Что делает молодой татарский художник из Уфы в Москве? И чем крут Сергей Шнуров – разбираемся в материале журнала....
Модная кофейня в историческом центре города – на улице Баумана. Ароматы свежесмолотого кенийского кофе. Пряная горечь рафа с имбирным сиропом и корицей. Для дилетантской беседы о современном искусстве, брендреализме и выставке Сергея Шнурова с молодым художником-брендреалистом, автором нашумевших значков по мотивам сказок Габдуллы Тукая, музыкантом и актером Радиком Мусиным лучшего антуража не сыскать.
Музыкант или художник?
Родился я в селе Бураево, Башкортстан. В детстве был болезненным мальчиком, часто лежал в больнице – и, как бы это абсурдно не звучало, именно там прошло становление меня, как личности, воспринимающей окружающую действительность как визуальный ряд. В больнице мы лежали вместе с мамой – и она, чтобы развлечь меня, рисовала на листочках картинки. Чаще всего это были тараканы, которые чувствовали себя весьма комфортно в условиях больничной стерильности.
Несмотря на детское увлечение рисованием, художником я стал совершенно случайно. Отучился 5 лет по классу фортепиано в музыкальной школе, и когда пришла пора поступать в училище собрался было вступить в мир эстрадной музыки. Однако мечты разбились о реальность – оказалось, что обучение моей светлости не входит в финансовые планы. Мне предложили попробовать себя в роли живописца.
Первый отбор я благополучно не прошел – не хватило профессионального мастерства: опыта построения композиции, практических навыков рисования. Проверялось это все достаточно просто – тебе давали задание нарисовать за день натюрморт. Решать композицию, определять свет, выбрать технику исполнения – все это было нелегко. Видимо, во мне все же что-то заметили, так как предложили остаться на год в качестве кандидата, оплачивая учебу самостоятельно. Этот год должен был показать чего я стою как художник, и стою ли вообще. Для меня этот год стал своего рода вызовом – я хотел доказать, что могу рисовать. Итогом стало мое зачисление на второй курс художественного училища.
|
Уфа сильна не только традициями изобразительного искусства. Каждый год проводятся различные республиканские, межрегиональные выставки для молодых, начинающих художников. Так уж вышло, что в городе жили и работали несколько виднейших представителей авангардизма, футуризма – Бурлюк, Нестеров. На благодатной почве выросло не одно поколение художников – в том числе и наши педагоги, которые в свою очередь делились секретами мастерства с нами. К примеру, именно в Уфе возникло творческое объединение “Чингисхан”, в котором участвовали башкирские художники-авангардисты Наиль Латфуллин и Василь Ханнанов.
Среди наших преподавателей были и такие, которые очень хорошо разбирались и интересовались современным искусством, поп-артом; рассказывали нам про Энди Уорхола, к примеру. Это все было безумно интересно.
Общение, тусовки важны для художников и вообще для творческих личностей. В век, когда не было интернета общение, обмен новостями, сплетнями, слухами о творческих достижениях, о нашумевших личностях в принципе проходил во время тусовок. Тусовка – своего рода предтеча соцсетей.
Мне тоже хочется таких художественно-культурных тусовок, хочется движения, хочется показать себя, эпатировать публику – все это свойственно людям искусства, людям с истероидным типом личности.
|
“Казань – город музыки, театра, но не изобразительного искусства”
Восхищаюсь Табрисом Яруллиным – мне кажется именно в их среде, среде татарской молодежи, татарского бомонда можно наблюдать подобие таких тусовок. “Мин татарча сөйләшәм”, рок-спектакль “Ку”, фестиваль “Печән базары – Сенной базар” – все это объединяет молодых представителей творчества. И это очень хорошо для Казани, для татар. Ну и для меня тоже. Именно на таких мероприятиях я познакомился с Нурбеком Батуллой, Юлдуз Миннулиной, Оскаром Юнусовым, Ильшатом Саетовым. Меня очень радует, что есть возможность не только рисовать, но и петь, играть музыку в Казани, на солидных площадках.
К сожалению, в Казани не хватает активности именно в художественной среде – художники есть, но они либо очень разрознены и живут и творят сами по себе, либо уезжают из города.
Несколько лет назад, обдумывая переезд из Уфы в другой город возникал вариант с Казанью – остановила полнейшая стагнация в сфере изобразительного искусства. Такое ощущение, что в городе практически никто не рисует, не проводит выставок, нет приличных галерей. Но, повторюсь, с театрально-музыкальной обстановкой, особенно в национальной среде все в порядке.
В плане жилья в итоге выбрал Москву – именно в свете коммерческой составляющей творчества. В столице банально проще заработать, продать картину, выйти на солидные галереи.
|
Шнуров, брендреализм, становление
Поработать над выставкой Сергея Шнурова “Ретроспектива брендреализма” было потрясающей возможностью. Меня выбрали в числе 3 человек из более чем 70 кандидатов. В процессе отбора мы представляли не только свои работы, свой стиль творчества, но и свое видение современного искусства. Как итог – 6 месяцев тяжелого труда, результатом которого стало подлинное эстетическое наслаждение.
Готовили мы “Ретроспективу брендреализма” вместе с Алексеем Роуманом и Виктором Поляковым. Продумывали концепцию, рисовали эскизы, воплощали эскизы в картины и арт-объекты. Однако душой и идейным вдохновителем всего это действа несомненно был Сергей Шнуров. Неподготовленному зрителю кажется, что раз художник не сам рисовал и готовил свои арт-объекты, значит и творцом он называться не может. Глубочайшее заблуждение! Сергей нас “подталкивал”, знакомил со своими друзьями, обеспечил всеми условиями для работы, брал на себя ответственность по выбору нужных эскизов и за итоговый вид арт-объекта. Без него всей этой выставки просто бы не было.
Концепция современного искусства такова, что художнику необязательно самому сотворить объект искусства. Общеизвестен пример Марселя Дюшана, в 1917 году купившего писсуар и провозгласившего его фонтаном, арт-объектом для выставки. Именно этото случай и стал фундаментом для возникновения современного искусства. Художник – не только тот, кто сотворил, но и тот, кто пропустил через себя любой предмет, выстроил концепцию и провозгласил данный объект предметом искусства.
Брендреализм придумал и обосновал Сергей Шнуров. Татарин ли ты или русский, мусульманин или православный, из деревни ли ты или из города – в современном мире все это не имеет определяющего значения. Сейчас сильны бренды. Ты – это то, что ты носишь, по чему ты разговариваешь, что ешь. В современном мире люди пойдут за сильными брендами. Чем сильнее бренд, чем он убедительнее, тем больше у него сторонников. Nike, Apple – тому подтверждение. Никто не знает разработчиков технологий Айфонов, но все знают Джобса – отца бренда.
У Сергея Шнурова потрясающее чутье на то, что будет актуальным завтра. Кроме того, у него зоркий глаз на талантов. Он умеет их найти, собрать вместе, направить.
«Ретроспектива брендреализма» помогает сориентироваться в дебрях брендов, шоу-бизнеса и маркетинговых уловок. Лично для меня процесс работы над выставкой стал откровением. До этого опыта считал себя безмерно крутым и всерьез полагал, что сделаю выставку на раз-два. Ан нет, не так я крут оказался, как себя считал. Хорошо, что ребята помогли сориентироваться в мире художественного менеджмента.
Сейчас стараюсь делать картины более сложными и простыми одновременно. Работаю над сюжетом, и упрощаю концепцию. Работает все это замечательно.
Татуировки и ислам
Еще одно мое увлечение – татуировки. Заинтересовался этим как-то спонтанно, но со временем втянулся, купил машинку, начал бить. Чтобы не испортить людям кожу, тренировался на себе. Татуировка – совершенно отдельный жанр. Тут нельзя ошибиться, неверный “штрих” уже не исправить: недостаточно сильно нажал на иглу – краска не легла, переборщил с усилием – под кожей расплылось пятно. Сейчас бью татуировки изредка – чтобы быть на хорошем уровне нужно заниматься этим целенаправленно, нельзя одновременно и хорошо рисовать, и хорошо бить татуировки.
Мама и бабушка целиком поддерживают мои интересы – и рисование, и татуировки, и мой образ с проколотым ухом. Хотя они и достаточно религиозны, но все же трезво смотрят и на религию, и на современный мир. Мне кажется ислам, как и другие религии, должен меняться соответствовать изменениям в мире. Иначе все это превратится в доматичную, устаревшую конструкцию.