Е.П.БЛАВАТСКАЯ О ПРАЛАЙЯХ И МАНВАНТАРАХ




 

{В первой книге «[Законов] Ману» мы читаем:

 

«По истечении каждой ночи Брахма [539], который до этого спал, просыпается и посредством единственно энергии движения эманирует из себя Дух, который в своей сущности есть, но которого всё же нет [540].

Побуждаемый желанием творить, Дух (первая из эманаций)

приступает к творению и порождает эфир (Акаша), который мудрецы считают обладающим способностью передавать звук.

Эфир порождает воздух, чьи свойства ощутимы и который необходим для жизни.

Через преображение воздуха производится свет.

От воздуха и света, которые порождают тепло, образуется вода, и вода есть чрево зародышей всего живого».

 

В течение всего этого огромного периода прогрессирующего творчества (Дня Брахмы), охватывающего 4,320,000,000 лет, эфир, воздух, вода и огонь (тепло) непрерывно формируют материю [планеты], подчиняясь никогда не прекращающемуся импульсу Духа <...>. Когда цикл творчества подходит к концу, энергия проявленного мира слабеет. Только Он, Непостижимый, остаётся неизменным (всегда латентным), но Творческая Сила, хотя тоже вечная, так как она пребывает в первом с «не-начала», всё же должна быть подчинена периодическим циклам деятельности и покоя; так как она имела начало в одном из своих аспектов, когда она впервые эманировала, то она поэтому должна иметь и конец. Таким образом, вечер следует за днём, и ночь божества приближается. Брахма постепенно засыпает. <...> И Вамадэва Моделиар описывает «Ночь Брахмы», или второй [субъективный] период непознаваемого божественного существования, такими словами:

 

«Странные шумы несутся со всех сторон... Это предвестники Ночи Брахмы; сумерки поднимаются на горизонте, и Солнце заходит за тринадцатый градус Макара (десятый знак Зодиака Козерог) и уже более не достигнет знака Мина (знак Рыб в Зодиаке). Гуру в пагодах, назначенные следить за Рашичакрамом (Зодиаком), могут теперь разбить свой астрономический круг и инструменты, ибо отныне они бесполезны.

Постепенно свет угасает, тепло уменьшается, необитаемые места умножаются на Земле, воздух становится всё более и более разреженным, источники вод иссякают, мощные реки видят иссыхание вод своих, океан обнажает своё песчаное дно, и растения умирают. Люди и животные уменьшаются в росте ежедневно. Жизнь и движение теряют свою силу; планеты едва движутся в пространстве; они угасают одна за другой, подобно лампе, которую рука Чокры (слуги) забыла наполнить. Сурья (Солнце) мерцает и потухает; материя идёт к растворению (пралайя), и Брахма вновь погружается в Dyaus, непроявленного Бога, и, исполнив свою задачу, – засыпает. Прошёл ещё один День [541], наступила Ночь – и она будет длиться до будущей Зари.

И вот снова входят в Золотое Яйцо Его Мысль, семена всего, что существует, как говорит нам божественный Ману. Во время Его мирного покоя одушевлённые существа, одарённые началами действия, прекращают свои функции, и всякое чувство (Манас) засыпает. Когда все они поглощены высшею душою, эта душа всех существ спит в полном покое до дня, когда она вновь принимает свою форму и снова пробуждается из своей начальной тьмы» [542].

 

<...>

В главе IV [Разоблачённой Изиды] было дано объяснение «дня» и «ночи» Брахмы. Первый представляет собою определённый период космической активности, а последний – равный период космического покоя. В первом миры выявляются и проходят через отведённые им четыре стадии существования; в последнем «вдох» Брахмы даёт обратный ход течению сил природы; всё видимое постепенно рассеивается; наступает хаос, и долгая ночь отдыха наполняет космос (здесь – миры планеты) силами для его следующего периода эволюции. В утро одного из этих «дней» созидательные процессы постепенно достигают своего кульминационного пункта активности; вечером незаметно уменьшаются, пока не настаёт пралайя и с нею «ночь». Одно такое «утро» и «вечер», в сущности, составляют космический день (сутки); и именно «день Брахмы» имел в виду каббалист – автор «Бытия» каждый раз, когда он говорил: «И был вечер и утро первого (или пятого, или шестого, или любого другого) дня ».

<...>

Индусские доктрины учат о двух пралайях или растворениях: одна всеобщая, маха-пралайя [543], другая частичная <...> пралайя. Последняя (частичная пралайя) не имеет отношения ко всеобщему растворению [планеты], которое наступает в конце каждого «Дня Брахмы» (в конце Большого Круга планеты), но относится к геологическим катаклизмам в конце каждого малого цикла нашей планеты (А.В.: каждого малого круга-ring одного Большого Круга планеты. Таковых в нашем Четвёртом планетарном Круге было уже несколько, и последний привёл к гибели Атлантиды) <...>

По понятиям древнейших философов <...> земля, подобно змею, сбрасывает свою кожу и является после каждой из малых пралай обновлённой, а после великой пралайи воскресает или снова выявляется из своего субъективного состояния в объективное (рождается в новом теле). Подобно змею, она не только «сбрасывает свою старость, – говорит Санхуниафон, – но увеличивается в размере и силе»} [544].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: