Cвязь между этим понятиями есть. Воспитание - процесс обучения молодого индивида культурным формам поведения. Эти формы поведения по сути являются чуждыми индивиду. Воспитание направлено на то, чтобы с одной стороны заменить инстинктивные формы удовлетворения потребностей социальными формами, то есть теми которые приняты в данной национальной культуре и в данной социальной прослойке, а с другой стороны создать новые потребности, которые по сути уже сами социальные и для которых в свою очередь также есть принятые формы поведения. Я исхожу из факта, что культура вещь необходимая и неизбежная. И любой индивид рождающийся в наше время определенно будет вынужден адаптироваться к тому, что ему придется обучаться жизни в том обществе куда он попал. Таким образом, мы имеем тот факт, что ребенок неизбежно подвергается принуждению. Но является ли это насилием? Как правило, если ребенок принимает правила игры без сильного сопротивления, то мы называем это воспитанием, если же ребенок возмущен и борется за свое видение и свои действия, то фактически он заявляет о том, что его границы нарушены и далее любое действие родителей становится насилием в их глазах, глазах окружающих, а то и глазах закона. Однако если задуматься, то почему в одних случаях ребенок принимает внешнее принуждение, а в других нет? Начнем с того, что взрослые всё же опытнее, они лучше осведомлены о потребностях и возможностях ребенка, а значит при желании они могут использовать так называемые хитрости воспитания - отвлечь, заинтересовать, опираясь на существующий интерес, манипулировать своим отношением, стимулировать предлагая вознаграждение, угрожать и т.д. Причем здесь нет хороших и плохих методов. Все они могут быть использованы во благо, а могут быть использованы во вред. В одни времена приняты одни способы воздействия, в другие времена правила меняются. Даже физические наказания по сути трудно разграничить, шлепок по попе - плохо, а шлепок по рукам? а встряхивание, дабы привести в чувство? - тут многие засомневаются. Хотя есть исследования, которые доказывают, что тряска детей, воспринимается ими более травматично (как психологически так и физиологически - страдают мозговые структуры) чем банально осуждаемый всеми шлепок по попе. Однако отсутствие физического насилия проблему не решает. Например, ребенок 6-7 лет который пишет "мама мыла раму" уже третий час. Или ребенок 4-5 лет который тянет шпагат через боль или повторяет сложный акробатический элемент 38-ой раз. При этом упомянутые дети иногда искреннее полагают, что это ОНИ хотят этого достичь. Тогда как налицо неадекватность планки поставленной ребенку и злоупотребление доверием и привязанностью, подавление воли ребенка и реализация своих грандиозных идей. Для меня граница в вопросе воспитание или насилие в следующих моментах: - анализ своих эмоций. Если есть злость и раздражение, значит воспитание отложено и пошла агрессия. Часто эта агрессия возникает не сразу, а в ответ на сопротивление ребенка, на свое бессилие, в любом случае, как только она возникла необходима остановка. - оценка актуальных возрастных возможностей ребенка. Самое простое это табличка из любой книжки по возрастной психологии, которая говорит, что дети в этом возрасте обычно могут делать, именно обычно и чаще всего, а не как Петя/Маша из соседнего подъезда. Одаренность конечно греет душу, однако не всегда соответствует реальности. Другая сторона медали если ребенок сильно отстает от возрастной нормы, то в 99% случаев это не имеет отношения к лени, а связано либо с задержкой психофизиологического развития, либо с педагогической запущенностью, в любом случае, методы коррекции должны быть специальными, а прессование лишь усугубляет ситуацию. - принятие неизбежности факта сопротивления ребенка и его учет, то есть поддержка и принятие личности ребенка, его чувств и переживаний, гибкость в выборе мотивации, средств и сроков достижения результата. При этом гибкость ни в коей мере, не означает отказ от намерений взрослого, она конечно усложняет работу, и иногда увеличивает время и не позволяет достигнуть всего и сразу, однако личность ребенка этого однозначно стоит. В заключении хочется отметить, что фактически проявление насилия к ребенку напрямую связано со зрелостью и осознанностью взрослого и его возможностей контроля за своим поведением. А поскольку таких приближенных к идеальным качествам взрослых крайне мало, по факту все дети в той и ли иной степени подвергаются насилию, в благородном деле социализации и культурного воспитания. Но, как ни крути, гуманизм все же проникает в наши умы и сердца и поэтому со временем наше общество все больше формирует нормы воспитания, избегающие насилия. Эти внешние рамки воспитывают уже нас взрослых, и оказывается, что наши возможности контроля своего поведения гораздо больше, чем нам кажется и чем на хочется. Если вы не хотите кричать на ребенка и бить его, просто не делайте этого. |