Шнуров, брендреализм, становление




Что делает молодой татарский художник из Уфы в Москве? И чем крут Сергей Шнуров – разбираемся в материале журнала....

Модная кофейня в историческом центре города – на улице Баумана. Ароматы свежесмолотого кенийского кофе. Пряная горечь рафа с имбирным сиропом и корицей. Для дилетантской беседы о современном искусстве, брендреализме и выставке Сергея Шнурова с молодым художником-брендреалистом, автором нашумевших значков по мотивам сказок Габдуллы Тукая, музыкантом и актером Радиком Мусиным лучшего антуража не сыскать.

Музыкант или художник?

Родился я в селе Бураево, Башкортстан. В детстве был болезненным мальчиком, часто лежал в больнице – и, как бы это абсурдно не звучало, именно там прошло становление меня, как личности, воспринимающей окружающую действительность как визуальный ряд. В больнице мы лежали вместе с мамой – и она, чтобы развлечь меня, рисовала на листочках картинки. Чаще всего это были тараканы, которые чувствовали себя весьма комфортно в условиях больничной стерильности.

Несмотря на детское увлечение рисованием, художником я стал совершенно случайно. Отучился 5 лет по классу фортепиано в музыкальной школе, и когда пришла пора поступать в училище собрался было вступить в мир эстрадной музыки. Однако мечты разбились о реальность – оказалось, что обучение моей светлости не входит в финансовые планы. Мне предложили попробовать себя в роли живописца.

Первый отбор я благополучно не прошел – не хватило профессионального мастерства: опыта построения композиции, практических навыков рисования. Проверялось это все достаточно просто – тебе давали задание нарисовать за день натюрморт. Решать композицию, определять свет, выбрать технику исполнения – все это было нелегко. Видимо, во мне все же что-то заметили, так как предложили остаться на год в качестве кандидата, оплачивая учебу самостоятельно. Этот год должен был показать чего я стою как художник, и стою ли вообще. Для меня этот год стал своего рода вызовом – я хотел доказать, что могу рисовать. Итогом стало мое зачисление на второй курс художественного училища.

Уфа сильна не только традициями изобразительного искусства. Каждый год проводятся различные республиканские, межрегиональные выставки для молодых, начинающих художников. Так уж вышло, что в городе жили и работали несколько виднейших представителей авангардизма, футуризма – Бурлюк, Нестеров. На благодатной почве выросло не одно поколение художников – в том числе и наши педагоги, которые в свою очередь делились секретами мастерства с нами. К примеру, именно в Уфе возникло творческое объединение “Чингисхан”, в котором участвовали башкирские художники-авангардисты Наиль Латфуллин и Василь Ханнанов.

Среди наших преподавателей были и такие, которые очень хорошо разбирались и интересовались современным искусством, поп-артом; рассказывали нам про Энди Уорхола, к примеру. Это все было безумно интересно.

Общение, тусовки важны для художников и вообще для творческих личностей. В век, когда не было интернета общение, обмен новостями, сплетнями, слухами о творческих достижениях, о нашумевших личностях в принципе проходил во время тусовок. Тусовка – своего рода предтеча соцсетей.

Мне тоже хочется таких художественно-культурных тусовок, хочется движения, хочется показать себя, эпатировать публику – все это свойственно людям искусства, людям с истероидным типом личности.

“Казань – город музыки, театра, но не изобразительного искусства”

Восхищаюсь Табрисом Яруллиным – мне кажется именно в их среде, среде татарской молодежи, татарского бомонда можно наблюдать подобие таких тусовок. “Мин татарча сөйләшәм”, рок-спектакль “Ку”, фестиваль “Печән базары – Сенной базар” – все это объединяет молодых представителей творчества. И это очень хорошо для Казани, для татар. Ну и для меня тоже. Именно на таких мероприятиях я познакомился с Нурбеком Батуллой, Юлдуз Миннулиной, Оскаром Юнусовым, Ильшатом Саетовым. Меня очень радует, что есть возможность не только рисовать, но и петь, играть музыку в Казани, на солидных площадках.

К сожалению, в Казани не хватает активности именно в художественной среде – художники есть, но они либо очень разрознены и живут и творят сами по себе, либо уезжают из города.

Несколько лет назад, обдумывая переезд из Уфы в другой город возникал вариант с Казанью – остановила полнейшая стагнация в сфере изобразительного искусства. Такое ощущение, что в городе практически никто не рисует, не проводит выставок, нет приличных галерей. Но, повторюсь, с театрально-музыкальной обстановкой, особенно в национальной среде все в порядке.

В плане жилья в итоге выбрал Москву – именно в свете коммерческой составляющей творчества. В столице банально проще заработать, продать картину, выйти на солидные галереи.

Шнуров, брендреализм, становление

Поработать над выставкой Сергея Шнурова “Ретроспектива брендреализма” было потрясающей возможностью. Меня выбрали в числе 3 человек из более чем 70 кандидатов. В процессе отбора мы представляли не только свои работы, свой стиль творчества, но и свое видение современного искусства. Как итог – 6 месяцев тяжелого труда, результатом которого стало подлинное эстетическое наслаждение.

Готовили мы “Ретроспективу брендреализма” вместе с Алексеем Роуманом и Виктором Поляковым. Продумывали концепцию, рисовали эскизы, воплощали эскизы в картины и арт-объекты. Однако душой и идейным вдохновителем всего это действа несомненно был Сергей Шнуров. Неподготовленному зрителю кажется, что раз художник не сам рисовал и готовил свои арт-объекты, значит и творцом он называться не может. Глубочайшее заблуждение! Сергей нас “подталкивал”, знакомил со своими друзьями, обеспечил всеми условиями для работы, брал на себя ответственность по выбору нужных эскизов и за итоговый вид арт-объекта. Без него всей этой выставки просто бы не было.

Концепция современного искусства такова, что художнику необязательно самому сотворить объект искусства. Общеизвестен пример Марселя Дюшана, в 1917 году купившего писсуар и провозгласившего его фонтаном, арт-объектом для выставки. Именно этото случай и стал фундаментом для возникновения современного искусства. Художник – не только тот, кто сотворил, но и тот, кто пропустил через себя любой предмет, выстроил концепцию и провозгласил данный объект предметом искусства.

Брендреализм придумал и обосновал Сергей Шнуров. Татарин ли ты или русский, мусульманин или православный, из деревни ли ты или из города – в современном мире все это не имеет определяющего значения. Сейчас сильны бренды. Ты – это то, что ты носишь, по чему ты разговариваешь, что ешь. В современном мире люди пойдут за сильными брендами. Чем сильнее бренд, чем он убедительнее, тем больше у него сторонников. Nike, Apple – тому подтверждение. Никто не знает разработчиков технологий Айфонов, но все знают Джобса – отца бренда.

У Сергея Шнурова потрясающее чутье на то, что будет актуальным завтра. Кроме того, у него зоркий глаз на талантов. Он умеет их найти, собрать вместе, направить.

«Ретроспектива брендреализма» помогает сориентироваться в дебрях брендов, шоу-бизнеса и маркетинговых уловок. Лично для меня процесс работы над выставкой стал откровением. До этого опыта считал себя безмерно крутым и всерьез полагал, что сделаю выставку на раз-два. Ан нет, не так я крут оказался, как себя считал. Хорошо, что ребята помогли сориентироваться в мире художественного менеджмента.

Сейчас стараюсь делать картины более сложными и простыми одновременно. Работаю над сюжетом, и упрощаю концепцию. Работает все это замечательно.

Татуировки и ислам

Еще одно мое увлечение – татуировки. Заинтересовался этим как-то спонтанно, но со временем втянулся, купил машинку, начал бить. Чтобы не испортить людям кожу, тренировался на себе. Татуировка – совершенно отдельный жанр. Тут нельзя ошибиться, неверный “штрих” уже не исправить: недостаточно сильно нажал на иглу – краска не легла, переборщил с усилием – под кожей расплылось пятно. Сейчас бью татуировки изредка – чтобы быть на хорошем уровне нужно заниматься этим целенаправленно, нельзя одновременно и хорошо рисовать, и хорошо бить татуировки.

Мама и бабушка целиком поддерживают мои интересы – и рисование, и татуировки, и мой образ с проколотым ухом. Хотя они и достаточно религиозны, но все же трезво смотрят и на религию, и на современный мир. Мне кажется ислам, как и другие религии, должен меняться соответствовать изменениям в мире. Иначе все это превратится в доматичную, устаревшую конструкцию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: