Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности социально-психологического направления «Психологическая азбука» разработана на основе программы развивающих занятий «Психологическая азбука» Т.А. Аржакаевой, И.В. Вачкова,
А.Х. Поповой (Москва. Издательство «Генезис»,2014 год), рекомендованной Федерацией психологов образования России для использования в образовательных учреждениях, и предназначена для учащихся 1-4 классов МБОУ «Вознесеновская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»
Данная программа соответствует
· требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
· требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
· программе формирования универсальных учебных действий;
· основной образовательной программе начального общего образования;
· плану внеурочной деятельности;
· примерной программе внеурочной деятельности.
Данная программа учитывает
· психолого-педагогические аспекты работы с детьми начального школьного возраста;
· достижения в области практической психологии.
Цели программы:
· развитие личности ребёнка, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности;
· достижение ими личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.
Задачи программы:
В 1 классе:
-помочь в адаптации к школьным условиям;
-познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии;
-учить методам и приёмам познания себя;
-познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека;
- познакомить детей с понятиями "чувства" и "эмоции"
-научить детей осознавать и называть собственные переживания;
-ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения.
Во 2 классе:
- развивать умение наблюдать и замечать, воспринимать и понимать смысл учебных задач;
- учить осознанию способов выполнения действий;
- развивать навыки самоконтроля, самооценки и рефлексии;
- развивать волевые качества, произвольность внимания, память, мышление;
- повышать уровень саморегуляции;
- развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация;
- способствовать дальнейшему развитию творческого воображения.
В 3 и 4 классах:
-знакомить с элементарными понятиями психологии общения;
- развивать навыки рефлексии, способности к самоанализу, умения отвечать за свои поступки на более высоком уровне;
-знакомство с правилами эффективного взаимодействия в общении и простейшими способами разрешения конфликтов;
-развитие навыков сотрудничества при решении разнообразных проблем в процессе обучения;
-обучение умениям эмоциональной саморегуляции в общении;
- формирование навыков эмпатии и сопереживания;
Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью. Содержание программы нацелено на интенсивное личностное развитие младшего школьника, профилактику дезадаптации к школьному обучению и социальной дезадаптации в обществе.
Новизна программы. При реализации данной программы психолог имеет возможность
-вести психологический мониторинг / оценку достижений планируемых школой в Основной образовательной программе НОО личностных и метапредметных образовательных результатов;
- совместно с учителем проектировать задачи формирования универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся;
-участвовать в формировании УУД у учащихся во внеурочной деятельности в соответствии с Программой формирования универсальных учебных действий;
-вести психологическое консультирование и просвещение родителей по актуальным вопросам образования детей с учётом результатов психологического мониторинга/ оценки достижений планируемых личностных и метапредметных образовательных результатов.
Значимость программы: решениезадач психолого-педагогического сопровождения реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в частности задачу формирования универсальных учебных действий, что имеет особое значение в развитии младшего школьника и пригодится в жизни.
Срок реализации данной программы 4 года.
Предполагаемые результаты.
Данная рабочая программа направлена надостижение учащимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Система мониторинга достижений учащихся складывается из оценок достиженийучащихся
· по результатам диагностики сформированности УУД (используются методики Психологического мониторинга уровня развития универсальных учебных действий обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования),
· по результатам диагностических заданий стартовой, промежуточных и итоговой работы.
Инструментарий для организации накопительной системы оценки включает в себя
· сводные таблицы сформированности УУД.
· детские работы.