании товаров. Срок представления указанных документов не должен превы­шать пяти рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

ФТС России определены особенности организации и проведения камеральной таможенной проверки. Так, датой начала проведения ка­меральной таможенной проверки является дата окончания подготови­тельной работы.

При проведении камеральной таможенной проверки должностные лица таможенных органов имеют следующие права:

1) запрашивать документы и сведения, необходимые для проведе­ния таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений;

2) запрашивать и получать коммерческие и бухгалтерские доку­менты, иную информацию, в том числе в электронной форме, относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами;

3) требовать у проверяемого лица представления отчетности в це­лях таможенного контроля;

4) требовать у банков и иных кредитных организаций и получать от них информацию и документы, касающиеся движения денеж­ных средств по счетам организаций, необходимые для проведе­ния таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза;

5) запрашивать у налоговых и иных государственных органов и по­лучать от них необходимые информацию и документы, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законодательством тайну в соответствии с за­конодательством государств — членов Таможенного союза;

6) направлять международные запросы в связи с проведением та­моженной проверки;

7) получать от органов, осуществляющих государственную реги­страцию юридических лиц, и иных государственных органов сведения, необходимые им для проведения таможенного кон­троля. Порядок обмена информацией определяется федераль­ным органом исполнительной власти, уполномоченным в об­ласти таможенного дела, совместно с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указан­ные государственные органы;

8) принимать решение о назначении таможенной экспертизы, если для разъяснения возникающих при проведении таможенной про­верки вопросов требуются специальные познания;

9) проводить иные действия, предусмотренные законодательством Таможенного союза и законодательством государств — членов Таможенного союза.

Порядок получения таможенными органами информации от других органов государственной власти устанавливается соглашениями о вза­имном информационном обмене.

Примером такого соглашения является упоминаемое выше Согла­шение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Феде­ральной налоговой службы.

В случае необходимости получения при проведении камеральной таможенной проверки документов и сведений должностное лицо упол­номоченного подразделения направляет руководителю либо уполно­моченному представителю проверяемого лица требование о представ­лении документов и сведений с указанием срока их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений.

Требование о представлении документов и сведений при камераль­ной таможенной проверке оформляется на бланке письма таможен­ного органа, которое подписывает начальник таможенного органа, в ФТС России — начальник ГУТКПВТ, либо лица, их замещающие. (Форма требования о представлении документов и сведений при каме­ральной таможенной проверке).

Требование о представлении документов и сведений при камераль­ной таможенной проверке направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении по месту государственной регистрации и по адресу фактического местонахождения (в случае наличия указанной информации) проверяемого лица или передается иным способом, по­зволяющим подтвердить факт его получения законным представителем.

При возврате почтового отправления с отметкой, свидетельствую­щей об отсутствии лица по месту государственной регистрации, долж­ностное лицо, проводящее проверку, принимает меры в рамках СУР.

Таким образом, круг получаемой в рамках камеральной таможенной проверки информации весьма широк. Сама проверка осуществляется путем сравнения информации, полученной из разных источников:

• сведений, находящихся в распоряжении таможенного органа;

• сведений, полученных по требованию таможенного органа о пред­ставлении документов и сведений;

• сведений, полученных из иных государственных органов, и др.
В ходе таможенной проверки подлежат выяснению факт выпуска то­варов и достоверность сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении.

Для подготовки заключения по указанным вопросам должностные лица таможенных органов наделяются правом изучать данные бухгал­терского учета и отчетности, счета, другую информацию проверяемого лица и сопоставлять такие данные со сведениями, приведенными в та­моженной декларации и иных документах, представляемых при тамо­женном оформлении. Кроме того, допускается использовать результа­ты инвентаризации, проведенной лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров или осуществляющим хранение таких товаров, либо контролирующими органами, аудиторские заключения, а также акты и заключения, составленные государственными органами.

В ранее действующем Таможенном кодексе РФ оставался откры­тым для законодателя вопрос регулирования аналогичных полномочий должностных лиц таможенных органов при проведении общей ревизии, которая была недостаточно подробно рассмотрена. На сегодняшний момент данный пробел был устранен с принятием ТК и Закона «О таможенном регули­ровании в Российской Федерации».

По результатам камеральной таможенной проверки составляется акт камеральной таможенной проверки.

Подведем итоги. Согласно таможенному законодательству камераль­ная таможенная проверка заключается в изучении и анализе сведений, содержащихся в таможенных декларациях и иных документах, имею­щихся у таможенных органов или полученных из других контроли­рующих государственных органов государств — членов Таможенного союза, о деятельности проверяемых лиц.

Особенностью данной формы проверки является то, что камераль­ная таможенная проверка проводится таможенными органами по ме­сту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу. При этом решение о проведении камеральной таможенной проверки не оформляется. По результатам камеральной таможенной проверки составляется акт камеральной таможенной проверки установленной формы. Таможенная проверка может быть проведена на основании по­ручения вышестоящего таможенного органа о проведении таможенной проверки либо на основании решения о целесообразности проведения таможенной проверки по результатам аналитической работы.

Проведению проверки предшествует аналитическая работа, по ре­зультатам которой принимается решение о целесообразности либо не­целесообразности проведения таможенной проверки, подготовитель­ная работа, которая заключается в определении перечня подлежащих проверке вопросов, а при необходимости — в разработке программы ее проведения. Максимальная продолжительность подготовительной работы — пятнадцать рабочих дней с даты принятия решения о про­ведении таможенной проверки.

Таможенная проверка проводится должностными лицами уполномо­ченного подразделения соответствующего таможенного органа в зави­симости от места регистрации проверяемого лица, от региона деятель­ности таможенного органа, осуществляющего выпуск товара, от места нахождения товара, в отношении которого проводится таможенная проверка.

Основные права должностных лиц таможенного органа при про­ведении таможенной проверки определены в пункте 1 статьи 335 ТК ЕАЭС, дополнительные права регламентированы положениями Закона (статьи 238 Закона).

В случае необходимости получения при проведении камеральной таможенной проверки дополнительных документов и сведений та­моженный орган направляет руководителю либо уполномоченному представителю проверяемого лица требование о представлении доку­ментов и сведений с указанием срока их представления. Форма данно­го требования утверждена ФТС России.

Контрольные вопросы

1. Что означает термин «камеральная»?

2. В чем заключается камеральная таможенная проверка?

3. Что общего у таможенной и налоговой камеральной проверки?

4. Какова периодичность проведения камеральной таможенной проверки?

5. Почему именно таможенная проверка является основным инструмен­том таможенного контроля после выпуска товаров?

6. В чем заключается аналитическая работа, которая предшествует про­ведению подготовительного этапа камеральной таможенной проверки?

7. Кем принимается решение о целесообразности либо нецелесообразно­сти проведения таможенной проверки?

8. В каких случаях разрабатывается программа проведения таможенной проверки?

9. Какова продолжительность подготовительной работы в рамках тамо­женной проверки?

10. Как определяется дата начала проведения камеральной таможенной проверки?

11. Какие права имеют должностные лица таможенных органов при про­ведении камеральной таможенной проверки?

12. В каких случаях таможенным органом направляется требование про­веряемому лицу о представлении документов и сведений при камераль­ной таможенной проверке?

13. В какой форме составляется требование о представлении документов и сведений при камеральной таможенной проверке?

14. Какой документ составляется по результатам проведения камеральной таможенной проверки?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: