Петрова Ирина Николаевна,
Акреева Екатерина Алексеевна
Инстинкты жизни и смерти как диалектические противоположности
Аннотация. В данной статье рассматриваются такие аспекты человеческого существования, как инстинкты жизни и смерти, то есть «либидо» и «мортидо». Теоретический обзор данных понятий в отечественной и зарубежной литературе позволил выявить закономерную связь между понятиями либидо и мортидо.
Ключевые слова: инстинкт, либидо, мортидо, диалектика.
В истории становления психологии и основанием её как самостоятельной науки З. Фрейдом, в различных научных источниках мы сталкиваемся с таким понятием, как «инстинкт жизни» или же «либидо». В целом, инстинкт можно охарактеризовать как движущую, мотивационную силу личности, биологический факторы, высвобождающий запасы психической энергии.
З. Фрейд изначально понимал либидо как проявления бессознательного, неосознанные сексуальные влечения и побуждения, оно обозначалось как сексуальное желание или половой инстинкт. Данный термин необходим для описания разнообразных проявлений сексуальности. З. Фрейд приравнивал либидо к Эросу Платона и определил его как энергию влечения ко всему тому, что охватывается словом «любовь»: половая любовь, себялюбие (нарциссизм), любовь к родителям и детям, всеобщее человеколюбие и т. д. В процессе дальнейшей разработки психоаналитической концепции либидо стало одним из центральных ее понятий.
К. Г. Юнг рассматривал либидо несколько отстраненно от сексуальности, по его мнению, либидо представляет собой витально-психическую энергию. Во всех психических феноменах – как сознаваемых, так и не сознаваемых субъектом – К. Г. Юнг видел проявления единой энергии либидо. При этом сам субъект переживает либидо как бессознательное стремление или желание.
|
При том, что основоположник психоанализа уделял много внимания теоретическим разработкам относительно характера инстинкта жизни, мы можем обнаружить сравнительно меньший объем информации относительно диаметрально противоположной категории человеческого существа: «инстинкта смерти» или же «мортидо». Данным вопросом более подробно занималась его ученица С. Шпильрейн, написавшая такую научную работу, как «Деструкция как причина становления», что положило начало углубленного изучения влечения человека к смерти. Именно она впервые ввела в классический психоанализ деструктивное понятие – инстинкт смерти.
На данном этапе развития психологической науки мортидо подразумевает стремление человека к разрушению. Оно несет в себе инстинкт смерти, который проявляется на разных уровнях – физическом, социальном, психологическом. Мортидо активируется, когда у личности нет возможности удовлетворить базовые биологические потребности (репродуктивная система, повышение статуса и тд). В этот момент происходит выброс энкефалинов, который приводит к появлению страха, депрессивного настроя, тоски.
С. Шпильрейн проводит параллель между желанием смерти и глубоко скрытым мазохизмом, считая, что тяга к деструкции собственной личности произрастает из глубинной тяги к смерти. В своей докторской диссертации она также обратила внимание на то, что осознанный распад личности и тяга к самоуничтожению может стать источником творческого и социального роста. Однако еще раньше независимо от С. Шпильрейн один из последователей З. Фрейда В. Штекель высказывал мнение, что в любых проявлениях повышенной тревожности присутствуют проявления инстинкта смерти, возникающего, по его мнению, как результат подавления сексуального инстинкта.
|
Э. Берн также говорит о том, что нельзя считать либидо и мортидо прямыми противоположностями, которые воюют друг с другом. Скорее они диалектические противоположности, взаимопроникающие друг в друга. В подтверждение своей позиции он приводит следующие примеры: в сфере земледелия через мортидо, а соответственно и разрушительную агрессию, вспахивается земля, но затем через либидо любовно взращивается урожай. Здесь созидание неотделимо от разрушения. Также подобное созидательное разрушение по Э. Берну может проявиться в профессиях шахтера, плотника, хирурга и пр.
Иными словами, в случае если человек в полной мере не может реализовать свои сексуальные потребности, творческий потенциал, позволить проявить энергию либидо, то эта невыраженная энергия трансформируется в саморазрушение, мортидо. Это проявляется в агрессивности человека по отношению к себе и окружающим, вспышками ярости, которые сменяются пассивностью и подавленностью.
Высокоразвитая личность способна сублимировать мортидо, направляя энергию в трансформационное русло. Так как энергия мортидо – это сила, несущая разрушительный характер, она связана с проживанием таких эмоций, как гнев раздражение, агрессия, а также стремлением разрушить все вокруг, то она может быть направлена на достижение поставленных целей, преодоление жизненных трудностей, сублимацию в великие дела, в некоторых случаях в творчество, то есть происходит создание чего-либо, вновь возвращается энергия либидо через общую сублимацию мортидо. При том нельзя забывать о том, что в случае недостаточной личностной развитости человека, энергия мортидо может быть направлена вовнутрь.
|
В психотерапии присутствует практика научения обращения клиентов с энергией мортидо путем проживания собственных эмоций, перенаправления ее в творческое русло. Арт-терапия занимает важное место в психологии. Мортидо – это энергия, которую проще всего выразить в виде образов, музыки, танца. Тогда не будет необходимости вымещать зло на других. Обращаясь к творчеству, человек перестает разрушать самого себя.
Таким образом, мы можем сказать, что четко прослеживается следующее: мортидо и либидо представляют собой диалектические противоположности, то есть противоположности, которые находятся в непрерывном взаимодействии, воздействуют друг на друга, одновременно взаимоисключают и взаимодополняют друг друга, не могут существовать один без другого. Отношения между ними всегда носят динамический характер. Они способны переходить одна в другую, меняться местами.