Символическая составляющая романа




История создания романа

Символическая составляющая романа

Влияние Достоевского на мировую литературу


История создания романа

Известный всему миру роман Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы» подводит итоги творчества писателя. Духовная и практическая работа над идеей началась задолго до непосредственного написания произведения. Некоторые эпизоды можно отследить еще в 1850-х годах, когда Достоевский на каторге знакомится с заключенным того же Омского острога – Дмитрием Ильинским (в некоторых источниках – Ильин). О нем писатель упоминает еще в «Записках из мертвого дома»: «Особенно не выходит у меня из памяти один отцеубийца. Он был из дворян, служил и был у своего шестидесятилетнего отца чем-то вроде блудного сына. Поведения он был совершенно беспутного, ввязался в долги. Отец ограничивал его, уговаривал; но у отца был дом, был хутор, подозревались деньги, и — сын убил его, жаждая наследства». Именно этот человек и стал прообразом одного из главных героев произведения.

На идеологию и религиозную составляющую во многом повлияли работы других писателей, уважаемых Федором Михайловичем, таких как Виктор Гюго и Лев Толстой. Один из известных советских литературоведов Г. М. Фридлендер отмечает, что идею Гюго, которую он осветил в романе «Собор Парижской богоматери», Федор Михайлович называет главной идеей искусства всего двадцатого века. Также писатель намекнул, что скоро эту мысль он воплотит в одном из своих произведений. У Льва Толстого же Достоевский взял идею создать роман-эпопею, только в противовес «Войне и Миру», показать историю не падения, а возрождения человеческой души.

План «Братьев Карамазовых» Достоевский наметил в 1874 году, когда работал над другим романом – «Подросток». Весной 1878 года начинается работа Достоевского над планом, а также подготовленными материалами для «Братьев Карамазовых», а черновую работу писатель начал уже в апреле того же года.

16 марта 1878 года писатель спрашивает совета у одного из педагогов Владимира Михайлова: «Я замыслил и скоро начну большой роман, в котором, между другими, будут много участвовать дети и именно малолетние, с семи до пятнадцати лет примерно. Детей будет выведено много. Я их изучаю, и всю жизнь изучал, и очень люблю, и сам их имею. Но наблюдения такого человека, как Вы, для меня (я понимаю это), будут драгоценны. Итак, напишите мне об детях то, что сами знаете. И о петербургских детях, звавших вас дяденькой и о елисаветградских детях и о чём знаете. Случаи, привычки, ответы, слова и словечки, черты, семейственность, вера, злодейство и невинность; природа и учитель, латинский язык и проч. и проч. — одним словом, что сами знаете». Работа над этим большим произведением была отличной от других, потому что обычно Достоевский создавал фабулу, которую во время работы мог коренным образом менять по нескольку раз. Но труд над «Братьями Карамазовыми» основывался на истории отцеубийцы Ильинском, которую он дополнял другими идеями. Но основная линия сюжета не менялась.

На первую часть «Братьев Карамазовых» сильно повлияла трагедия, которая случилась в семье Достоевских – смерть сына Алексея, которому было всего три года. Он умер 16 мая 1878 года. Жена Федора Михайловича Анна Тригорьевна очень переживала за мужа. Она писала по этому поводу, что Достоевский болезненно любил сына, как будто чувствовал, что скоро его потеряет. Когда случилась трагедия, писатель внешне был спокоен, но Анна Григорьевн уговорила мужа на некоторое время отправиться в мужской монастырь РПЦ (Русской православной церкви) Введенскую Оптину пустынь, чтобы отдохнуть и пережить смерть сына. Повлиял на посещение Достоевским монастыря также друг семьи и философ Владимир Соловьев. Писатель давно хотел посетить это место, чтобы упомянуть его в своих произведениях. Известно, что в Оптиной Пустыни Достоевский несколько раз встречался со старцем Амвросием, который утешал его и помог с чистым разумом вернуться к написанию романа.

Над второй частью романа Федор Михайлович начинает работать в феврале 1879 года. Тут создаются образы отцов Ферапонта и Зосимы, которые идейно противопоставляются друг другу. Эти образы также писатель берет из своего посещения Оптиной Пустыни.

После написания первых книг второй части Достоевский берет небольшую паузу, а 30 апреля приступает к пятой книге, которую в одном из писем называет кульминацией романа. Избранные наброски пятой книги сохранились и позволяют литературоведам изучить последовательность работы Достоевского над этим великим произведением. Кульминация, о которой упоминал автор, это главы «Братья знакомятся», «Бунт» и «Великий инквизитор».

Написание третьей части давалось Достоевскому нелегко. Сам автор упоминал, что писать некогда и «дай бог, чтоб привезти половину на сентябрьский-то номер». Глядя на черновики можно понять, что Федор Михайлович не раз менял последовательность эпизодов и реплик в этой части, но использовал почти каждую заметку. 14 января 1880 года Достоевский дописал эти главы и отправил в редакцию.

Последнюю часть «Братьев Карамазовых» автор писал наспех, но стараясь не упустить первоначальной линии. Чтобы успеть в сроки, Достоевский прибегнул к помощи жены Анны Григорьевны. Он попросил ее стенографировать, а также переписывать отдельные книги для ускорения процесса. После литературоведы выяснили, что в этом стенографировании были пробелы, которые заполнял сам Достоевский. Когда Анна Григорьевна не успевала записывать, она не прерывала мужа, чтобы не мешать мыслительному процессу писателя. В целом работа над романом была длинная, кропотливая, но сам Достоевский был вдохновлен этим процессом. Из письма Федора Михайловича к И. С. Аксакову 28 августа 1880 года: «Вы не поверите, до какой степени я занят, день и ночь, как в каторжной работе! Именно – кончаю «Карамазовых», следственно, подвожу итог произведению, которым, я по крайней мере, дорожу, ибо много в нем легло меня и моего. Я же и вообще-то работаю нервно, с мукой и заботой. Когда я усиленно работаю — то болен даже физически. Теперь же подводится итог тому, что 3 года обдумывалось, составлялось, записывалось. Надо сделать хорошо, то есть по крайней мере сколько я в состоянии. Я работы из-за денег на почтовых – не понимаю. Но пришло время, что все-таки надо кончить и кончить не оттягивая. Верите ли, несмотря, что уже три года записывалось, иную главу напишу да и забракую, вновь напишу и вновь напишу. Только вдохновенные места и выходят зараз, залпом, а остальное всё претяжелая работа».


Символическая составляющая романа

Достоевский провел синтез всех настроений русского общества и вселил их в образы главных героев – Ивана, Дмитрия и Алексея. Некоторые литературоведы утверждают, что братья – это три ступени духовного развития самого Федора Михайловича. Может быть именно поэтому автор, как бы заглядывая в себя пытается до мелочей разобраться в каждом персонаже и показать читателю, что в любом из нас скрываются различные обличия.

Также писатель старается разобраться в понятии «загадочная русская душа», показать ее многогранность, и, что важно – противоречивость. Основная цель – раскрыть двойственность человеческой души. Достоевский затрагивает темы мироздания, веры, понимания себя. Он показывает, например, что у человека может быть истинное отрицания веры и ее острая необходимость; крайний эгоизм и самопожертвование одновременно и пр. Именно таким видит автор образ русского человека, который не может разобраться в себе.

Одной из задач Достоевский также видит осуждение явления «карамазовщины», что означает социально-нравственную деградацию русских людей. В таких условиях, показывает писатель, преступление неизбежно.

Автор воплощает в романе понимание мира и всех событий, происходящих с его героями как некое противостояние высших сил – Бога и Сатаны. Это можно проследить в поведении братьев. Доброту Алеши, которая, безусловно, дана ему Богом, его уход из монастыря обратно в мирскую жизнь. Также на это указывают размышления Дмитрия: «Меня Бог мучит. Одно только это и мучит. А что как Его нет?». Дмитрий в одной из своих реплик говорит, что Дьявол борется с Богом, где поле битвы – сердца людей. Достоевский ярко показывает это противостояние именно на суде Мити, где Бог «спасает» его, а Черт коварно и ловко ставит истины под сомнения.

В «Братьях Карамазовых» часто появляется символ креста, как неизбежность судьбы – возможность героев взять на себя вину, нести бремя других. Это прослеживается в решении Старшего брата Ивана обвинить себя в смерти отца, чем он спасает Дмитрия. Но и для самого Мити суд является некой нравственной Голгофой. Этим писатель пытается раскрыть символ библейской истины: «Всякий человек за всех и за вся виноват; когда люди эту мысль поймут, то настанет для них Царствие небесное уже не в мечте, а в самом деле – на смену «уединению» придет братство».

Один из интереснейших и ярких моментов романа – «Легенда о Великом Инквизиторе», где мы проводим параллель с Евангелием от Луки. Тут Достоевский показывает «пути уклонения» человеческой души от Бога. Появляются разнообразные искушения, где в итоге человек видит мир без Господа, теряет свою духовную составляющую.

В репликах героев «Братьев Карамазовых» часто упоминаются библейские мотивы, но Достоевский показывает, насколько низки могут быть эти мысли, если они неправильно интерпретированы. Например, у Федора Павловича есть реплика: «Блаженно чрево, носившее тебя, и сосцы тебя питавшие, – сосцы особенно!», цитируя Евангелие: «Блаженно чрево, носившее тебя, и сосцы тебя питавшие». Достоевский показывает, насколько одна фраза может искривить смысл фразы.

Еще один христианский символ – сравнение Алеши с Ангелом. Федор Михайлович не раз в лице других героев проводил параллель между младшим братом и Святым Духом, его Вера непоколебима.

Достоевский во всех своих произведениях старается понять смысл бытия, изучить человеческую натуру. И он считает Веру неотъемлемой частью духовной составляющей человека.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: