Инстинкты жизни и смерти как диалектические противоположности




Петрова Ирина Николаевна,

Акреева Екатерина Алексеевна

Инстинкты жизни и смерти как диалектические противоположности

Аннотация. В данной статье рассматриваются такие аспекты человеческого существования, как инстинкты жизни и смерти, то есть «либидо» и «мортидо». Теоретический обзор данных понятий в отечественной и зарубежной литературе позволил выявить закономерную связь между понятиями либидо и мортидо.

Ключевые слова: инстинкт, либидо, мортидо, диалектика.

 

В истории становления психологии и основанием её как самостоятельной науки З. Фрейдом, в различных научных источниках мы сталкиваемся с таким понятием, как «инстинкт жизни» или же «либидо». В целом, инстинкт можно охарактеризовать как движущую, мотивационную силу личности, биологический факторы, высвобождающий запасы психической энергии.

З. Фрейд изначально понимал либидо как проявления бессознательного, неосознанные сексуальные влечения и побуждения, оно обозначалось как сексуальное желание или половой инстинкт. Данный термин необходим для описания разнообразных проявлений сексуальности. З. Фрейд приравнивал либидо к Эросу Платона и определил его как энергию влечения ко всему тому, что охватывается словом «любовь»: половая любовь, себялюбие (нарциссизм), любовь к родителям и детям, всеобщее человеколюбие и т. д. В процессе дальнейшей разработки психоаналитической концепции либидо стало одним из центральных ее понятий.

К. Г. Юнг рассматривал либидо несколько отстраненно от сексуальности, по его мнению, либидо представляет собой витально-психическую энергию. Во всех психических феноменах – как сознаваемых, так и не сознаваемых субъектом – К. Г. Юнг видел проявления единой энергии либидо. При этом сам субъект переживает либидо как бессознательное стремление или желание.

При том, что основоположник психоанализа уделял много внимания теоретическим разработкам относительно характера инстинкта жизни, мы можем обнаружить сравнительно меньший объем информации относительно диаметрально противоположной категории человеческого существа: «инстинкта смерти» или же «мортидо». Данным вопросом более подробно занималась его ученица С. Шпильрейн, написавшая такую научную работу, как «Деструкция как причина становления», что положило начало углубленного изучения влечения человека к смерти. Именно она впервые ввела в классический психоанализ деструктивное понятие – инстинкт смерти.

На данном этапе развития психологической науки мортидо подразумевает стремление человека к разрушению. Оно несет в себе инстинкт смерти, который проявляется на разных уровнях – физическом, социальном, психологическом. Мортидо активируется, когда у личности нет возможности удовлетворить базовые биологические потребности (репродуктивная система, повышение статуса и тд). В этот момент происходит выброс энкефалинов, который приводит к появлению страха, депрессивного настроя, тоски.

С. Шпильрейн проводит параллель между желанием смерти и глубоко скрытым мазохизмом, считая, что тяга к деструкции собственной личности произрастает из глубинной тяги к смерти. В своей докторской диссертации она также обратила внимание на то, что осознанный распад личности и тяга к самоуничтожению может стать источником творческого и социального роста. Однако еще раньше независимо от С. Шпильрейн один из последователей З. Фрейда В. Штекель высказывал мнение, что в любых проявлениях повышенной тревожности присутствуют проявления инстинкта смерти, возникающего, по его мнению, как результат подавления сексуального инстинкта.

Э. Берн также говорит о том, что нельзя считать либидо и мортидо прямыми противоположностями, которые воюют друг с другом. Скорее они диалектические противоположности, взаимопроникающие друг в друга. В подтверждение своей позиции он приводит следующие примеры: в сфере земледелия через мортидо, а соответственно и разрушительную агрессию, вспахивается земля, но затем через либидо любовно взращивается урожай. Здесь созидание неотделимо от разрушения. Также подобное созидательное разрушение по Э. Берну может проявиться в профессиях шахтера, плотника, хирурга и пр.

Иными словами, в случае если человек в полной мере не может реализовать свои сексуальные потребности, творческий потенциал, позволить проявить энергию либидо, то эта невыраженная энергия трансформируется в саморазрушение, мортидо. Это проявляется в агрессивности человека по отношению к себе и окружающим, вспышками ярости, которые сменяются пассивностью и подавленностью.

Высокоразвитая личность способна сублимировать мортидо, направляя энергию в трансформационное русло. Так как энергия мортидо – это сила, несущая разрушительный характер, она связана с проживанием таких эмоций, как гнев раздражение, агрессия, а также стремлением разрушить все вокруг, то она может быть направлена на достижение поставленных целей, преодоление жизненных трудностей, сублимацию в великие дела, в некоторых случаях в творчество, то есть происходит создание чего-либо, вновь возвращается энергия либидо через общую сублимацию мортидо. При том нельзя забывать о том, что в случае недостаточной личностной развитости человека, энергия мортидо может быть направлена вовнутрь.

В психотерапии присутствует практика научения обращения клиентов с энергией мортидо путем проживания собственных эмоций, перенаправления ее в творческое русло. Арт-терапия занимает важное место в психологии. Мортидо – это энергия, которую проще всего выразить в виде образов, музыки, танца. Тогда не будет необходимости вымещать зло на других. Обращаясь к творчеству, человек перестает разрушать самого себя.

Таким образом, мы можем сказать, что четко прослеживается следующее: мортидо и либидо представляют собой диалектические противоположности, то есть противоположности, которые находятся в непрерывном взаимодействии, воздействуют друг на друга, одновременно взаимоисключают и взаимодополняют друг друга, не могут существовать один без другого. Отношения между ними всегда носят динамический характер. Они способны переходить одна в другую, меняться местами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: