Тема: «Формирование полиэтнического сознания обучающихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»





Развитие любого государства сегодня зависит от способности адекватно реагировать на современные вызовы. Жизнь свидетельствует о том, что на поч-ве неприятия и вражды с людьми других национальностей, рас, вероисповеданий возникают всё новые конфликты. Особенно это важно для нас, россиян. Одной из главных задач современного образования является создание условий для формирования гражданской идентичности, национального самосознания. Самобытность российского государства складывалась веками, сопровождалась историческими потрясениями, поражениями и победами, смешением языков и культур множества народов. История российского на- рода сравнивается с плавильным котлом, в котором соединились очень раз-ные и неоднородные компоненты, но в результате появился крепкий сплав силы, воли, духа, исторической памяти.

РФ - многонациональное государство с глубокими корнями и богатыми традициями. Нация – это союз различных национальностей и народностей, живущих на одной территории. Наша задача заключается в том, чтобы наши ученики знали об этом, чтили традиции. Но в последнее время мы всё больше убеждаемся в ослаблении внимания к вопросам изучения истории, географии, особенно географии населения, этнографии, истории русского языка и национальных языков народов РФ. Поэтому вопросы: Кто мы? Какие мы? Чем мы отличаемся от других? – всё больше волнуют наше общество.

Актуальным направлением в современной школе стало поликультурное или полиэтническое воспитание. Оно предполагает создание условий для формирования не только у школьников, но и у педагогов гражданского и национального самосознания на основе интеграции российской, межэтнической и мировой культур, подкреплённого общими ценностями высокой духовности, гуманизма, толерантности. Среди задач полиэтнического воспитания можно выделить пробуждение интереса к изучению истории, куль-туры, языка, быта, традиций народов; внимания к своей малой родине, к её людям, к её природе; доброжелательного отношения к соседям. Синонимами к понятию «Полиэтника» служат слова «поликультура», «муль- тикультура», «этнотолерантность», но все они сводятся к одному – «взаимообмен», «взаимодействие», «взаимовлияние»,«взаимопонимание». Этот курс подкрепляется смежными науками, например, этнопедагогикой и этно-психологией.

Полиэтническое воспитание вступает в союз с интернациональным и пат-риотическим воспитанием, и вместе они достигают своей цели тогда, когда этнический компонент интегрирован во все учебные предметы в школе. Диалог культур можно и нужно услышать не только на истории, обществоз-нании, русском языке, но и на математике, химии, физике и т.д.

Чтобы создать базу, основу для этого взаимопроникновения, конечно, нужно подготовить почву, объяснив ученикам, откуда «пошла Русская земля». На уроках истории нужно определить этапы формирования российской идентичности, показать, как непросто происходило создание многонационального государства. Так в 6 классе по теме «Киевская Русь» возникают споры, кто такие варяги, почему они пришли к власти над восточными славя-нами. Когда изучаем тему «Гибель князя Игоря в 945 г. и месть кн. Ольги», ученики пытаются понять, кто такие древляне, почему главным правилом стало: «Око за око, зуб за зуб», свойственное родовому строю и общественному праву того времени и, наверное, древнерусскому характеру.

Наиболее интересным историческим явлением была эпоха Монгольской империи и завоевательных походов Чингисхана, Батыя, Тохтамыша, оставивших глубокие раны на теле Руси и этнические следы в виде имён, географических названий, предметов быта, оружия, характеров людей, рождённых путём смешения кровей и рас. Важным моментом здесь становится обращение к истории Владимиро-Суздальского княжества и соседних регионов, т.е. вплетение в изучение судьбы страны краеведения. Ученики рассматривают в учебнике под редакцией А. В. Торкунова иллюстрацию штурма Золотых во-рот во Владимире, узнают, что городок в Рязанской области Касимов назван в честь одного из сыновей хана Улу - Мухаммеда Касима, перешедшего на службу к Василию Тёмному, что одно из главных сражений между славянами и татарами произошло 7 июля 1445 г. в окрестностях Суздаля, у Спасо –Ефимьева монастыря.

Образование новых государств на юго- восточных рубежах в 15 веке предопределило национальную особенность Руси, образно сформулированную А.Блоком в стихотворении «Скифы»- «меж двух враждебных рас - монголов и Европы…» Ногайское царство на реке Яик (Урал), Казанское царство, Крым-ское ханство, Астраханское ханство, Сибирское ханство, Аварское ханство, Тарковское шахмальство, Тюркский каганат, Хазарский каганат, Великая Булгария и другие со временем стали частью большой страны, а национальности, населявшие эти территории - частью огромного народа. Татары, чуваши, мордва, марийцы, удмурты, башкиры, осетины, аварцы, кабардинцы, кахетинцы с одной стороны, скифы, сарматы, финно- угорские племена, ханты, чукчи, ненцы, буряты с другой, постепенно начали договариваться со славянами, заимствовать друг у друга не только предметы быта, оружия, но и слова, их обозначающие. В древности на территории нашей страны образо-валось несколько государств, они были созданы народами, относившимися к разным языковым семьям, исповедовали разные религии. Великое пере-селение народов способствовало изменению карты мира и развитию культуры, сглаживались местные различия, закладывались основы великого единого государства. Но история задаёт вопрос: Что потеряли и что приобрели представители разных слоёв общества этих народов в результате вхождения в состав России?

Нельзя не отметить дела таких выдающихся людей, как Александр Невский, Дмитрий Донской, Владимир Мономах, Иван Третий, Иван Грозный, Пётр Первый, Екатерина Вторая и др., которые способствовали не только укреплению государственности, но и расширению территории страны. Изучая на уроках истории такой богатый материал, школьники осознают свою сопричастность и гордость за то, что они живут в такой стране и начинают ценить свою непохожесть на других и видеть этнические различия.

Важным моментом является осознание единства народа РФ при его национальном многообразии. На примере изучения таких ярчайших событий, как Отечественная война 1812 г., создание СССР, Великая Отечественная война и др. нужно показывать ситуации взаимопомощи и объяснять, что, когда нагрянет беда, наш народ становится одним целым. Стираются границы национальных отличий, какие - то мелкие недопонимания уходят на второй план и вспоминаются строки Л.Толстого: «Всем народом навалиться хотят». Великие победы – это победы великого многонационального народа.

На уроках обществознания обозначены такие важные темы, как «Человек и общество», «Правила и нормы межнациональных отношений», «Духовная жизнь общества», «Я и моя вера», «Я – гражданин РФ», «Нация и национальность», «Естественные права человека» и многие другие. Они непосредственно связаны с проблемой этнокультуры и позволяют ученикам приобрести опыт осознания собственных этнических, религиозных и общечеловеческих представлений о мире. Люди, приезжающие в другой регион РФ, не зная местных традиций, могут попасть в неприятную, а иногда и трагическую ситуацию. Например: Ингушетия. 10 класс. На уроке истории учитель Алексей Дмитриевич, уважаемый, опытный, объясняет тему. Ученик по имени Иса достаёт нож и показывает его друзьям. Учитель отбирает нож. Иса молча выходит из класса. Вечером к учителю приходят ингушские мужчины во главе с отцом мальчика, начинается неприятный разговор. Мужчины требовали от Алексея Дмитриевича вернуть нож и извиниться при всех перед Исой. Внимание! Вопрос! Почему так произошло, какую традицию нарушил учитель? (у кавказских народов потеря оружия или его изъятие – оскорбление).

Во внеурочной деятельности интересно представить проблемы полиэтнического воспитания на примере интегрированных курсов. Показательным примером является сотрудничество с учителями русского языка и литературы. Так, например, в программе курса «От истории языка к истории страны» были предусмотрены занятия по теме: «Этапы формирования языка как культурообразующей основы российской идентичности». Эти занятия проводились по методике групповой работы. Одни ученики изучали факты важных исторических событий, лёгших в основу определённых изменений в языке и культуре: например, Крещение Руси, Монголо- татарское иго, Формирование единого Русского государства, Правление Петра Первого, Октябрьская революция 1917 года, коллективизация. Вторая группа – лингвисты- исследовали лексический материал, указывая на элементы заимствований, из-мнение форм слов, объясняя этимологию этих слов. Третья группа – литературные эксперты - анализировали тексты древнерусской литературы, лето-писей («Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Русская правда Ярослава Мудрого»), светские и религиозные произведения петровской эпохи начала 18 в.. Четвёртая группа – архивариусы - изучала научные труды и деятельность Кирилла и Мефодия, Феофана Прокоповича, М.В. Ломоносова, В.И. Даля, Д.С. Лихачёва. Результатом такой работы стали проекты, например, по темам «Ассамблеи Петра Первого: Лексикон и этикет», «Слова, рождённые Октябрём», «Родные имена – носители истории».

Такое направление деятельности необходимо для пробуждения в сознании учеников интереса к решению вопросов признаков самобытности языка, его многообразия, богатства, гибкости, способности меняться, впитывая все взаимовлияния, а также понимать, что наш народ многолик, что каждая этническая группа привносит в палитру национальных традиций свою краску. Смешение этих красок, переплетение судеб каждого народа составляет еди- ную судьбу, единый путь.

Отражением современного состояния вопроса идентификации нации является работа над созданием этнословарей и этнокалендарей. 4 декабря 2017 года состоялся областной «круглый стол» по теме: «Этнокалендарь как инструмент полиэтнического воспитания школьников». На нём выступали профессора, доктора философских наук, ведущие специалисты в области истории и лингвистики Владимира, Москвы, Санкт – Петербурга, представители СМИ. Целью этого мероприятия стала разработка идеи концепции УМК «Этнокалендарь России. Владимирская область». Такие комплексы уже существуют для Санкт- Петербурга, Ханты - Мансийского автономного округа, Ямало - Ненецкого автономного округа. Протанская Елена Сергеевна, профессор Санкт- Петербургского государственного института культуры, предложила «включиться» в эту работу и учителям истории, так как наша область богата традициями и на её территории множество этнических групп.

Важно понимать, что «человек без памяти прошлого, лишённый исторического опыта своего народа, оказывается вне истории и способен жить только сегодняшним днём…»(Чингиз Айтматов), что память поколений и зов предков остаются во всём, что нас окружает, что изучение, осмысление, сохранение национальных черт ведёт к укреплению внутренних связей и усилению государства. Поэтому поликультурное образование – это комплексная про-грамма воспитания нового поколения граждан Российской Федерации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: