Кратко о других теориях.




Теория Дэвида Мак-Клелланда. Американский психолог выделил три вида потребностей: во власти, в успехе и в причастности.

Применительно к профессии менеджера можно сделать следующий вывод: потребность властвования ради достижения цели с развитой потребностью соучастия и успеха дают хорошие результаты в работе руководителя.

Двухфакторная теория Фредерика Герцберга. Американский психолог в конце 1950-х годов разработал теорию мотивации, в которой выделил две группы потребностей (факторов), влияющих на мотивацию человека: гигиенические факторы и мотивирующие факторы – мотиваторы. Рост удовлетворенности осуществляется под влиянием мотиваторов, а снижение неудовлетворенности – под влиянием гигиенических факторов.И другие

8.Сущность и виды управленческого контроля. Принципы эффективного контроля Контроль – это одна из функций менеджмента, которая состоит в равнении результатов работы с планами, нормами и стандартами, а также – в устранении возникающих отклонений. Контроль– фундаментальный элемент процесса управления. Ни планирование, ни создание организационной культуры, ни мотивация не могут рассматриваться в отрыве от контроля.Контроль– количественная и качественная оценка и учет результатов деятельности организации. Контроль как функция менеджмента– это вид управленческой деятельности с целью удержания организации на выбранной траектории развития посредством сравнения показателей деятельности с установленными стандартами и принятия необходимых мер при отклонениях. Немецкие исследователи В.Зигерт и Л.Ланг в книге «Руководить без конфликтов» утверждают, что контроль является необходимым элементом управления по следующим причинам: 1. Исчезает неопределенность. Никакие тщательно разработанные планы и программы действий не могут учесть все возможные осложнения и обстоятельства. Контроль нужен для того, чтобы, корректируя решение задачи, устранять или уменьшать неопределенность. 2. Появляется возможность предвидеть кризисные ситуации. Ошибки и мелкие нерешенные вопросы, которые есть всегда, порой так многочисленны, что превышают критическую массу. Именно контроль позволяет фиксировать и исправлять ошибки до того, как их последствия приведут к кризису. 3. Выявляются не только и не столько ошибки, сколько успехи. Контроль позволяет определить, какие именно направления деятельности наиболее перспективны. Три основных компонента управленческого контроля: 1. Установление стандартов. 2. Сопоставление результатов, достигнутых за определенный период, с планами. 3. Понимание способов устранения отклонений (исправления ошибок). На первый взгляд, если менеджер обнаруживает, что результаты не соответствуют планам (цели не достигнуты), то он должен принимать срочные меры: наказывать нерадивых, требовать ускорения работы и т.п. Однако это не совсем так. Прежде менеджер должен получить ответ на вопрос – «существенны ли отклонения результатов от норм?». И лишь при наличии существенных отклонений он должен начинать корректировочные мероприятия – устранение отклонений или даже пересмотр стандартов. Из понятия МДО вытекает принцип исключения: система контроля должна срабатывать только при наличии заметных отклонений от стандартов. Менеджеры должны уметь правильно определять опасность каждого отклонения для компании. Таким образом, созданная в организации система контроля обеспечивает обратную связь между ожиданиями, первоначальными планами и достигнутыми реальными показателями. При этом решаются следующие задачи: - определение достигнутого уровня -анализ причин отклонения от намеченных ориентиров - решение о внесении необходимых изменений в деятельность организации - оценка роли контроля при принятии решений - анализ позитивных и негативных воздействий контроля -накопление опыта для последующей выработки целей Виды управленческого контроля Кроме того, в менеджменте часто выделяют общий, функциональный, выборочный контроль. Общим (тотальным)называют контроль деятельности всей организации в целом. Обычно применяется в небольших компаниях, при небольших объемах производства, когда имеется возможность проконтролировать работу практически каждого работника. Несмотря на кажущуюся безупречность такого подхода к контролю, он далеко не всегда оправдывает себя. Во-первых, тотальный контроль является слишком затратным, во-вторых, часто вызывает негативную реакцию или неверное понимание целей контроля со стороны персонала организации. Функциональнымназывают контроль деятельности отдельной функции, отдельного подразделения, отдельного участка предприятия. Выборочнымназывают контроль, позволяющий сделать вывод о качестве продуктов, услуг и работ на основе оценивания части партии изделий или отдельных видов работ (отдельных сотрудников). В зависимости от субъекта контроля контроль разделяют на внутренний и внешний. Внутренний контрольосуществляется субъектами самой организации: собственниками, администрацией, назначенными сотрудниками. Такой контроль призван оценивать результативность и эффективность работы подразделений и компании в целом, эффективность расходования ресурсов, производительность труда и квалификацию персонала, выявлять слабые места и ошибочные решения и т.п. Внешний контрольосуществляется внешними по отношению к организации субъектами управления: государственными или независимыми контрольными органами, контрагентами компании (кредитными организациями, страховыми и т.п.), общественностью. Основная цель внешнего контроля – составить мнение ответственных органов о соответствии деятельности контролируемой организации законам, о ее финансовом положении и эффективности деятельности. Кроме того, контроль по форме может быть открытым, наглядным и скрытым.Открытый контрольпредставляет собой такую систему оценивания и учета деятельности, которая закреплена в соответствующих регламентах: приказах, распоряжениях и положениях.Особенностью наглядного контроляявляется удобство периодического ознакомления с его результатами. Результаты наглядного контроля различных процессов оформляются в виде диаграмм, гистограмм, учетно-плановых графиков. Скрытый контрольосуществляется без оповещения контролируемых лиц. Несмотря на распространенность скрытого контроля, есть мнения, что он является не вполне этичным и малоэффективным методом. Принципы эффективного контроля К основным рекомендациям по организации эффективного контроля можно отнести следующее: 1.Сотрудники должны знать и разделять цели и ценности компании. Причины и характер системы контроля должны быть понятны исполнителям. 2.Менеджмент должен устанавливать адекватные, понятные работникам стандарты и нормы. Для чего должно быть организовано двухстороннее общение «работник – менеджер». 3. Руководство должно отказываться от чрезмерного сложного и частого контроля. 4.В организации должен соблюдаться принцип справедливого вознаграждения лучших сотрудников по результатам контроля, а также принцип обязательных последующих мер по отношению к лицам, допустившим существенные нарушения.   9.Власть и ее формы. Понятие баланса власти в организации Главная задача менеджера – направление усилий коллектива на достижение целей организации. Для решения этой задачи менеджер наделяется определенными полномочиями, однако помимо формальных полномочий ему приходится использоваться такие инструменты, как власть и влияние.Власть– это возможность оказывать влияние на поведение других людей для достижения целей организации. Влияние– это поведение одного человека, которое вносит изменение в поведение или мысли других людей. Обладание властью всегда влечет за собой ответственность. Выделяют пять форм власти: - традиционная власть - власть, основанная на принуждении - власть, основанная на вознаграждении - власть примера - экспертная власть Традиционная властьзаключается в том, что исполнитель знает, что подчинение руководителю – это его долг. Традиционная власть оказывается эффективной лишь в условиях жесткой и устоявшейся иерархии власти в организации, т.е. в организациях бюрократического типа. Власть, основанная на принуждении,основывается на вере исполнителя в то, что руководитель может наказать его, лишить возможности удовлетворить какие-то потребности или причинить неприятности. В качестве основного инструмента в этом случае используется влияние через страх.Власть, основанная на вознаграждении,предполагает, что исполнитель знает, что руководитель может удовлетворить его потребности. Влияние через положительное подкрепление. Экспертная властьпоявляется в том случае, когда руководитель является самым высококлассным специалистом в своей сфере деятельности. Подчиненные соглашаются с его указаниями, потому что признают его превосходства в знаниях и опыте. Такая форма власти наиболее востребована в организациях творческого профиля, высокотехнологических компаниях, учебных заведениях и т.п. Власть примера(эталонная власть) возникает вследствие особых личных качеств руководителя, благодаря которым его выделяют и уважают, восхищаются им, хотят быть на него похожими. Баланс власти в организации В современных организациях власть одних людей над другими определяется не только их полномочиями и иерархией. Если человек зависит в каких-то вопросах от другого человека, то он ему подвластен в этих вопросах. Так, например, менеджер, обладая формальной (а также, возможно, и неформальной) властью над своими сотрудниками, сам зависит от них в таких вопросах, как информация, контакты с сотрудниками других подразделений, опыт и т.п. Таким образом, можно считать, что подчиненные имеют над менеджером определенную власть. Поэтому активное использование менеджером власти в одностороннем порядке может привести к демонстрации власти подчиненными. Для слаженной, эффективной работы организации необходимо, чтобы в ней имел место баланс власти.
10.Лидерство. Основные положения теории черт и ее практическая значимость Лидерство –это важнейшее качество эффективного руководства, средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей, побуждая их вести себя определенным образом, работать для достижения целей.Лидер(от англ. – ведущий, руководитель) – символ общности и образец поведения группы, человек, чье право на постановку задач, принятие решений и делегирование признано группой.Лидер часто выдвигается снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями. Сфера влияния лидера может выходить за административные рамки формальной организации. Формальный лидер– руководитель, обладающий официальными полномочиями по управлению и проявляющий лидерские качества, и неформальный лидер– сотрудник организации, не наделенный властными полномочиями, но демонстрирующий лидерское поведение по отношению к своим коллегам по работе. По мнению американского консультанта в области управления Дж.Катценбаха: «Обычные менеджеры стремятся поддерживать порядок и контроль, обеспечивать выполнение поставленных задач в рамках выделенных бюджетов и имеющихся ресурсов. Менеджеры – лидеры нацелены на изменение всего и вся и стараются привлечь к решению важнейших задач как можно больше работников. Им нравится влезать во все самим». Отличительные особенности менеджеров-лидеров (по Дж.Катценбаху): - стремление к совершенству - способность противостоять неудачам -готовность бросить вызов устоявшимся правилам -высокий уровень мотивации и способность заразить ею других - забота о людях - чувство юмора Американский ученый Ноэль Тичи. Концепция «двигателя лидерства». В организациях-победителях лидеры есть на всех уровнях управления. Для обеспечения лидерства на всех уровнях лидеры высшего уровня должны воспитывать лидеров на более низких уровнях управления. Чтобы воспитывать новых лидеров, действующие должны обладать «передаваемой точкой зрения». Действующие лидеры должны владеть методикой воспитания новых лидеров. Ведущий эксперт Европы в области менеджмента Манфред Кете де Врис, автор концепции «эмоционального лидерства», основной задачей изучения лидерства видит «возвращение человека в организацию». По его мнению, это становится возможным лишь тогда, когда руководитель-лидер начинает уделять большое влияние внутреннему миру своих последователей, каждому человеку в отдельности, а также социальным условиям их совместной работы. Лидеры, понимающие тонкости управления и ведущие своих последователей в соответствующем направлении, дают компаниям дополнительный стимул. Изучение лидерства на систематической основе было впервые предпринято в период между 1930 и 1950 гг. к настоящему времени в теории лидерства выделяют три подхода (направления): личностный, поведенческий и ситуационный. Личностный подход к лидерству. Теория черт.Это старейшая из теорий лидерства. Название происходит от словосочетания «черты характера». Второе название – «теория великих людей», так как для выявления лидерских качеств ученые изучали биографии известных полководцев, политических и государственных деятелей и других великих людей. Авторы теории черт преследовали цель выявить и описать качества, навыки и черты характера, присущие лидерам: острый ум, твердая воля, целеустремленность, кипучая энергия, незаурядные организаторские способности, готовность брать на себя ответственность, компетентность, способность внушать людям доверие и т.п.Например, по мнению американских исследователей Д.Ханта и Р.Осборна, развивавших этот подход, эффективный лидер должен обладать такими специальными навыками, как: - концептуальные навыки - управленческие навыки - навыки планирования и организации - навыки принятия решений - поведенческая гибкость - коммуникативные навыки - административные навыки - объективность - личное влияние - речевые навыки и навыки письменных коммуникаций - навыки снятия стресса Дальнейшие исследования поставили теорию черт под сомнение, так как при детальном анализе оказалось, что индивидуальные качества лидера почти в точности совпадают с полным набором позитивных психологических и социальных признаков личности вообще. В 1948 г.американский исследователь Ральф Стогдилл сделал комплексный обзор исследований в области лидерства. Он отметил, что в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали разные личные качества, и человек не становится эффективным руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных качеств. Однако это не означает полного отрицания теории черт.Сторонники поведенческого подхода считали, что эффективность лидера определяется стилем руководства, т.е. привычной манерой поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и способствовать достижению поставленных целей. Курт Левин первым описывает 3 стиля руководства (поведения лидера): авторитарный, демократический, либеральный. Авторитарноерук-во характеризуется высокой степенью единоличной власти руководителя: руководитель определяет все стратегии группы; никаких полномочий группе не делегируется.Демократичное руководство характеризуется разделением власти и участием трудящихся в управлении; ответственность не концентрируется, а распределяется. Либеральное руководств о характеризуется минимальным участием руководителя; группа имеет полную свободу принимать самостоятельные решения. В своем исследовании Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако на другой чаше весов были низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления, большая агрессивность, проявляемая как к руководителю, так и к другим членам группы, большая подавляемая тревога и одновременно более зависимое и покорное поведение. По сравнению с демократичным, при либеральном руководстве объем работы уменьшается, ее качество снижается, появляется больше игры и при опросах предпочтение отдается демократичному руководителю.   11 Конкуренция и ее виды Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей. Для успешного выступления на внешних рынках требуется существенное повышение конкурентоспособности предлагаемых отечественных товаров. При импорте же использование конкуренции иностранных продавцов позволяет достигать более выгодных условий закупок.Но понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства. Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП. Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации и которые не могут управляться организацией. Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются: Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок; Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него; Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.); Участие фирм в контроле над рыночной ценой. Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах, а также:1.Объём производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;2.Реализуемые каждым производителем товары являются однородными;3.Покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;4.Продавцы действуют независимо друг от друга;5.Доступ на рынок никем и ничем не ограничен.Последнее условие предполагает возможность каждому гражданину стать свободнымпредпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма, образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность.Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно – технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: «Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей С учётом охвата экономики выделяются:1. Чистая монополия (один продавец, доступ на рынок закрыт, полный контроль над ценой);2. Абсолютная монополия (находится в руках государства или хозяйственных органов). В зависимости от причин возникновения различают следующие виды монополий:1. Естественная монополия - ею обладают собственники и организации, владеющие редкими и невоспроизводимыми ресурсами, а также отрасли инфраструктуры (общественный транспорт и т.д.).2. Легальные монополии, образующиеся на законном основании (патенты и т. д.)3 Искусственные монополии. Под этим названием имеется в виду объединение предприятий, создаваемое ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:- Создают барьеры для вхождения на рынок новых фирм;- Ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;- Создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологий;- Применяют более крупный капитал;- «Забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм - картель, синдикат, трест и концерн.Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте – доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др. Синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору. Трест – монополия, в которой создаётся совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию. Концерн – союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта, банков), в рамках которого главная фирма организует финансовый контроль над всеми участниками.В условиях монополистической формы хозяйствования конкуренция носит весьма сложный характер. Во-первых, монополия в современных условиях обладает довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах. Во-вторых, с помощью рекламы монополия оказывает существенное влияние на формирование спроса потребителей, так как для крупных монополий реклама является более доступной. В-третьих, монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает воздействие на заказчика в лице государственных учреждений или на компанию контрагентов. Эти моменты, как правило, снижают уровень риска в процессе конкуренции и обеспечивают получение монопольной прибыли.В экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую.Ценовая конкуренция происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях:1. Продавец должен быть монополистом или обладать некоторой степенью монопольной власти;2. Продавец должен быть способен выделять покупателей в группы, которые имеют разную покупательскую способность;3. Первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу. Ценовая дискриминация наиболее часто применяется в сфере услуг (врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддаётся перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий её продажи, «сервизации» сбыта. может осуществляться по двум основным направлениям: первое – Повышение качества совершенствование приспособляемости товара к нуждам потребителей. Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели. Конкуренция, основанная на повышении качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – «качество – это субъективная оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы и красивой упаковки.Неценовая конкуренция путём сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствованье торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т.е. в процессе его эксплуатации.Сильнейшим орудием неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью рекламы фирмы не только доносят до покупателей иноформацию о потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы, как «хорошего гражданина» той страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле.К незаконным методам неценовой конкуренции относятся промышленный шпионаж, переманивание специалистов, владеющих производственными секретами, выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых, закупка образцов с целью их копирования. По свидетельству французского МОСИ, наиболее активны «фирмы-имитаторы», находящиеся в Мароко, Гонконге, на Тайване, в Турции, на Сингапуре, в Южной Корее, Японии, Швейцарии, Мексике, Бразилии.технических характеристик товаров; второе – улучшение Концепция пяти сил конкуренции. 12.Основные организационно-правовые формы предпринимательского бизнеса Организационно-правовая форма бизнеса - это способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности. Классификация организационно-правовых форм определена в Гражданском кодексе РФ и представлена на рис. 6.1. Рис. 6.1. Классификация организационно-правовых форм бизнеса Как видно из схемы, все организации можно разделить на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие организации ставят своей основной целью получение прибыли. Некоммерческие выбирают какие-либо другие цели (благотворительные, научные, культурные и др.). Некоммерческая организация может вести предпринимательскую деятельность, но вся извлеченная ею прибыль может быть использована лишь внутри организации, она не распределяется между соучредителями. Статус коммерческой или некоммерческой организации закрепляется в ее учредительных документах. Предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ) является частным лицом, а не организацией, поэтому выделен на схеме отдельно. Однако его деятельность направлена на получение прибыли, т.е. он представляет собой своеобразную «коммерческую организацию». Бизнес как таковой может вести либо ПБОЮЛ, либо коммерческая организация, поэтому на остальных организационно-правовых формах мы здесь останавливаться не будем. Рассмотрим сущность, достоинства и недостатки каждой из форм, приведенных на схеме. 1. Предприниматель без образования юридического лица. Согласно Гражданскому кодексу РФ, гражданин может осуществлять предпринимательскую деятельность без создания юридического лица. При этом он обязан зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, а к его деятельности, согласно Гражданскому кодексу РФ, будут применяться правила, применяющиеся для коммерческих организаций, если иное не предусмотрено иными правовыми актами. Т.е. индивидуальный предприниматель выступает на рынке наравне с юридическими лицами. При этом он имеет право: - открыть свой расчетный счет в банковском учреждении; - иметь свой товарный знак; - заключать сделки и подписывать хозяйственные договоры; - получать банковский кредит; - самостоятельно платить налоги; - быть истцом и ответчиком в суде по имущественным спорам с юридическими лицами; - использовать наемный труд других граждан. Учреждение бизнеса в форме ПБОЮЛ имеет следующие преимущества:- простая и короткая процедура регистрации;- упрощенный порядок ведения учета и составления отчетности; - ставки налогообложения доходов значительно ниже, чем у юридических лиц;- индивидуальные предприниматели не состоят на учете в государственных органах статистики. Вместе с тем, у данной организационно-правовой формы есть несколько существенных недостатков: - индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом; - сложно привлечь инвестиции, поскольку ПБОЮЛ не имеет ни акций, ни долей; - в качестве названия можно использовать только собственную фамилию. Таким образом ПБОЮЛ является удобной формой предпринимательской деятельности на начальных этапах ведения бизнеса. Если гражданин добивается успеха в качестве индивидуального предпринимателя, то это дает ему возможность сформировать начальный капитал и перейти в другую форму, предполагающую образование юридического лица. 2. Полное товарищество. Данная организационно-правовая форма предполагает получение статуса юридического лица. Полное товарищество образуется несколькими вкладчиками (товарищами), которые несут неограниченную и солидарную ответственность по обязательствам этого товарищества. Соучредители подписывают учредительный договор, в котором указаны сведения об учредителя; размере и составе складочного капитала; размере и порядке изменения долей каждого из участников в складочном капитале; размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов; ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов. Одно и тоже лицо может быть участником только одного полного товарищества. Если иное не оговорено в учредительном документе, то управление полным товариществом осуществляется на основании принципа «один участник - один голос». При этом решения могут приниматься на основе общего согласия или большинством голосов. Каждый участник имеет право действовать от имени товарищества, но эти полномочия могут быть отменены судом по заявлению других участников, если на это есть веские основания. Кроме того, порядок представительства может быль изменен учредительным договором. К моменту учреждения полного товарищества каждый участник обязан внести не менее 50% своего вклада. Прибыть и убытки распределяются между соучредителями соразмерно с их вкладами. Фирменное название должно состоять из имен участников и слова «полное товарищество» или одного/нескольких имен участников, сочетания «и Ко», а также слов «полное товарищество». Как видим, полное товарищество очень близко по своей сути к ПБОЮЛ. Оно представляет собой объединение индивидуальных предпринимателей с присвоением статуса юридического лица. К достоинствам такой формы бизнеса можно отнести следующее: -объединение усилий нескольких участников в процессе ведения бизнеса; - объединение финансовых и имущественных средств нескольких участников в складочный капитал; -дополнительные, по сравнению с ПБОЮЛ, возможности привлечения инвестиций. Недостатками полного товарищества являются следующие: -неограниченная ответственность участников по обязательствам общества; -необходимость вести полный бухгалтерский учет и составлять отчетность; -ограничения, связанные с наименованием организации. 3. Товарищество на вере (коммандитное товарищество). Данная организационно-правовая форма отличается от предыдущей тем, что в состав участников наряду с полными товарищами входят ассоциированные участники (коммандист). Они не принимают участия в предпринимательской деятельности товарищества и несут ответственность только в пределах своих вкладов. Такой вкладчик имеет право получать часть прибыли (в соответствии с долей), знакомиться с годовыми отчетами и балансами, выйти из товарищества по окончании финансового года и получить свой вклад в порядке, предусмотренном в учредительном договоре, передать свою долю другому вкладчику или третьему лицу.При ликвидации товарищества на вере вкладчики имеют право перед полными товарищами на получение вкладов из оставшегося имущества после удовлетворения кредиторов. Товарищество на вере ликвидируется при выбытии всех участников-вкладчиков, а оставшиеся полные товарищи могут организовать полное товарищество. Имущество делится между участниками пропорционально доле в складочном капитале. Однако если остается один полный товарищ или один вкладчик, то товарищество сохраняется. Товарищество на вере обладает тем преимуществом перед полным товариществом, что оно способно привлекать дополнительные инвестиции за счет вкладов коммандитов, могущих принять участие в организации бизнеса, но не желающих нести ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.4. Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Данная форма организации является наиболее распространенной на данный момент в нашей стране. Общество с ограниченной ответственностью рассчитано, прежде всего, на малый бизнес. В связи с этим минимальный размер его уставного капитала составляет всего 100 минимальных размеров оплаты труда (на данный момент - 10 000 рублей). Максимальное количество участников составляет 50 лиц (среди участников любых организаций могут быть как физические, так и юридические


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: