Работы по распознаванию и определению природных объектов




Планируемые образовательные результаты

Предметные:

  • Усвоение учащимися строения, многообразия и разновидностей плодов, их биологическим значением.
  • Отрабатывать на уроке биологические термины, понятия, определения.

Метапредметные:

  • Умение конструктивно работать с материалом учебника и дополнительного источника;
  • Продолжить формировать умения приемов сравнения, анализа;
  • Развивать на уроке активную речевую практику;

Личностные:

  • Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы, воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное;
  • Создание условий для развития умений планирования предстоящей деятельности, поиска способов решения проблемы, личностной рефлексии, самооценкой достигнутого;

Решаемые учебные проблемы:развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: словестный, наглядный, практический

Приёмы: объяснение, беседа, работа с таблицами и наглядным материалом, решение проблемных ситуаций, разгадывание загадок, работа со схемами.

Основное содержание учебного материала: цветок, плод, семязачаток, завязь, опыление, оплодотворение, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды, способы распространения плодов.

Оборудование: таблицы «Сухие плоды», «Сочные плоды»; коллекции сухих и сочных плодов (натуральные объекты); папки с цветными картинками – «Многообразие плодов», «Образование плода», «Сухие и сочные плоды», «Односемянные и многосемянные» - по одной на парту; карта урока «Плод. Разнообразие и значение» - у каждого ученика.

Технологическая карта урока.

Этапы урока/Дидактические задачи урока/Учебная деятельность учителя/Учебная деятельность учащихся

Организационный момент. Подготовка учащихся к работе на занятии

 

Мотивационный этап. Обеспечение мотивации и формулирование целей/Загадывает загадку: Весной повис- Всё лето кис, А сладок стал –На землю пал. (Плод) Задает вопросы наводящие на тему урока: Как вы думаете, о чём идёт речь? Просит сформулировать тему урока. Задает вопросы выявляющие имеющиеся знания по новой теме:: Что вы можете рассказать о плодах? А что хотели бы узнать? Ребята, поставьте цели нашего урока (изучить, узнать) Обобщает сказанное учащимися. Отгадывают загадку и формулируют тему урока. Учащиеся пытаются самостоятельно сформулировать цели урока. Записывают тему урока в тетрадь.

Актуализация знаний. адает вопрос: Рассмотрите плоды на слайде, одинаковы ли они? Рассматривают и называют различия у плодов.

Изучение нового материала. Предлагает задание: Найти в §24 определение понятия «плод». Проговорить его вслух и записать определение в тетради. Ставит проблемный вопрос: «На месте чего образуются плоды и зачем они нужны» Создает проблемную ситуацию: Что же такое плод?

Создание проблемной ситуации. Есть ли плоды у ели? Обсуждение ответов учащихся. Как же происходит образование плода? Предлагает вспомнить строение цветка и выполнить первое задание.

Предлагает ответить на вопросы: Какие процессы, должны произойти с цветком, чтобы на его месте появился плод?

Что такое опыление? Что такое оплодотворение? Из какой части цветка образуется плод? Проводит динамическую паузу.

Организует самостоятельную работу с коллекцией плодов.Разделите на группы плоды и заполните схему «Классификация плодов». Коллекция плодов

Проводит беседу по вопросам:О ком позаботилась природа, создав вкусные плоды?Почему зрелые ягоды никогда не бывают зелёного цвета?Почему плоды вкусные?Что находится внутри плода?Для чего же появились плоды?Почему необходимо распространять семена?Предлагает инсценировать Сказку «О жадном дубе»

Создает проблемную ситуацию. Но плоды и семена не могут двигаться самостоятельно, как же им отправиться в путь? Предлагает отгадать загадки с целью изучение способов распространения семян и одновременным заполнение таблицы.

Подведение учащихся к мысли о значении семян. Мы выяснили, что плоды нужны для распространения семян, а какое ещё значение имеют плоды в природе и жизни человека? Составьте схему Значение плодов.

Решение проблемного вопроса. Давайте вспомним тот вопрос, который мы задали в начале урока и ответим на него. На месте чего образуются плоды и для чего они нужны? Подведение итогов Установление правильности и осознанности усвоения нового материала. Выявление пробелов и неверных представлений, их устранение Проводит игру «Чужой среди своих»

В последовательностях названий трёх растений или плодов выявить «лишнее». 1. Рябина, кокос, лопух,. (кокос, распространяется водой, остальные – животными) 2. Подорожник, лотос, кокос. (подорожник распространяется человеком, а все остальные – водой) 3. Одуванчик, клён, рябина. (Рябина, остальные распространяются ветром.) (Приложение 1,№6) Учащиеся выполняют задание №6 по карте урока. Контроль и самопроверка знаний. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий. Проводит тестовый контроль с самопроверкой (Приложение 1,№7) Выполняют задание №7 по карте урока. Проводят взаимопроверку. Выставляют оценки. Рефлексия.

К группе словесных методов относятся рассказ, беседа, объяснение, лекция. Здесь деятельность учителя выражается в виде слова, а деятельность учащихся — преимущественно <в виде слушания, осмысления, устных или письменных ответов.

Группу наглядных методов представляют демонстрации опытов и наглядных пособий, показ предметов и явлений в натуральном виде или в изображении (рисунок, схема, муляж, модель). Учитель словом организует наблюдение, рассмотрение изучаемого объекта, а ученики, наблюдая, осмысляют его, делают выводы и таким путем приобретают знания.

Группу практических методов в биологии представляют работы с изучаемым объектом или учебником. Их используют во время лабораторных работ на уроке или практических занятиях, на экскурсии, в уголке живой природы, на школьном учебно-опытном участке. На уроках, работая с раздаточным материалом или с учебником, школьники путем непосредственного общения с изучаемым объектом (рассмотрение, обследование, измерение, подсчет или расчленение на части) овладевают знанием.

 

В разделе «Растения» школьного курса биологии учащиеся получают знания о внешнем строении и разнообразии форм вегетативных органов, цветов, плодов и семян различных растений – представителей разных групп растительного мира. Эти понятия относятся к морфологическим. Многие уроки раздела «Растения» включают морфологический материал.

Уроки с морфологическим содержанием обладают своей спецификой: на всех этих уроках необходимо широкое применение преимущественно натуральных средств наглядности, которые помогают создать у учащихся правильное представление о размерах, окраске, форме изучаемого объекта, способствуют развитию наблюдательности. Урок с морфологическим содержанием предполагает формирование знаний о внешнем строении и разнообразии форм вегетативных и генеративных органов растения. Эти уроки обладают своей спецификой: на них необходимо широкое применение преимущественно натуральных средств наглядности, которые помогают сформировать у учащихся правильные представления о размерах, окраске, форме изучаемого объекта, способствуют развитию наблюдательности. Большое место на уроках с морфологическим содержанием должны занимать лабораторные работы по наблюдению натуральных объектов, описанию их морфологических признаков, поэтому основными методами являются распознавание, определение, описание объектов.

Работа по наблюдению натуральных объектов может выполняться как фронтально, так и индивидуально, по общим для всех заданиям или по индивидуальным. Задания могут быть написаны на доске или на карточках. Результаты работы обязательно обсуждаются, учитель помогает учащимся сделать необходимые выводы и обобщения. Работы на уроках такого рода называются лабораторными.

Основная особенность наглядных методов – демонстрируемый объект – источник знания.

Демонстрация натуральных объектов природ ы имеет в преподавании биологии преимущественное значение, т. к. дает живые образные представления о растениях и животных.

Методические условия демонстрации натуральных объектов: демонстрируемый объект должен быть достаточно крупным и виден всему классу; в процессе демонстрации необходимо узнать у учащихся, насколько объект природы им знаком; во время показа необходимо поставить перед учащимися познавательную задачу (проблему); демонстрируемый объект должен отвечать поставленной задаче; наблюдением учащихся необходимо управлять с помощью системы вопросов и заданий; выводы, сделанные в конце наблюдения, должны соответствовать поставленной задаче.

Демонстрация опыта или его результатов на уроках биологии проводится во всех разделах школьной биологии, где есть физиологический материал.

Требования к демонстрации опыта: до урока проведите опыт сами (несколько раз повторите опыт, чтобы добиться желаемого результата); перед демонстрацией опыта необходимо поставить познавательную задачу, которая была бы решена в ходе опыта;опыт должен быть хорошо виден всему классу (используйте контрастный фон, подставки и т. п.);системой вопросов и заданий привлекайте учащихся к анализу результатов опыта;в конце демонстрации опыта должен быть сформулирован вывод.

Демонстрация изобразительных средств наглядности (таблицы, картины, схемы, муляжи, модели) дает учащимся представление о строении, форме, размерах, окраске изучаемых объектов, их природном окружении, образе жизни и т. п.

Требования к демонстрации изобразительных средств:все демонстрируемые изобразительные средства должны быть эстетически оформлены, довольно крупных размеров;если используется меловой рисунок на доске, то он должен быть четким, правильным, с подписями без сокращений;демонстрируемые таблицы вывешивают в тот момент, когда речь идет об изучаемом материале;перед показом таблицы необходимо дать возможность учащимся приглядеться к ней в течение нескольких секунд и только после этого задавать вопросы о ее содержании.

Демонстрация аудиовизуальным средств наглядности (кинофильмы, видеофильмы, их фрагменты и др.) обладает определенными признаками: показ действия, движения, процесса.

Правила демонстрации кинофильмов Учебные кинофильмы должны органически включаться в урок в качестве одного из средств наглядности.Если кинофильм «немой», то учитель сопровождает его краткими и четкими словесными пояснениями.Перед показом кинофильма необходимо поставить один-два обобщающих вопроса, которые направляли бы внимание учащихся.После просмотра кинофильма необходимо организовать беседу по его содержанию.

Характеристика практических методов обучения биологии (работы по определению и распознаванию объектов природы, наблюдение, эксперимент). Главной особенностью этой группы методов является сочетание слова, наглядности и практической работы.

Работы по распознаванию и определению природных объектов

Распознать – значит узнать объект природы по каким-либо существенным признакам. Используется на уроках морфолого-анатомического характера (например, распознавание типов корневых систем, простых и сложных листьев, сухих и сочных плодов).

Определить – значит с точностью выявить признаки изучаемого объекта природы и установить их принадлежность. Используется на уроках морфолого-системати- ческого характера, когда речь идет о семействах растений или животных.

Работы по распознаванию и определению проводятся не только на уроках, но и на экскурсии, при выполнении домашних работ и летних заданий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: