Анализ работы библиотеки МАОУ «СОШ №5»
За 2018-2019 учебный год.
Цель: Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечного и информационно-бибилографического обслуживания учащихся и педагогов.
- Основные задачи и направления работы библиотеки:
n Привлечение учащихся к чтению, через индивидуальную и массовую работу.
n Воспитание правовой культуры читателей, гражданственности, патриотизма, через расширение читательского интереса к истории России и родного края.
n Способствовать развитию содержательного общения между пользователями, воспитание культуры общения.
n Создать условия для оказания помощи в деятельности учителей и учащихся в образовательных проектах.
- Основные функции библиотеки:
l Образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в школьной программе.
l Информационная – предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от её вида, формата и носителя.
l Культурная – организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и гражданское самосознание, содействующее развитию общечеловеческих ценностей учащихся.
- Основные контрольные показатели.
I. Количество читателей и посещений | |||||||||
Всего уч-ся школы | Всего читателей | В т. ч. читателей- учащихся | РДЧ | Посещения | |||||
1 - 9 | |||||||||
2017-2018 уч. год | |||||||||
2018-2019 уч. год | |||||||||
В сравнении с 2017-2018 учебным годом количество читателей и посещений увеличилось.
II. Выдача литературы | |||||
2017 - 2018 | 2018-2019 | ||||
Всего | |||||
В том числе: | ОПЛ | ||||
ЕНЛ | |||||
Технич. | |||||
С/хоз. | |||||
Художественная | |||||
Искусст. и спорт | |||||
Детская | |||||
Прочая |
Количество читателей.
Распределение читателей по параллелям.
1-е классы –100%; 2-е классы - 100%; 3-е классы - 100%; 4-е классы – 100%;
Охват начального звена составляет - 100%
5-е классы - 100%; 6-е классы – 100%; 7-е классы – 100%; 8-е классы – 100%; 9-е классы –84%
Охват среднего звена составляет – 98%
10-й класс -100%
11-е классы – 88%
Охват старшего звена составляет – 94%
Книговыдача.
Число посещений и книговыдач за последние два года.
Из приведённых выше графиков видно, что в 2018-2019 учебном году выросло количество читателей, увеличилась посещаемость и книговыдача, выросла книговыдача детской и художественной литературы. | |||
Основные контрольные показатели за 2 учебных года | |||
2017-2018 | 2018-2019 | ||
Число читателей | |||
Число книговыдач | |||
Число посещений | |||
Средняя читаемость | 12,8 | 11,2 | |
Обращаемость фонда | 0,8 | 0,8 | |
Посещаемость | |||
Основной фонд /экз./ | |||
Число учащихся | |||
Книгообеспеченность |
Комплектование фонда.
1. Работа с фондом учебной литературы.
Фонд школьных учебников на конец учебного года составляет 15634 экземпляра. Книговыдача учебников 13454 экземпляров. Выдача и приём учебной литературы проводилась по графику. Составлялись списки по классам, выданных учебников. Книгообеспеченность учебниками составляет 95%. В 2018 году за счёт образовательного учреждения приобретено 3058 экз. учебников. В апреле 2019г. было сделано списание 2133 экз. учебников.
Все учебники занесены в каталог фонда учебной литературы.
2. Работа с фондом художественной литературы.
Фонд художественной литературы составляет 111023 экземпляров. В 2018 году приобретено 357 экз. худ. литературы. Своевременно проводилась обработка и регистрация в инвентарной книге поступающей литературы. В 2019 году было сделано списание 480 экз. художественной и методической литературы. Вёлся систематический контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных документов и источников информации на нетрадиционных носителях
3.Комплектование фонда периодики.
В течение года была оформлена подписка на I и II полугодие 2019г. В первом полугодии было выписано 42 издания на сумму 63435,36 рублей, из них: 21 детских и 22 методических. На второе полугодие было выписано 34 издания на 57929,96 рублей, из них: 21 детских и 13 методических. Велась систематическая картотека журнальных и газетных статей.
- Массовая работа
Проекты, реализуемые школьной библиотекой
В целях продвижения детского чтения и детской книги в общество, привлечения учащихся к чтению, наша школьная библиотека постоянно ищет новые нестандартные способы и пути решения этой задачи.
Тому подтверждением могут служить проекты, которые реализуются в школьной библиотеке.
В этом учебном году на базе нашей библиотеки был реализован муниципальный сетевой библиотечный проект "Литературный марафон», который посвящен нашему городу - Тобольску. Марафон проходил в виде краеведческого веб-квеста "Первая столица Сибири - Тобольск." Нами был разработан сайт "Литературный марафон - 2018", где размещались задания веб-квеста.
Цель проекта: совершенствование умений и навыков самостоятельной работы с информационными ресурсами; организация учебно-познавательной
деятельности, направленной на формирование культуры чтения, литературных понятий и представлений.
В августе прошла презентация Литературного марафона. Реализация проекта началась в октябре 2018 года. До 21 октября проходила регистрация команд.
На каждом этапе учащиеся и педагоги осваивали образовательные сервисы Web 2.0. На первом этапе «Давайте познакомимся», который проходил с 22 октября по 18 ноября, команды представили свою визитную карточку в форме интерактивного плаката. Второй этап (19.112018-16.12.2018) «Загадки о Тобольске» посвящен архитектурным памятникам г. Тобольска, где команды собирали виртуальные пазлы, выполняли и сами создавали интерактивные задания и оформляли выполненные задания на своей виртуальной стене. На третьем этапе «Улицы нашего города», который проходил с 17 декабря 2018г. по 20 января 2019г., команды собирали информацию об улицах Тобольска и представили результат работы в форме виртуальной презентации в сервисеPrezi.com. 4 этап (21.01-17.02) «Создаем книгу памятников и скверов Тобольска» посвящен памятникам и скверам нашего города. На этом этапе было создано 3 электронных книги. В них можно прочитать историческую справку, сочинение и литературное произведение об памятниках, а также посмотреть иллюстрации, которые нарисовали команды 5 классов. 18 февраля стартовал последний этап марафона «Экскурсия по родному городу». На этом этапе команды провели тематическую экскурсию по Тобольску, используя интерактивную карту. Все тематические интерактивные карты объединены в одну общую, что и стало итогом веб-квеста.
Результаты команд и ссылки на работы команд 2 и 3 этапа заносились в таблицу продвижения. Работы первого, четвертого и пятого этапов находятся на страничках этапов. На стене отзывов ребята и кураторы оставили свои отзывы о «Литературном марафоне – 2018».
29 марта на базе МАОУ «Гимназия им. Н.Д. Лицмана» были подведены итоги марафона.
Одним из значимых проектов в нашей школе, стал библиотечный проект «Читающая мама – читающий ребёнок», который реализуется в этом учебном году. Он проходит в четыре этапа с ноября 2018г. по апрель 2019г.
Цель проекта:
Возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения ребенка на основе сотрудничества с его семьей; совершенствование умений и навыков совместной работы с информационными ресурсами.
20 октября прошла презентация библиотечного проекта. На презентации была представлена номинация «Самая читающая семья» в рамках фестиваля «Моя награда – моя семья». Для 1-4 классов – это конкурс по произведениям Н. Носова и В. Драгунского, для 5-8 кл. – это веб-квест «На всех парусах» по произведениям В. Крапивина.
До 31 октября проходила регистрация семейных команд. Всего было зарегистрировано 32 команды (17 в начальном звене и 15 – 5-8 классы), но к сожалению, к последнему этапу осталось 19 команд (13 -1-4 классы, 6 - 5-8 классы).
Задания первых трех этапов проходили в режиме онлайн, последний этап прошёл 27 апреля, как большой литературный праздник. Для команд начальной школы задания размещаются на школьном сайте, на страничке проекта «Читающая мама-читающий ребенок». Результаты и творческие работы семейных команд заносятся в таблицу продвижения, ссылка на таблицу так же размещена на сайте. Для команд 5-8 классов создан сайт веб-квеста «На всех парусах». Для реализации проекта используются различные Интернет-сервисы – это google формы, создание тестовых заданий, это сервис онлайн тест пад, где можно составлять кроссворды, тесты, логические задания.
10 ноября в библиотеке прошло мероприятие "Писатели хорошего настроения" по биографии Н.Носова и В. Драгунского для семейных команд 1-4 кл. Перед командами выступили герои произведений детских писателей Незнайка и Дениска Кораблёв. Семейные команды познакомились с биографией и творчеством Н. Носова и В. Драгунского. Данное мероприятие было стартом первого этапа номинации "Самая читающая семья".
В сервисе онлайн тест пад для команд 1-4 классов были составлены 3 задания, которые команды выполняли до конца ноября. Ссылки на задания были выставлены на страничке проекта школьного сайта.
Для семейных команд 5-8 классов задания первого этапа «Исследование биографии и творчества В. Крапивина» были размещены на сайте веб-квеста. На страничке 1 этапа был размещены ссылки на сайты, где можно было изучить биографию и творчество писателя. Также были указаны какие произведения читают команды на первом этапе – это «Трое с площади Карронад» 5-6 классы, «Колыбельная для брата» 7-8 классы. Ознакомившись с биографией В. Крапивина и прочитав произведения, команды приступили к выполнению заданий. Первое было общее для всех – это онлайн-тест в сервисе Googl по биографии и творчеству писателя. Второе задание для 5-6 классов онлайн викторина по повести «Трое с площади Карронад». Для 7-8 классов составление ментальной карты «Кто ты маска?» - литературный образ главного героя повести «Колыбельная для брата». Третье задание для всех команд – представить содержание произведения, создав облако слов из 10 самых важных слов.
8 декабря состоялось открытие второго этапа и прошла консультация по участию в акции в рамках Всероссийского проекта «Читающая мама-читающая страна». Семейные команды на этом этапе выбирали одну из трех номинаций акции:
1. Видеоролики «Читает мама», «Читаем вместе с мамой».
2. Фотография «Читающая мама»
3. Творческая работа «Лучшее произведение, написанное мамой».
Творческие работы команды выполняли до конца января. Многие семейные команды подошли творчески и выполнили задания сразу в трёх номинациях.
2 февраля были подведены итоги 2 этапа и дан старт 3 этапу «Реклама книги». Для семейных команд прошел лекторий по созданию буктрейлера. Родители вместе с детьми в практической части лектория попробовали создать буктрейлер к произведениям Н. Носова и В. Драгунского в программе киностудии Windows Live. До конца марта мы принимали работы участников. Все ссылки на работы команд 1-4 классов были размещены в таблице продвижения, а 5-8 классов на страничке 3 этапа.
18 марта были подведены итоги 3 этапа и команды начали подготовку к заключительному 4 этапу, который прошел 27 апреля в актовом зале. Семейные команды 1-4 классов показывали инсценировку отрывка из произведений Н. Носова и В. Драгунского.Команды 5-8 классов инсценировку отрывка из произведений В. Крапивина. Всего в последнем этапе приняло участие 17 команд (11 – начальное звено, 6 среднее звено).
29 апреля мы подвели итоги проекта «Читающая мама-читающий ребёнок». В таблицах продвижения были выведены общие баллы и места. Награждение семейных команд прошло 16 мая на закрытии фестиваля семейного творчества «Моя награда - моя семья», куда были приглашены все семьи - участники.
4.2. Мероприятия в рамках плана работы школьной библиотеки
№ п/п | Название мероприятия | класс | К-во чел. | Цель | Анализ проведённого мероприятия |
Библиотечные уроки | |||||
1. | Знакомство с библиотекой. «Побывайте в книжном царстве» | 1а 1б 1в 1г 1д | Познакомить детей с библиотекой. Рассказать основные правила пользования библиотекой | Урок прошёл в виде путешествия по станциям. Ребята были ознакомлены с правилами пользования библиотекой, каждому ученику были вручены «Памятки юного читателя». Ребята внимательно слушали. Использовалось мультимедийное сопровождение. | |
2. | Периодические издания для младших школьников | 3а 3в 3г | 26 25 | Пополнить знания школьников по терминологии, принятой в области журналистики, познакомить с новыми изданиями журналов и газет для среднего школьного возраста. | Презентация, обзор периодических изданий. Ребята показали спои знания по правилам обращения с книгой. Активизировало данное мероприятие использование мультимедийного сопровождения. |
3. | Научно-познавательная и справочная литература | 4а 4б 4в 4г 4д | Повысить интерес к чтению научно-познавательной литературы и заинтересовать ребят справочной литературой, научить пользоваться энциклопедиями, справочниками. словарями. | На уроке учащиеся познакомились со справочной литературой, узнали структуру энциклопедий. справочников и словарей. Итогом занятия было практическое задание. | |
4. | Структура книги | 2а 2б 2в 2г 2д | Познакомить учащихся со структурой книги, развивать навыки работы с книгой. | Библиотечный урок входит в цикл занятий по формированию информационной культуры личности учащихся. Второклассники узнали об основных элементах книги, вместе с тетушкой Совой выяснили, что значит фраза "Прочитать от корки до корки", а с Зубком побывали в типографии, где печатают книги. Знания и умения распознавать элементы в книге, помогут учащимся проанализировать книгу: насколько она соответствует их интересу. | |
Библиотечные часы | |||||
1. | «Где это видано, где это слыхано» - литературный праздник по книгам Н. Носова и В. Драгунского. | 4а 4б 4в 4г 4д 3а 3б 3в 3г | Содействие развитию внутреннего литературно-художественного мира и творческой читательской деятельности в процессе общения с книгой. | Мероприятие, посвященное детским писателям Н. Носову и В. Драгунскому. Ребята познакомились с биографией и творчеством писателей, учащиеся с удовольствием посмотрели фильмы, снятые по рассказам "Огурцы" и "Тайное становится явным". Все вместе спели песню "По секрету всему свету", поиграли в игру "Что любит Дениска, а чего не любит". | |
2. | Фотовыставка, посвященная Дню Неизвестного солдата. | 3,5,6 классы. | Пробудить в детях интерес и уважение к историческому прошлому Родины | Ребята познакомились с историей возникновения памятной даты, также в ходе мероприятия учащиеся узнали о памятниках и мемориалах, установленных неизвестному солдату, как в России, так и за её пределами. | |
3. | «Он сочинял свои рассказы, как бесконечную игру» - Игра-викторина по творчеству Гайдара. | 5-6 кл. | Содействие развитию внутреннего литературно-художественного мира и творческой читательской деятельности в процессе общения с книгой. | В игре обучающиеся отвечали на вопросы, разгадывали кроссворды, ребусы. | |
4. | «Космическое путешествие с Незнайкой» | 1а 1б 1в 1г 1д | Пробудить в детях интерес и уважение к историческому прошлому Родины. | Школьники посетили виртуально международную космическую станцию, узнали о мужественной профессии современных покорителей космоса, увидели, как тренируются, работают, отдыхают космонавты. Следующим этапом было участие в интеллектуальных конкурсах. Школьники отвечали на вопросы «звёздной» викторины, разгадывали видео-загадки, кроссворд. | |
5. | Обзор книг «Дети войны» | 6а кл. | Пробудить в детях интерес и уважение к историческому прошлому Родины. | Ребята посмотрели презентацию-обзор книг о детях военной поры. | |
Выставки: | |||||
1. | «Год экологии в России» | Пропаганда книг и привлечение учащихся к чтению книг о защите природы. | Выставка дала наглядное представление о разнообразии растительного, животного мира и охране окружающей среды. | ||
2. | «Всемирный день защиты животных» | Пропаганда книг и привлечение учащихся к чтению книг о животных. | Выставка дала наглядное представление о разнообразии животного мира | ||
3. | «Сказки, рассказанные детям» | Содействие развитию внутреннего литературно-художественного мира и творческой читательской деятельности в процессе общения с книгой. | Ребята с удовольствием брали книги с выставки и рекомендовали их своим сверстникам | ||
4. | «Восславим руки матери» - ко Дню матери. | Довести до читателей необходимость доброжелательного отношения к Женщине-Матери; воспитывать чувство уважения, любви. | Книги были востребованы для классных часов и информационных минут. | ||
5. | «Мир волшебный, мир чудесный…» - | Заинтересовать читателей литературой русских и зарубежных писателей и поэтов | Ребята с удовольствием брали книги с выставки и рекомендовали их своим сверстникам | ||
6. | «Летящие сказки» - выставка книг к 80-летию со дня рождения В.П. Крапивина | Заинтересовать читателей литературой русских писателей и поэтов | На выставках было отражено творчество писателей и поэтов юбиляров. Материалы выставок были использованы на классных часах. | ||
7. | «Затейники и фантазёры» - выставка книг к 110-летию со дня рождения Н. Носова и 105-летию со дня рождения В. Драгунского | ||||
8. | «Гайдар шагает впереди» -выставка книг к 115-летию со дня рождения А.П. Гайдара | ||||
9. | «Книги о животных» - к 125-летию со дня рождения В.В. Бианки | ||||
10. | Выставка книг к 195-летию со дня рождения К.Д. Ушинского | ||||
11. | «2019 – год театра в России | Пробудить в детях интерес к искусству | Книги были востребованы для классных часов и информационных минут. | ||
12. | «Всемирный день Земли» | Пробудить в детях интерес и уважение к окружающей среде. | Читатели обращались к материалам выставки. Использовали данную информацию. | ||
13. | «Человек и космос» | Пробудить в детях интерес и уважение к историческому прошлому Родины. | Книги были востребованы для классных часов и информационных минут. | ||
14. | «Дети военной поры» | ||||
15. | «Путешествие с буквами Азъ и Буки» ко Дню славянской письменности и культуры. |