Готическая «революция»: собор – новая система опор, сводов, арки; скульптура, витраж.




Готический стиль возник в XII в. во Франции (рис. 1 Реймсский собор), затем быстро перешел в Англию (рис. 2 Йорский собор), в ХIII в. был воспринят Германией (рис. 3 Кёлнский собор) и распространился по всей Европе.

Стрельчатая арка не составляет сущности готики, так как встречается и в романской архитектуре, но она имела декоративное значение, в готической же архитектуре-имеет конструктивное для свода. (рис. 4)

Стремясь создать грандиозные и легкие соборы, готические зодчие увеличивают устойчивость свод а и уменьшают боковое давление его массы. Ребра романского свода, представляющие только линию, были заменены сложенными из камня, не связанными с полями свода, ребрами, способными выдержать давление свода. Романская полукруглая дуга уступила место стрельчатой дуге, что влечет к изобретению опорных арок (аркбутанов), исключительно готических архитектурных частей. (рис. 5)

Аркбутаны, представлявшие вначале сплошную каменную кладку, стали потом прорезываться отверстиями в виде розеток, аркатур и узорчатых полос. (рис 6)

Большие пролеты корабля не устойчивы и для обеспечения прочности стен, воздвигался снаружи, ряд солидных устоев - контрфорсов, и от них перекидывались к стенам среднего корабля опорные арки (аркбутаны). Контрфорсы увенчивались обыкновенно тонкими остроконечными башенками, фиалами, состоящими из четырехугольного нижнего корпуса и пирамидообразного шлема. Ребра пирамид обсаживались крюками, украшениями в форме завернувшихся листьев, их вершину увенчивали флероны, состоящие из четырех крюков, расположенных крестообразно. (рис.6)

Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее — наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло. (рис. 7,8)

Скульптуры призваны сообщить пространству одухотворенность и придавать ему особый, религиозный смысл. Для готики характерно украшение зданий скульптурами пророков, ангелов, святых. Считается, что гаргульи служили символом защиты храма, отпугивающим грешников. Помимо скульптур и лепнины, в оформлении зданий готического стиля используют такие элементы декора, как ажурные шатры и порталы. Внутри строений расположены величественные колонны, являющиеся опорными элементами конструкции. Верхние части рядом стоящих колонн образовывают своеобразные шатры или своды, украшенные различными барельефами. (рис. 9,10)

Вопросы:

1. Как изменяется свод в готике?

2. Для чего служили контрфорсы?

3. Одно из основных направлений живописи в готике?

4. Какие скульптуры использовались для декора внешней отделки?

5. Каким символом служили гаргульи для храмов?

Подготовила студентка группы Ж/б-21о Клепач Валерия.

1 2

3 4

5 6 7

8 9 10

.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: